Учебно-методический комплекс «ботаника с основами фитоценологии» Раздел анатомия и морфология растений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ»

Раздел АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

Учебно-методический комплекс Составители обсужден и утвержден д.б.н, профессор на заседании кафедры Д.Н.Карпов 15.11.2007 г Протокол № 3 ассистент

С.Д.Карпов Зав.кафедрой д.б.н, профессор Рецензент:

Д.Н.Карпов д.б.н.,профессор зав.кафедрой д.б.н., биохимии и биотехнологии Баш ГУ

И. Ф.Шаяхметов

Стерлитамак 2008

2. Оглавление

3. Выписка из государственного образовательного стандарта

2

4. Учебная программа

3

4.1. Введение

3

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

3

4.3. Содержание дисциплины

4

4.3.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

4

4.3.2. Содержание разделов дисциплины

4

4.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8

4.4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

8

4.4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

10

4.5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

11

4.5.1. Средства обеспечения освоения дисциплины

11

4.5.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

11

5. Рабочая программа

13

5.1. Пояснительная записка. Цели и задачи изучения дисциплины

13

5.2. Содержание дисциплины (Тематический план)

13

5.2.1. Тематика лекций

13

5.2.2. Тематика лабораторных занятий

18

5.2.3. Полевая практика

26

5.2.4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература)

27

5.3. Методические материалы для преподавателей

27

5.4. Методические указания для студентов

28

5.4 .1. Требования к уровню освоения программы

30

5.5. .Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

31

5.6. Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов (установленными образовательными стандартами ВПО)

36

6. Глоссарий

42

7. Конспекты лекций

76

3. Выписка из государственного образовательного стандарта.

ДПП.Ф.01 Ботаника с основами фитоценологии 380

Анатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых цветковых растений. Корень и корневая система. Побег и система побегов. Воспрпоизведение и размножение растений: вегетативное размножение, спороношение, половой процесс. Семенное размножение. Общая схема цикла воспроизведения у цветковых. Происхождение цветка. Плоды. Способы распространения. Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения.

4. Учебная программа

4.1Введение к учебной программе:

В настоящее время существует обширный комплекс биологических наук, исследующих растения. Старейшие ботанические разделы – морфология, систематика и анатомия растений. В свою очередь, в пределах каждого из многочисленных разделов ботаники в зависимости от объектов и методов их изучения, выделяют целый ряд ботанических дисциплин. В пределах анатомии растений – гистологию (изучение тканей), цитологию (изучение растительных клеток разных тканей органов растений), палинологию (изучение пыльцы), онтогенетическую анатомию (изучение формирования структур расте­ния в ходе его индивидуального развития), описательную анатомию, рассматривающую клеточное и тканевое строение зрелого растения с помощью светового или электронного микроскоп; в пределах морфологии растений, изучающей строение и формообразование в ходе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития; карпологию (изучение плодов)и др. Во всех этих разделах ботанической науки достигнуты значительные успехи.

Актуальность учебной дисциплины заключается в том, что морфология составляет первоначальную и совершенно необходимую основу для всех других ботанических дисциплин. Поэтому изучение курса ботаники начинается с морфологии.

Курс построен на последовательном анализе разных уровней организации растений: клеточного, тканевого, вегетативных и репродуктивных органов и целых растительных организмов. Во всех разделах выдержан принцип демонстрации тесной связи фор­мы и функции растений, внешнего и внутреннего строения.

Воспитательное значение курса состоит в формировании понятий зависимости строения и жизнедея­тельности растений от условий их существования, о жизненных формах, экологических группах растений что является основополагающим в экологическом воспитании студентов, формировании у них экологической культуры.

Межпредметные связи. Курс анатомии и морфологии растенийтесно связанс цитологией, гистологией, экологией, географией растений, фитоценологией (геоботаникой), систематикой растений, микробиологией, физиологией растений, химией, почвоведением и др.

Кроме лекционных и лабораторно-практических занятий по данному курсу предусмотрена полевая практика.

Программа кур­са построена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательно­го стандарта подготовки по специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью 05 0101 – Химия.

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов дневного отделения

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

180ч

1,2

Аудиторные занятия

90ч. в т.ч. 1 сем. 46 ч 2 сем. 44 ч.

1,2

Лекции

40ч в т.ч. 1 сем. 20 ч. 2 сем.20ч

1,2

Лабораторные занятия

50 в т.ч. 1 сем. 26 ч. 2 сем.24 ч

1,2

Самостоятельная работа

90 в т.ч. 1 сем. 12 2 сем. -

1,2

Контрольная работа

-

-

Курсовая работа

-

-

Дипломная работа

-

-

Вид итогового контроля

1 сем. – зачет, 2 сем. – экзамен

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочного отделения

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

180ч

Уст, 1

Аудиторные занятия

36 в т.ч. устан. 20 ч. 1 сем. 16 ч

Уст, 1

Лекции

22 в т.ч. устан. 14ч. 1 сем. 8 ч

Уст, 1

Лабораторные занятия

14 в т.ч. устан. 6ч. 1 сем. 8 ч

Уст, 1

Самостоятельная работа

144

Уст, 1

Контрольная работа

-

1

Курсовая работа

-

-

Дипломная работа

-

-

Вид итогового контроля

Установ. сессия – зачет, 1 сем . – экзамен

  1. Учебно-методический комплекс «ботаника с основами фитоценологии» Раздел анатомия и морфология растений (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность учебной дисциплины заключается в том, что морфология составляет первоначальную и совершенно необходимую основу для всех других ботанических дисциплин.
  2. Ботаника с основами фитоценологии раздел систематика высших растений (1)

    Учебно-методический комплекс
    Анатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых цветковых растений.
  3. Ботаника с основами фитоценологии раздел систематика высших растений (2)

    Учебно-методический комплекс
    Систематика . Цианобактерии. Роль в биосфере. Царство грибов. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Отделы нгрибов, основные классы и порядки.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 педагогическое образование
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ботаника 2 часть (1)

    Учебно-методический комплекс
    Слонов Тимур Людинович, кандидат биологических наук, доцент, Крапивина Елена Александровна, кандидат биологических наук, зав. учеб.-науч. лаб. «Гербарий»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ботаника 2 часть (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине (ботаника 2 часть) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности ОПД.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы растений. Размножение и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Зоология как раздел биологии. Основные принципы зоологической систематики. Характеристика основных типов животных. Сакромастигофоры. Инфузории. Круглые черви.

Другие похожие документы..