Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПРОСЕМИНАРИУМ:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  1. Сформировать у студентов исследовательские навыки.

  2. Пробудить у студентов-филологов интерес к лингвистическим исследованиям.

  3. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам.

  4. Познакомить с методикой написания дипломной работы.

  5. Познакомить с правилами оформления учебно-научных сочинений.

  6. Познакомить с этапами работы над дипломным сочинением.

  7. Расширить научно-методический кругозор студентов.

  8. Познакомить с общей методологией научных исследований.

  9. Познакомить с правилами библиографического поиска и оформления библиографии по теме дипломной работы.

  10. Познакомить с правилами работы с научной литературой.

  11. Познакомить с правилами сбора фактического материала и оформления соответствующих записей.

  12. Познакомить с основными приёмами работы в сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

наименование разделов

кол-во

часов

1

Введение:

1) Организационные вопросы.

2) Выбор научного направления.

3) Специфика научного знания и научного исследования.

4) Цели и задачи дипломной работы.

5) Составляющие дипломной работы.

6) Этапы работы над дипломным сочинением.

4 часа

2

Накопление фактического материала для ДР:

1) Работа со словарями и текстовыми источниками.

2) Наблюдения за живой разговорной и диалектной речью.

3) Оформление карточек с языковым материалом. Формирование картотеки.

2 часа

3

Подбор и изучение литературы по теме ДР:

1) Знакомство с возможностями библиотеки СГПА.

2) Оформление библиографических карточек и формирование библиографии по теме дипломной работы.

3) Оформление списка литературы в тексте дипломной работы.

4) Оформление ссылок на литературу в тексте дипломной работы.

2 часа

4

Работа с научной литературой:

1) Рациональные приёмы работы с научной литературой.

2) Оформление записей при чтении книги. Оформление конспектов. Реферирование. Аннотирование. Критический отзыв.

3) Цитирование и оформление цитат в тексте дипломной работы.

4) Приёмы работы в сети Интернет.

5) Научные, учебные и справочные сайты Интернет.

4 часа

5

Стилистика научного сочинения:

1) Стили литературного языка.

2) Особенности научного стиля.

3) Стилистическая правка и редактирование дипломной работы.

4) Научная письменная и устная речь. Требования к защитному слову и выступлению на защите дипломной работы.

4 часа

6

Методология языкознания:

1) Три типа методов научного знания.

2) Школы и методы современной лингвистики:

– логическое направление,

– сравнительно-историческое языкознание,

– психологическое направление,

– формальное направление,

– социологическое направление,

– структурализм,

– конструктивные методы,

– антропоцентрическая лингвистика,

– лингвосинергетика.

3) Методики и приёмы лингвистического анализа.

2 часа

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЯЗЫКА

СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ ЛИРИКИ

СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Дипломная работа по современному русскому литературному языку студентки 5-го курса отделения «Русский язык и литература» филологического факультета

Петровой Екатерины Семёновны

Научный руководитель:

доцент, к.ф.н. Сидорова Л.Т.

Стерлитамак 2008

2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

  1. Титульный лист (см. правила оформления и содержание на с. 10).

  1. Содержание, в котором указываются все составляющие дипломной работы в виде сложного плана с указанием страниц каждого раздела (см. пример ниже в таблице).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Проблемы изучения эпитетов в современной лингвистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

§ 1. Сущность понятия «эпитет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

§ 2. Типы эпитетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

§ 3. Функции эпитетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Глава 2. Особенности поэтического языка произведений С. Есенина . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Глава 3. Словарь эпитетов лирики С. Есенина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Список словарей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Список условных сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

  1. Введение, в котором содержится описание основных параметров ДР как научного исследования (составляющие введения подробно описаны в следующем приложении на с. 12).

  1. Основное содержание работы, которое как минимум состоит из двух глав (количество глав зависит от темы ДР и устанавливается научным руководителем совместно с автором ДР). В зависимости от способа изложения, главы в ДР могут быть поделены на части, параграфы или пункты.

Обычно первая глава ДР представляет собой теоретическое обоснование дальнейших исследований, содержит историю изучения той или иной проблемы и обоснование принятой в работе терминологии.

Вторая и последующие главы (если таковые имеются) представляют собой практическое описание результатов исследования в его последовательности.

Каждая глава должна содержать выводы.

5. Заключениесодержит основные выводы из проведенного исследования в соответствии с целями и задачами, заявленными во введении к ДР.

6. Список литературы, содержащий полные выходные данные для научных работ, которые упоминались или цитировались студентом в тексте ДР.

К оформлению списка литературы в научном исследовании предъявляются строгие требования, которые необходимо соблюдать: 1) список имеет алфавитный порядок; 2) если в списке содержится несколько работ одного автора, они располагаются по хронологии; 3) для журнальных статей, словарных статей и разделов монографий или учебников указываются: название журнала, учебника или монографии; для журналов указывается год издания, номер и страницы статьи. Образец см. ниже на с. 13.

  1. Список словарей, если фактический материал собирался по словарям или если в работе для анализа использовались данные нескольких словарей. Оформляется он так же, как и список литературы. Образец см на с. 13.

  1. Список условных сокращений, если таковые в работе применялись.

  1. Приложение или приложения, которые могут представлять собой алфавитные списки исследуемых в работе лексических, фразеологических или синтаксических единиц, текстовые фрагменты или тексты, иллюстрирующие некоторые положения или выводы работы; таблицы и схемы.

Общий объем ДР– 50 – 80 страниц набранного на компьютере (через полтора интервала, шрифт № 14) текста.

Объем приложения не входит в общее количество страниц.

Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см.,

правое поле – 1,5 см.,

левое поле – 3 см.

3. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВВЕДЕНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

  1. Актуальность темы исследования– указание на то, в рамках каких актуальных современных лингвистических исследований находится данная ДР.

  1. Объект исследования: указывается, какие именно языковые единицы будут рассмотрены в ДР: лексические, фразеологические, синтаксические, текстовые; обоснуется их выбор в качестве объекта исследования.

  1. Цели и задачи ДР.

  1. Методы исследования: обычно указывается метод, в рамках которого осуществляется исследование и перечисляются частные приемы анализа.

  1. Источники (лексического и др.) материала: это могут быть словари, тексты художественной литературы, тексты различных стилей современного русского литературного языка, памятники письменности, живая разговорная и диалектная речь.

  1. Теоретическая и практическая значимость исследования – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы дипломной работы.

  1. Содержание ДР краткие аннотации к главам и приложениям дипломной работы.

  1. Апробация работы– указание на то, где были использованы материалы данной ДР: в курсовой работе, в докладах на студенческих научных конференциях, в рефератах, в публикациях, в педагогической практике.

Объем введения – 2 – 4 страницы.

4. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ И СЛОВАРЕЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Автопортрет славянина. М.: Языки славянской культуры, 1999.

  2. Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат. – Режим доступа: http://ihtik. lib.ru/philosoph/ihtik_1664.2003.htm

  3. Алпатов В.М.Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к языку // ВЯ. 1993. № 3. С. 15 – 26.

  4. Алпатов В.М.Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования // ВЯ. 1998. № 6. С. 95 – 99.

  5. Апресян Ю.Д.Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Избр. тр. Т. 3. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки славянской культуры, 1995.

  6. Арутюнова Н.Д.Язык и мир человека. М.: Языки славянской культуры, 1999.

  7. Афанасьев А.Н.Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. М.: Художественная литература, 1995.

  8. Ахмед Мухаммед Салех. Объект изучения – языковая картина мира // Русский язык за рубежом. 1993. № 4. С. 69 – 73.

  9. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка, их личностная и национальная специфика: Автореф. дис. … докт. филол. наук. Воронеж, 1998.

  10. Берестов Г.И. О «новой реальности» языкознания // ФН. 1997. № 4. С. 15 – 25.

  11. Бродянский Д.Л.Человек. Культура. Общество: От рождения до порога цивилизаций. Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 1995.

  12. Брутян Г.А.Языковая картина мира и ее роль в познании // Методологические проблемы анализа языка. Ереван: Укитувчи, 1976. С. 78 – 89.

  13. Гудавичус А.Глубинный уровень отражения культуры в лексической семантике // Исследования по семантике (сопоставительно-типологический аспект): Межвуз. научн. сб. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1993. С. 15 – 25.

  14. Колесов В.В.Концепты культуры : образ – понятие – символ // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1992. Вып. 3. С. 25 – 30.

СПИСОК СЛОВАРЕЙ

  1. Даль – Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Русский язык, 1981.

  2. Ожегов – Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

  3. СА – Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Русский язык, 1985.

  4. СИС – Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989.

  5. СЛТ – Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Наука, 1966.

  6. СМ – Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986.

  7. СО – Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

  8. СРЯ – Словарь русского языка. В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А.Н. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1986.

  1. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ

    Курсовая работа
    Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ (реферат, курсовая и дипломная работы, тезисы) для студентов 2 – 5-го курсов филологического факультета / Составители: Сыров И.

Другие похожие документы..