Учебно-методический комплекс «ботаника с основами фитоценологии» Раздел анатомия и морфология растений
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
Кафедра общей биологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ»
Раздел АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Учебно-методический комплекс Составители обсужден и утвержден д.б.н, профессор на заседании кафедры Д.Н.Карпов 15.11.2007 г Протокол № 3 ассистент
С.Д.Карпов Зав.кафедрой д.б.н, профессор Рецензент:
Д.Н.Карпов д.б.н.,профессор зав.кафедрой д.б.н., биохимии и биотехнологии Баш ГУ
И. Ф.Шаяхметов
Стерлитамак 2008
2. Оглавление
3. Выписка из государственного образовательного стандарта | 2 |
4. Учебная программа | 3 |
4.1. Введение | 3 |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы | 3 |
4.3. Содержание дисциплины | 4 |
4.3.1. Разделы дисциплины и виды занятий. | 4 |
4.3.2. Содержание разделов дисциплины | 4 |
4.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины | 8 |
4.4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. | 8 |
4.4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену | 10 |
4.5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины | 11 |
4.5.1. Средства обеспечения освоения дисциплины | 11 |
4.5.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины | 11 |
5. Рабочая программа | 13 |
5.1. Пояснительная записка. Цели и задачи изучения дисциплины | 13 |
5.2. Содержание дисциплины (Тематический план) | 13 |
5.2.1. Тематика лекций | 13 |
5.2.2. Тематика лабораторных занятий | 18 |
5.2.3. Полевая практика | 26 |
5.2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература) | 27 |
5.3. Методические материалы для преподавателей | 27 |
5.4. Методические указания для студентов | 28 |
5.4 .1. Требования к уровню освоения программы | 30 |
5.5. .Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций | 31 |
5.6. Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов (установленными образовательными стандартами ВПО) | 36 |
6. Глоссарий | 42 |
7. Конспекты лекций | 76 |
3. Выписка из государственного образовательного стандарта.
ДПП.Ф.01 Ботаника с основами фитоценологии 380
Анатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых цветковых растений. Корень и корневая система. Побег и система побегов. Воспрпоизведение и размножение растений: вегетативное размножение, спороношение, половой процесс. Семенное размножение. Общая схема цикла воспроизведения у цветковых. Происхождение цветка. Плоды. Способы распространения. Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения.
4. Учебная программа
4.1Введение к учебной программе:
В настоящее время существует обширный комплекс биологических наук, исследующих растения. Старейшие ботанические разделы – морфология, систематика и анатомия растений. В свою очередь, в пределах каждого из многочисленных разделов ботаники в зависимости от объектов и методов их изучения, выделяют целый ряд ботанических дисциплин. В пределах анатомии растений – гистологию (изучение тканей), цитологию (изучение растительных клеток разных тканей органов растений), палинологию (изучение пыльцы), онтогенетическую анатомию (изучение формирования структур растения в ходе его индивидуального развития), описательную анатомию, рассматривающую клеточное и тканевое строение зрелого растения с помощью светового или электронного микроскоп; в пределах морфологии растений, изучающей строение и формообразование в ходе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития; карпологию (изучение плодов)и др. Во всех этих разделах ботанической науки достигнуты значительные успехи.
Актуальность учебной дисциплины заключается в том, что морфология составляет первоначальную и совершенно необходимую основу для всех других ботанических дисциплин. Поэтому изучение курса ботаники начинается с морфологии.
Курс построен на последовательном анализе разных уровней организации растений: клеточного, тканевого, вегетативных и репродуктивных органов и целых растительных организмов. Во всех разделах выдержан принцип демонстрации тесной связи формы и функции растений, внешнего и внутреннего строения.
Воспитательное значение курса состоит в формировании понятий зависимости строения и жизнедеятельности растений от условий их существования, о жизненных формах, экологических группах растений что является основополагающим в экологическом воспитании студентов, формировании у них экологической культуры.
Межпредметные связи. Курс анатомии и морфологии растенийтесно связанс цитологией, гистологией, экологией, географией растений, фитоценологией (геоботаникой), систематикой растений, микробиологией, физиологией растений, химией, почвоведением и др.
Кроме лекционных и лабораторно-практических занятий по данному курсу предусмотрена полевая практика.
Программа курса построена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта подготовки по специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью 05 0101 – Химия.
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов дневного отделения
Вид занятий | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 180ч | 1,2 |
Аудиторные занятия | 90ч. в т.ч. 1 сем. 46 ч 2 сем. 44 ч. | 1,2 |
Лекции | 40ч в т.ч. 1 сем. 20 ч. 2 сем.20ч | 1,2 |
Лабораторные занятия | 50 в т.ч. 1 сем. 26 ч. 2 сем.24 ч | 1,2 |
Самостоятельная работа | 90 в т.ч. 1 сем. 12 2 сем. - | 1,2 |
Контрольная работа | - | - |
Курсовая работа | - | - |
Дипломная работа | - | - |
Вид итогового контроля | 1 сем. – зачет, 2 сем. – экзамен |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочного отделения
Вид занятий | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 180ч | Уст, 1 |
Аудиторные занятия | 36 в т.ч. устан. 20 ч. 1 сем. 16 ч | Уст, 1 |
Лекции | 22 в т.ч. устан. 14ч. 1 сем. 8 ч | Уст, 1 |
Лабораторные занятия | 14 в т.ч. устан. 6ч. 1 сем. 8 ч | Уст, 1 |
Самостоятельная работа | 144 | Уст, 1 |
Контрольная работа | - | 1 |
Курсовая работа | - | - |
Дипломная работа | - | - |
Вид итогового контроля | Установ. сессия – зачет, 1 сем . – экзамен |
Учебно-методический комплекс «ботаника с основами фитоценологии» Раздел анатомия и морфология растений (2)
Учебно-методический комплексАктуальность учебной дисциплины заключается в том, что морфология составляет первоначальную и совершенно необходимую основу для всех других ботанических дисциплин.Ботаника с основами фитоценологии раздел систематика высших растений (1)
Учебно-методический комплексАнатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых цветковых растений.Ботаника с основами фитоценологии раздел систематика высших растений (2)
Учебно-методический комплексСистематика . Цианобактерии. Роль в биосфере. Царство грибов. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Отделы нгрибов, основные классы и порядки.Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии
Учебно-методический комплексБотаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника» Направление подготовки
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 педагогическое образованиеУчебно-методический комплекс по дисциплине ботаника 2 часть (1)
Учебно-методический комплексСлонов Тимур Людинович, кандидат биологических наук, доцент, Крапивина Елена Александровна, кандидат биологических наук, зав. учеб.-науч. лаб. «Гербарий»Учебно-методический комплекс по дисциплине ботаника 2 часть (2)
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс по дисциплине (ботаника 2 часть) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности ОПД.Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (1)
Учебно-методический комплексБотаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы растений. Размножение и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика.Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (2)
Учебно-методический комплексЗоология как раздел биологии. Основные принципы зоологической систематики. Характеристика основных типов животных. Сакромастигофоры. Инфузории. Круглые черви.