Программа итогового государственного экзамена по специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

________________ Т.С.Иванова

«_____»______________2011 г.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности

071401.65 «Социально-культурная деятельность»

Квалификация – Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель.

Москва – 2011

Содержание

1

Пояснительная записка

2

2

Общие положения

4

3

Содержание основных разделов программы

7

История социально-культурной деятельности

7

Социально-культурная деятельность как общественная система

11

Теоретические основы социально-культурной деятельности

11

Технологические основы социально-культурной деятельности

14

Возрастные технологии социально-культурной деятельности

17

Методология и методика социологического исследования

19

Основы коммуникативной культуры

20

Технология организации семейного досуга

21

Сущность социально-культурной политики на современном этапе

22

Основы менеджмента

23

Основы маркетинга

25

Социально-культурная деятельность за рубежом

26

Культуроохранные и культуротворческие технологии

31

Рекреативные технологии

32

Технологии социально-культурной реабилитации

34

Этнокультурные технологии: виды и особенности применения в сфере досуга

36

Социально-культурное проектирование

37

4

Вопросы Итогового экзамена

39

5

Литература

42

6

Критерии оценки ответа выпускника

46

Пояснительная записка

Глубокие качественные изменения, происходящие в нашей жизни, коренным образом отразились не только в целом на социально-экономических преобразованиях общества, но и на сфере образования. Новая социально-культурная ситуация и новые требования к подготовке специалистов для сферы культуры и досуга предопределили глубокие качественные изменения как в содержании, так в формах и методах учебного процесса.

Новое понимание высшей школы закреплено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Высшему гуманитарному образованию принадлежит уникальная возможность сохранения и приумножения культурных богатств нашей страны. Суть нововведений заключается:

  • в научном обосновании современной концепции образования в сфере культуры и досуга;

  • в переходе на новый государственный стандарт по различным специальностям;

  • в создании многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать программы обучения в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями;

  • в использовании мирового опыта подготовки специалистов сферы досуга.

Итоговый государственный экзамен по социально-культурной деятельности составлен в соответствии с государственным стандартом по специальности «Социально-культурная деятельность» для выпускников с квалификацией технолог социально-культурной деятельности.

В программе нашли отражение вопросы по основным дисциплинам специальности, такие как: социально-культурная деятельность, технологические основы социально-культурной деятельности, основы культурной политики, социокультурное проектирование, социально-культурная работа за рубежом, экономика и менеджмент социально-культурной сферы и другие.

Особенность программы состоит в том, что она дает возможность на основе полученных знаний обобщить опыт социально-культурной деятельности и проводить его внедрение в практику.

Общие положения

1.1. Государственным образовательным стандартом по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» утвержденным Минобразованием России «12» февраля 2003 г. (регистрационный №557) предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы,

б) итогового государственного междисциплинарного экзамена экзамена.

1.2. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

1.2.1. Виды деятельности выпускников:

Основной образовательной программой по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская

  • учебно-педагогическая

  • производственно-практическая

  • научно-методическая

  • экспертно- консультационная

1.2.2. Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции)

Выпускник должен владеть навыками технолога социально-культурной сферы и выполнять следующие функции:

- организационно-управленческую, в т.ч. по определению и обоснованию миссии организации социально-культурной сферы (СКС); осуществлению процесса управления через планирование, организацию, координацию, контроль, мотивацию; развитию организационного ресурса руководителя; совершенствованию стиля и методов управления в системе менеджмента социально-культурной сферы;

  • культуроохранную функцию, в т.ч. по изучению, сохранению и исследованию культурного наследия для социальных потребностей и интересов разных групп населения;

  • культуротворческую функцию, в т.ч. по созданию и обогащению культурных ценностей, творческому развитию детей, подростков, молодежи, взрослых; деятельному участию в организации свободного времени населения;

  • социоорганизационную функцию, в т.ч. по созданию благоприятной культурной среды; стимулированию инновационных движений в социокультурной сфере; разработке и реализации федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий; организации деятельности досуговых и культурных центров, способствующих культурному развитию населения; содействию в расширении и углублении структуры дополнительного образования, развитию народного творчества;

  • социопедагогическую функцию, в т.ч. по проведению массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризации здорового образа жизни; вовлечению людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга; социально-культурной поддержки людей с особенностями физического развития, участию в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощи в семейном воспитании детей.

1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций

При общей фундаментальной подготовленности специалист в социально-культурной деятельности отвечает следующим требованиям:

  • имеет представление о своеобразии философии, ее месте и культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • имеет представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

  • знает исторический опыт развития мировой и отечественной культуры, основные факты и закономерности историко-культурного процесса, понимать значение культурного наследия прошлых веков для современности и уметь опираться на него в современной социокультурной практике;

  • понимает сущность и социально-культурную значимость своей будущей профессии, имеет целостное представление об осваиваемой им образовательной системе, о роли и месте в ней каждой из учебных дисциплин, о методах работы с учебным материалом, в полной мере владеет содержанием образовательных программ, предусмотренных стандартами образования;

  • умеет вести прикладные социологические и социопедагогические исследования социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, умеет на этой основе делать продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения;

  • способен к прогностической, к проектной и экспертной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет осуществлять теоретическое моделирование социально-культурных процессов и явлений, выявлять их качественные и количественные характеристики, определять тенденции развития;

  • умеет осуществлять социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов и с учетом возраста, образования, национальных, социогендерных и других различий групп населения;

  • умеет квалифицированно проектировать различные виды социально-культурной деятельности, определять динамику и перспективы ее развития, исходя из потребностей общества, задач социальных институтов общества, наличия собственных и привлекаемых творческих и хозяйственных ресурсов, реальных интересов и запросов населения;

  • знает основы менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности, уметь осуществлять финансовую и хозяйственную деятельность в соответствии с утвержденными сметами, программами и планами работы;

  • знает базовые социокультурные технологические системы (рекреационные, зрелищные, игровые, информационные, просветительские, коммуникативные, творческой и социальной деятельности);

  • знает особенности реализации технологий социально-культурной деятельности в соответствие с социально-демографическими, возрастными и другими особенностями субъектов социально-культурной деятельности;

  • владеет технологиями проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа.

  1. Программа итогового экзамена по специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»

    Программа
    Новое понимание высшей школы закреплено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Высшему гуманитарному образованию принадлежит уникальная возможность сохранения и приумножения культурных богатств нашей страны.
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность». Российская федерация

    Программа курса
    Попов, В. В. Основы культурной политики : программа курса и методические указания для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» / В.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (4)

    Содержательный отчет
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
  4. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности (направлению) 071401

    Программа
    071401 «Социально-культурная деятельность» утвержденным Минобразованием России «12» февраля 2003 г. (регистрационный №181) предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:
  5. Отчет о работе орловского государственного института искусств и культуры

    Содержательный отчет
    Успешно прошли итоговые аттестационные испытания на дневном и заочном отделении. Удачным оказался первый выпуск заочников на специальности 070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников, что подтверждает отчёт государственной
  6. Рабочая программа по дисциплине иностранный язык "английский язык" (1)

    Рабочая программа
    Говорение, диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения.
  7. «морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского»

    Содержательный отчет
    Отчет о самообследовании Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Г.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального

    Содержательный отчет
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный институт искусства и культуры» (далее – Институт) образован в 1975 году приказом Министерства культуры РСФСР от 01.
  9. Бюллетень новых поступлений за март 2012 года

    Бюллетень
    Востоковедение [Текст] : материалы XLIX Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс", 16-20 апреля 2011 г.

Другие похожие документы..