Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания Направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. Г. БЕЛИНСКОГО

Принято

на заседании Ученого совета

факультета русского языка и литературы

Протокол заседания № ____

от «_____» ________________2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________ Ю.А. Мазей

«_____» ___________________ 2011 г.

Декан

факультета ___________________А.Н. Иванов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методика обучения и воспитания

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки «Физкультурное образование»

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения очная

Пенза – 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания и развития обучающихся и способных к успешной реализации процесса литературного образования в школе; 2) вооружение будущих бакалавров основами культурно-просветительской деятельности в сфере литературы и искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Методика обучения и воспитания (литература)» относится к базовой части профессиональногоцикла.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части гуманитарного, математического и профессиональногоциклов: «История», «Философия», «Информационные технологии», «Педагогика», «Психология», а также дисциплин вариативной части профессиональногоцикла: «Фольклор», «Детская литература», «Теория литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Педагогическая риторика».

В результате изучения предшествующих дисциплин обучающиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями, быть готовым к освоению новой дисциплины. К числу необходимых «входных» знаний и умений следует отнести следующие: знания основных закономерностей историко-культурного развития человека и общества, основных философских категорий и умения анализировать философские проблемы; знания основ современных технологий работы с информацией и умения использовать их; знания способов организации и воспитания в сфере образования и умения использовать их в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; знания произведений фольклора как феномена национально-духовной культуры народа и умения интерпретировать их; знания особенностей развития мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и умения анализировать и интерпретировать художественные произведения с учетом их родожанровой специфики.

Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Код компе-тенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

1

2

3

ОК-1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знать: основы современных технологий сбора, обработки и представления информации

Уметь: осознавать потребность в информации; определять, каким образом можно восполнить пробел в информации; конструировать стратегии обнаружения информации; искать и получать доступ к информации; синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;использовать современные информационно-коммуникативные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбо-

1

2

3

ра, обработки и анализа информации

Владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); навыками сравнения и оценивания информации, полученной из разных источников; способами организации, применения и передачи информации различными способами в соответствии с существующей ситуацией

ОК-6

Способен логически верно строить письменную речь

Знать: виды и жанры речевых высказываний

Уметь: ориентироваться в современных методических подходах к речевому развитию обучающихся; создавать собственные письменные речевые высказывания профессионального характера в разных жанрах

Владеть: эффективными методами и приемами создания речевых высказываний разных жанров

ОК-9

Способен работать в глобальных компьютерных сетях

Знать: основные образовательные порталы и сайты; основные социальные сети, в которых возможно создание читательских сообществ обучающихся

Уметь: ориентироваться в глобальных компьютерных сетях; осуществлять поиск документов/информации на основных образовательных порталах и сайтах; использовать глобальные компьютерные сети для мониторинга и руководства кругом чтения

Владеть: базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты

ОК-16

Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики

Знать: законы создания и произнесения публичной речи, основные требования к проведению дискуссии

Уметь: выделять актуальные для профессиональных дискуссий темы; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях

Владеть: навыками аргументации заявленной позиции, этикетными формулами ее выражения;

технологиями «дебаты», «круглый стол»

ОПК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере литературного образования

Уметь: участвовать в общественно-профессио-нальных дискуссиях

Владеть: способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономи-ческого и культурного развития страны

ОПК-2

Способен использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социаль- ных, экономических наук при

Знать: методологию педагогических исследований сложных проблем образования (обучения, воспитания, социализации

Уметь: анализировать мировоззренческие, соци-

1

2

3

решении социальных и профессиональных задач

ально и личностно значимые философские проблемы; определять теоретические основы, на которых базируются педагогические концепции; создавать концепцию собственной профессиональной деятельности

Владеть: технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний

навыками анализа педагогических/методиче-ских теорий и концепций

ОПК-3

Владеет основами речевой профессиональной культуры

Знать: средства коммуникации в профессиональной и речевой деятельности; основы речевой деятельности, условия, законы и способы организации педагогического дискурса

Уметь: использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности

Владеть: коммуникативными качествами речи, обеспечивающими достижение влиятельности высказывания, его действенности, эмоционального отклика; навыками профессионального речевого поведения

ОПК-4

Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

Знать: содержание преподаваемого предмета; методику анализа и интерпретации художественных произведений с учетом их родо-жанро- вой специфики в условиях школьного урока на разных этапах и уровнях обучения литературе

Уметь: системно анализировать и выбирать образовательные концепции; давать самоанализ собственной профессиональной деятельности и/или ее отдельных аспектов; намечать пути устранения выявленных ошибок/недочетов

Владеть: навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; способами анализа и выбора своей образовательной траектории

ОПК-6

Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

Знать: основные жанры профессиональных текстов и законы их композиции; грамотно отбирать, структурировать и презентовать профессионально и/или социально значимую информацию

Уметь: создавать тексты профессионального характера в различных жанрах, находить и отбирать материалы к ним

Владеть: навыками создания и редактирования текстов профессионального характера

ПК- 1

Способен реализовывать учеб-ные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

Знать: теории и технологии обучения и воспитания ребенка в процессе литературного образования, сопровождения субъектов педагогического процесса, вариативные учебные программы по литературе

Уметь: ориентироваться в современных концеп-

1

2

3

циях литературного образования; выбирать из нескольких вариативных учебных программ аде-кватную образовательным запросам обучающихся; проектировать и реализовывать программы элективных курсов с использованием последних достижений литературоведческой, педагогической и методической наук

Владеть: способами ориентации в подходах к решению проблем литературного образования; способами профессионального самопознания и саморазвития

ПК- 2

Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

Знать: закономерности литературного развития обучающихся и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; различные классификации методов обучения литературе, условия и целесообразность их применения, формы и структуры уроков литературы, а также альтернативные формы урочной деятельности

Уметь: проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного литературного развития личности; строить уроки литературы в аспекте той или иной технологии, выбирать эффективные стратегии построения учебной деятельностиобучающихся

Владеть: способами проектной и инновационной деятельности в образовании; навыками внедрения той или иной технологии и оценивания ее эффективности

ПК- 3

Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

Знать: способы психологического и педагогического изучения обучающихся; современные средства оценивания результатов обучения, используемые при различных процедурах контроля, проведении ГИА и ЕГЭ по литературе

Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач

Владеть: способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; разными формами контроля деятельности обучающихся

ПК- 4

Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательно-го процесса

Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; основные стратегии интерактивного чтения

Уметь: использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов; ориентироваться в профессиональных источниках информации; выстраивать процесс чтения профессиональных

1

2

3

текстов как интерактивный

Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; методиками обучения чтению текстов разных видов; интерактивными стратегиями чтения текстов

ПК-6

Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

Знать: способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; разные формы организации деятельности обучающихся (работа в малых группах, в парах и др.); способы руководства деятельностью обучающихся как непосредственные, так и скрытые

Уметь: осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений

Владеть: различными способами вербальной и невербальной коммуникации; современными инновационными технологиями обучения, выстроенными на базе технологии «обучение в сотрудничестве»

ПК-8

Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий

Знать: основы просветительской деятельности

Уметь: вычленять проблемы культурно-просве-тительского характера в области литературы и искусства; выбирать эффективные информационно-коммуникативные технологии для реализации культурно-просветительских программ

Владеть: навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения

ПК-9

Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветитель-ской деятельности

Знать: направления, формы и методы взаимодействия с участниками культурно-просвети-тельского процесса

Уметь: проектировать внеклассные мероприятия по литературе в сотрудничестве с представителями культуры региона;

Владеть: способами профессионального взаимодействия с участниками культурно-просвети-тельской деятельности

ПК-10

Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности

Знать: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности в области литературы и искусства

Уметь: анализировать значимые проблемы отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности

Владеть: способами творческого переосмысления/трансформации отечественного и зарубежного опыта культурно-просветительской деятельности в сфере литературы и искусства в соответствии реальными условиями

ПК-11

Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образова-

Знать: основы просветительской деятельности, возможности своего региона для организации культурно-просветительской деятельности

1

2

3

тельной среды для организации культурно-просветительской деятельности

Уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации

Владеть: способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны

ВПК-1

Решение задач воспитания средствами учебного предмета

Знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; основные принципы, методы и приемы воспитания обучающихся с учетом специфики предметных знаний филологии; принципы, формы и виды организации классной и внеклассной деятельности обучающихся по предмету

Уметь: выстраивать профессиональное взаимодействие с обучающимися в процессе работы над художественным текстом как совместную деятельность по поиску смыслов; формировать ценностные ориентации учащихся в процессе литературного образования

Владеть: эффективными видами и формами организации и проведения классной и внеклассной деятельности по литературе

    1. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки

      Рабочая программа
      Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
    2. Рабочая программа дисциплины Социальная работа с молодежью Направление подготовки

      Рабочая программа
      формирование целостного представления молодежи как особой социальной группе, об правовых, организационных основах и формах социальной работы с молодежью;
    3. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавров Армавирской государственной педагогической академии (1)

      Рабочая программа
      Преобразования, затронувшие всю систему высшего образования, не обошли стороной кафедры физической культуры. В первую очередь изменения коснулись направленности учебного процесса, разработки принципиально новых теоретико-методологических
    4. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавров Армавирской государственной педагогической академии (2)

      Рабочая программа
      Преобразования, затронувшие всю систему высшего образования, не обошли стороной кафедры физической культуры. В первую очередь изменения коснулись направленности учебного процесса, разработки принципиально новых теоретико-методологических
    5. Рабочая программа дисциплины физическая культура рекомендуется для направления подготовки специальности 035700 лингвистика

      Рабочая программа
      Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
    6. Рабочая программа дисциплины методика обучения русскому языку и чтению 050100 Педагогическое образование

      Рабочая программа
      Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра направления 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»
    7. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Рекомендуется для направления подготовки специальности 100400 туризм

      Рабочая программа
      Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
    8. Рабочая программа дисциплины информационные технологии в приборостроении направление подготовки: 200100 «Приборостроение» (1)

      Рабочая программа
      Дисциплина «Информационные технологии в приборостроении» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по направлению 200100 – «Приборостроение».
    9. Рабочая программа дисциплины информационные технологии в приборостроении направление подготовки: 200100 «Приборостроение» (2)

      Рабочая программа
      получение знаний принципов применения компьютерных технологий, позволяющих осуществлять целенаправленный синтез схем и конструкций приборов и систем, а также их оптимизацию;

    Другие похожие документы..