Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» «20» марта 2008 г. (Протокол №8)

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология»

«20» марта 2008 г. (Протокол № 8)

Учебно-методический комплекс рекомендован учебно-методической комиссией

юридического факультета

«15» июня 2008 г. (Протокол №__ )

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании Ученого совета БИСТ

«30» июня 2008 г. (Протокол №__ )

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

для студентов 1-2 курсов финансового, социально-экономического и юридического факультетов всех форм обучения

Кафедра: «Философии и политологии»

Факультет: «Юридический»

Уфа 2008

Философия: учебно-методический комплекс.

Сост. Абдрашитов Ю.Ф. - Уфа: БИСТ БФ АТиСО, 2008. - 49 с.

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Философия» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Философия», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы семинарских занятий, методические рекомендации к работе над рефератом, тесты, литература по дисциплине, вопросы для самоконтроля).

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» предназначен для студентов финансового, социально-экономического и юридического факультетов всех форм обучения.

Составитель: к.ф.н., доцент кафедры философии и политологии БИСТ Абдрашитов Ю.Ф.

Рецензент: д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии БГПУ В.С. Хазиев.

© Башкирский институт социальных технологий, 2008 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение философии в вузе, как обязательной учебной дисциплины, проводится в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования Российской Федерации.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по «Философии» (ГСЭ.Ф.10. ФИЛОСОФИЯ)

Обязательный минимум содержания

Предмет философии; место и роль философии в культуре, становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия; самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Утвержден Министерством образования

Российской Федерации

3 февраля 2000 г.

Требования к знаниям, умениям, уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием

В результате изучения курса «Философия» студенты должны приобрести следующие знания и умения:

1. Иметь представление о:

- своеобразии философии, ее роли и месте в культуре; научных, философских и религиозных картинах мироздания;

- сущности, назначении и смысле человеческой жизни; многообразии форм знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе;

- духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности.

2. Понимать:

- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий и кризиса существования человека в мире;

- роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторические типы;

- роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

3. Знать:

- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

- структуру, методы и формы научного познания, их эволюцию.

4. Быть знакомыми с:

- важнейшими отраслями и этапами развития философии, гуманитарного и социально-экономического знания;

- основными школами, направлениями, концепциями, источниками философского и социально-экономического знания и приемами работы с ними.

* * * * * * *

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, любомудрие) - учение о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Она отличается творческим и критическим осмыслением настоящего, поиском законов бытия и мышления, выявлением сущности исследуемого, обоснованием ценностей и т.п.

Современная философия - это не единое учение, а собрание весьма разнообразных философских школ, направлений, течений, а также учений отдельных мыслителей. Студенту только остается собирать все лучшее, что есть в них.

Цель изучения философии в вузе, прежде всего, состоит в повышении общей культуры будущего специалиста. Можно также вести речь о формировании в процессе образования философской культуры личности. Под философской культурой личности понимается овладение определенным кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности.

Каким образом изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности? Это осуществимо через решение ряда задач. Главные из них таковы:

- расширение сознания;

- формирование навыков критического мышления;

- формирование самобытной личности.

Курс философии, изучаемый студентами нефилософских специальностей любого вуза, относительно краток, поэтому он носит преимущественно обзорный характер. Его основная цель – способствовать формированию мировоззрения студента, снабдить его базовыми методологическими знаниями, позволяющими решать ряд проблем с помощью философских методов и показать ему пути дальнейшего самообразования.

Относительно учебной литературы по философии и ее значении в подготовке специалиста необходимо сказать следующее: любой учебник по философии, каким бы хорошим он не был, по сравнению с философией как таковой, то же что рекламный буклет какой-либо туристической фирмы, посвященный историческим достопримечательностям по сравнению с самими историческими достопримечательностями. В этом плане хотелось бы особо указать на принципиальное значение изучения философских первоисточников – сочинений великих философов, без чего полноценное философское образование просто невозможно. Эти сочинения передают нам мир мысли и приучают нас мыслить, возводят нас на тот уровень мышления, который можно назвать собственно философским.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

I. Очное обучение

В Академии труда и социальных отношений изучение курса философии проходит в течение первого и второго семестров учебного года; первая часть курса завершается зачетом, а весь курс - экзаменом.

Специальность «Юриспруденция» 021100, ПФО

Всего – 132 ч.

Из них: аудиторные занятия – 70 ч.: лекции – 44 ч.; семинары – 26 ч.

В первом семестре: лекции – 24 ч. (Темы 1 – 7); семинары – 12 ч. (Темы 1 – 7).

Во втором семестре: лекции – 20 ч. (Темы 8 – 12); семинары – 14 ч. (Темы 8 – 12).

Самостоятельная работа студентов – 62 ч.

Тема

Лекции – 44 ч.

Семинары – 26 ч.

Самостоятельная работа – 62 ч.

1. Что такое философия?

4

1

4

2. История философии

4

1

7

3. Бытие

3

2

4

4. Основные категории философии

5

2

7

5. Человек

2

2

4

6. Сознание

2

2

4

7. Познание

4

2

7

8. Наука

4

2

7

9. Общество

6

4

4

10. Ценности

4

3

4

11. Деятельность

4

3

6

12. Современность и будущее

2

2

4

Специальности:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 060500, ПФО;

«Финансы и кредит» 060400, ПФО;

«Экономика труда» 060200, ПФО.

Всего – 110 ч.

Из них: аудиторные занятия – 80 ч.: лекции – 44 ч.; семинары – 36 ч.

В первом семестре: лекции – 20 ч. (Темы 1 – 7); семинары – 20 ч. (Темы 1 – 7).

Во втором семестре: лекции – 24 ч. (Темы 8 – 12); семинары – 16 ч. (Темы 8 – 12).

Самостоятельная работа студентов – 30 ч.

Домашнее задание – в первом семестре, до зачета, представить реферат по одной из изученных тем.

Тема

Лекции – 44 ч.

Семинары – 36 ч.

Самостоятельная работа – 30 ч.

1. Что такое философия?

4

4

2

2. История философии

2

2

2

3. Бытие

3

3

2

4. Основные категории философии

5

5

4

5. Человек

2

2

1

6. Сознание

2

2

1

7. Познание

2

2

4

8. Наука

4

3

4

9. Общество

6

5

2

10. Ценности

4

3

2

11. Деятельность

6

3

4

12. Современность и будущее

4

2

2

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 Социология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории.
  4. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология и право»

    Учебно-методический комплекс
    Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально – государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
  7. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..