Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» «20» марта 2008 г. (Протокол №8)

Тема 4. Основные категории философии

Содержание темы: Категории как особый вид понятий бытия. Системы категорий философии: система категорий Аристотеля, система категорий И. Канта, система категорий Г. Гегеля, системы категорий появившиеся после Г. Гегеля. Обзор основных категорий философии: а) вещь, свойство, отношение; б) количество и качество. Мера; единичное, общее, особенное; целое и часть; элемент, система, структура; содержание и форма; причина и следствие (причина и действие, основание и следствие); необходимость и случайность; закон и закономерность; явление и сущность; возможность и действительность.

Семинарское занятие по теме 4. Основные категории философии

  1. Категории философии: общая характеристика.

  2. Системы категорий философии.

  3. Обзор основных категорий философии.

Ключевые понятия

Категории (от греч. kategoria – высказывание; признак) – наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся организующими принципами мышления.

А

Вещь, свойство, отношение

Вещь - в общем и широком смысле под этим словом разумеется все, что имеет действительное и самостоятельное (физически или метафизически) существование; то, что обладает большим или меньшим постоянством формы и находится в отношениях с другими вещами.

Свойство - то, что присуще какому-либо предмету, характеристика, присущая вещам и явлениям, позволяющая отличать или отождествлять их. Каждому предмету присуще бесчисленное количество свойств, которые делятся на существенные и несущественные, необходимые и случайные, общие и специфические и т. Существенные свойства - это такие свойства, которые выражают сущность предмета и без которых он существовать не может. Несущественные свойства не выражают сущности предмета, он может существовать и при их устранении. Свойства, действия, состояния мы представляем принадлежащими известной вещи как их носительнице, но в то же время мы их мыслим как элементы, из которых состоит вещь. Качество, действие, состояние в ряде случаев называют одним общим именем - свойства вещи.

Отношение - момент взаимосвязи многих видов существующего, имеющих субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Одна вещь может мыслиться нами находящейся в различных отношениях к другой вещи. Одна вещь может быть больше, чем другая (пространственное отношение); одна вещь может быть причиной другой вещи (причинное отношение); одна вещь может возникнуть раньше, чем другая (временное отношение), и т. п.

Б

1. Количество и качество. Мера

Количество - это определенность вещи, характеризующая ее со стороны мощности множеств или интенсивности свойств.

Качество - совокупность (система) свойств, указывающая на то, чем данная вещь является.

Мера есть единство количества и качества, тот интервал изменения количества, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность.

2. Единичное, общее, особенное

Единичное - это категория для обозначения неповторяющихся, присущих только данному объекту свойств.

Общее - категория, обозначающая свойства, повторяющиеся в некотором множестве объектов.

Особенное - категория, выражающая единство единичного и общего. Каждое отдельное (отдельное образование, отдельный процесс, отдельное явление) представляет собой единство общего и особенного, обладает сторонами, указывающими на сходство (тождество) его с другими отдельными (образованиями, процессами, явлениями), и сторонами, отличающими его от них.

3. Часть и целое

Часть и целое – категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.

4. Элемент, система, структура

Элемент - категория сходная с категорией «часть». Однако, формируясь на основе последней, она характеризуется большей абстрактностью. Элемент может быть безразличен к специфике предмета, в категории «часть» выражена его специфика. Находясь в структурных связях, элементы системы выполняют определенную функцию, характеризуются способом поведения.

Система – это множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях.

Структура – это система связей, обеспечивающая упорядоченность элементов, их относительную устойчивость.

5. Содержание и форма

Содержание - это структурно организованная совокупность всех частей (элементов) объекта.

Форма - это внутренняя организация, структура содержания, способ существования и проявления содержания.

6. Причина и следствие (причина и действие, основание и следствие)

Иногда для сопоставления с понятием «причина», вместо понятия «действие», применяется понятие «следствие», что неправильно.

Причина (от лат. causa – причина) и действие – категории философии, служащие для обозначения определенным образом связанных явлений, когда одно явление (причина) вызывает другое явление (действие).

Основание и следствие – термины логики. Основание – это мысль, из которой с логической необходимостью следует другая мысль (следствие).

7. Необходимость и случайность

Необходимость порождена, преимущественно, внутренними, устойчивыми, постоянно действующими причинами, в результате чего возникает именно данное действие (иногда ошибочно именуемое «следствием»).

Случайность порождена по преимуществу внешними причинами, действующими неустойчиво и неоднообразно, поэтому действие причины может наступить, но может и не наступить, может проявиться так или иначе.

8. Закон и закономерность

Закон - это внутренняя необходимая, существенная связь в объекте или между объектами, она характеризуется также всеобщностью и относительной устойчивостью.

Закономерность охватывает все формы взаимосвязи и взаимообусловленности. Всеобщая закономерность включает закономерности отдельных сторон действительности: природы, общества, мышления, а также закономерности каждой из этих областей, представляя собой, таким образом, общность законов мира в целом или какой-либо его части. Закономерность не есть закон, она фиксирует некоторую «правильность», повторяемость, «сигнализирующую» о существовании закона. Познание, установив закономерность, стремится раскрыть за ней закон и таким образом объяснить закономерность, как его проявление. При таком понимании закон и закономерность представляют собой парные категории, выражающие две стороны объекта: внутреннюю, существенную и внешнюю, являющуюся.

9. Явление и сущность

Явление - выражение, свидетельство наличия чего-либо, внешнее проявление его сущности.

Сущность - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее.

10. Возможность и действительность

Возможность есть то, что совместимо с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью.

Действительность – это объект, существующий в настоящем; реализованная возможность. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование».

Тема 5. Человек

Содержание темы: Философская и естественнонаучная антропология. Человек и его происхождение. Индивид, индивидуальность, личность. Структура человека: дух, душа, тело и их оптимальная иерархия. Биологизаторские и социологизаторские концепции личности. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность личности. Виды ответственности.

Семинарское занятие по теме 5. Человек

  1. Структура человека. Концепции личности.

  2. Смысл человеческого бытия.

  3. Свобода и ответственность личности.

Ключевые понятия

Антропология (от греч. anthropos человек, logos - понятие, учение) - наука о происхождении и эволюции человека. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяют место человека в царстве живых существ и изучают его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Дух - относительно человека слово дух применяется в следующих значениях: дух отдельного индивида (личный или персональный дух. Носителем личного духа является психический склад отдельного индивида.), общий дух (объективный дух. Носителем объективного духа является какая-либо общность – группа, народ, группа народов.) и объективированный дух (совокупность завершенных творений духа – произведения науки и искусства). С теологической точки зрения дух человека – это высшая часть души, его ум.

Душа(греч. psyche, лат. anima) - в обычном словоупотреблении - совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств и стремлений. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения: Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека, Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.

Душевные движения - чувства, настроения. При ненормальном состоянии человека - аффекты, страсти.

Жизненный мир человека - одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в ее индивидуально-личностных свойствах.

Жизнь - в метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.

Индивидуальность - 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности, специфическое, неповторимое в индивиде.

Индивидуум (от лат. individuum - нерасчленимое) - особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных и человека. Начиная с конца средних веков, понятие индивидуума все более и более приобретает значение человеческого индивидуума. Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

Личность, персона (от греч. hypostase – основание, от лат. persona - маска, роль актера). У слова «личность» долгая философская история. Попытки античной философии мыслить о личности были ограничены: античность не знала понятия личности. Греческое «просопон» (в своем философском значении «просопон» - нечто узнаваемое, те признаки, по которым можно узнать собеседника) – это маска, латинское «персона» - то же; это не личность, а личина. Первичный смысл слова «ипостась» - конкретное существование, отличимое от любого другого. Православная мысль предложила различать природу, индивидуальность и личность. Природа (сущность) – это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Природа человека в строгом смысле – это то, что отличает человека от других существ. В более широком смысле «человеческая природа» - это вообще все, что свойственно человеку. Индивидуальность – это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Личность – это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Все, что относится к личности, персоне, называется персональным. Л. лишь отчасти проявляется в совокупности ролевых назначений, исполняемых в обществе.

Тело – применительно к человеку неточное название материального носителя жизни организма, в частности, организма человека.

Тело живое - одушевленное тело человека и животного. Через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т. д. тело оказывает влияние на душевное начало, которое, в свою очередь, воздействует на тело чувствами, аффектами, настроениями и т. п.

Человек - высшее живое существо на Земле. Телесно человек принадлежит к разряду млекопитающих. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Вследствие того, что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных. Человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности.

Тема 6. Сознание

Содержание темы: Понятие сознания. Основные подходы к определению понятия «сознание». Носитель сознания. Виды сознания. Ясность и широта сознания. Уровни сознания. Внимание как часть сознания. Бессознательное: подсознательное, сверхсознательное и предсознательное. Самосознание и личность. Роль социального фактора в формировании самосознания.Сознание и познание.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 Социология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории.
  4. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология и право»

    Учебно-методический комплекс
    Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально – государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
  7. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..