Учебно-методический комплекс по дисциплине Автоматические тормоза вагонов (название)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе - директором РОАТ

«__25___»_____01_____ 2011 г.

Кафедра Нетяговый подвижной состав

(название кафедры)

Автор к.т.н., доцент Смагин Б.В., к.т.н., доцент Юдин В.А.

(ф.и.о.)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Автоматические тормоза вагонов

(название)

Специальность/направление 190302 "Вагоны" ( В )

(код, наименование специальности/направления)

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол № 2

«20» января 2011 г.

.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 4

«16» декабря 2010 г.

Москва 2011 г.

Авторы-составители:

Ф.и.о., ученая степень, ученое звание, должность

к.т.н., доцент Смагин Б.В., доцент, к.т.н., доцент Юдин В.А., доцент,

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Автоматические тормоза вагонов

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями основной образовательной программы по специальности

190302 "Вагоны"

(название специальности/направления)

Дисциплина входит в региональный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения

СОДЕРЖАНИЕ УМКД

1. Рабочая программа 4

2. Методические указания для студентов 19

2.1. Задание на курсовой проект 19

2.2. Методические указания к выполнению

курсового проекта 24

2.3. Методические указания к выполнению

лабораторных работ 49

3. Методические материалы для преподавателей 73

3.1.Конспект лекций 73

3.2. Список учебно-методической литературы 75

3.3. Раздаточный материал

4.Материлы текущего и итогового контроля

знаний студентов 77

4.1. Тестовые вопросы для защиты лабораторных работ 77

4.2. Перечень вопросов для контроля знаний 84

4.3. Экзаменационные билеты 90

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Выпускающая кафедра "НПС"

Проректором по учебно-методической работе - директором РОАТ

«__25___»_____01_________ 2011 г.

Кафедра Нетяговый подвижной состав

(название кафедры)

Автор к.т.н., доцент Смагин Б.В.

(ф.и.о.)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Автоматические тормоза вагонов

(название)

Специальность/направление: 190302 "Вагоны

(код, наименование специальности/направления)

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол № 2

«20» января 2011 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 4

«16» декабря 2010 г.

Москва 2010г.

Рабочая программа составлена на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера путей сообщения по специальности 190302 (В) (направление 657600 Подвижной состав железных дорог).

Составили - канд. техн. наук, доц. Смагин Б.В.,

- канд. техн. наук, доц. Юдин В.А.

---------------------

----------------------

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания дисциплины является изучение тормозного оборудования подвижного состава, от уровня развития и состояния которого непосредственно зависит пропускная и провозная способность магистральных железных дорог и безопасность движения поездов.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

2.1. Знать и уметь использовать:

устройство, действие, эксплуатацию, ремонт тормозных систем и приборов безопасности движения;

проектировать и проводить испытания тормозного оборудования, используя средства вычислительной техники, с соблюдением требований обеспечения безопасности движения, охраны окружающей среды;

оценивать техническое состояние тормозного оборудования подвижного состава в эксплуатации.

2.2. Владеть методами:

расчета тормозных систем, рациональной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тормозного оборудования.

3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙРАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Курс-5

Общая трудоёмкость дисциплины

Из учебного плана

170 ч

Аудиторные занятия:

Лекции

8 ч

Лабораторный практикум

16 ч

Самостоятельная работа:

101 ч

Курсовой проект

45 ч

Вид итогового контроля

Экзамен, зачёт

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п.п

Раздел дисциплины

Лекции,

час

Лабораторный практикум, час

1

Назначение и принципиальные схемы тормозов железнодорожного подвижного состава.

Тормозная сила железнодорожного подвижного состава.

Тормозные системы ж.д. подвижного состава. Основные части тормозного оборудования и их основные элементы.

4 ч

16 ч

2

Автоматическое регулирование тормозной силы в поезде.

Основные положения по тормозным расчётам.

4 ч

3

Ремонт тормозного оборудования.

Эксплуатация и содержание тормозов

Экспериментальные исследования автоматических тормозов подвижного состава

Самостоятельная работа студентов

Итого

8 ч

16 ч

4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1.

1.1. Назначение и принципиальные схемы

тормозов железнодорожного подвижного состава

Значение автоматических тормозов в управлении движением поездов, обеспечении безопасности движения и увеличении провозной способности железных дорог.

Основы построения, принципиальные схемы тормозных систем, задача дальнейшего совершенствования автоматических тормозов подвижного состава с учетом перспективных условий эксплуатации [1-4].

Раздел 2.

2.1 Тормозная сила железнодорожного подвижного состава

Способы гашения энергии подвижного состава, накопленной в процессе движения, классификация тормозных средств по способу гашения энергии. Источники тормозной силы и факторы, от которых они зависят. Расчет тормозной силы фрикционного тормоза с учетом факторов, ограничивающих ее величину. Коэффициент трения тормозных колодок, коэффициент сцепления. Ограничение тормозной силы по условиям сцепления колес с рельсами. Явление юза колеса, его механизм. Последствия юза, влияющие на безопасность движения.

Определение величины допустимого тормозного нажатия для колодочного, дискового и магниторельсового тормозов [1-4].

Раздел 3.

3.1 Тормозные системы железнодорожного подвижного состава.

Основные части тормозного оборудования и их основные элементы

3.1.1 Пневматическая часть тормоза

Принципиальные основные схемы тормозного оборудования, применяемые на отечественном и зарубежном подвижном составе.

Составные элементы и устройства пневматической части тормоза. Приборы и устройства питания, управления, торможения и воздухопроводы с арматурой. Действие пневматической части тормоза при различных взаимодействиях тормозных приборов (зарядка, торможение, отпуск). Специфика пневматического тормозного оборудования различных типов подвижного состава.

Требования к схемам тормозного оборудования по обеспечению безопасности движения [1-4, 10].

3.1.2 Механическая часть тормоза

Отечественные и зарубежные конструкции тормозных рычажных передач (ТРП). Анализ технического состояния ТРП подвижного состава. ТРП грузового и пассажирского вагонов. Особенности ТРП дискового тормоза. Методы расчета и проектирования рычажных механизмов тормоза. Качественные характеристики ТРП (передаточное число, КПД, выход штока тормозного цилиндра). Усилия, действующие на элементы ТРП при торможении. Факторы, влияющие на величину выхода штока тормозного цилиндра. Типы фрикционных узлов колодочного, дискового, магниторельсового тормозов. Физико-химические свойства пар трения. Параметрические и функциональные ограничения при выборе основных размеров элементов ТРП. Требования к ТРП по обеспечению безопасности движения поездов. Регулирования ТРП. Авторегуляторы: назначение, типы, особенности конструкции отечественных и зарубежных авторегуляторов [1-5,
9-10].

3.1.3 Электропневматический тормоз

Составные элементы (приборы и устройства питания, управления, торможения, линейные провода и арматура) их устройства и особенности в электропневматическом тормозе, применяемом на отечественном и зарубежном подвижном составе.

Принципиальные схемы электропневматического тормоза (ЭПТ), область применения ЭПТ в поездах с локомотивной тягой и мотор-вагонного подвижного состава. Замещение электропневматического торможения пневматическим в случаях возникновения неисправностей в электрической части. Мероприятия по устранению влияния ЭПТ на устойчивую работу электрических цепей автоблокировки. Определение напряжения источника питания ЭПТ для обеспечения стабильной работы тормозов при падении напряжения в цепях и действии помех от тяговых токов в рельсах. Преимущества ЭПТ перед пневматическим тормозом; перспективы его развития [1-4, 10].

3.1.4 Тормоза высокоскоростного подвижного состава

Виды и особенности тормозного оборудования высокоскоростного подвижного состава. Конструкции и расчет дисковых тормозов. Область применения дисковых тормозов.

Разновидности магниторельсовых тормозов (МРТ) по роду тока, конструкции башмаков, схемам подвешивания их на тележках, схемам питания и управления, расположению магнитного потока относительно рельса. Расчет тормозной силы МРТ при колебаниях напряжения источника питания и температуры нагрева башмака [1-4, 10].

Раздел 4

4.1 Автоматическое регулирование тормозной силы в поезде

Необходимость регулирования тормозной силы в условиях эксплуатации

Способы регулирования тормозного нажатия колодок в зависимости от скорости движения, степени загрузки вагонов и возникновения юза колесных пар. Автоматическое регулирование тормозной силы поезда, применяемое за рубежом.

Скоростные регуляторы нажатия тормозных колодок, их разновидности, устройство и принцип действия, область применения. Автоматические регуляторы режимов торможения вагонов их конструктивные особенности и принцип действия. Особенности установки и регулирования приводов авторежимов, их роль в обеспечении безопасности движения.

Противоюзные устройства, их типы, принципы действия, принципиальные схемы (пневматические-, электропневматические, электронные). Осевые датчики, реле давления, сбрасывающие клапаны, требования к противоюзным устройствам для обеспечения безопасности движения [1-4, 10].

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Железнодорожные станции и узлы (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению 190701 Организация перевозок и управление на
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая география и регионалистика (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности/основной образовательной программой по специальности 080105 Финансы и кредит,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Механическая часть вагонов» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент для общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для обучения / изучается по выбору / факультативный цикл (выбрать нужное).
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория локомотивной тяги» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Современный тепловоз является сложным энергетическим объектом, служащим для создания движущей силы на рельсах, что позволяет получить возможность создания такой транспортной системы как железная дорога.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общий курс транспорта (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению 190701 Организация перевозок и управление на
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общий курс транспорта (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению 190701 Организация перевозок и управление на
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность движения и автоматические тормоза (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина относится к числу специальных дисциплин, придающих профессиональную направленность подготовки студентов в железнодорожном вузе. Она связана с дисциплинами: сопротивление материалов, физика, гидравлика, высшая математика,
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конструирование и расчет вагонов» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Программа разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 190302 Вагоны
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Микропроцессорные информационно-управляющие системы и устройства (название)

    Учебно-методический комплекс
    Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 210700 "Автоматика, телемеханика

Другие похожие документы..