Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания Направление подготовки

_________________________________

Вопросы к дифференцированному зачету (5 семестр)

1. Методическая деятельность Ф.И. Буслаева.

2. Методическая деятельность В.Я Стоюнина как создателя системы изучения литературного произведения в школе.

3. Образовательно-воспитательное направление в методике  столетия (В.И. Водовозов, В.П. Острогорский).

4. Методическая деятельность М.А. Рыбниковой.

5. Методическая деятельность В.В. Голубкова.

6. Изучение читательского восприятия как основное направление в методической науке в 50-60-е годы ХХ века.

7. Современный этап развития методической науки.

8. Причины и характер дискуссий о преподавании литературы.

9. Изучение читателя как одна из основных проблем методики на современном этапе.

10. Литература как учебный предмет в современной школе. Цели, этапы и содержание литературного образования в школе.

11. Концепции современного литературного образования. Анализ одной из федеральных программ по литературе.

12. . Принципы преподавания литературы в школе.

13 Методы и приемы обучения литературе.

14. Средства обучения литературе.

15. Мультимедийные средства обучения литературе.

16. Учебно-методический комплекс по литературе.

17. Учебно-методические пособия для учителя. Виды планирования работы учителя.

18. Современный урок литературы.

19. Активные формы обучения литературе.

20. Средства оценивания достижений учащихся по литературе.

Теоретические вопросы к экзамену (6 семестр)

1. Методика обучения литературе как научная дисциплина.

2. Литература как учебный предмет в современной школе. Цели, этапы и содержание литературного образования в школе.

3. Развитие методики преподавания литературы в  веке. Анализ одной из проблем, освещаемых в трудах методистов.

4. Образовательно-воспитательное направление в методике  столетия (В.И. Водовозов, В.П. Острогорский).

5. Развитие методики преподавания литературы в  веке. Анализ одной из проблем, освещаемых в трудах методистов.

6. Значение трудов В.В. Голубкова и М.А. Рыбниковой для развития отечественной методики преподавания литературы.

7. Основные проблемы методической науки на современном этапе.

8. Литература как учебный предмет в современной школе. Цели, этапы и содержание литературного образования в школе.

9. Концепции современного литературного образования. Анализ одной из федеральных программ по литературе.

10. Принципы преподавания литературы в школе.

11. Методы и приемы обучения литературе. Проблема классификации методов обучения.

12. Средства обучения литературе.

13. Мультимедийные средства обучения литературе.

14. Учебно-методический комплекс по литературе. Характеристика учебника литературы.

15. Учебно-методические пособия для учителя. Виды планирования работы учителя.

16. Современный урок литературы.

17. Активные формы обучения литературе.

18. Средства оценивания достижений учащихся по литературе.

19. Литературное развитие школьника-читателя.

20. Этапы изучения художественного произведения. Вступительный и заключительный этапы: задачи, методика проведения.

21. Этапы изучения художественного произведения. Чтение как этап изучения художественного произведения. Виды чтения.

22. Этапы изучения художественного произведения. Анализ как этап изучения художественного произведения. Литературоведческий и школьный анализ. Виды и пути анализа.

23. Анализ художественного произведения в его родовой специфике. Анализ эпических произведений.

24. Анализ художественного произведения в его родовой специфике. Анализ лирических произведений.

25. Анализ художественного произведения в его родовой специфике. Анализ драматических произведений.

26. Изучение теории литературы в школе.

27. Вопросы истории литературы в школе. Изучение обзорных тем.

28. Вопросы истории литературы в школе. Изучение биографии писателя в основной и средней школе.

29. Вопросы истории литературы в школе. Изучение литературно-критических материалов в средних и старших классах.

30. Внутрипредметные и межпредметные связи на уроках литературы.

Теоретические вопросы к экзамену (7 семестр)

1. Методика обучения литературе как научная дисциплина.

2. Литература как учебный предмет в современной школе. Цели, этапы и содержание литературного образования в школе.

3. Развитие методики преподавания литературы в  веке. Анализ одной из проблем, освещаемых в трудах методистов.

4. Развитие методики преподавания литературы в  веке. Анализ одной из проблем, освещаемых в трудах методистов.

5. Литература как учебный предмет в современной школе. Цели, этапы и содержание литературного образования в школе.

6. Концепции современного литературного образования. Сопоставительный анализ двух федеральных программ по литературе.

7. Основные принципы преподавания литературы в школе.

8. Методы и приемы обучения литературе. Проблема классификации методов обучения.

9. Средства обучения литературе.

10. Учебно-методический комплекс по литературе. Характеристика учебника литературы.

11. Современный урок литературы.

12. Активные формы обучения литературе.

13. Средства оценивания достижений учащихся по литературе.

14. Литературное развитие школьника-читателя.

15. Этапы изучения художественного произведения. Вступительный и заключительный этапы: задачи, методика проведения.

16. Этапы изучения художественного произведения. Чтение как этап изучения художественного произведения. Виды чтения.

17. Этапы изучения художественного произведения. Анализ как этап изучения художественного произведения. Литературоведческий и школьный анализ. Виды и пути анализа.

18. Анализ художественного произведения в его родовой специфике. Анализ эпических произведений.

19. Анализ художественного произведения в его родовой специфике. Анализ лирических произведений.

20. Анализ художественного произведения в его родовой специфике. Анализ драматических произведений.

21. Изучение теории литературы в школе.

22. Вопросы истории литературы в школе. Изучение обзорных тем в старших классах.

23. Вопросы истории литературы в школе. Изучение биографии писателя в основной и средней школе.

24. Вопросы истории литературы в школе. Изучение литературно-критических материалов в средних и старших классах.

25. Внутрипредметные и межпредметные связи на уроках литературы.

26. Современный школьник как читатель. Причины кризиса чтения в обществе.

27. Уроки внеклассного чтения: задачи, формы и методы организации и проведения.

28. Современные стратегии чтения и понимания текста.

29. Специфика создания читательской среды в школе.

30. Развитие устной речи учащихся в процессе изучения литературы.

31. Развитие письменной речи учащихся в процессе литературного образования.

32. Базовое и профильное обучение литературе. Факультативные и элективные курсы в системе литературного образования.

33. Внеклассная работа по литературе: задачи, направления, формы и виды.

34. Современные образовательные технологии в системе изучения литературы в школе. Характеристика двух образовательных технологий.

35. Медиатехнологии в системе литературного образования.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)»

Рекомендуемая литература

а) основная

  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. вузов. – М., 2003 (электронный вариант – /).

  2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия / Авт.-сост. В.Ф. Чертов. – М., 1999.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008.

  4. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / Авт.-сост. Б.А. Ланин. – М., 2003.

  5. Пранцова Г.В. Теория и методика обучения литературе: Практические и семинарские занятия. Курсовые работы: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – Пенза, 2011.

б) дополнительная

  1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие. – М., 2006.

  2. Айзерман Л.С. «Гроза» без грозы // Русская словесность. – 2007. – № 2. – С. 13-20.

  3. Антипова A.M. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. – М., 2003.

  4. Барская Н.А. Наши дети и художественная литература. – М., 2005.

  5. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. – М. 2005. – С. 13–41.

  6. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2005.

  7. Браже. Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПБ., 2002.

  8. Войтов А.Г. Учебная наглядность. – 3-е изд. – М., 2010.

  9. Гогиберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. – М., 2003.

  10. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр. – М., 2001. – С. 294-308.

  11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 2007.

  12. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002. – № 9.

  13. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе (методологические очерки о методике). – Тула, 2002.

  14. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М., 2002.

  15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2002.

  16. Журавлев В.П. Звучащая учебная книга. Фонохрестоматия как компонент учебно-методического комплекта // Литература в школе. -2007. – № 12. – С. 20-22.

  17. Журавлев В.П. О типологии пособий для учителя в учебно-методическом комплексе по литературе для средней школы // Литература в школе. 2008. – № 10. – С. 24-27.

  18. Журавлев В.П. Практикум как жанр учебной книги по литературе: история и современность // Литература в школе. – 2008. – № 9. – С. 25-28.

  19. Загашев И.О., Заир-Бек. С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

  20. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – М., 2004.

  21. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М., 2011.

  22. Как создать читательскую среду в школе: научно-метод. сборник. – М., 2009.

  23. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9–11 классы. – М., 2003.

  24. Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом // Зинин С.А. ЕГЭ-2008. Литература. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М., 2008. – С. 227–230.

  25. Кульневич С.В., Лакоценини Т.П. Не совсем обычный урок: практ. пособие. – Воронеж, 2001.

  26. Кульневич С.В., Лакоценини Т.П. Совсем обычный урок: практ. пособие. – Воронеж, 2001.

  27. Кульневич С.В., Лакоценини Т.П. Современный урок. Ч. 3. Проблемные уроки. – Ростов-н/Д., 2006.

  28. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельност-ный подход: учеб. пособие. – М., 2003.

  29. Ланин Б.А. Современная русская литература: программа элективного курса для учащихся 10–11 классов. – М., 2004.

  30. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. – М., 2003.

  31. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5–11 классы / под ред. Т.Ф. Курдюмовой (под ред. А.Г. Кутузова/под ред. В.Я. Коровиной/под ред. В.Ф. Чертова/ под ред. Г.С. Меркина, С.А. Зинина/ под ред. Б.А. Ланина/под ред. В.Г. Маранцмана/под ред. И.Н. Сухих/и др.). – М., 2006 (или более поздние изд.).

  32. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература  века» (10 кл.); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература ХХ века» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 2-е изд. – М., 2005.

  33. Hapmoв K.M., Лекомцева Н.В. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. – М., 2003.

  34. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения: учеб. пособие. – М., 2008.

  35. Пеннак Д. Как роман: Эссе. – М., 2005.

  36. Петти Д. Современное обучение: практическое руководство. – М., 2010.

  37. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.

  38. Пранцова Г.В. Элективные курсы по литературе: 10–11 классы: Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия. – М., 2006.

  39. Программы элективных курсов. Литература. 10–11 классы. Профильное обучение. – М., 2006.

  40. Райский С.И., Ерохина Е.Л. Проверка и оценка письменных работ по литературе: метод. пособие. – М., 2005.

  41. Романичева Е.С. «…У кого не уяснены принципы… у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха» // Русская словесность. – 2010. – № 6. – С. 5–8.

  42. Романичева Е.С. Чтение, литературное образование и школьные предметные учебники // Русская словесность. – 2008. – № 3. – С. 8–12.

  43. Рыжкова Т. Проектирование уроков литературы. Лекции 3-6 // Литература. – 2007. – №№ 19–22.

  44. Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М., 2008.

  45. Слово–образ–смысл: филологический анализ литературного произведения. 10–11 классы: учеб. пособие / под ред. В.Ф. Чертова. – М., 2006. (Элективные курсы).

  46. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М., 2005.

  47. Соловей Т.Г. Изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7 класс // Уроки литературы (прилож. к журн. «Литература в школе»). – 2008. – № 7. – С. 2–12.

  48. Федоров С. О критериях включения литературных произведений: предметные программы и стандарт // Литература. – 2004. – № 4.

  49. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. – М., 2007.

  50. Шолпо И.Л. Как научит подростка читать? Практические советы учителю 5–7 классов. – М., 2009.

  51. Щербина И.В. Актуальные модели вопросов и заданий для текстуального анализа произведений // Русская словесность. – 2002. – № 5. – С. 15–21.

  52. Щербина И.В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся // Литература. – 2006. – №№ 17–24.

  53. Щербина И.В. Тесты на уроках литературы. 10–11 классы. – М., 2008.

  54. Homo legens – 3: сборник статей: памяти А.А. Леонтьева / ред. Б.В. Бирюков. – М., 2006.

в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы

№ п/п

Название сайта

Адрес сайта

Описание материала, содержащегося на сайте

1

2

3

4

551

Информационно-поисковая система по мето-дике преподавания литературы

/

электронный вариант учебника: Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы (Теория и методика обучения литературе); электронный вариант учебного пособия: Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана; программы по литературе; перечень и характеристики УМК к каждой из программ; библиография по методико-литературным темам и др.

2

Единый образовательный портал

обеспечивает эффективную навигацию и поиска учебно-методических и информационно-справочных ресурсов для всех уровней образования, организацию обмена мнениями о содержании ресурсов, оперативного освещения новостей и событий сферы образования; демоверсии ГИА, ЕГЭ

3

Российский общеобразовтельный портал

http:

в разделе можно найти биографические сведения о поэтах/писате-лях, даются ссылки на электронные тексты произведений, изучаемых в рамках школьной программы

4

Методико-литературный Интернет-сервер (МЛИС) «Урок литературы»

состоит из двух больших блоков: 1) «Наука о литературе» (работы ученых-филологов и комментарии к отдельным произведениям русской классики) и 2) «Методика преподавания» (методическое наследие; методология литературного образования; материалы к уроку; пополняющиеся колонки по темам, ведущиеся методистами и учителями: «Кино и литература», «Секреты мастерства», «Виртуальный факультатив», «Работа над ошиб - ками», «Диагностика и литературное образование», «Исследовательская деятельность читателей», «ИТ в литературном образовании»

5

Сайт Федерации Интернет Образования (ФИО)

знакомит с особенностями использования на уроках АВ-информации, ИТ, мультимедиа

6

Информационно-коммуника-

материал об ИКТ: их особенностях, проблемах внедрения в учебный процесс

1

2

3

4

ционные технологии в образовании

7

Сайт газ. «Литература»

включает два больших раздела: 1) электронная версия газеты «Литература» 2) методические материалы «Я иду на урок»

8

Сайт журнала «Русская словесность»

электронная версия журналов «Русская сло- весность» и «Русский язык и литература для школьников»

9

Библиотека Максима Мошкова

разделы: «Русская классика», «Русская поэзия»

10

«Библиотека Альдебаран»

книги разных видов: фантастика, детективы, приключенческая и детская литература; старинные книги

11

Электронная библиотека классической литературы «Классика.ру»

/

классическая литература (проза и поэзия)

12

Проект «Библус»

библиографический каталог: здесь все книги России

13

«ФЭБ: Фундаме-нтальная элек-тронная библио-тека "Русская литература и фольклор"»

/

информация различных видов (текстовая, звуковая, изобразительная и т.п.) в области литературы -ХХ вв. и русского фольклора (в том числе и блок «Персональные (мемориальные) информационные ресурсы»), а также истории русской филологии и фольк - лористики. ФЭБ представляет собой, во-первых, репозиторий текстов (источников, исследовательской и справочной литературы), а во-вторых, эффективный инструмент для анализа; операционная категория ФЭБ – электронные научные издания (ЭНИ)

14

Некоммерческая электронная библиотека

Im Werden

http://imwerden.de

древнерусская литература, русская литература  в.,  в.,  в., современная литература; музыкальные фрагменты с записями авторского (раритетного) чтения; доку-ментальное видео; работы по языкознанию, философии, психологии, педагогике, книги издательства «Academia» выпуска 30-х го- дов ХХ века

15

Сайт, посвящен-ный проблемам детского чтения

списки новых книг для юношества, которые должны быть в каждой школьной и домашней библиотеке

16

«Энциклопедии»

/

многообразные источники информации: Российский энциклопедический словарь; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Всемирный биографический энциклопедический словарь; Энциклопедия «Ми

1

2

3

4

фы народов мира» и др.

17

Проект «Яндекс. Словари»

различные виды словарей (энциклопедические, толковые, литературоведческие, культурологические, лингвистические и др.)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

«Методика обучения и воспитания (литература)»

Для освоения данной дисциплины необходимы:

– мультимедийные средства обучения литературе (компьютер и проектор; SMART-доска; ресурсы Интернета);

– компакт-диски (CD-Rom; RV), на которых представлены аудиоучебники по литературе для старших классов («Русская литература  века» / авт.-сост. В.И. Сахаров, С.А. Зинин; «Русская литература  века» / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев); фонохрестоматии (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс/6 класс/7класс/8 класс» / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); виртуальные уроки литературы («Уроки Кирилла и Мефодия» – 5-6 классы; 7-8 классы; 9 класс; 10 класс; 11 класс);

– наглядные средства обучения на бумажных носителях (портреты писателей и поэтов; репродукции картин; таблицы; схемы).

Рабочая программа дисциплины «Методика обучения и воспитания»

составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной ООП ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Физкультурное образование».

Программу составила:

Пранцова Г.В., профессор, кандидат педагогических наук _______________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа одобрена на заседании кафедры спортивных игр

Протокол № ___ от «____» ______________ 2011 года

Зав. кафедрой ____________________________ Д.И Нестеровский (подпись) (Ф.И.О.)

Программа одобрена учебно-методическим советом факультета физической культуры

Протокол № ___ от «____» ______________ 2011 года

Председатель учебно-методического совета

Факультета физической культуры ______________________ В.К. Макаренко

(подпись) (Ф.И.О.)

Программа одобрена учебно-методическим управлением университета

«_____» _____________ 2011 года

Начальник учебно-методического

управления университета ___________________________ Г.Н. Шалаева

(подпись)

  1. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
  2. Рабочая программа дисциплины Социальная работа с молодежью Направление подготовки

    Рабочая программа
    формирование целостного представления молодежи как особой социальной группе, об правовых, организационных основах и формах социальной работы с молодежью;
  3. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавров Армавирской государственной педагогической академии (1)

    Рабочая программа
    Преобразования, затронувшие всю систему высшего образования, не обошли стороной кафедры физической культуры. В первую очередь изменения коснулись направленности учебного процесса, разработки принципиально новых теоретико-методологических
  4. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавров Армавирской государственной педагогической академии (2)

    Рабочая программа
    Преобразования, затронувшие всю систему высшего образования, не обошли стороной кафедры физической культуры. В первую очередь изменения коснулись направленности учебного процесса, разработки принципиально новых теоретико-методологических
  5. Рабочая программа дисциплины физическая культура рекомендуется для направления подготовки специальности 035700 лингвистика

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
  6. Рабочая программа дисциплины методика обучения русскому языку и чтению 050100 Педагогическое образование

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра направления 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»
  7. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Рекомендуется для направления подготовки специальности 100400 туризм

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
  8. Рабочая программа дисциплины информационные технологии в приборостроении направление подготовки: 200100 «Приборостроение» (1)

    Рабочая программа
    Дисциплина «Информационные технологии в приборостроении» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по направлению 200100 – «Приборостроение».
  9. Рабочая программа дисциплины информационные технологии в приборостроении направление подготовки: 200100 «Приборостроение» (2)

    Рабочая программа
    получение знаний принципов применения компьютерных технологий, позволяющих осуществлять целенаправленный синтез схем и конструкций приборов и систем, а также их оптимизацию;

Другие похожие документы..