Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания Направление подготовки

Темы контрольных работ

1. Рецензия на вариативную программу по литературе.

2. Рецензия на учебник-хрестоматию по литературе (5–9 классы).

3. Анализ посещенного урока литературы (5–9 классы).

4. Интерпретация лирического произведения.

5. Анализ посещенного урока внеклассного чтения.

6. Составление комментариев разных видов к заданной теме сочинения.

7. Анализ урока литературы, проведенного с использованием современных образовательных технологий (10–11 классы).

__________________________________

Темы мини-проектов

1. «Создание читательской среды в школе» (разработка комплекса мероприятий по созданию читательской среды в школе).

2. «На пути к "хорошему читателю"» (разработка комплекса мероприятий для средних/старших классов по приобщению к чтению).

3. Литературная гостиная (разработка сценария; методических рекомендаций к проведению гостиной; презентация).

4. Литературный вечер (разработка сценария, методических рекомендаций к проведению вечера; презентация).

_____________________________________________

Темы рефератов

1. «Выразительное чтение учителя и учащихся на уроках литературы».

2. «Работа по усвоению текста художественного произведения».

3. «Кризис чтения современного подростка: причины и пути устранения».

4. «Опыт продвижения чтения в странах Европы».

5. «Организация научно-исследовательской деятельности школьников»,

6. «Работа с одаренными детьми».

____________________________________________

Темы курсовых работ

1. Методическое наследие М.А. Рыбниковой и преподавание литературы в современной школе.

2. Вопросы анализа произведений художественной литературы в трудах М.А. Рыбниковой, Н.М. Соколова, В.В. Голубкова (по выбору)

3. Проблема читательского восприятия в работах методистов ХХ столетия.

4. Культура чтения и пути её совершенствования в процессе обучения литературе.

5. Приемы развития читательского воображения.

6. Урок литературы как диалог.

7. Интегрированный урок литературы как методическая проблема.

8. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения.

9. Проблема изучения мифологии в 5–11 классах.

10. Специфика изучения древнерусской литературы в основной школе.

11. Специфика обучения анализу и интерпретации лирического произведения в старших классах.

12. Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения литературной темы в средних и старших классах.

13. Формирование умений и навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения литературы.

14. Приемы аналитической работы (комментирование, аналитическая беседа, сопоставление черновых вариантов и канонического текста и другие) на уроках литературы.

15. Литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации художественного произведения.

16. Коллективные, групповые и индивидуальные задания по литературе в средних классах.

17. Виды работы по развитию устной речи учеников средних и старших классов

18. Развитие письменной речи обучающихся в процессе изучения художественных произведений.

19. Проблема внутрипредметных связей в изучении литературы в старших классах.

20. Интегративные и межпредметные связи в процессе преподавания литературы.

21. Связь уроков литературы и уроков русского языка в аспекте речевого развития учащихся.

22. Факультативные занятия по литературе. Особенности организации деятельности учащихся на занятиях.

23. Элективные курсы по литературе: содержание, структура, виды учебной деятельности учащихся и формы ее организации.

24. . Литературное краеведение как активная форма внеклассной работы.

25. Современные образовательные технологии в системе литературного образования: проблемы внедрения и реализации.

____________________________________

Примерные тестовые задания

для текущего контроля

(по результатам 5 семестра)

количество заданий 25_

ВАРИАНТ № 1

Указания: Все задания имеют четыре варианта ответа. Из перечисленных альтернатив выберите одну, которая является, на ваш взгляд, правильным ответом или суждением. Номер правильного ответа обведите кружочком в Бланке ответов.

Задание 1. Наиболее адекватным определением методики преподавания литературы как науки, отвечающим ее современному состоянию, можно считать следующее:

  1. Педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету.

  2. Умение уберечь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, как систему рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников.

  3. Педагогическая наука, в определенной последовательности рассматривающая принципы, материал и методы работы учителя.

  4. Педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью наиболее правильного руководства им.

Задание 2. В задачи курса теории и методики обучения литературе не входит

  1. Формирование у будущих учителей представления о литературном развитии школьников.

  2. Формирование у будущих учителей представления об исторической смене методов и приемов преподавания литературы.

  3. Формирования у будущих учителей представления о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя-словесника.

  4. Выявление индивидуальных особенностей будущего педагога.

Задание 3. Литература как учебный предмет занимает следующее место в учебном плане школы:

  1. Входит в федеральный компонент в образовательную область «Филология».

  2. Входит в федеральный компонент в образовательную область «Искусство».

  3. Входит в региональный компонент.

  4. Входит в школьный компонент.

Задание 4. Государственный образовательный стандарт по предмету определяет:

  1. Цели и задачи обучения предмету; обязательный минимум содержания литературного образования; основные виды деятельности по освоению литературных произведений; требования к уровню подготовки выпускников.

  2. Цели и задачи обучения предмету; требования к уровню подготовки выпускников.

  3. Список литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения.

  4. Список литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения; требования к уровню подготовки выпускников.

Задание 5. Как соотносятся между собой Государственный образовательный стандарт и программа по предмету?

  1. Стандарт и программа не связаны между собой.

  2. Программа дублирует стандарт.

  3. Программа меньше стандарта.

  4. Программа больше стандарта.

Задание 6. Государственный образовательный стандарт по литературе предусматривает профильное изучение предмета

  1. В 5–11-ых классах.

  2. В 10–11-ых классах.

  3. В 5–9-ых классах.

  4. В 9–11-ых классах.

Задание 7. Что представляет собой программа по литературе?

  1. Учебная программа определяет порядок изучения художественных произведений, количество часов по темам, начало и конец четверти.

  2. В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждой теме, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем курса, в том числе и на уроки развития речи.

  3. Документ, определяющий содержание и объем предмета «Литература», круг литературоведческих знаний и умений, подлежащих обязательному усвоению учащимися каждого класса.

  4. Учебная программа определяет содержание и объем теоретико-литературных знаний в каждом классе, порядок изучения художественных произведений, количество часов по разделам.

Задание 8 . К основным критериям отбора художественных произведений для изучения в школе не относится

    1. Доступность читательскому восприятию, соответствие интересам и возрастным особенностям школьников.

    2. Репрезентативность художественных произведений для той или иной традиции народа, эпохи.

    3. Широкая известность автора в читательских кругах.

    4. Произведения, являющие образцы диалога культур, эпох и авторов.

Задание 9. Какой из названных принципов преподавания литературы относится к собственно методическим:

  1. Принцип научности.

  2. Принцип традиции и новаторства.

  3. Принцип наглядности.

  4. Принцип доступности.

Задание 10. Современные программы по литературе построены по принципу

    1. Концентрическому.

    2. Тематическому.

    3. Блочно-модульному.

    4. Целевому.

Задание 11. Обязательными составляющими учебно-методического комплекса по литературе являются:

  1. Программа, учебник, методические рекомендации для учителя.

  2. Учебник, программа и сборник контрольных заданий.

  3. Пособие для самостоятельной работы учащихся, программа и словари.

4. Учебник, методические рекомендации для учителя и рабочая тетрадь по предмету.

Задание 12. Какая из названных ниже учебных книг не должна использоваться в 5-9 классах:

  1. Учебник-хрестоматия.

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Хрестоматия.

  4. Учебник.

Задание 13. Все ли из названных функций должны быть у учебника по литературе: информационная, воспитательная и мировоззренческая, мотивационная, справочная?

  1. Должны быть все перечисленные функции.

  2. Должны быть все перечисленные функции, кроме мотивационной.

  3. Должны быть все перечисленные функции, кроме справочной.

  4. Должны быть все перечисленные функции, кроме воспитательной.

Задание 14. Определите, что невходит в учебно-методический комплекс по литературе:

  1. Государственный образовательный стандарт.

  2. Учебник.

  3. Программа.

  4. Методические рекомендации для учителя.

Задание 15. В какой из названных федеральных программ литературного образования в курсе средних классов не используется хронолого-тематический принцип:

  1. Программа под ред. В.Я. Коровиной.

  2. Программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

  3. Программа под ред. А.Г. Кутузова.

  4. Программа под ред. Г.И. Беленького.

Задание 16. Какая из перечисленных программ по литературе основана на деятельностном подходе к обучению?

  1. Под ред. В.Я. Коровиной.

  2. Под ред. В.Ф. Чертова.

  3. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

  4. Под ред. Г.С. Меркина, С.А. Зинина.

Задание 17. Какая из программ сочетает в себе «знаниевый» и «деятельностный» подходы к изучению литературы?

  1. Под ред. А.Г. Кутузова.

  2. Под ред. Г.И. Беленького.

  3. Под ред. В.Я. Коровиной.

  4. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

Задание 18. Учебник по литературе на уроке в старших классах следует использовать как

  1. Как предмет информации.

  2. Как источник информации и средство обучения.

  3. Как средство обучения.

  4. Как образец анализа текста.

Задание 19.В большей степени в школьных программах литературного образования представлены

  1. Произведения всех родов литературы в равной степени.

  2. Лирические произведения.

  3. Эпические произведения.

  4. Драматические произведения.

Задание 20. Основными компонентами структуры раздела учебника-хрестоматии (5-9 кл.) по «традиционной» программе являются:

  1. Историко-культурный обзор эпохи; биография писателя и этапы его творческого пути; система вопросов и заданий по анализу художественного произведения; материал для самостоятельной работы учащихся.

  2. Биографические сведения о писателе; текст художественного произведения; система вопросов и заданий по анализу произведения; теоретико-литературные сведения; иллюстративный материал.

  3. Система вопросов и заданий по анализу художественного произведения; теоретико-литературные сведения; материал для самостоятельной работы учащихся.

  4. Биография писателя и этапы его творчества; текст художественного произведения; система вопросов и заданий по анализу художественного произведения; материал для самостоятельной работы учащихся, примерный список тем сочинений.

Задание 21. Определите, в каком ряду все перечисленные современные методисты занимались классификацией методов обучения литературе:

  1. В.В. Голубков, В.А. Никольский, В.Я. Коровина.

  2. В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова.

  3. В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев, В.Я. Коровина.

  4. В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев, В.А. Никольский.

Задание 22. Классификация, предложенная Н.И. Кудряшевым, включал в себя следующие методы:

  1. Метод творческого чтения; эвристический; исследовательский; репродуктивный.

  2. Метод художественной интерпретации; метод творческого чтения; репродуктивный; эвристический.

  3. Репродуктивный метод, эвристический; исследовательский; критико-публицистический.

  4. Исследовательский метод; лекционный; метод художественной интерпретации; репродуктивный.

Задание 23. Метод творческого чтения (по Н.И. Кудряшеву) не включает в себя такой прием, как

  1. Выразительное чтение.

  2. Комментированное чтение.

  3. Исследовательские задания.

  4. Творческие задания по личным впечатлениям.

Задание 24. Определите, в каком ряду перечислены сторонники «воспитательного» направления в преподавании литературы:

  1. Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, В.И. Водовозов.

  2. Л..И. Поливанов, А.А. Потебня, В.П. Острогорский.

  3. Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, Ц.П. Балталон.

  4. В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский.

Задание 25. Программа и учебник-хрестоматия, ориентирующие на работу с Интернет-ресурсами, разработаны авторским коллективом под руководством

  1. Т.Ф. Курдюмовой.

  2. Г.С. Меркина, С.А Зинина.

  3. Б.А. Ланина.

  4. В.Г. Маранцмана.

  1. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
  2. Рабочая программа дисциплины Социальная работа с молодежью Направление подготовки

    Рабочая программа
    формирование целостного представления молодежи как особой социальной группе, об правовых, организационных основах и формах социальной работы с молодежью;
  3. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавров Армавирской государственной педагогической академии (1)

    Рабочая программа
    Преобразования, затронувшие всю систему высшего образования, не обошли стороной кафедры физической культуры. В первую очередь изменения коснулись направленности учебного процесса, разработки принципиально новых теоретико-методологических
  4. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавров Армавирской государственной педагогической академии (2)

    Рабочая программа
    Преобразования, затронувшие всю систему высшего образования, не обошли стороной кафедры физической культуры. В первую очередь изменения коснулись направленности учебного процесса, разработки принципиально новых теоретико-методологических
  5. Рабочая программа дисциплины физическая культура рекомендуется для направления подготовки специальности 035700 лингвистика

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
  6. Рабочая программа дисциплины методика обучения русскому языку и чтению 050100 Педагогическое образование

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра направления 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»
  7. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Рекомендуется для направления подготовки специальности 100400 туризм

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
  8. Рабочая программа дисциплины информационные технологии в приборостроении направление подготовки: 200100 «Приборостроение» (1)

    Рабочая программа
    Дисциплина «Информационные технологии в приборостроении» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по направлению 200100 – «Приборостроение».
  9. Рабочая программа дисциплины информационные технологии в приборостроении направление подготовки: 200100 «Приборостроение» (2)

    Рабочая программа
    получение знаний принципов применения компьютерных технологий, позволяющих осуществлять целенаправленный синтез схем и конструкций приборов и систем, а также их оптимизацию;

Другие похожие документы..