Учебно-методический комплекс кафедры аоэи информационные системы в управлении социально-трудовой сферой. Лекции для студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Учебно-методический комплекс кафедры АОЭИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРОЙ.

Лекции для студентов

Разработали: ст. преподаватель Чистилина Е.В.,

ст. преподаватель Красникова Г.Е.

№№

пп

Темы лекций

Количество часов

1

Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации.

2

2

Тема 2.Структурная и функциональная организация информационных систем, информационных технологий и автоматизированных рабочих мест в управлении социально-трудовой сферой.

1

3

Тема 3. Методические основы создания информационных систем, информационных технологий и автоматизированных рабочих мест в управлении социально-трудовой сферой.

1.5

4

Тема 4. Информационное обеспечение информационных систем, рабочих мест и технологий решения задач в управлении социально-трудовой сферой.

1.5

5

Тема 5. Инструментальные средства и тенденции развития информационных систем и мультимедийных технологий в управлении социально-трудовой сферой.

3

6

Тема 6. Защита информации в информационных системах и технологиях управления социально-трудовой сферой.

самостоятельное изучение материала

7

Тема 7. Информационные технологии в системах управления СТС (решение функциональных задач управления трудом, персоналом, социально-трудовыми отношениями)

3


2007 г.

Лекция 1.

Тема 1: Информационные процессы в экономике и объективная необ­ходимость их автоматизации.

  1. Информационные процессы в экономике и проблемы ин­форматизации общества. Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности.

  2. Информационные системы и их классификация.

  3. Информационные технологии, их развитие и классификация

  4. Цели и задачи создания информационных систем в социально-трудовой сфере.

1. Информационные процессы в экономике и проблемы ин­форматизации общества в Российской Федерации. Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности.

Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производст­вом, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы — знаний. Особенность этого общества заключа­ется в непрерывном обмене информацией.

Широкое развитие компьютерной техники и телекоммуникаций позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информа­цию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были не­мыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения поистине безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, вырабо­танных мировой цивилизацией. Экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в боль­шей - как создание и распространение информационных продук­тов и услуг. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организа­ций в большой степени зависит от их информированности и способ­ности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести боль­шую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информацияопределяется как сведения о ли­цах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независи­мо от формы их представления. В различных теориях и концепци­ях, например теории прибыли экономиста Фрэнка Найта, теории информации инженера и математика Клода Шеннона информация определяется как средство снижения неопределенности и риска.

Предметом дальнейшего рассмотрения будет управленческая и экономическая информация, важнейшими свойствами которой яв­ляются:

• достоверность и полнота;

• ценность и актуальность;

• ясность и понятность.

Информация достоверна, если она не искажает истинное поло­жение дел. Недостоверная информация может привести к непра­вильному пониманию или принятию неправильных решений.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и при­нятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие ре­шений или может повлечь ошибки.

Ценностьинформации зависит от того, какие задачи реша­ются с ее помощью. Актуальнуюинформацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и ак­туальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и по­нятной,если она выражена языком, на котором говорят те ко­му предназначена эта информация.

Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой.Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, инфор­мация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми.

Важнейшей составляющей управленческой информации яв­ляется экономическаяинформация, представляющая собой сово­купность различных сведений экономического характера, кото­рые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анали­за на всех уровнях отраслевого и регионального управления на­родным хозяйством.

Экономическая информация включает сведения о составе тру­довых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей.

Для экономической информации характерны:

  • большие объемы;

  • многократное повторение циклов ее получения и преобразо­вания в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

  • многообразие ее источников и потребителей;

  • значительный удельный вес логических операций при ее об­работке.

Информация приобретает черты экономического блага и обра­щается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйст­венной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

С наиболее общих позиций информационный ресурсможет быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксиро­ванной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, про­изводственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);

  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);

  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использо­вания);

  • формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);

  • носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало дея­тельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и националь­ной экономики в целом.

К информационным продуктам и услугам относят базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр. Эти продукты и услуги обмениваются на информацион­ном рынке и отличаются многочисленными особенностями, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

Управление информационными ресурсами, включающее орга­низацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.

Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения ин­формационных потребностей физических лиц и хозяйствующих субъек­тов на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информацион­ных технологий.

На базе информационных ресурсов возникла индустрия инфор­матики, задачей которой является обеспечение информацией всех нуждающихся в ней. Создание глобальных сетей и использование электронных документов открыли возможность удаленного доступа к информационным ресурсам.

Применительно к информатике под информационным ресурсом будем понимать отдельные документы, массивы документов и фай­лы в информационных системах, организованные как библиотеки, архивы, фонды, базы данных и знаний, рассматриваемые совместно с автоматизированными информационными технологиями или сер­висами, придающими им необходимую мобильность.

Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в ус­ловиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.

По источникам формирования и отношению к конкретной орга­низации информационные ресурсы могут быть разделены на внутрен­ние и внешние. К внутренним ресурсамотносится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специа­листами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях ор­ганизации, о распределении ресурсов — капитала, труда и т.д.). Особую роль при этом играет отчетность, которая является со­вокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской ин­формации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего пла­нирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.

Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния органи­зации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде — множестве существующих вне орга­низации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информацияможет быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

  • деловой информации;

  • научной и профессиональной информации;

  • социально-политической и правовой информации;

  • массовой и потребительской информации.

  1. Библиографический указатель по материалам библиотечного фонда Москва (1)

    Библиографический указатель
    Романов А.Н. Ускорение на подъеме: фрагменты из выступления… перед коллективом института 4 сентября 2007 г. Институтский вестник. - 2007.- № 3 (18).
  2. Текст лекций по дисциплине «информационные системы» Составитель доц., к э. н. Куницына Л. Е

    Документ
    Предметом является обработка экономической информации объекта управления с помощью технических средств с целью получения заданной совокупности технико-экономических показателей.

Другие похожие документы..