Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Прежде чем приступить к изучению курса «Организация научного исследования», внимательно ознакомьтесь с данным Учебно-методическим комплексом, который включает следующие разделы.

Учебная программа, из материалов которой Вы узнаете о целях и задачах данного курса, о времени, отводимом на его изучение, о содержании лекций по предмету и учебно-методическом обеспечении курса.

Рабочая программа позволит детально ознакомиться с содержанием лекционного курса и необходимыми приложениями, которые следует распечатать или перенести на свой домашний компьютер в электронном виде. В Приложениях даны материалы, позволяющие наглядно представить составляющие дипломной работы, которую Вам необходимо выполнить: 1) образец оформления титульного листа, который обязателен для всех, 2) составляющие части дипломной работы, 3) составляющие введения к дипломной работе, которое имеет строгие требования в оформлении, 4) образец оформления списка литературы и словарей, также имеющие строгие требования в оформлении, 5) образцы оформления ссылок на литературу в тексте дипломного сочинения, которые необходимы для того, чтобы избежать стилистических ошибок.

Список литературы состоит из четырёх частей: 1) учебная литература, 2) дополнительная научная литература, которая позволит более глубоко и разносторонне овладеть предметом, 3) словари и энциклопедии, которые по возможности полно отражают современное состояние русской лексикографии и помогут Вам сориентироваться в огромной массе словарей, необходимых любому лингвисту-исследователю, 4) научные, учебные и справочные сайты сети Интернет с указанием режима доступа, которые можно использовать для сбора фактического материала для дипломной работы, а также в поиске новейшей научной литературы по теме Вашего исследования.

Тексты лекций помогут Вам восполнить пробелы в Ваших записях во время аудиторных занятий. В конце прилагаются электронный носитель с текстами лекций и Учебно-мето-дического комплекса и печатный вариант учебного пособия по написанию студенческих научно-исследовательских работ, изданный в СГПА. Это учебное пособие находится в кабинетах 311 и 315 от лингвистических кафедр филологического факультета, а также в библиотеке СГПА.

Курс просеминариума представляет собой лекционный курс, который завершается зачётом. Зачёт выставляется на основании работы студента на аудиторных занятиях, а также при наличии прикрепления к одному из факультетских преподавателей для написания дипломной работы, которое должно быть осуществлено в течение пятого семестра, во время которого и читается данный курс.

Для более эффективной работы прикрепление и получение темы дипломной работы должно быть осуществлено в первую учебную неделю пятого семестра, чтобы можно было уже начать работу над дипломным сочинением, что позволит Вам более адекватно и целенаправленно воспринимать предмет и задавать преподавателю конкретные вопросы по Вашей теме, связанные с составлением плана работы над дипломным сочинением, сбором фактического материала, подбором библиографии по теме, получением необходимых методических указаний по работе в сети Интернет и библиотеке СГПА, по оформлению библиографии и текста дипломной работы, по ориентации в методах и приёмах лингвистических исследований и т.п.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ «ПРОСЕМИНАРИУМ:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ВВЕДЕНИЕ

  1. Организационные вопросы.

  2. Выбор научного направления.

  3. Специфика научного знания и научного исследования.

  4. Цели и задачи дипломной работы (ДР).

  5. Составляющие ДР.

  6. Этапы работы над дипломным сочинением.

  1. Организационные вопросы.

    • Предмет и задачи курса.

    • Папка с учебным комплексом по предмету в кабинете № 311 от кафедры теории и истории языка.

    • До конца изучения курса (18 часов) избрать направление исследований, прикрепиться к преподавателю и уточнить тему ДР. Записаться в деканате у зам. декана по научной работе проф. Линецкой Л.М.

    • На 4-ом и 5-ом курсах во втором семестре – предзащиты ДР и допуск к сдаче государственного экзамена.

  1. Выбор научного направления.

Перед обсуждение темы лекции хочу предложить Вам несколько цитат:

… по-настоящему переделать социальную жизнь можно лишь при свободе знанием, любовью к работе, страстью к делу. М. Горький

Ты равен тому, кого понимаешь. И. Гете. «Фауст».

Известно: научить невозможно, можно лишь научиться, имея перед собой критерий совершенства. Г. Шитян

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин.

Умение правильно поставить перед собой задачу, определить актуальную тему – дело непростое, требующее от исследователя высокой компетенции.

Уметь правильно поставить задачу – наполовину решить ее.

Для решения научной задачи необходимо:

  • быть любознательным,

  • уметь удивляться,

  • правильно поставить проблему,

  • рассмотреть историю развития темы,

  • составить план-график выполнения работы,

  • привлечь необходимые и достаточные методы исследования.

Вы избрали темой своих научных исследований – лингвистику, с чем Вас можно поздравить, ибо

  • Язык учит нас пониманию человека (Ролан Барт);

  • Человек может быть познан только через исследование произнесенного им слова (О.Н. Трубачев);

  • Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды (Вяч. Маркович Иллич-Свитыч);

  • Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают (Эдуард Сепир: США).

  1. Специфика научного знания и научного исследования.

Что такое наука? Словари дают несколько определений этого слова. Одно из них очень короткое, но, пожалуй, наиболее емкое: «Наука есть поиск законов природы». Под законом понимают любую допустимую (и обнаруженную!) связь явлений.

В развитии любой науки есть свои закономерности. Большинство из них проходят те же этапы взросления, что и человек: есть момент рождения, за ним следует период накопления и систематизации фактов, формируются научные школы, которые создают стройные теории, чтобы быть в свое время опровергнутыми новыми фактами. И затем от основного ствола науки отпочковываются новые направления и возникают новые научные отрасли.

Что такое научный подход? Это проведенная по определенному алгоритму серия наблюдений. И самое главное – это обобщение полученных данных, правильная трактовка результатов и нахождение точной формулировки найденной закономерности.

За этими сухими определениями скрывается самая интересная работа. Исследовать новое, подметить то, что до тебя никто не увидел, найти оригинальное объяснение привычному – разве это не величайшее удовольствие?

Наука воплощает в себе высшее проявление такого неотъемлемого свойства человеческой натуры, как любопытство.

Что такое научное знание?

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины.

Нильс Бор: «Истины бывают ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая». Ср.: «Многие принимают конец своего кругозора за конец света» – А. Шопенгауэр.

По своему генезису и способу функционирования знание является социальным феноменом: см. таблицу «Знание в кругу форм общественного сознания».

Формы общественного сознания


Философия –

способ познания, основы мировоззрения


мировоззренческая картина мира

Наука –

средство познания через открытие законов природы

научная картина мира

Мифология – наивное объяснение природных явлений, происхождения окружающего мира и человека


мифологическая картина мира

Религия –

вера в сверхъестественные силы, основы мировоззрения

религиоз- ная картина мира

Искусство –

образное познание

мира

и человека в мире

образная,

художественная картина мира


Знание фиксируется в форме знаков естественных и искусственных языков (метаязык науки).

Семиотические системы научного знания : научный стиль естественного национального языка, искусственные языки формул в математике, химии, физике, биологии, искусственные графические системы в технике и архитектуре, искусственные языки программирования.

Отношение знания к действительности носит многоуровневый и сложно опосредованный характер и развивается как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развития личности. Знание может быть донаучным, житейским, художественным, научным – эмпирическим и теоретическим.

Научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверных фактов, наука за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным – общее.

Т.о., наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Специфика научного знания:

  1. наличие разных точек зрения на явление;

  2. взаимосвязь с другими формами общественного сознания,

  3. наличие метаязыка,

  4. может быть эмпирическим и теоретическим.

  1. Цели и задачи ДР:

  • формирование творческих способностей,

  • привитие исследовательских навыков,

  • расширение научного кругозора,

  • привитие навыков публичного выступления,

  • выработка умений и навыков изложения своих наблюдений и исследований научным стилем речи.

  1. Составляющие ДР:

  • титульный лист (см. образец в разделе Приложения);

  • содержание (см. образец в разделе Приложения);

  • введение (см. раздел «Приложения»);

  • основная часть по главам и параграфам (первая глава – теоретическая с изложением истории вопроса и основных теоретических основ работы; последующие главы – практические с анализом языкового материала);

  • заключение;

  • список литературы (оформление см. в разделе Приложения);

  • список словарей и источников (если есть);

  • условные сокращения;

  • приложения (если есть).

Содержание, в котором указываются все составляющие дипломной работы в виде сложного плана с указанием страниц каждого раздела.

  1. Этапы работы над дипломным сочинением:

  • осмысление темы ДР;

  • накопление фактического материала;

  • формирование картотеки;

  • подбор и изучение литературы по теме;

  • оформление библиографии;

  • определение системы терминологии по теме;

  • описание фактического материала;

  • написание реферативной теоретической части;

  • написание введения и заключения;

  • оформление ДР;

  • подготовка защитного слова;

  • оппонирование и подготовка ответов на замечания оппонентов;

  • защита ДР.

ТЕМА № 1 «НАКОПЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ»

    1. Работа со словарями и текстовыми источниками.

    2. Наблюдения за живой разговорной и диалектной речью.

    3. Оформление карточек с языковым материалом. Формирование картотеки.

  1. Работа со словарями и текстовыми источниками.

Работа со словарями и текстовыми источниками предполагает использование двух методик: методики наблюдения и методики сплошной выборки.

В результате такой работы происходит накопление фактического (текстового, словарного, лексического, контекстного и т.д.) материала, оформление которого в письменном виде принято осуществлять на карточках, к оформлению которых предъявляются следующие требования:

  • размер карточки зависит от характера материала: от половины тетрадного листа до развернутого листа;

  • карточки оформляются с одной стороны листа !!!;

  • используются различные цвета: синий/черный – для основного текста; красный – для оформления заглавного слова, необходимых подчеркиваний наиболее важного материала, для дополнительных заметок; зеленый – «внимание !» для отметок о неясных местах, которые необходимо дополнительно изучить, расписать по словарям или справиться у преподавателя;

  • на карточке должно оставаться место для комментариев и заметок, которые обычно дописываются позже после черты под основным текстом;

  • карточки можно нумеровать для статистики;

  • для сокращения информации на карточках применяют условные сокращения и обозначения, которые расшифровываются на особой карточке; сокращения могут быть общепринятыми, заимствованными из научной литературы: Сл. Даля, МАС, БАС, Сл. Срезневского, СДРЯ, СРЯ XIXVII, СРЯ XVIII, САР, СО, СУ; СГ, ЛГ, ЭГ, КГ; НСВ, СВ; латинские сокращения для обозначения частей речи: N1, Adj, Num, Pron, Vf, Inf, Adv; стилистические пометы : разг., книжн., лит., диалектн., жарг., высок., поэтич.

Образцы оформления карточек см. ниже в таблице.

Оформление карточки со словарными материалами

ЛЕТО

Ср., самое теплое из четырех времен года; по календарю (астрономическое лето) от вступления Солнца в знак Рака, до вступления его в знак Весов, от 9 июня до 11 сентября, от равноденствия до солнцестояния <…>

Пройдет лето, и не это.

Летом молодица, а зимой вдовица? (Загадка – ладья).

По дважды в году лету не быть <…>

(Сл. Даля, II: 280 – 283)

Оформление карточки с текстовыми материалами

О, вещая моя печаль,

О, тихая моя свобода

И неживого небосвода

Всегда смеющийся хрусталь!

(ОМ 1992, I : 15. «Сусальным золотом горят…»)

Распространенное обращение.

Обращение к абстрактным понятиям.

Обращение-констатация.

  1. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

    Курсовая работа
    Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.

Другие похожие документы..