Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «зерек бала»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО»

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗЕРЕК БАЛА»

(от 3 до 5 лет)

 

Утверждена

приказом и.о. Министра образования и

науки Республики Казахстан

от 21 сентября 2009 года № 439

 

 

Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.

Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет.

Содержание программы обеспечит целостное, физическое, социальное, коммуникативное, творческое, познавательное развитие личности ребенка-гражданина Республики Казахстан.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка

2. Организация жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста

Программа для детей от 3-х до 4 лет

3. Характеристика возрастных возможностей детей

4. Примерный распорядок дня

5. Образовательная область «Здоровье»

6. Образовательная область «Коммуникация»

7. Образовательная область «Познание»

8. Образовательная область «Творчество»

9. Образовательная область «Социум»

10. Развитие ребёнка в игровой деятельности

11. Развитие ребёнка в трудовой деятельности

Программа для детей от 4-х до 5 лет

12. Характеристика возрастных возможностей детей

13. Примерный распорядок дня

14. Образовательная область «Здоровье»

15. Образовательная область «Коммуникация»

16. Образовательная область «Познание»

17. Образовательная область «Творчество»

18. Образовательная область «Социум»

19. Развитие ребёнка в игровой деятельности

20. Развитие ребёнка в трудовой деятельности

21. Праздники и развлечения

22. Работа с родителями

23. Используемая литература

24. Приложение

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан, выход страны в мировое образовательное пространство требуют обновления содержания образования, в том числе и дошкольного.

В свою очередь реализация социального заказа общества, родителей, начальной школы на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, имеющей не только набор знаний, но и умеющей применять эти знания на практике, достаточно быстро адаптироваться в окружающей среде, предполагает обновление содержания образовательных программ.

Программа «ЗЕРЕК БАЛА» направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от 3-х до 5-ти лет, на сохранение их физического и психического здоровья.

В программе «ЗЕРЕК БАЛА» заложены следующие принципы: Принцип социальной обусловленности обновления целей, содержания и методов обучения.

2. Принцип единства и преемственности содержания, методов воспитания и обучения.

3. Принцип индивидуально - личностной организации обучения и воспитания ребёнка.

4. Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.

5. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки детей.

6. Принцип построения образовательного процесса на основе общения, игры, поисковой деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Программа составлена на основании нового ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения и является основным функциональным носителем содержания дошкольного воспитания и обучения, определяя приоритетные цели и задачи развития детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения программа включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» и направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3-х до 5-ти лет.

Широкое базовое содержание пяти образовательных областей становится основой для развития познавательных способностей, индивидуальных склонностей, интересов и любознательности. Все области и подобласти охватывают своим содержанием различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, игрушек, литературы, искусства, мир чувств, эмоций и другие.

Основной психолого-педагогической идеей данной программы является идея компетентностного управления процессами развития и формирования личности ребёнка. В инструментальном плане её можно представить как систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение её в средство диагностики, проектирования, продуцирования воспитательно-образовательного результата.

Содержание базового дошкольного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей, как результата образовательной деятельности.

Программа построена на основе развивающего обучения, что предполагает реализацию индивидуального подхода. В ней заложены механизмы управления процессами развития и формирования личности ребёнка младшего дошкольного возраста.

Отличительным признаком программы является интеграция образовательного материала, основанная на межпредметных связях и дающая целостность знаний в определенной области. Интеграция даёт право и возможность педагогу комбинировать учебный материал как в рамках одной образовательной области, так и в нескольких; предоставляет возможность варьирования материалом, формирует более широкое видение какой-либо методической темы.

Интеграция образовательного материала также даёт возможность реализации принципов концентричности и последовательности базового содержания в связи с переходом от одного возрастного периода к другому.

В программе отсутствует жёсткая временная регламентация предлагаемого материала. Это даёт право гибко варьировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Интеграция материала не позволит педагогу бессистемно пользоваться базовым материалом (сама интеграция образовательной области является определённой системой).

Качество индивидуального развития каждого ребёнка будет обеспечено, если реализация базового содержания будет строиться на личностно-ориентированном и индивидуальном подходах, игра будет действовать как активное средство обучения, а родители будут активно «включаться» в образовательный процесс детского сада.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

 

Педагогический процесс должен строиться на основе совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности.

Взрослый привлекает детей к организованной познавательной деятельности без психологического принуждения, занимая позицию заинтересованного партнёра-участника.

Организованная познавательная деятельность в рамках образовательных областей может быть реализована в нескольких направлениях:

- Организация многофункциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников по типу тематических центров (обеспечение самореализации детей с разными интересами и уровнем развития);

- Использование разнообразных форм организации детей (парами, подгруппами, всей группой), соответствующих их интересам и возможностям;

- Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7 до 30 минут).

В соответствии с этими направлениями педагогический процесс включает следующие компоненты:

1. Организованная учебная деятельность на основе общения, игры, экспериментально - поисковой деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками (занятия различного типа, вида, характера, в соответствии с базисным учебным планом).

2. Организованная деятельность по воспитанию и развитию детей:

а) свободная самостоятельная деятельность детей:

- игра;

- рисование;

- лепка;

- аппликация;

- художественно-речевая деятельность;

- конструирование;

- дидактические игры и упражнения и т.д.).

б) совместная деятельность взрослого с детьми:

- игровая деятельность;

- изобразительная деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- музыкально - развлекательная деятельность;

- праздники и развлечения;

- физкультурная и оздоровительная деятельности;

- проектная деятельность и т.д.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов педагога с каждым ребёнком на основе неформального общения.

Ежедневно следует отводить время для игр детей с взрослыми. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а взрослым следует её всячески поощрять.

Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру, месту и форме организации игровой и образовательной деятельности.

Игр и занятий с высокой интеллектуальной и физической нагрузкой должно быть не более одного - двух в неделю. Это возможно, если режим дня соответствует плану образовательной работы с детьми.

Следует учитывать внешние признаки переутомления детей (степень заинтересованности, частота отвлечений, отсутствие внимания и др.) и не проводить организованную учебную деятельность даже при первых признаках их проявления.

Стремиться повышать работоспособность детей путем включения активизирующих, стимулирующих внимание приемов.

Следует соблюдать продолжительность организованной учебной деятельности и других форм работы, не допускать перенапряжения и переутомления нервной системы детей.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения закаливающих мероприятий, психологических тренингов, релаксационных и музыкальных пауз, времени, когда ребёнок может выйти за пределы групповой комнаты в гости.

Стараться избегать в общении и работе с ребенком излишних частых повторений, снижающих интерес и активность ребенка.

Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены, чтобы обеспечить лёгкое «вхождение» в рабочую неделю и «выход» из неё.

Не нужно принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеяно.

Не следует перегружать детей ненужными им знаниями и избыточной информацией, которые могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы.

Нельзя допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной статичной позе.

 

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 

  1. Утвердить прилагаемые программы дошкольного воспитания и обучения «Алғашқы қадам» (1-3 года)

    Программа
    В целях реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения»,
  2. «Новый Казахстан в новом мире»

    Документ
    В обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан - в новом мире» Президентом определена политика модернизации национальной системы образования, которая является одним из основных условий вхождения в мировое образовательное пространство.
  3. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрі міндетін атқарушының 2009 жылғы 21 қыркүйектегі №439 бұйрығы

    Документ
    Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2008 жылғы 28 қарашадағы № 628 бұйрығымен бекітілген «Мектепке дейінгі тәрбие мен оқыту. Негізгі ережелер» Қазақстан Республикасының мемлекеттік жалпыға міндетті білім беру стандартын
  4. Құсайынов А.Қ. Теледидардың бала психикасына және тәрбиесіне кері әсері

    Документ
    Қазіргі уақытта теледидардан көптеген зорлық-зомбылық көріністер көрсетіліп, қан өзен суындай «ағып» жатады. Күніне балаларымыз орта есеппен 17 өлім, 37 мейрімсіздік көріністер көреді екен.
  5. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011 2015 годы

    Документ
    В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан
  6. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2011 года и подлежит официальному опубликованию

    Документ
    Миссия: формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост.
  7. Казахстан Академия «Көкше»

    Документ
    V Халықаралық «Сейтен тағылымдары» ғылыми-практикалық конференциясының материалдары бойынша ғылыми мақалалар жинағы. Қазақстан, Ақмола облысы, Көкшетау шаһары 3-5 маусым 2010 ж.
  8. «Сейтен тағылымдары» ғылыми-практикалық конференциясының материалдары

    Документ
    Сейтен Сауытбековтың 100 жылдық мерейтойына арналған Халықаралық «Сейтен тағылымдары» ғылыми-практикалық конференциясының материалдары бойынша ғылыми мақалалар жинағы.
  9. Ііі халықаралық «Сейтен тағылымдары» ғылыми-практикалық конференциясының материалдары

    Документ
    ІІІ Халықаралық «Сейтен тағылымдары» ғылыми-практикалық конференциясының материалдары бойынша ғылыми мақалалар жинағы. Ќазаќстан, Кµкшетау, Ресей Федерациясы, Омбы, 2005 жыл, 289 бет.

Другие похожие документы..