Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» «20» марта 2008 г. (Протокол №8)

Семинарское занятие по теме 6. Сознание

  1. Понятие сознания.

  2. Носитель сознания.

  3. Бессознательное и его структура.

  4. Самосознание и личность.

Ключевые понятия

Бессознательное - понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Среди бессознательных психических явлений (бессознательного) предлагается также выделять подсознательное, сверхсознательное и предсознательное. Подсознание, или подсознательное, - это совокупность процессов (различные инструментальные и интеллектуальные условные рефлексы), которые первоначально формируются осознанно, а затем - после доведения их реализации до автоматизма - вытесняются в сферу бессознательного. Подсознательное определяют также как слой сознания, обычно прикрытый верхним сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (напр., при ошибочных действиях, в сновидениях). Следует также подчеркнуть, что нередко термин «подсознательное» используется как синоним термина «бессознательное». Сверхсознание, или интуиция (инсайт, озарение, постижение), - это творческая активность, не контролируемая сознанием, играющая решающую роль в научных открытиях и в создании художественных произведений, а также это интуитивное (немотивированное) поведение. Предсознательное - это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. В современной психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное - привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий; произвольное - возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует значительных усилий (свойственно только человеку); постпроизвольное - сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий. Вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость.

Воля - интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.

Порог сознания - понятие, означающее границу между сознательным и бессознательным.

Психика (от греч.psychikos – душевный) - интегральная способность человека приобретать, хранить и воспроизводить собственный опыт, передавать (обмениваться) опыт другим людям, а также опосредствовать свои отношения с окружающим миром, общаться с другими людьми, воспринимать и осознавать самого себя. Психический - душевный, духовный. Противоположность - физический, телесный.

Психология (от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном.

Психология как наука о духе - основанное Дильтеем направление в психологии, исследующее душевную подоплеку истории духа и культуры и пытающееся «понять» структуру человеческой личности и ее действий, а не объяснить ее из душевных элементарных составных частей согласно естественно-научным законам. Ведь личность никогда не рассматривается непосредственно, а всегда через формы ее проявления, через ее психическое и духовное выражение.

Психология труда - наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности; анализирует процесс труда, исследует, как способность к обучению, навыки, упражнения, смена работы обусловливают процесс труда, и применяет результаты исследований в экономической жизни.

Психология экономики - область прикладной психологии, в которой исследуется влияние экономики в ее различных формах (и связях) на человеческий дух (стремление к экономии, радость труда).

Самосознание - в обычной разговорной речи (в смысле сознания своего собственного достоинства, а с ироническим оттенком - в смысле самоуверенности) убеждение в ценности собственной личности. Самосознание в психологии - переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).

Сознание - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание», лат. conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание). Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соответствующей этому раздражению реакцией. Действие этой контролирующей функции сознания тем сильнее, чем выше организация живого существа.

Сознание ответственности - сопровождающее любое наше действие или бездействие, высказывание или молчание, сознание того, что наша деятельность не обусловлена средой или ситуацией, что мы могли бы поступить так, как поступили, но могли бы поступить и иначе, т. е. сознание того, что мы не только можем, но и должны отвечать за последствия наших поступков.

Сознательность - такое состояние духа, когда собственное поведение становится предметом критического самоанализа.

Эмоция (от франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный - относящийся к чувству, продиктованный чувством.

Тема 7. Познание

Содержание темы: Гносеология и эпистемология. Познание и знание. Стандартная эпистемологическая трактовка знания: условие истинности, условие убежденности, условие обоснованности. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, агностицизм. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Интуиция. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм. Философские методы познания. Действительность, мышление, логика и язык. Границы познания: ограниченность познавательных способностей человека и обширность вселенной. Познание, творчество, практика. Учение об истине. Основания истинностной оценки. Классическая концепция истины – концепция корреспонденции. Онтологические основы классической концепции истины. Неклассические концепции истины: концепция когерентности, семантическая концепция истины, прагматическая концепция истины. Значение истины в социокультурном измерении. Ложь, дезинформация, ошибка, заблуждение.

Семинарское занятие по теме 7. Познание
  1. Проблема познаваемости мира.

  2. Субъект и объект познания.

  3. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.

  4. Концепции истины.

Ключевые понятия

Агностицизм (от греч. a – отрицательная приставка, gnosis – знание) - понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира.

Адекватный (от лат. adaequatus - приравненный) - соответствующий, согласующийся, соразмерный. Представление является адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится, если оно «правильно».

Алетиология (от греч. aletheia - истина) - учение об истине.

Алетия (от греч. aletheia - истина - несокрытое, истинное) - то, что можно познать и осмыслить. При этом под процессом познания подразумевалось не внешнее действие, а лишь восприятие или сообщение (слышать, видеть, осязать; писать, указывать и т. д.). Считалось, что выраженная через алетию данность всегда присутствует в мире и только «ждет» своего часа, чтобы стать человеческим знанием.

Апостериори (лат. a posteriori - из последующего) - понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

Априори (лат. a priori - изначально) - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Вера означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями.

Видимость - понятие, противоположное подлинному бытию или тому, что есть на самом деле. Противоположение это имеет характер лишь относительный, определяясь более или менее глубоким анализом действительности.

Двузначности принцип - принцип, в соответствии с которым всякое высказывание либо истинно, либо ложно, т. е. имеет одно из двух возможных истинностных значений — «истинно» и «ложно». Этот принцип лежит в основе классической логики.

Дедукция (от лат. deductioвыведение) - переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению.

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Мнение может быть истинным или ложным, а знание - всегда истинно.

Индукция (от лат. inductio – наведение) - умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может давать из истинных посылок ложное заключение; ее заключение может содержать информацию, отсутствующую в посылках.

Интуиционизм - учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания.

Интуиция (от позднелат. intuitio, от лат. intueor – пристальное, внимательное всматривание, созерцание) - рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, знание, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии). Различают чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) - этот термин обычно употребляют в смысле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богатство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим признакам противостоит понятию рационализм.

Истина сама по себе - то, что есть, в формальном отношении - соответствие между нашей мыслью и действительностью.

Логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум) - наука, изучающая законы и особенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктивные и дедуктивные рассуждения. Инструментарий Л. является эффективным средством формализации.

Мышление - совокупность рациональных способностей сознания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка.

Объект (от лат. objectum - предмет) - вещь, предмет. Соотносительно с понятием субъекта (подлежащее) означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена познавательная деятельность. Объектом называют то, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом.

Объективность - 1) объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; реальность, нейтральность. Объективностью также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». Но такой способностью человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом; 2) духовная тенденция совершать действие не ради личной выгоды, а во имя высшего порядка. Предпосылкой объективности является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, повиновение порядку вещей и преданность делу.

Объективный - относящийся к объекту; предметный, вещный, реальный, фактический, не являющийся только мыслимым, не зависящий и абстрагирующийся от субъекта, от субъективного мнения, от природы и интересов субъекта; имеющий значение для всякого познающего существа, общезначимый.

Опыт (греч. empirie - опыт) - это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях, идеях, знаниях (внутренний опыт). В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте. Напротив, опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным с помощью мышления и даже исправленным, дополненным. Всякое расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. Выводы, которые выходят из рамок возможного опыта, являются обманчивыми.

Познание - процесс приобретения, воспроизведения и производства новых знаний человеком. П. обусловлено познавательными способностями людей (способностями чувственного восприятия, мышления, воображения, интуиции, эмоций, воли, памяти и всеми их производными). Продуктивность П. зависит от инструментальной оснащенности (языка, технических средств, приборов и т.п.). Познавательная деятельность человека обусловлена контекстом конкретной исторической эпохи, культуры и общества, в которых он живет.

Перцепция (от лат. percipere - воспринимать) - восприятие как акт; перципировать - воспринимать; пepцептибильность - способность к восприятию, воспринимаемость.

Разум (от лат. ratio – разум) способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Разум направлен на познание реальности.

Рассудок - психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений. Рассудок не связан с реальностью. По своим функциям рассудок сходен с вычислительной системой. Действует он по законам, описываемым логикой (традиционной и математической).

Рационализм (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) - точка зрения рассудка, соответственно - разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство, что является переоценкой его возможностей.

Рациональный - 1) разумный, отправляющийся от разума, осуществляющийся благодаря разуму. Противоположность - иррациональный; 2) соответствующий разуму, целесообразный, практический, вполне осмысленный.

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение, смысл) - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий.

Субъект познания (от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие философии, выражающее место и роль человека в процессе познания. Субъекту противопоставляется объект, который исследуется субъектом. Роль С. п. может играть как отдельный человек (например, ученый), так и группа лиц, занятых исследованиями (например, коллектив кафедры, научно-исследовательского института и т.п.).

Субъективность - все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т. д.; зависимость от субъекта (противоположность - объективность).

Теория познания,Гносеология (от греч. gnosis - знание и logos - учение),Эпистемология (от греч. episteme - знание и logos - учение) - раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.Иногда понятия «теория познания», «гносеология» и «эпистемология» применяются как равнозначные. Обычно понятия «теория познания» и «гносеология» применяются как равнозначные, а под эпистемологией понимают изучение методов познания, используемых наукой. В англоязычной философской литературе, вместо понятия «гносеология» применяется понятие «эпистемология».

Умозаключение - мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. В современной логике умозаключения часто подразделяют на дедуктивные и недедуктивные, под последними имеют ввиду индуктивные умозаключения.

Эмпиризм (от греч. empiria - опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль. Противоположность - рационализм. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 Социология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории.
  4. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология и право»

    Учебно-методический комплекс
    Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально – государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
  7. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..