Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право зарубежных стран» Направление подготовки

2.8.Подготовка к экзамену, зачету

Главная цель ИОЗ (в форме зачёта или экзамена) - оценка знаний студента:

В ходе ИОЗ выясняются следующие качественные показатели:

-насколько глубоки и прочны знания студента,

-в какой степени студент научился творчески мыслить,

Чтобы успешно пройти ИОЗ, студент должен соответствующим образом подготовиться к ней.

Подготовка к ИОЗ состоит из трех этапов:

1. Выявление круга тем и вопросов, выносимых на ИОЗ, и подбор соответствующей учебно-справочной и специальной литературы.

2. Чтение и усвоение подобранной литературы, решение задач по темам.

3. Повторение прочитанного.

Первый этап. В ходе изучения предмета преподаватель указывает на соответствующую литературу и нормативный материал, в планах лекций и СВ он достаточно четко определяет круг вопросов, которые могут вынесены на экзамены. Поэтому первый этап подготовки к ИОЗ сложности не представляет. К тому же многие преподаватели специально знакомят студентов с выносимыми на ИОЗ вопросами. Тем не менее, на этом этапе нужно проявить максимум внимания, чтобы не оказаться в положении, когда о вынесенном на ИОЗ вопросе вы узнаете лишь из билета.

Второй этап. Прочтение и усвоение материала, а также решение задач по всем темам, предусмотренным программой дисциплины, - наиболее важная часть подготовки к ИОЗ. Студенты нередко говорят, что они несколько раз прочитали весь материал, а в итоге – «неуд.». Да, можно прочитать и десять раз и не знать предмета, если читать механически. Наоборот можно прочитать только один раз и успешно сдать экзамен, если читать осмысленно, стараясь понять и усвоить прочитанное. После прочтения параграфа учебника или иного источника полезно мысленно пройтись по нему еще раз, чтобы лучше усвоить и запомнить основные положения. При чтении части курса обязательно следует увязывать её с остальными частями, чтобы систематизировать материал всего курса и представить его в целостности. При чтении юридической литературы необходимо убедиться, что нормативный материал или руководящие разъяснения судебных органов, на которые дается ссылка, не устарели. Если подготовка ведется по конспекту, то полезно на полях тетради делать собственные заметки с указанием на основные моменты темы.

Третий этап. Без повторения всего прочитанного трудно рассчитывать на высокую, а то и на удовлетворительную оценку. Поэтому из отпущенных дней на подготовку по предмету необходимо определенную часть оставить на повторение. В среднем - это от половины до одного рабочего дня. Повторение нельзя понимать как прочтение заново. Повторяющий проверяет, насколько он усвоил и запомнил основное содержание вопроса. Повторение осуществляется путем просмотра итоговыхх вопросов. Если по прочтении вопроса вы можете воспроизвести основное содержание источников, способны решать относящиеся к нему задачи, то можете идти дальше. Если же усвоение вопроса вызывает сомнение, то без полного чтения текста вы просматриваете его или свои заметки на полях, мысленно повторяете материал, после чего идете дальше. Такое повторение (в зависимости от особенностей памяти) можно делать до трех раз. Если на первое повторение уйдет, например, 2-3 часа, то на второе и третье - не более 1-2 часов. Такая подготовка к ИОЗ исключает "провал" и опровергает бытующее у части студентов мнение, что ИОЗ - это лотерея.

И, наконец, следует знать, что на ИОЗ ответы должны быть полными, логически описанном без отвлекающих вступлений, ненужных подробностей и пояснений. Помните: главная задача экзаменатора - выявить уровень знаний студента. Поэтому, чем меньше "воды" в ответе, тем легче его оценить.

РАЗДЕЛ III

Учебно-методические материалы (УММ)

Учебно-методический комплекс (УМК) призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить.

В первую очередь студент должен осознать предназначение комплекса: его структуру, цели и задачи. Для этого он ознакомиться с преамбулой, оглавлением УМК, говоря иначе, осуществляет первичное знакомство с ним.

Далее студент внимательно изучает и осмысливает тот раздел, те задания, которые ему необходимо выполнить. При этот он должен ориентироваться на предложенные кратко сформулированные темы лекций, практических занятий, вопросы к ним, структуру задач и формул, которые содержаться в данном УМК.

Опорный конспект лекционного материала по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

Тема 1. Предмет, система и источники конституционного права в зарубежных странах.

Конституционное право как отрасль права. Наука и учебный курс конституционного права зарубежных стран. Сочетание изучения общих и специфических черт конституционного права разных национально-правовых систем. Понятие конституционного права, его сущность и назначение. Предмет конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовые отношения в зарубежных странах, их сущность, виды, характерные черты. Субъекты конституционно-правовых отношений, их классификация и особенности.

Сравнительно- и конкретно-правовой анализ конституционно-правовых норм и институтов отдельных стран. Исторический, функциональный, системный и статистический методы изучения институтов зарубежных государств.

Источники зарубежного государственного права. Конституция — основной источник государственного права. Конституционные, органические и обычные законы. Судебные прецеденты и решения органов конституционного надзора. Конституционные обычаи (конституционные соглашения, конвенционные нормы). Норма­тивные акты глав государств и правительств. Акты, издаваемые в порядке толкования законов. Парламентские регламенты. Доктринальные источники.

Система науки и учебного курса зарубежного государственного права. Значение изучения конституционного (государственного) права зарубежных стран.

Зарождение и развитие отечественной науки государственного права зарубежных стран. Основные направления современной зарубежной науки государственного права. Формально-юридическое направление и его методология. Социологическое направление и его методология. Политическая наука, ее специфические черты и методология. Особенности государственно-правовых школ США, Великобритании, Франции, ФРГ.

Тема 2. Конституция – основной источник права в зарубежных странах.

Общее и особенное в зарубежных конституциях. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Италия, Франция, ФРГ, Япония, Испания). Содержание конституций.

Соотношение конституций и действительности. Конституции фактические и юридические, фиктивные и нефиктивные.

Порядок принятия конституций. Учредительное собрание (конституции Италии и Индии). Учредительное собрание и последующее утверждение (Конституция США), правительство и референдум (Франция). Октроирование конституций (принятие конституции односторонним актом исполнительной власти) Другие методы принятия конституций. Оценка методов принятия и изменения конституций.

Виды конституций и их классификация. Конституции писаные (США, Индия, Франция, Италия, Мексика, Япония) и неписаные (Великобритания, Новая Зеландия), жесткие (США, Франция Япония, Индия)) и гибкие (Великобритания и Новая Зеландия). Конституции постоянные и временные. Реформы конституций в зарубежных странах. Конституционный надзор за законодательством и актами законодательной власти. Порядок формирования органов консти­туционного надзора в США, ФРГ, Италии, Индии, Франции Японии. Сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля (надзора). Различные формы осуществления конституционного контроля (надзора) и анализ юридической природы решений верховных судов США, Японии и конституционного суда Италии.

Тема 3. Основы общественного строя в зарубежных странах.

Понятие основ общественного строя как конституционно-правового института, общее и особенное в его правовой регламентации в отдельных зарубежных странах. Конституционное закрепление формы правления, поли­тического режима, государственного суверенитета, народовластия, верховенства права и закона, признания человека высшей цен­ностью, разделения властей, политического плюрализма, местного самоуправления.

Сущность государственного суверенитета, народо­властия, формы прямой (непосредственной) и представительной демократии.

При изучении основ конституционного строя уделите внима­ние общественным объединениям — политическим партиям, профессиональным союзам, женским, ветеранским организаци­ям, научным, техническим и культурно-просветительным, физ­культурно-спортивным добровольным обществам, творческим союзам, землячествам, фондам, ассамблеям.

Основы экономической организации общества в зарубежных странах. Множественность форм собствен­ности. Специфика разрешения этого вопроса в различных зарубежных странах, в частности, разное отно­шение к регламентации права собственности. Гарантии единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, государственная поддержка отечественного предпринимательст­ва, конкуренции, запрет монополизации. Социальный характер государства в зарубежных странах. Проведение социальных про­грамм; смягчение социальных катаклизмов, в том числе межна­циональных конфликтов; социальная защиту человека. Социальной защите особо уязвимых категорий населения.

Политическая система в зарубежных странах и духовно-культурные отношения.

Тема 4. Политические партии. Партийные системы зарубежных стран.

Партийные системы зарубежных государств. Многопартий­ность, ее причины.

Многопартийные системы и их разновидности (Франция, Ита­лия, ФРГ, Япония).

Двухпартийные системы и их разновидности (США, Вели­кобритания).

Функции политических партий. Партии и государственный аппарат. Политические партии и церковь. Институционализация политических партий. Возможность финансирования государ­ством политических партий.

Возрастание роли партий в политических системах зарубежных стран.

Основные виды организационных структур партий в некоторых зарубежных странах (Италия, Япония).

Тема 5. Формы правления и политико-территориального устройства. Разнообразие государственно-политических режимов в зарубежных странах.

Многообразие форм современных государств и его причины Формы правления.

Монархия — понятие и сущность. Основные признаки монархии. Роль монархии в развитых странах.

Парламентарная монархия и ее признаки. Общие черты и особенности монархии в Великобритании и Японии.

Дуалистическая монархия и ее признаки. Общие черты è особенности.

Республика — понятие и сущность. Признаки республиканской формы правления.

Президентская республика и ее признаки. Общие черты и особенности президентских республик (США, Мексика).

Парламентская республика и ее признаки. Общие черты è особенности парламентарных республик (Италия, Индия).

Смешанные формы правления (Франция по конституции 1958 года). Выборная монархия в Малайзии. Формы государственного устройства зарубежных стран. Государственное устройство, национальный и расовый вопрос. Унитарные государства. Правовое положение административно-территориальных единиц.

Централизованные государства (Франция). Формы контроля центральной власти над органами местного самоуправления.

Относительно децентрализованные унитарные государства (Ве­ликобритания). Особенности автономии в Италии.

Федерация — понятие, признаки, основные черты. Правовое положение субъекта федерации (штата, земли, провинции, кан­тона). Основные системы распределения компетенции между союзом и субъектами федерации. Исключительная компетенция союза и субъектов федерации (Канада). Исключительная компе­тенция союза и сфера конкурирующей компетенции союза и субъектов федерации (ФРГ, Австрия, Пакистан). Исключительная компетенция союза, исключительная компетенция субъектов федерации и сфера конкурирующей компетенции союза и субъек­тов федерации (Индия, Малайзия),

Юридическое и фактическое распределение компетенции между союзом и субъектами федерации.

Система органов власти и управления субъектов зарубежной федерации (губернаторы, правительства, законодательные соб­рания). Общие черты и основные особенности положения органов власти и управления субъектов федерации в США, ФРГ и Индии. Механизм контроля центральной власти над деятельностью органов власти и управления субъектов федерации. Основные тенденции развития современной федерации. Современные теории федерализма.

Автономия в зарубежных странах. Областная автономия в Италии. Автономия Аландских островов в Финляндии, автономия Гренландии и Фарерских островов в Дании. Автономные районы в Индии. Автономия в Испании.

Понятие политического режима.

Демократический вид политического режима — понятие, приз­наки, сущность. Различные формы и методы ограничения демо­кратии. Основные теории демократии.

Авторитарный вид политического режима — понятие, приз­наки. сущность. Виды авторитарных режимов.

Фашизм — понятие, сущность, причины появления. Характерные черты и признаки фашизации. Борьба демократически: слоев общества против фашизма. Общая тенденция к военно бюрократической централизации при фашизме. Отказ от федерализма, автономии и местного самоуправления.

Влияние изменений в политическом режиме на форму государства.

Упадок роли представительных учреждений и рост дискреционных полномочий правительств при авторитарных режимах Введение института пожизненного главы государства в фашистских странах (гитлеровская Германия, Испания).

Тема 6. Избирательное право и избирательная система в зарубежных странах.

Избирательное право. Источники избирательного права. Актив­ное и пассивное избирательное право. Абсентеизм.

Виды избирательных цензов. Возрастной ценз. Ценз оседлости. Ценз грамотности и образовательный ценз. Ценз пола. Иные ограничения избирательного права. Прямые и непрямые выборы. Куриальная система.

Организация и порядок проведения выборов. Избирательные округа. Нарушение принципа равного представительства. Цент­ральные и местные органы по проведению выборов, порядок их формирования, компетенция и роль. Регистрация избирателей и составление списков. Порядок выдвижения кандидатов. Праймериз. Избирательный залог. Голосование. Свободное и обяза­тельное голосование. Нарушение тайны голосования. Избиратель­ный бюллетень, машины для голосования. Понятие и виды избирательных систем.

  1. Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2010г.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
    Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (1)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (2)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 03) Конституционное право РФ (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» [Текст] / НФИ Кем.ГУ; Сост. Школяренко Е.А.-Новокузнецк, 2008.
  6. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 21 «Семейное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  7. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 14) Международное право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Международное право как учебная дисциплина имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в межгосударственном общении, так и
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. В. 03) Европейское право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция»

Другие похожие документы..