Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Менеджмент для специальностей

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионально образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет Экономический

Кафедра Менеджмента и маркетинга


.

22 декабря 2008г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.МЕНЕДЖМЕНТ

Для специальностей 080502 - Экономика и управление на предприятии

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

Компонент учебного плана: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

Формы обучения ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ

Новокузнецк

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план (очное и заочное отделение)

  3. Содержание дисциплины

  4. Лист-вкладка «Основная учебная литература»

  5. Дополнительная литература

  6. График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса

  7. График организации самостоятельной работы студентов заочного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса

  8. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС

  9. Примерный перечень вопросов к зачету

  10. Примерный перечень вопросов к экзамену

  11. Планы семинарских занятий (для студентов дневного отделения)

  12. Планы семинарских занятий (для студентов заочного отделения)

  13. Индивидуальные задания по темам курса (для студентов заочного отделения)

  14. Примерная тематика рефератов (для студентов дневного отделения)

  15. Методические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по менеджменту и по их выполнению

  16. Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Менеджмента»

  17. Тестовые задания для проверки и самопроверки знаний по дисциплине «Менеджмент»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выписка из ГОС ВПО специальности «Экономика и управление на предприятии (промышленность)»

Менеджмент

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Интеграционные процессы в менеджменте. Внеш­няя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Системы менеджмента: функции и организацион­ные структуры.

Процессы управления: целеполагание и оценка ситуа­ции, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность ме­неджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение кон­фликтов. Формальное и неформальное управление. Ре­сурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инноваци­онный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

Менеджмент организации предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный руководитель должен обладать и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области управления отдельными социально-экономическими процессами, протекающими в организации и вне нее. Для современной отечественной экономики проблема низкой квалификации руководителей и собственников хозяйствующих субъектов в сфере управления является особо актуальной.

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" разработана для студентов, обучающихся по очной и заочной форме на экономическом факультете и факультете информационных технологий, на основании требований Образовательных стандартов по соответствующим специальностям.

Цель дисциплины - дать студентам представление о сущности и задачах "менеджмента", его месте в современных условиях, закономерностях, принципах, функциях, методах и формах управления организацией, процессе принятия решений и др. с позиций системно-ситуационного подхода.

Задачи дисциплины:

  1. ознакомить с фундаментальными основами теории управления;

  2. сформировать у студентов системно-ситуационное восприятие организационных социально-экономических процессов для использования теоретических знаний на практике с наибольшей эффективностью;

  3. закрепить теоретические знания на практических занятиях по обоснованию и выбору рациональных управленческих решений в организации;

  4. овладеть основными приемами искусства управления.

Основное содержание дисциплины:

Структура менеджмента. Методологическая основа дисциплины "Менеджмент". Общая теория управления. Генезис науки "Менеджмент". Системно-ситуационный подход в менеджменте. Функциональное строение системы управления. Организация как социально-экономическая система. Управление социально-экономическими системами (организациями). Природа и состав функций менеджмента. Сущность стратегических, тактических и оперативных планов в системе менеджмента. Методы и механизмы организации планирования в организации. Организационные отношения в системе менеджмента. Организационные структуры менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Процесс принятия решений. Процесс коммуникаций. Управление неформальными группами и социальными процессами в организации. Руководство, лидерство, влияние и власть в системе менеджмента. Стиль руководства и имидж менеджера. Принципы и методы управления. Факторы эффективности и экономичности менеджмента. Информация в системе менеджмента. Технология управления. Выбор эффективной системы управления.

Требования к уровню освоения курса определяются изучением знаний менеджмента как методологической науки, умением оперировать категориальным аппаратом экономической науки и решать вопросы проблемного характера в сфере различных экономических отношений. В ходе семинарских занятий и написания курсовых работ студенты должны приобрести навыки самостоятельной работы с экономическим материалом, с литературными источниками и научиться грамотно излагать свои мысли. А хорошее владение не только устной, но и письменной речью – непременное требование к экономисту-профессионалу.

Глубокое усвоение материала возможно при условии сочетания аудиторных занятий с самостоятельной работой студентов с литературой и нормативным материалом. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, на которых излагаются основы знаний по определенной теме. К видам учебных занятий относятся и практические занятия, на которых закрепляется основной теоретический материал.

Формами текущего контроля знаний студентов очной формы обучения являются:

-тесты по всем пройденным и изученным темам;

-публичная защита рефератов;

-письменный опрос в виде проверочной работы по дисциплине «Менеджмент» по основным терминам;

-устный опрос в соответствии с заданиями по практическим занятиям;

- решение тестов и задач.

В качестве итогового контроля используется тест по всему учебному материалу и экзамен.

Условием допуска к экзамену считается обязательное выполнение и защита реферата, выполнения обязательных письменных работ по практическим занятиям и решение тестов и задач., для полной программы обучения на дневном и заочном отделениях являются зачет и экзамен. Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; результаты зачета – «зачтено», «не зачтено». При определении критерия выставления оценок учитываются объем, глубина знаний, аргументированность и доказательность, а также общий кругозор студента. Немаловажное значение должно иметь умение давать формулировки и определения понятий и терминов, делать логические выводы.

При выставлении оценки экзаменатор руководствуется следующим:

- оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы, усвоившему основную и знакомый с дополнительной литературой; как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании (посредством приведения примеровворческие способности в понмаинии ()мосвязь оснвоных ионятий дисциплины в их значении для приобретаемой пролфессии, проявившим), изложении и использовании учебно-программного материала;

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе; как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно», выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на экзамене.

Критериями выставления оценки «зачтено» являются те же основания выставления положительных оценок, что и на экзамене; оценки «не зачтено» - основания выставления оценки «неудовлетворительно».

ЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

(очное и заочное отделение)

по специальности

«Экономика и управление на предприятии (промышленность)»

ЭП-05

Отделение

семестр

Виды учебных занятий

Форма

контроля

Всего часов

По ГОСТу

Аудиторные

Внеаудиторные

Лекции

Практика

Самостоятельная работа

Курсовая

заочное

полное (6 лет)

4

10

4

146

+

экзамен

160

160

Дневная форма обучения (5 лет)

5

32

32

92

+

экзамен

160

160

Заочное высшее сокращенное (3,5 года)

2

8

0

152

+

экзамен

160

160

Заочное среднее сокращенное (3,5 года)

2

8

4

148

+

экзамен

160

160

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины методика преподавания психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Методика преподавания психологии» (ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 01 Основы менеджмента (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 061 «Менеджмент организации», утвержденного 17 марта 2 года.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 05 Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствие ГОС(для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских)-указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102.65) Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Финансы и кредит (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Финансы и кредит Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий,
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 06 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 02 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080109.65) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного 17 марта 2 г.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 08 Теория организации (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Р абочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 061 «Государственное и муниципальное управление», утвержденного 17 марта 2 года.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 02 Инвестиционный менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Инвестиционный менеджмент - одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых старших курсах экономического факультета. Инвестиционный менеджмент – наука, имеющая методологическое значение для всех отраслей экономического знания.

Другие похожие документы..