А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф

А.В. ИГНАТЬЕВА М.М. МАКСИМЦОВ

исследование систем управления

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям «Государственное

и муниципальное управление» и «Менеджмент»

юн и т и

UNITY

Москва • 2000

УДК 65.012.3(075.8) ВБК 65.050,2я73 И26

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф- Д.М. Дайитбегов

Рецензенты:

кафедра жономических информационных систем и информационных

технологий Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

(зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. В.П. Божко);

д-р. экон. наук, проф. С.А. Валуев

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Игнатьева А.В., Максимцов М.М.

И26 Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с. ISBN 5-238-00213-0.

Рассматриваются методы исследования систем управления, их классификация и сущность; практическое применение для анали­за целей, функций, структур, процедур принятия решений; про­цессы организации исследования систем управления; вопросы проектирования систем управления.

Для студентов экономических специальностей и аспирантов, а также преподавателей, ведущих курсы в области управления.

ББК 65.050.2*73

ISBN 5-238-00213-0 © А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. 2000

© 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2000. Воспроизведение всей книга или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Введение

Экономическая стабильность организации, ее вы­живаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непре­рывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществ­ляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, опреде­ляющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

• рынок сбыта производимой или продаваемой про­дукции и вида услуг;

• рынок поставщика или рынок потребителя исход­ных материалов, энергии, товаров и услуг;

• финансовый рынок;

• рынок труда;

• окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изме­нениям. В постоянном стремлении поддерживать соот­ветствие организации условиям внешней среды заключа­ется принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непре­рывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производст­ва и общества управление должно находиться в состоя­нии непрерывного развития, которое сегодня невозмож­но обеспечить без исследования тенденций и возможно­стей, без выбора альтернатив и направлений развития.

ния функций управления и способов принятия управ­ленческих решений.

Развитие и совершенствование предприятия базиру­ется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования сис­тем управления.

Дисциплина «Исследование систем управления» за­нимает важное место в Государственном стандарте по специальности «Менеджмент». Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью построе­ния таких организаций (предприятий, производствен­ных объединений, корпораций, отдельных фирм), ко­торые обеспечат выпуск высококачественной продук­ции (или услуги) в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследова­ний невозможно. Особую роль здесь играют исследова­ния систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая стати­стика, логика, теория множеств и др.

Цель данного учебного пособия в том, чтобы пока­зать, как можно проводить исследования системы управ­ления на основе изучения всех ее характеристик: целей, функций, управленческих решений и структуры управ­ления. Изучение таких характеристик позволяет познать и оценить сущность и тенденции развития системы управления любой организации, предвидеть ее возмож­ности и перспективы, своевременно и оперативно ее со­вершенствовать.

Учебное пособие предназначено для студентов, обу­чающихся по специальности «Менеджмент», «Государст­венное и муниципальное управление», а также специа­листов, занимающихся вопросами исследования и про­ектирования систем управления.

Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

в обладать высокой гибкостью производства, позво­ляющей быстро менять ассортимент изделий (ус­луг). Это обусловлено тем. что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие из­делий и объем выпуска разовых партий — больше;

« быть адекватной сложной технологии производст­ва, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

* учитывать серьезную конкуренцию на рынке това­ров (услуг), в корне изменившую отношение к ка­честву продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

*? учитывать требования к уровню качества обслужи­вания потребителей и времени выполнения дого­воров, которые стали слишком высокими для тра­диционных производственных систем и механиз­мов принятия управленческих решений;

« учитывать изменение структуры издержек произ­водства;

* принимать во внимание необходимость учета не­определенности внешней среды.

Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.

Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенст­вования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повыше­ния уровня надежности и т.д. Организационное со­вершенствование системы (ее подсистем или элемен­тов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это. в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного измене-

глава 1. Роль исследования в развитии организации

1.1. Система управления как объект, исследования

В современном менеджменте рассматривается мно­жество самых разных организаций, которые представля­ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре­деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ­водственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для удовлетворения разнооб­разных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет большое значение при рас­смотрении организации как объекта управления. Множе­ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе­циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе­чивающие эффективную совместную деятельность работ­ников всех структурных подразделений.

Любая организация, вне зависимости от ее конкрет­ного назначения, может быть описана с помощью ряд3 параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирова-

ния, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация имеет конкретную систему управ­ления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения харак­теристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубоко­му пониманию характеристик изучаемой системы и про­цесса функционирования организации как системы.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках пред­приятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Сле­довательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляе­мой системы может рассматриваться организация лю­бого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдель­ные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.

Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и пе­реработки информации с целью получения максималь­ного конечного результата при определенных ограниче­ниях (наличия ресурсов, например).

Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. На­пример, производственная система, система матери­ально-технического снабжения, система сбыта, раз­личные обеспечивающие и обслуживающие системы. Почему? Прежде всего потому, что любой объект мы Рассматриваем с точки зрения кибернетики и тем са­мым пытаемся понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует и в этом смысле

рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие как систему.

Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при по­строении реачьной системы управления.

В настоящее время можно выделить, по крайней ме­ре, пять типов системных представлений: микроскопи­ческое, функциональное, макроскопическое, иерархиче­ское и процессуальное.

Каждое из указанных представлений системы отра­жает определенную группу ее характеристик.

Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае про­ектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Под функциональным представлением системы пони­мается совокупность действий (функций), которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы.

Макроскопическое представление характеризует систе­му как единое целое, находящееся в «системном окру­жении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена мно­жеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокуп­ность подсистем, связанных иерархически.

И, наконец, процессуальное представление характери­зует состояние системы во времени.

  1. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф (4)

    Закон
    М.М. Рассолов, О.Н. Горбунова, Е.Ф. Жуков, М.В. Малинкович, О.В. Староверова, Н.А. Куфакова, И.М. Рассолов, Н.М. Артёмов, А. В. Печникова, А.Д. Селюков, Е.
  2. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф (1)

    Документ
    История – обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать
  3. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф (2)

    Список учебников
    История – обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать
  4. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф (5)

    Список учебников
    История – обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать
  5. В. Н. Лавриненко Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ректор акад. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д. М. Дайнтбегов

    Документ
    В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Ю.И. Зельников, В.И. Колядко, Н.П. Менькин, Э.В. Островский, Л.М. Путилова, Л.Г. Титова. Л.И. Чернышева, В.
  6. Председатель Научно-методического совета проф

    Документ
    Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.
  7. Учебник психология и этика делового общения (1)

    Список учебников
    Одна из основных задач современного руководителя — решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
  8. Учебник психология и этика делового общения (2)

    Список учебников
    Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, техни­ческие или организационных проблем, а на решение психологи­ческие задач, возникающих в процессе общения с подчиненны­ми,
  9. Ю. А. Бабаева Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

    Список учебников
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям

Другие похожие документы..