Учебно-методический комплекс по подготовке специалиста

П 151-Ф6К04-2011

РПД «Правосудие» Ф6К04/2011

Пензенский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра «Правосудие»

______________Правоохранительные органы__________

наименование дисциплины прописными буквами

Учебно-методический комплекс

по подготовке специалиста___________

специалиста, бакалавра, магистра

по направлению 03050065 «Юриспруденция»

номер, наименование

по специальности 030501 «Юриспруденция»

номер, наименование

Экземпляр № ____

2011

Автор: профессор кафедры правосудия Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, доцент А.А. Фомин

Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент, Председатель Пензенского районного суда Пензенской области П.А. Гук

От автора

«Правоохранительные органы Российской Федерации» — это фундаментальная комплексная учебная дисциплина, которая преподается во всех учебных заведениях страны, готовящих юристов. Данная дисциплина позволяет сформировать у студентов теоретические знания об основных вопросах организации и функционирования судов и других органов, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка, защиту граждан и государства от преступных посягательств. Теоретические знания, полученные студентами при изучении этой дисциплины, лежат в основе целого ряда профилирующих юридических дисциплин («Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Основы адвокатуры и адвокатской деятельности», «Основы нотариата» и т. д.), поэтому будут полезны в дальнейшем процессе обучения.

В ходе изучения курса «Правоохранительные органы» подробно рассматривается судебная система Российской Федерации, исследуется структура и полномочия отдельных частей судебной системы: Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Несколько разделов посвящено изучению других органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, в частности, органов прокуратуры, органов по выявлению и расследованию преступлений, органов по обеспечению безопасности, таможенных, налоговых органов, органов Министерства юстиции РФ, нотариата и адвокатуры.

Учебно-методический комплекс «Правоохранительные органы Российской Федерации» подготовлен на основе действующего законодательства, регулирующего правоохранительную деятельность (по состоянию на 1 июня 2011г).

Учебно-методический комплекс «Правоохранительные органы Российской Федерации» может быть использован студентами и преподавателями при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также к экзаменам. Тестовые задания, содержащиеся в настоящем УМК, позволят студентам самостоятельно оценить свои знания по изученным темам.

Целью дисциплины является научить студентов правовым основам деятельности правоохранительных органов, определить место учебной дисциплины «Правоохранительные органы» в будущей специальности, а также: усвоение основных теоретических положений науки о правовых явлениях в сфере деятельности правоохранительных органов, в частности, системе правовых норм в области регулирования деятельности правоохранительных органов, правоотношениях в этой сфере, истории возникновения и развития судебных органов, иных органов, выполняющих правоохранительные функции, иностранного законодательства в этой сфере.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление (понимать и уметь объяснить) о системе и структуре правоохранительных органов;

уметь толковать и применять нормативные акты в изучаемой области, обеспечивать их соблюдение в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

быть знакомы с практикой деятельности правоохранительных органов, общими задачами правоприменения (судами, прокуратурой, органами внутренних дел, органами ФСБ, адвокатурой, органами нотариата и др.).

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Правоохранительные органы» разработан в соответствии с действующими учебными планами и предназначен для студентов юридического факультета ПГУ.

УМК содержит:

I. Рабочую образовательную программу учебной дисциплины.

II. Лекции по учебной дисциплине.

III. Тестовые задания

IV. Вопросы для повторения курса «Правоохранительные органы».

  1. Примерная тематика контрольных работ по дисциплине «Правоохранительные органы».

Содержащиеся в УМК материалы способствуют более качественной теоретической и практической подготовке студентов, отвечающей стандартам современной системы образования.

РАЗДЕЛ I

П 151-Ф6К04-2011

РПД «Правосудие» Ф6К04/2011

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Юридический

Кафедра Правосудие

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

наименование дисциплины прописными буквами

Рабочая программа учебной дисциплины

по подготовке специалиста

специалиста, бакалавра, магистра

по направлению 03050065 «Юриспруденция»

номер, наименование

специальности 030501 Юриспруденция

номер, наименование

Экземпляр № 1

2011

Предисловие

1 Разработана

на основе (с использованием) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основе судебной практики и практики деятельности правоохранительных органов, действующего российского законодательства, программы других вузов, предыдущей программы на кафедре и т.п.

Авторпрофессор, д.ю.н., доцент А.А. Фомин

должность, ученая степень, звание, подпись, дата, инициалы, фамилия

2 РЕЦЕНЗЕНТ

Председатель Пензенского районного суда Пензенской области,

к.ю.н., доцент П.А. Гук

должность, место работы, ученая степень, звание, подпись, дата, инициалы, фамилия

3 СОГЛАСОВАНА

с лектором дисциплины Уголовный процесс С.Б. Погодин

наименование дисциплины

4 ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры _______Правосудие__________________________

кафедра-разработчик

Руководитель

__к.ю.н.,доцент______ ______________ Г.В.Молева_________

ученая степень, звание подпись, дата фамилия и инициалы

5 УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры

«Правосудие»_протокол № от _______________

наименование кафедры, дата, номер протокола

Заведующий кафедрой

к.ю.н.,доцент__ _____________ ______________ В.А. Терехин

ученая степень, звание подпись, дата фамилия и инициалы

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

наименование дисциплины прописными буквами

Рабочая программа дисциплины

1 Область применения

Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента юридического факультета и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности (направления) 030501 Юриспруденция, изучающих дисциплину.

2 Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) № 260 гум/сп от 27 марта 2000 года.

Учебный план ПензГУ по направлению ______________________ __________________ и специальности Юриспруденция, утвержденный ____________ 20___ г. (Блок__, позиция __).

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

3 Нормативная трудоемкость изучения

дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 17-недельного семестра

(дробью: всего в семестре /в среднем в неделю):

Общая

108

Обязательная аудиторная

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Семинары

Курсовое проектирование

17

17

+

Самостоятельная работа студента

Аудиторная

Внеаудиторная

в т.ч. курсовая работа (проект)

74

Контроль

текущий на занятиях

защита курсовой работы (проекта) с оценкой

зачет

экзамен

+

+

4 Цель и задачи дисциплины

4.1 Целью дисциплины является научить студентов правовым основам деятельности правоохранительных органов, определить место учебной дисциплины «Правоохранительные органы» в будущей специальности, а также: усвоение основных теоретических положений науки о правовых явлениях в сфере деятельности правоохранительных органов, в частности, системе правовых норм в области регулирования деятельности правоохранительных органов, правоотношениях в этой сфере, истории возникновения и развития судебных органов, иных органов, выполняющих правоохранительные функции, иностранного законодательства в этой сфере.

4.2 В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление (понимать и уметь объяснить) о системе и структуре правоохранительных органов;

уметь толковать и применять нормативные акты в изучаемой области, обеспечивать их соблюдение в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

быть знакомы с практикой деятельности правоохранительных органов, общими задачами правоприменения (судами, прокуратурой, органами внутренних дел, органами ФСБ, адвокатурой, органами нотариата и др.).

5 Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент) и блоку дисциплин, обеспечивающих юридическую подготовку.

Изучается дисциплина в 1-м семестре.

Выдержка из Государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция» (обязательный минимум содержания учебной дисциплины):

ОПД. Ф. 23. Правоохранительные органы (108 ч.)

Основные понятия, предмет и система дисциплины, законо­дательство и иные правовые акты о правоохранительных орга­нах; взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; право­судие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и иные арбитраж­ные органы; Конституционный Суд Российской Федерации; статус судей, народных заседателей и присяжных; основные этапы раз­вития российской судебной системы; организационное обеспече­ние деятельности судов и органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным де­лам, их организация.


Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных в среднем общеобразовательном учреждении.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении практически всех дисциплин профессиональной направленности: Конституционное право, Административное право, Уголовное право, Гражданское процессуальное право, Уголовно-процессуальное право, Прокурорский надзор и др..

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Основы медиакомпетентности» для студентов разных направлений и специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа (2 з.е.), в том числе: Лекций – 17 (18) ч., практических занятий – 17 (18) ч., самостоятельная работа – 34 (36) ч.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  4. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  5. Учебно-методический комплекс по методике обучения русскому языку

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа определяет содержание и основной характер подготовки студентов к обучению младших школьников русскому языку на современном этапе модернизации образования.
  6. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу повышения квалификации «подготовка посредников и трудовых арбитров для участия в урегулировании и предупреждении коллективных трудовых споров»

    Учебно-методический комплекс
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПОДГОТОВКА ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В УРЕГУЛИРОВАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ»
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.

Другие похожие документы..