Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей

Основная

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная

  1. Альбуханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  3. Бубер М. Я и Ты. – М., 1993.

  4. Бэн А. Психология. – СПб., 1987.

  5. Вундт В. Очерк психологии. – СПб., 1987.

  6. Джемс В. Психология. – М., 1991.

  7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М., 1994.

  8. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

  10. Орлов А.Б. психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции и практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  13. Фрейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. – М., 1994.

  14. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

5. Контрольные вопросы и контрольные срезы:

Вопросы к зачету:

  1. Психология личности как дисциплина.

  2. Структура личности.

  3. Среда, наследственность и развития личности.

  4. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

  5. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

  6. Понятия «индивид» и «личность».

  7. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

  8. Потребности «нужды» и потребности «роста» (А. Маслоу).

  9. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

  10. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для всех»).

  11. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для группы»).

  12. Уровни анализа системных качеств личности («роль – для себя»).

  13. Три грани социализации личности (социализация как индивидуализация).

  14. Три грани социализации личности (социализация как интимизация).

  15. Три грани социализации личности (социализация как «производство внутреннего плана сознания).

  16. Понятие «индивидуальность» (продуктивные и инструментальные проявления).

  17. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности.

  18. Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов.

  19. Характеристики самоактуализирующихся людей.

  20. Способы поведения, ведущие к самоактуализации.

  21. Теория З. Фрейда.

  22. Теория А. Адлера.

  23. Теория К. Юнга.

  24. Теория Э. Эриксона.

  25. Теория К. Хорни.

  26. Теория Г. Олпорта.

  27. Теория Р. Кеттела.

  28. Теория Б. Скиннера.

  29. Теория Д. Келли.

  30. Теория Э. Фромма.

  31. Теория А. Маслоу.

  32. Теория К. Роджерса.

6. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Структура подготовки к практическим занятиям состоит из следующих шагов:

  1. Знакомство с теорией личности, изучаемой на практическом занятии.

  2. Критическое осмысление содержания теории личности и сопоставление с другими теориями личностями.

  3. Подготовка вопросов, суждений, сравнительных характеристик.

Практическое занятие №1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

Вопросы:

  1. Структура личности.

  2. Развитие личности: психосексуальные стадии.

  3. Природа тревоги. Защитные механизмы личности.

  4. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 105-151.

Практическое занятие №2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

Вопросы:

  1. Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии.

  2. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение.

  3. Структура личности К. Юнга.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 161-198.

Практическое занятие №3. Теория личности Эрика Эриксона.

Вопросы:

  1. Эго-психология и эпигенетический принцип.

  2. Развитие личности: психосоциальные стадии.

  3. Исследование эго-идентичности.

  4. Применение теории Эриксона.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 215-243.

Практическое занятие №4. Теория личности Карен Хорни.

Вопросы:

  1. Развитие личности в социокультурной теории.

  2. Невротические потребности.

  3. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 254-262.

Практическое занятие №5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел.

Вопросы:

  1. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности.

  2. Типы индивидуальных диспозиций.

  3. Развитие самости.

  4. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 271-313.

Практическое занятие №6. Теория личности Бурхуса Скиннера.

Вопросы:

  1. Респондентное и оперантное поведение.

  2. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.

  3. Лечение, основанное на оперантном научении.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 332-366.

Практическое занятие №7. Теория личности Джорджа Келли.

Вопросы:

  1. Конструктивный альтернативизм.

  2. Личностные конструкты: модели для действительности.

  3. Основной постулат и выводы из него.

  4. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 431-466.

Практическое занятие №8. Теории личности гуманистического направления

Вопросы:

  1. Основные концепции и принципы теории Э. Фромма.

  2. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей.

  3. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности.

Литература:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 479-569.

Технологическая карта по дисциплине «Психология личности»

Неде-ли

Лекции

Семинарские занятия

Деловые игры, тренинги

Самостоятельная работа студентов

26 часов

Академическая

(8 часов)

Проектная

(18 часов)

1

Проблема личности в психологических исследованиях.

Теория личности Зигмунда Фрейда.

Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного.

Изучение литературы по теме занятия.

2

Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии

Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение. Структура личности К. Юнга.

Изучение литературы по теме занятия.

1. «Мое понимание личности человека» - эссе.

3

Движущие силы и условия развития личности.

Теория личности Эрика Эриксона.

Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Исследование эго-идентичности. Применение теории Эриксона.

Изучение литературы по теме занятия.

4

Человек как индивид: роль индивидных свойств человека в развитии личности.

Теория личности Карен Хорни.

Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).

Изучение литературы по теме занятия.

2. «Три грани социализации личности» - конспект. А. Асмолов «Психология личности. Принципы общепсихологического анализа», с. 335 – 341.

5

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности.

Изучение литературы по теме занятия.

6

Индивидуальность личности и её жизненный путь.

Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Лечение, основанное на оперантном научении.

Изучение литературы по теме занятия.

7

Самоосуществление индивидуальности: проблема воли и волевой регуляции деятельности; специфика личностного выбора; свобода и ответственность.

Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли.

Изучение литературы по теме занятия.

3. Итоговая самостоятельная работа: «Сравнительный анализ теорий личности».

8

Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности.

Подготовка к зачету.

Зачет.

Тематический план (заочная форма)

Темы

Объем

часов

Лекции

Семинар

занятия

Формы

контроля

Сам. работа

1

Первый раздел:

Проблематика личности в психологических исследованиях.

Проблема человека в философской картине мира. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Движущие силы и условия развития личности.

2

2

2

Второй раздел:

Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь.

2

2

3

Третий раздел:

Теории личности

2

2

Контрольная работа

20

Подготовка к экзамену

34

Итого:

60

Технологическая карта по дисциплине «Психология личности»

(заочное обучение)

Лекции

(4 часа)

Семинарское занятие

(2 часа)

Самостоятельная работа студентов

(54 часа)

1

Проблема личности в психологических исследованиях. Движущие силы и условия развития личности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

Сравнительный анализ теорий личности.

  1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

  2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

  3. Теория личности Эрика Эриксона.

  4. Теория личности Карен Хорни.

  5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел.

  6. Теория личности Бурхуса Скиннера.

  7. Теория личности Джорджа Келли.

  8. Теории личности гуманистического направления: Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс.

Выполнение контрольной работы

(20 часов)

2

Индивидуальность личности и её жизненный путь. Самоосуществление индивидуальности: специфика личностного выбора; свобода и ответственность.

Подготовка к экзамену

(34 часа)

Экзамен.

Вопросы к экзамену:

  1. Психология личности как дисциплина

  2. Структура личности.

  3. Среда, наследственность и развития личности.

  4. Культурно-историческое учение о природе психического Л.С. Выготского.

  5. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

  6. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

  7. Понятия «индивид» и «личность».

  8. Системная схема детерминации развития личности.

  9. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

  10. Потребности «нужды» и потребности «роста» (А. Маслоу).

  11. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

  12. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для всех»).

  13. Уровни анализа системных качеств личности («роль - для группы»).

  14. Уровни анализа системных качеств личности («роль – для себя»).

  15. Понятие «индивидуальность» (продуктивные и инструментальные проявления).

  16. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности.

  17. Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов.

  18. Специфика личностного выбора.

  19. Характеристики самоактуализирующихся людей.

  20. Способы поведения, ведущие к самоактуализации.

  21. Сущность и личность.

  22. Теория З. Фрейда.

  23. Теория А. Адлера.

  24. Теория К. Юнга.

  25. Теория Э. Эриксона.

  26. Теория К. Хорни.

  27. Теория Г. Олпорта и Р. Кеттелла.

  28. Теория Б. Скиннера.

  29. Теория Д. Келли.

  30. Теория Э. Фромма.

  31. Теория А. Маслоу.

  32. Теория К. Роджерса.

Контрольная работа по дисциплине

«Психология личности»

(для заочного формы обучения)

Уважаемые студенты!

Контрольная работа состоит в написании критического анализа следующих теорий личности западной психологии:

  1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

  2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

  3. Теория личности Эрика Эриксона.

  4. Теория личности Карен Хорни.

  5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел.

  6. Теория личности Бурхуса Скиннера.

  7. Теория личности Джорджа Келли.

  8. Теории личности гуманистического направления: Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс.

Структура контрольной работы:

  1. Конспект теории личности по ниже приведенным положениям.

  2. Выражение своего отношения к положениям теории личности (согласие, несогласие) с аргументацией.

  3. Приведение примеров поведения людей, которые могут быть объяснены с точки зрения теории личности.

  4. Какую роль в Вашей повседневной и профессиональной жизни играет данная теория личности.

Примечание:

  1. Контрольная работа по данной структуре выполняется по всем (8-ми) теориям личности.

  2. Контрольная работа, состоящая только из пункта 1 (конспект теории личности по ниже приведенным положениям) будет незачтена, возвращена студенту для доработки.

Положения теории личности, по которым осуществляется конспектирование и дальнейшая работа.

1. Теория личности Зигмунда Фрейда.

Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности.

2. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга.

Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Структура личности К. Юнга.

3. Теория личности Эрика Эриксона.

Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии.

4. Теория личности Карен Хорни.

Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).

5. Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности.

6. Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.

7. Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него.

8. Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Другие похожие документы..