Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии

На правах рукописи

Мчедлова Мария Мирановна

МЕСТО РЕЛИГИИ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

23.00.02 Политические институты, процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора политических наук

Москва 2011

Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук

Институте социологии РАН

Научный консультант - доктор философских наук профессор

член- корреспондент РАН

Горшков Михаил Константинович

Официальные

оппоненты:

доктор философских наукпрофессор,

член-корреспондент РАН

Дмитриев Анатолий Васильевич

доктор политических наукпрофессор

Гаман-Голутвина Оксана Викторовна

доктор политических наукпрофессор

Соловьев Александр Иванович

Ведущая организация:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

факультет политологии

Защита состоится 29 июня 2011 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 002.011.03 при Учреждении Российской академии наук Институте социологии РАН, 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп.5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институте социологии РАН.

Автореферат разослан «___» мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Коломиец В. К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Современный мир находится в состоянии, где главным объяснительным императивом становятся происходящие широкомасштабные изменения, связанные с современными трансформациями, сменой ценностных ориентиров, мироощущений и рефлексий современности, характеризующие новое состояние социальности и политики, которые в совокупности можно охарактеризовать как глобальный социально-политический и социо-культурный сдвиг. Это потребовало необходимость видоизменения концептуально-понятийного поля и научного аппарата современных социально-политических теорий, требуя включения в анализ внешних, неэкономических факторов - культурных, религиозных, этнических, цивилизационных, социальных и антропологических характеристик общества.

В отличие от политической практики Модерна, в которое вплеталось нормативное понимание многих политических универсалий, в современности именно социально-культурные, религиозные, этнические и т.д. различия определяют познавательные координаты мира. Акцент на различиях привел к видоизменению референции понятия «цивилизация», перекрестив во многом предметные поля данного понятия и понятия «идентичности». И если Великая Французская революция привела к возникновению понятия цивилизации во множественном числе и с маленькой буквы, тем самым предопределив признание за различными обществами цивилизационного статуса и сыграв роль эпистемиологического предвестника признания культурного плюрализма, то нынешние качественные трансформации социального бытия, «текучесть современности», привели к повышению значимости цивилизационной устойчивости и критериев идентичности. Насколько и в каких формах религия, являющая одной из наиболее фундаментальных констант в иерархии идентичностей, помогает сохранять устойчивость в современном мире, координаты которого меняются так быстро, что даже « …указатели поставлены на колеса и имеют дурную привычку исчезать из вида, прежде чем вы успеете прочитать то, что на них написано, осмыслить прочитанное и поступить соответственно»1 является ключевым вопросом современных политических и управленческих практик. Включение подобных параметров в политическую ткань во многом фиксируют изменение политических стратегий и институтов, фундаментом и легитимацией которых выступают социокультурные и цивилизационные основания, различия и проявления. Не случайно концептуальные модели «столкновения цивилизаций» и «диалога цивилизаций» становятся дискурсивными основаниями объяснения и интерпретации политических событий и процессов, являются смысловой нагруженностью политической риторики, а религиозное измерение межкультурного диалога - институционализированной управленческой стратегией в поле публичной политики Европейского союза.

Новое «великое переселение» народов и религий, признание права на различия и религиозную самобытность, входящее в противоречие с политическим принципом светскости и традиционными моделями государственно-церковных отношений послужили отправной точкой для того, чтобы на социально-политическую авансцену выдвинулись проблема проявления религиозных традиций в политических координатах.Не случайно, все чаще речь идет о «кризисе светскости», «истощении светских идеологий», «реванше» религий. В политической плоскости обнажилась и высветилась неэффективность традиционных стратегий, инициировавшая поиски новых форм политического упорядочивания для культурного, религиозного и цивилизационного разнообразия. Не случайно, по мнению Н . Саркози, в числе наиболее значимых вызовов, которые повлияют на политическое развитие в ХХI веке, - экологический и религиозный.

Переосмысление роли религии в современном мире и религиозного фактора в современных объяснительных схемах мирового общественного развития связано как с отмеченными изменениями в социальной ткани, так и с видоизменением религиозного фактора как такового. Во многом это связано как с процессами модернизации, происходящими в некоторых структурных компонентах религии и соответственно с новациями в религиозном сознании, так и с ростом консервативных и фундаменталистских настроений, определяющих политическое поведение и политические процессы.

Изменения гносеологических и интерпретативных рамок теории секуляризации, связанных с отказом от линейности Просвещения и модернизационных теорий, с признанием принципа плюрализма, структурирующим все аспекты социальности, приводит и к иным смысловым нагруженностям религиозного фактора. Сознание своей принадлежности к секулярному обществу теперь уже не связано с уверенностью в том, что культурная и социальная модернизация может осуществляться только за счет уменьшения влияния религии на индивида и общество. В политическом дискурсе звучит идея, что значимость религиозного фактора, проявляющегося в различных обществах как высоко развитых - США, так и традиционных, показывает что « западноевропейский путь развития, специфический рационализм которого признавался некогда моделью для всего остального мира, представляется сегодня скорее исключением, чем правилом, то есть неким "девиантным маршрутом"2. Постоянно звучащие дискуссии и дебаты об интерпретации политического процесса сквозь призму религиозного фактора свидетельствуют как об особой актуальности и насущности данной проблемы, так и о кризисе универсального объяснительного инструментария и политических практик.

Особая острота и актуальность данной проблематики постоянно присутствует в общественном сознании, в теоретических построениях, создавая различные политические и идеологические прецеденты. Не случайно в последнее время все чаще звучат призывы от политических деятелей в Европе о необходимости возврата к ее христианским корням, поднимаются вопросы пересмотра некоторых положений с целью приспособления церковных канонов к новым веяниям (дискуссия о целибате или о реабилитации Мартина Лютера), драма в Коптской церкви 1 января 2011 в Египте и многие другие. Последнее событие вызвало революционные изменения в политических императивах Евросоюза, ранее избегавшей публичного включения религиозной проблематики в ее смыслополагающие аспекты3.

Многие политические проблемы приобретают социальный резонанс только вследствие наделения их религиозными смыслами, тогда как религиозные интенции становятся востребованными прежде всего в политическом пространстве. Не случайно именно эти две сферы – религия и политика, представляются смыслообразующими по всему современному миру, проникая в социальную ткань и структурируя поведение, образ мысли и способы рефлексии4. Во многом, сами понятия религии и религиозного фактора приобретают иное референтное звучание в политико-эпистемиологической проекции, определяя выбор критерия истинности как вектора политического, экономического и социкультурного развития общества. «Кроме всего прочего, существуют три взаимопересекающиеся феномена, создающие впечатление повсеместного "возрождения религии": миссионерская экспансия (a), фундаменталистская радикализация (b) и политическая инструментализация присущего религиям потенциала насилия (c)»5.

Актуализация воздействия религиозного фактора на политические процессы и институты проявляется в современной России со всей остротой, вследствие конвергентного эффекта общемировых тенденций и российских особенностей. Россия, чей политический modus vivendi основывается на поликонфессиональном цивилизационном основании, очень болезненно реагирует на актуализацию различий в религиозной сфере: с одной стороны, рост нетерпимости, мультипликация экстремистских политических практик, с другой - срабатывание исторического опыта конструктивного сосуществования различных конфессий, позволяющий пока избежать самых деструктивных сценариев.

Выбор политических и управленческих стратегий, основанных на разумном балансе учета современных изменений роли религиозного фактора в политике и конструктивного российского опыта мирного сосуществования конфессий, представляется приоритетной задачей государственной политики и определяет практическую значимость диссертационного исследования. Все вышесказанное объясняет актуальность поставленной проблематики, в частности в рамках поиска адекватных концептуальных и политико-управленческих стратегий и алгоритмов, а также предотвращения конфликтов и обеспечения социальной консолидации, механизмов адаптации общества и политических институтов к новым реалиям все более очевидных контуров новой социальности.

Степень научной разработанности проблемы.

Описание видоизменения религиозного фактора как основания политического процесса, цивилизационных координат интерпретации и выбора, связанных с ним оптимальных политических стратегий и практик, требует комплексного анализа рассматриваемых трендов. Одновременно необходима более широкая постановка данного вопроса, связанная с возможностям теоретической интерпретации политической реальности и эпистемиологических парадигм исследования современности. Выделим основные источники, наиболее релевантные в свете подхода данного диссертационного исследования.

Цивилизационная теория является в социальном знании одним из авторитетных научных подходов, позволяющих интерпретировать социально-политический процесс сквозь призму устойчивых характеритик. В эволюции цивизационного подхода прослеживается отнести Л.Февра, Ф.Бенетона, Ф.Броделя, А. Тойнби, О. Шпенглера, Ф.Броделя, М.Мосса,Ш.Айзенштата и др6. Теоретические и методологические перспективы цивилизационного подхода и диалога религиозных традиций в рамках междисциплинарности для исследования социальных и политический процессов предлагаются такими отечественными исследователями, как Б.С.Ерасовым, А.С.Ахиезером, М.П.Мчедловым, А.С.Панариным, И.В.Следзевским, И.И.Ионовым и др7. Для данного диссертационного исследования особую значимость имело рассмотрение цивилизационного подхода как одного из действенных инструментов анализа социально-политических процессов в их сопряжении с акцентацией социокультурных и религиозных различий в современной политике. В данной связи следует отметить работы Н.Кирабаева, Ю.Почты, А.С. Панарина, В. Л. Иноземцева А. Н. Чумакова, Лисеева И.К., С Фараха, П.Бергера, С.Хантнигтона и др.8 Среди междисциплинарных стоит выделить ряд исследований, посвященных технологиям межцивилиазционного взаимодействия и видоизмениям политического процесса9.

Пересечение цивилизационных и политических координат как в поле гуманитарной рефлексии, так и для анализа реальных политических процессов нашло отражение в работах Б.Г.Капустина, А.И.Соловьева, О.В.Гаман-Голутвиной, А.В.Логинова и др.10

Особо следует присутствие в гуманитарном поле междисциплинарных работ, посвященных концептуальным рамкам и эвристическим возможностям теории российской цивилизации, предлагающие цивилизационные координаты объяснения российского общества и интерпретации особенностей политического процесса Среди авторов следует выделить А.С.Ахиезера, И.В. Ильина, Б.М.Межуева, М.П.Мчедлова, И.Б. Орлову А.С.Панарина, Ю.Пивоварова, Шемякина Я.Г и др11. Следует выделить коллективные труды, посвященные данной проблематике12.

Анализу рассмотрения различных аспектов современности, актуализировавшей проблему кризисного состояния не только соцально-политической реальности, но и политической теории, а также кризису методологических координат социально-политического знания как такового и адекватных эпистемилогических парадигм посвящены работы И.Валлерстайна, У.Бека, З.Баумана, Д.Дана, Э.Тоффлера, А.Дерлугяна, И.В.Следзевского и др.13, Интерпретация включения в поле политического анализа анализа социокультурных и религиозных переменных представлена в работах Э.Паина14, А. Мак-Грю, Д. Хелда, новых политических импликациях пересечения социокультурного и религиозного фактора в современном обществе в работах С.Черняховскго, Р.Робертсона, Ф.Месснера и др. 15

Исследования идентичности как цивилизационной характеристики и как операционального и объяснительного концепта в современной политике представлен в работах Б.Бьюкиннена, С.Хантингтона, З. Баумана, Э. Гидденса, Ф. Фукуяма, М. Физерстоун, Л. М. Дробижевой, Е. Крестининой, В. В. Лапкина, О. Ю.Малиновой, И. С. Семененко, а также А. Берто, Ж. Т. Чекель и П. Ж. Катзенштайн, Б. Оливье и др.16 Особо следует новаторское в российской политологической науке исследование «Идентичность как предмет политического анализа». Социологические и политологические идентичности предлагаются М.К.Горшковым, Н.И.Лапиным, ВВ.Лапкиным, В.И.Пантиным и др.17

Исследования появления религиозного фактора в политике и различных аспектов религиозности отражены в трудах Ж.Т.Тощенко, В.И.Гараджи, М.П.Мчедлова, Д.Фурмана, Логинова А.В. А.А.Красикова, Лопаткина Р.А. Синелиной Ю.Ю., Н.Н.Поташинской, Е.Н.Руткевич, Яблокова И.Н.18

Видоизменение религиозного фактора в контексте видоизменения идентификационных параметров и переосмысления религиозных референций освещены в работах М. Орлова, Н. Н. Поташинской, О.В.Четвериковой, С.Лебедева, И.Каргиной и др.19. Среди зарубежных работ отметим исследования Ж.‑И. Кальвеза, П.Хилса, Ж.Казанова, П.Бергера, П. Капель, Б. Дюрье, Д. Сюро, Ж.-П. Виллиам и др.20.

Следует отметить коллективные монографию «Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания»21 и «Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах)»22.

Религиозный экстремизм23, религиозная толерантость24 и проблемы взаимодействия приверженцев различных конфессий и политического оформления сосуществования приверженцев различных конфессий представлены в многочисленных исследованиях российских и зарубежных аторов.Основные принципы стратегии межкультурного диалога были зафиксированы в изданной в 2006 г. «Белой книге по межкультурному и межрелигиозному диалогу Совета Европы»25. Особого внимания заслуживает издание Совета Европы «Боги в городе»26, посвященное стратегиям и принципам реализации межкультурного и межрелигиозного диалога на локальном уровне.

  1. Политическая субъектность Республики Казахстан в контексте деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Диссертация
    Защита состоится 9 июля 2009 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.
  2. Роль религиозного фактора в политике обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 августа 2010 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д.14.21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук и доктора политических наук по специальностям 09.
  3. Влияние информации на формирование этнополитического сознания россиян (региональный аспект) 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 19 декабря 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.005.01 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  4. Национальная идентичность как условие сохранения и позиционирования казахстанского общества в глобализирующемся мире 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 25 ноября 2010 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.20.03. при Евразийском национальном университете им. Л.Н.
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии (политические науки)

    Программа
    В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению – Политология и паспортами научных специальностей, разработанных экспертными советами ВАК комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом
  6. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре политологии факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
  7. Институциональное развитие местного самоуправления в российской федерации 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2 марта 2011 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 002.011.03 при Учреждении Российской академии наук Институте социологии РАН, 117218, Москва, ул.
  8. Политизация ислама как фактор современного политического процесса (на материалах северного кавказа)

    Документ
    Защита диссертации состоится «14» мая 2010 года в 1500 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.101.11 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  9. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.

Другие похожие документы..