Движение под предводительством Е. Пугачева

Чугунова Наталия Юрьевна

Учитель МОУ «Гимназия №2».

Ведёт уроки истории и обществознания.

Имеет высшую квалификационную категорию.

«Почетный работник общего образования»

Работает над темой «Дифференциация

и Для конструктивного сотрудничества

электронный адрес:

Конспект урока истории России в 8(7), 10 классе.

Учитель МОУ «Гимназия № 2» г. Чебоксары Чугунова Наталия Юрьевна.

Тема: Движение под предводительством Е.Пугачева. Наш край во II половине ХVIII века.

Цель: через историю создания А.С. Пушкиным повести «Капитанская дочка» дать представление о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева, развитии ее событий на территории Чувашии.

Опережающее задание: перечитать, вспомнить (можно предварительно организовать просмотр видеофильма) содержание повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи:

  1. Выяснить причины возникновения, цели, значение крестьянской войны;

  2. Развивать у учащихся навыки работы с историческими и литературно-художественными источниками, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитывать чувство сопереживания; интереса к прошлому Родины.

  4. Познакомить учащихся с «кухней» творческих поисков Пушкина при создании исторических произведений.

  5. Пробудить интерес учеников к исторической художественной литературе, творчеству А.С.Пушкина.

Основной метод: поисковый.

Урок может быть интегрированным и проводиться совместно учителем истории и учителем литературы.

План урока:

1. А.С.Пушкин – исследователь, историк.

2. Причины народных выступлений в царствование Екатерины II.

3. Состав участников движения под предводительством Е.Пугачева, цели, требования.

4. Ход крестьянской войны, ее итоги, значение и последствия.

5. Наш край в годы крестьянской войны.

Оборудование:

Контурная карта «Россия во второй половине 18 века»; ноутбук, экран, колонки, мультимедиапроектор; электронное пособие «Использование материалов музея А.С.Пушкина на уроках русского языка и литературы». Раздел «Экскурсии», подраздел «Видеоэкскурсии», экскурсия «Пушкин – историк»; DVD – диск «Капитанская дочка», раздаточный материал.

Структура и ход урока:

1.Вводная речь учителя о теме, цели, задачах урока – 2 минуты.

2.Показ видеоэкскурсии «Пушкин-историк» на мультимедиапроекторе (или мониторах компьютеров в компьютерном классе, если есть такая возможность) -2 минуты.

Она рассказывает об исследовании А.С.Пушкиным народных движений, его поездках по России с целью сбора материала, истории создания исторического труда «История Пугачева», повести «Капитанская дочка». Общественная ситуация начала 1830-х годов представлялась Пушкину на пороге новой пугачевщины. Его творческие замыслы («Дубровский», «Капитанская дочка») сосредоточены на массовых крестьянских выступлениях при участии в них в той или иной степени дворянина.

3.Беседа с учащимися по 1-5 вопросамплана на основе материала видеоэкскурсии, повести «Капитанская дочка», раздаточного материала с отрывками о движении Пугачева из произведений Пушкина, исторических источников) – 25 минут.

Фронтальная беседа с классом по вопросам (ставятся перед просмотром видеоэкскурсии):

Изучите и проанализируйте раздаточный материал (5 минут).

Вопросы:

- Как А.С.Пушкин собирал материал к историческому исследованию, повести? Расскажите о цели его поездок, особенностях работы по созданию повести.

- Чем объясняется столь пристальное внимание Пушкина к теме народных движений? Насколько это было актуально в его время?

- Нужно ли в наши дни так же скрупулезно собирать материал, прежде чем написать художественное или историческое произведение?

- Почему, на Ваш взгляд, Пугачев - не главный герой повести?

Что вам известно:

- о причинах народных выступлений в царствование Екатерины II?.

- о составе участников движения под предводительством Е.Пугачева?

- о цели, требованиях восставших?

- о развитии движения, итогах, значении?

- о нашем крае в годы крестьянской войны?

4. Вывод учителя.

Учитель истории обобщает ответы учащихся о движении Пугачева, показывает на контурной карте «Россия во второй половине 18 века» регион, охваченный восставшими, их путь.

5.Подведение итогов – 2минуты.

Рефлексия – 2 минуты.

Какие вопросы, связанные с темой урока, заинтересовали Вас?

Какие дополнительные вопросы появились у Вас?

  1. Домашнее задание – 1 минута.

Параграф учебника; письменно ответить на вопросы (1 – в тетради по истории, 2 – в тетради по литературе):

1.Почему часть историков называют движение под предводительством Пугачева восстанием, часть - крестьянской войной?

2.Почему ведущая идея повести актуальна и сегодня?

Раздаточный материал «Пушкин и движение Пугачева».

Проанализируйте следующие отрывки из исторических источников.

1.Массовое народное выступление под руководством Пугачева было одним из самых беспрецедентных по масштабу и кровопролитию в России. Жертвами самозванца стали тысячи дворян, чиновников, священников, солдат, не пожелавших его признать. В сражениях с армейскими частями погибло не менее 10 тысяч человек. В нем наряду с крестьянами участвовали холопы, посадский люд, казаки, служилые люди по прибору и др.

Со второй половины 19 века в отечественной литературе утвердился термин «крестьянская война». Считалось, что ее отличает относительная сплоченность восставших, общие цели и лозунги, единый центр движения. В настоящее время крестьянской войной большинство историков называют лишь движения Разина и Пугачева.

Однако остается спорным вопрос об их антифеодальном характере. Считается, что это были во многом стихийные выступления, вызванные падением жизненного уровня населения, последствиями войн и др., которые, безусловно, оказывали влияние на внутреннюю политику, но к расшатыванию основ феодального строя не вели.

Стремление центральной власти унифицировть положение и статус различных территорий и групп населения приводило к усилению экономического гнета и принудительной христианизации народов присоединенных к России территорий (например, мусульманского населения Поволжья), осквернению мусульманских кладбищ и святынь. Это вызвало активное участие татар и башкир под руководством Салавата Юлаева в пугачевском движении.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. М., «Просвещение», 2006, сс.258-262.

2.А.С.Пушкина всегда интересовала история, особенно три исторические фигуры: Петр I, Пугачев, Радищев. Историзм – одно из свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Так, о екатерининской эпохе он писал: «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России… Но со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия…» (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 т. Л., 1978. Т.8. С. 91).

Написание исторического труда и повести он рассматривал как способ обратить внимание правительства и НиколаяI на острую своевременность коренных преобразований. Таким образом, к написанию «Истории Пугачева» Пушкин был подвигнут как личными творческими планами, так и общественными намерениями.

Он изучил научную литературу, официальные документы, архивные и другие рукописные источники, воспоминания очевидцев, побывал в тех местах, где развернулась крестьянская война. Шаг за шагом он восстанавливал историю «пугачевщины», неукоснительно придерживаясь фактической и психологической точности. В историческом труде Пушкин был противником домыслов, непроверенных слухов, неосновательных суждений. Всегда оставался верным документам, поправляя лишь устаревший стиль. Т.о., Пушкин как историк строго фактичен, документален.

В «Замечаниях о бунте», поданных царю, он прямо писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны».

А.С. Пушкин. История Пугачева М., «Советская Россия», 1983, сс.1-15.

  1. Тема : Движение под предводительством Пугачева. Внутренняя политика Екатерины II

    Документ
    За десятилетие предшествовавшее Крестьянской войне, историки насчитывают более 40 выступлений крепостных крестьян. В 50-60гг XVIIIв большого размаха достигла бегство доведенных до отчаяния крестьян от своих господ.
  2. Конспект урока по теме: «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва»

    План-конспект
    Продолжить развивать умение сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами.
  3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя Самостоятельная работа студентов (1)

    Самостоятельная работа
    Рабочая программа дисциплины составлена доцентом кафедры истории Казахстана, кандидатом исторических наук Тапаевой А.Б. на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия» и
  4. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб пособие / Под ред проф. И. Я. Фроянова. Москва.: Уиц "Гардарики", 2002. 445 с. Ббк 63. 3(2) isbn 5-8297-013-8 (в пер.) Рецензенты: д и. н., проф. Мгу л. И. Бородкин, д и. н., проф. А. С. Тургаев

    Документ
    Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002.
  5. Савинкиной марии Васильевны

    Документ
    1) Уровень обученности (успеваемости) учащихся за последние 3 года составляет 100%. Все ученики по итогам года имеют положительные оценки по истории и обществознанию, неуспевающих ребят нет.
  6. Рабочая программа по дисциплине: история татарстана для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101).
  7. А. И. Герцен в российском общественном движении XIX в

    Документ
    внешний и моральный облик воина славянина в средневековой Руси. Бюрократический аппарат в России первой четверти XVIII в. В.Г. Белинский: личность и деятельность. Великая Отечественная война в Славянске н/К и Славянском районе Великое
  8. Национально-освободительное движение

    Документ
    Национально-освободительное движение казахов под предводительством Сырыма Датулы(1723-1797) Причины восстания. После подавления крестьянского восстания под предводительством Е.
  9. Рабочая программа по дисциплине «история татарстана» Для всех специальностей

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по лечебным специальностям,

Другие похожие документы..