Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей

1. Пояснительная записка

1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника

ОПД.Ф.08

Психология личности

60

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. 

Данная программа представляет изучение курса «Психология личности» для студентов, обучающихся по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

Психология личности – дисциплина, которая с позиций историко-эволюционного подхода дает представления о возникновении и развитии личности в эволюции природы, истории общества и жизненном пути человека. Она относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ГОС. Её изучение происходит в 4 семестре обучения. Форма контроля – экзамен. В рамках данного курса с привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора – использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением.

На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности не обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора. Данное знание поможет будущим психологам выполнять не только исследовательскую функцию, направленную на понимание закономерностей развития личности в природе и обществе, но и в практической деятельности, направленной на помощь и коррекцию личности.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине «Психология личности»: «Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности». 

Таким образом, изучение данной дисциплины является необходимым для студентов, получающих психологическое образование.

Учебная дисциплина «Психология личности» предусматривается учебными планами для специальности «Психология», соответствует государственному образовательному стандарту и читается во 2 семестре.

Цель курса: изучение представлений о закономерностях порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе, государстве и жизненном пути человека.

Задачи курса:

  1. Получить представление о многогранности феноменологии личности.

  2. Познакомиться с различными философскими, психологическими подходами к развитию личности.

  3. Познакомиться с методическими подходами к изучению личности в психологии.

  4. Получить представление о различных теориях личности.

Структура курса:

  1. Проблематика личности в психологических исследованиях.

  2. Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

  3. Теории личности.

Формами занятий являются: лекции; семинарские занятия в виде дискуссий, подготовка и защита проектных документов, консультации. Лекции читаются по проблемному типу с постановкой проблемных задач и включением дискуссий. Семинарские занятия также проводятся по проблемному типу с углубленным изучением точек зрения великих философов и психологов на природу личности. Важную роль в проведении семинаров выполняет подготовка студентами творческих работ, которые защищаются на семинарах и представляют материал для дискуссий. Выбранная система работы со студентами призвана обеспечить положительную мотивацию к изучению теоретических материалов и активному участию в интерактивных формах учебной деятельности.

Активизации аналитической и прогностической деятельности студентов способствуют самостоятельные работы, которые студенты получают в ходе изучения дисциплины. Для того чтобы студенты успешно справлялись с самостоятельной работой, предусматриваются индивидуальные и групповые консультации.

Общий объем курса «Психология личности» - 60 часов, из них:

лекции – 16 часов;

семинарские занятия – 16 часов;

самостоятельная работа – 28 часов.

Текущие формы контроля –самостоятельные работы студентов.

Итоговой формой контроля знаний студентов является зачет.

В результате освоения курса обучаемые:

  • познакомятся с основными достижениями психологической науки и практики в области изучения личности;

  • познакомятся с междисциплинарным статусом проблемы личности в рамках социальных и естественных наук, духовной культуры и практики;

  • придут к пониманию закономерностей развития личности в природе и обществе;

  • научатся составлять целостную картину развития психологических теорий, направленных на изучении личности.

Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

  • «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений (66-70 баллов);

  • «хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности (55-65 баллов);

  • «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации (50-54 балла);

  • «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач (менее 50 баллов).

2. Тематический план (очная форма)

Темы

Объем

часов

Лекции

Семинар

занятия

Формы

контроля

Сам. работа

1

Первый раздел:

Проблематика личности в психологических исследованиях.

Проблема человека в философской картине мира. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Движущие силы и условия развития личности.

10

6

4

2

Второй раздел:

Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь.

12

4

8

2

3

Третий раздел:

Теории личности

12

7

5

7

Подготовка к зачету

15

Итого:

60

3. Содержание дисциплины

Раздел №1. Проблематика личности в психологических исследованиях.

Тема 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.

Функции философской методологии и человекознание: интегративная функция, критико-конструктивная функция, мировоззренческая нормативно-аксиологическая функция. Образы человека в психологии. Бытие человека в мире – исходный пункт философской концепции человека. Тема 2. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека.

Общая характеристика уровня системной методологии науки. Системный подход и концепции личности в психологии. Человек и его место в различных системах. Человек как организм, как индивид, как личность в системе общества. Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека. Тема 3. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Категория деятельности в психологии личности. Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека. Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека. Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека. Интериоризация/экстериоризация как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.

Раздел №2. Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.

Тема 1. Движущие силы и условия развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – предпосылки и основание развития личности. Тема 2. Роль индивидуальных свойств человека в развитии личности. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми. Гипотеза «рассеивающего отбора». Организация личности и индивидные свойства человека. Схема индивидный свойств человека и особенности регуляции поведения. Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности. Тема 3. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Психологический возраст личности. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Основные ступени развития субъектности человека: ступень оживления, ступень одушевления, ступень персонализации, ступень индивидуализации, ступень универсализации. Тема 4. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Историческое время, социальное пространство и индивидуальность жизненного пути личности. Категория «социально-исторический образ жизни». Пространство выбора в социально-историческом образе жизни. Социогенетические предпосылки возникновения и развития личности. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Социотипическое поведение личности в истории культуры. Проблема воли. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. психологическая защиты и совладание – механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и отвественность. Самоосуществление индивидуальности. Черты самоактуализирующейся личности. Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие.

Раздел №3. Теории личности.

Теория личности Зигмунда Фрейда. Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного. Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга. Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение. Структура личности К. Юнга. Теория личности Эрика Эриксона. Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Исследование эго-идентичности. Применение теории Эриксона. Теория личности Карен Хорни. Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип). Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности. Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Лечение, основанное на оперантном научении. Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли. Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности.

  1. Учебно-методические материалы по дисциплине:

Литература

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Другие похожие документы..