Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом

Особенности социально-политического развития Киевской Руси

Основная масса населения Киевской Руси состояла из лично сво­бодных людей, обязанных платить дань-налог государству.

Собирали дань как натурой, так и в денежной форме. Единицы налогообложения: «дым», т.е. один крестьянский двор, «рало», «плуг» (единицы земельной площади, соответствующие возмож­ностям одного крестьянского хозяйства).

Основной социальной ячейкой земледельцев Древней Руси яв­лялась соседская община – вервь. Члены верви совместно владе­ли сенокосными и лесными угодьями, а также пашенной землей, хотя она и была поделена между отдельными хозяйствами земле­дельцев. Таким образом, в Киевской Руси преобладающей явля­лась коллективная форма землевладения. Община являлась не только хозяйственной единицей, но носила многофункциональный характер. Она регламентировала практически все виды деятель­ности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Община бази­ровалась на принципах коллективизма и уравнительности. Чле­ны ее были связаны круговой порукой, неся коллективную ответственность за уплату дани, за совершенные на ее территории преступления. Внутри общины действовали принципы прямой де­мократии: выборность старейшин, коллективное принятие реше­ний и т. п. Люди, порвавшие связи с общиной, лишались защиты и заботы с ее стороны и назывались изгоями.

Первоначально князь у восточных славян – это лишь предво­дитель дружины, приглашаемый по постановлению вече которое при этом в первую очередь учитывало его воинские качества и заслуги. В эпоху частых войн, нападений враждебных племен значение князя неизбежно возрастало. Постепенно он сосредоточил своих руках не только функцию военачальника, но также административную и судебную. Его власть приобретала государ­ственный характер и со временем стала наследственной. Вместе с тем в Киевской Руси действовали факторы, препятство­вавшие усилению единовластия киевского князя.

В выполнении своих функций князь опирался на дружину, которая в его руках была средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Она делилась на «старейшую» и «молодшую». Те, кто входил в «старейшую» дружину, назывались княжьими мужами, или боярами. Младших же дружинников именовали в разное время и в различных регионах по-разному: отроки, детские, гриди. Отно­шения между князем и старшими дружинниками носили вас­сальный характер. Бояре признавали авторитет киевского князя, обязаны были ему служить. В то же время они обладали правом покинуть князя, перейти на службу к другому сюзерену. Многие из старших дружинников, в свою очередь, имели собственные дру­жины, опираясь на которые они управляли подвластными терри­ториями. Князья должны были серьезно считаться с мнением дру­жины при решении того или иного вопроса.

Младшие дружинники – это зависимые от князя лица, люди его двора, служившие князю охраной, выполнявшие отдельные поручения, занимавшие незначительные государственные долж­ности. Из числа дружинников рекрутировались кадры для заме­щения различных военных и гражданских должностей в государ­стве: воевод, посадников, мечников, вирников, мытников и др. Источниками доходов князя и его дружины служили: дань с под­властного населения, средства от торговли ею, военная добыча, тор­говые и судебные пошлины, штрафы-виры, а позднее – вотчинное хозяйство.

Варяги называли Древнюю Русь Гардарикой, т. е. страной го­родов. Однако, в отличие от западноевропейских городов, возни­кавших как центры ремесла и торговли, русские в первую очередь выполняли роль административно-политических центров. Боль­шинство городов Древней Руси были невелики и представляли собой всего лишь укрепленные поселения. Но наряду с ними су­ществовали и довольно крупные города, состоявшие из укреплен­ного центра – детинца, или кремля, вокруг которого располагались посады, населенные ремесленниками, торговцами. Население горо­дов было вооружено. Во главе этого народного ополчения города стоял тысяцкий, некогда избиравшийся городским вечем, а впос­ледствии назначавшийся князем. В период складывания Древне­русского государства в городах еще довольно значительную роль играло вечерешавшее вопросы, связанные с приглашением и из­гнанием князей, объявлением войны и заключением мира, при­нятием законов и т. п. Избранная демократическим пу­тем на вечевых собраниях городская администрация – «старцы градские» – входила в состав княжеского совета наряду с дру­жинниками. Однако уже в XI в. вече в большинстве регионов Руси постепенно утрачивает былую роль и значение, многие его функ­ции переходят к князьям.

Поначалу писаных законов и правил не существовало, а пото­му общество жило по нормам обычного права, т. е. по обычаям. В одном из договоров Руси с Византией, заключенном в Х в., упоминается о «Законе русском», который, как считают историки, и представлял собой обычное право. Среди существовавших на Руси обычаев можно назвать талион – обычай кровной мести. В случае убийства одного из членов рода его сородичи должны были отомстить убийце. Однако обычаи различных племен часто противоречили друг другу, и по мере их дробления, расселения впе­ремешку с другими племенами и родами, т. е. по мере складыва­ния единого государства, требовался уже не обычай, а закон, исхо­дящий от этого государства. Свод законов, получивший название «Русская Правда», постепенно формируется на Руси с начала XI в. до середины XIII в. Начало ему было положено при Ярославе Муд­ром созданием «Правды Русской», или, как ее еще называют, «Древнейшей Правды». «Правда» Ярослава ограничивала (но еще не отменяла полностью) кровную месть. Теперь в круг мстителей входил уже не весь род, а лишь самые близкие родственники по­терпевшего. Кровную месть можно было заменить штрафом. Так, за убийство свободного человека предусматривался штраф в раз­мере 40 гривен. «Древнейшая Правда» определяла также наказа­ния за другие преступления. Позднее «Древнейшая Правда» была дополнена «Правдой Ярославичей», т. е. сыновей Ярослава, появив­шейся в начале 70-х годов XI в. в ответ на волну крестьянских и городских восстаний. «Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. По размерам штрафов, взимавшихся за убийство лиц, отно­сившихся к различным социальным категориям, можно судить о степени общественного расслоения ко второй половине XI в.

Завершается кодификация в Древней Руси созданием в 1113 г. «Устава» Владимира Мономаха, ставшего еще одной составной частью «Русской Правды». Таким образом, в «Русской Правде» определялись наказания за посягательство на жизнь и здоровье людей, а также на их имущество. Основным наказанием за подоб­ные преступления в Древней Руси после отмены кровной мести стали штрафы. Иногда, например, за заранее обдуманное убийство, наказанием были поток (изгнание) и разграбление имущества пре­ступника. За убийство же в ссоре или в драке с виновного взимал­ся штраф. Если убийца не был известен, штраф (дикую виру) пла­тила община-вервь, на территории которой совершилось убийство.

Принятие христианства

В период становления Древнерусского государства основная масса населения еще придерживалась язычества. Один ряд язы­ческих верований был связан с оживотворением природы. Жители Киевской Руси поклонялись богам, олицетворявшим различные природные стихии: солнце, ветер, воду, землю и т. п., поклонялись священным источникам, деревьям, камням, животным и птицам. Другой ряд верований — обоготворение умерших предков, пращу­ров. Пращур, или чур, считался хранителем своего рода, родовых владений и имущества.

В то же время геополитическое положение Руси, окруженной народами, исповедовавшими различные монотеистические рели­гии, способствовало превращению ее в объект воздействия с целью приобщения к ним, что имело и политическую подоплеку. Тесное переплетение религии и политики, свойственное средневековью, по­буждало к использованию религиозного фактора как в сношениях с другими странами и народами, так и во внутреннем управлении. Это, вероятно, хорошо осознавал и князь Владимир Святославич, осуществивший две религиозно-политические реформы.

Выбор Византии в качестве религиозного ориентира можно объяснить рядом обстоятельств. В то время она являлась мощ­ным, процветающим государством, стабильным внутренне и веду­щим успешную внешнюю политику и оказывала огромное поли­тическое, экономическое и культурное влияние на окружающие страны и народы. Византийская религия должна была импониро­вать Владимиру, поскольку отвечала внутренним задачам, кото­рые он пытался решить: стабилизировать общество, объединив его на основе норм христианской морали, принципов милосердия и человеколюбия. Привлекательной для князя, добивавшегося ук­репления своей власти, повышения ее престижа, должна была стать господствовавшая в Византии идея божественного происхожде­ния императорской власти, учение о едином Боге, освящающем власть одного государя. Кроме того, в Византии существовала «сим­фония» церковной и светской властей. Между ними не было со­перничества, церковь была зависима от императора, который иг­рал в ее жизни первостепенную роль.

Выбором религии Русь связала себя с Западом восприняв опыт античности), содержащуюся в христианстве, впитывая его культурные достижения. Вместе с тем, как показало время, приня­тие христианства в его византийском, восточном варианте имело свои особенности. Православие ориентировало человека на духов­ное преображение, на самосовершенствование, на движение не впе­ред, а вверх, к небу, к Богу. Это способствовало формированию ду­ховности русского православного человека. Таким образом, в IX в. в результате длительного естественного процесса развития восточно-славянского общества возникает го­сударство Киевская Русь. Пройдя период ста­новления, в конце X — первой половине XI в. она достигает наи­высшего расцвета и превращается в крупнейшее государство Европы. Со второй половины XI в. начинается закат Киев­ской Руси, вызванный объективными социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в стране. Происхо­дит усиление и обособление отдельных земель, входивших в со­став государства, что в 30-х годов XII в. приводит к политическо­му распаду Киевской Руси.

Русь в состоянии политической раздробленности.

Эволюция восточнославянской государственности в XI−XII вв.

Последний период существования Киевской Руси сопровож­дался серьезными изменениями в социально-экономической и поли­тической сферах, приведшими к ее политическому распаду, усилению отдельных горо­дов и земель: Чернигова, Переяславля, Смоленска, Владимира-Во­лынского, Ростова, Суздаля и др. Отдельные регионы Киевской Руси обособливались, превращаясь в быстро прогрессирующие са­мостоятельные экономические единицы. Ускорению их развития способствовало и возникновение крупного вотчинного хозяйства. В то же время снижалось экономическое значение Киева и окру­жавшей его полянской земли. Регион пустел, происходил отлив населения, которое, спасаясь от половецких набегов и княжеских усобиц, мигрировало в основном на юго-запад и северо-восток. Киев лишился значительной части дани, поступавшей с мест. В ре­зультате формирования в Европе новых торговых путей и эконо­мических зон утрачивает свое прежнее значение путь «из варяг в греки», а вместе с этим – и Киев как крупный торговый город, находившийся на середине этого пути.

Развитие общества сопровождалось усложнением отношений внутри него, нарастанием вала проблем и противоречий, требовав­ших вмешательства властей. В то же время центральная власть не справлялась с их решением, На местах население передалосвоим князьям некоторые государственные Функции, в частности защиту от внешнего врага, для чего те укреп­ляли границы своих владений и пополняют свои дружины.

Формирование и укрепление местной власти отвечало и инте­ресам бояр-вотчинников, стремившихся ограничить вмешательство центра в свои внутренние дела. Таким образом, происходило экономическое, военное и политическое усиление местных князей. Под­держиваемые горожанами, они ограничивали политические амби­ции боярства и успешно противостояли центральной власти, в кото­рой уже не нуждались Мало-помалу они сосредоточивали в своих руках все основные государственные функции и становились пол­ноправными правителями своих территорий.

Князья по-прежнему вели борьбу за киевский престол, но уже, скорее, в силу инерции или традиции. Завоевав его, они сохраняли за собой свои прежние владения и предпочитали постоянно про­живать в них, а не в Киеве. Первыми таким образом «отделили старшинство от места» князья Северо-Восточной Руси Юрий Долго­рукийи его преемники.

Внешним проявлением процесса политического распада ста­ли участившиеся княжеские усобицы, которыми заполнен этот период истории Древней Руси. Они стали важнейшим фактором политической жизни Киевской Руси. Возникновению усобиц способствовала сложная и запутанная система «лестничного восхождения» князей, в соответствии с которой происходи­ло наследование княжеских престолов. После смерти князя пре­стол переходил к старшему в роде мужчине. Старшинство же определялось не возрастом, а генеалогическим положением пре­тендента. Так, дядя мог быть моложе племянника, но формально считался старшим. Наследниками престола становились не сыно­вья умершего князя, а его братья и их старшие сыновья. Усобицы между князьями становятся особенно частыми и жестокими со второй половины XI в. Результатом было разорение русских зе­мель, ослабление Руси перед лицом половецкой опасности.

Начиная с 1061 г. половцы постоянно совершали набеги на русские земли, нанося им огромный урон.

Половецкая опасность превращалась также и в фактор поли­тической жизни Руси, поскольку князья использовали половцев в борьбе друг с другом.

Против зримых проявлений процесса распада Древнерусского государства пытался бороться Владимир Мономах. По его иници­ативе в 1097 г. в г. Любече собрались наиболее влиятельные рус­ские князья для обсуждения вопроса о том, как сохранить един­ство Руси, объединить ее для борьбы с половцами. Решение съезда: «Каждо да держит отчину свою», – было направлено не на за­крепление политического раздробления Руси, а на прекращение раздиравших и ослаблявших ее усобиц. Усилия Владимира Моно­маха не пропали даром: предпринятый русскими князьями в 1111г. совместный поход в степь надолго лишил половцев воз­можности совершать набеги на Русь. Успех был закреплен новым походом в половецкие степи, состоявшимся в 1116г.

В1113г. Мономах был призван на киевский престол и владел им до самой смерти в 1125 г. Он сумел стабилизировать ситуацию, не допуская усобиц и разорительных набегов половцев. После смерти Владимира Мономаха политику, направленную на сохра­нение единства Руси, укрепление ее могущества, продолжил его сын, Мстислав Великий. За сохранение единства русской земли боролась также и церковь. Представители духовенства не раз вы­ступали посредниками между князьями, пытаясь примирить их и прекратить усобицы. Однако светские и церковные власти общи­ми усилиями могли лишь на время затормозить процесс распада Киевской Руси. Остановить же его совсем было не в силах даже самых могущественных князей, поскольку он был обусловлен объективными причинами.

С распадом единого государства обострились противоречия между князьями, более жесткие и открытые формы приняли усо­бицы, прежде пресекавшиеся киевской властью.

  1. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (1)

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  2. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (2)

    Учебное пособие
    Отечественная история: учебное пособие / Н.В. Трубникова, А.Н. Першиков, М.В. Иванова, Г.В. Гребенькова, А.П. Силаев, В.В. Петрик, В.Н. Гузаров, В.А. Черный; под ред.
  3. Учебное пособие Иркутск 2006 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо «игпу»

    Учебное пособие
    Возрастное развитие: Предпосылки, периодизация, характеристики возрастов и закономерности (в норме и при отклонениях): Учеб. пособие. / В.А. Пермякова.
  4. Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского удк 378. 147-388(075) Никитин А. Ф., Тюрина Е (1)

    Учебно-методическое пособие
    Никитин А. Ф., Тюрина Е. И. Педагогическая и производственная практика студентов специальности 040201 «Социология»: Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 2007.
  5. Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского удк 378. 147-388(075) Никитин А. Ф., Тюрина Е (2)

    Учебно-методическое пособие
    Педагогическая практика студентов-социологов организуется с целью выработки у практикантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения
  6. Учебное пособие Краснодар, 2000. Печатается по решению редакционно-издательского совета Кубанской государственной академии физической культуры Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.

    Учебное пособие
    А.А.Кадочников, Ар.А.Кадочников, В.Н.Завгородний, А.Г.Ахромова. Психолого-педагогические основы подготовки специалистов по рукопашному бою стиля А.А.Кадочникова: Учебное пособие.
  7. Учебное пособие для вузов Издание второе Рекомендовано Редакционно-издательским Советом (1)

    Учебное пособие
    A. А. Бодалев, Г. А. Бардовский, В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Л. А. Деркач, Ю. И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. II. Кезина, М. И. Кондаков, В.
  8. Учебное пособие для вузов Издание второе Рекомендовано Редакционно-издательским Советом (2)

    Учебное пособие
    В книге обобщены достижения современной организационной психологии, прослежена история её становления как научной дисциплины, рассмотрены разнообразные примеры решения организационно-психологических проблем в реальных организациях.
  9. Учебное пособие для вузов Издание второе Рекомендовано Редакционно-издательским Советом (3)

    Учебное пособие
    Книга рекомендуется для студентов высших учебных заведений, слушателей школ бизнеса, а также учащихся колледжей. Менеджеры-практики, специалисты по консультированию, отбору персонала и организационному развитию смогут найти в этой

Другие похожие документы..