Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий

На правах рукописи
Пригода Людмила Владимировна

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Специальности: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

муниципальная экономика и управление местным развитием 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Ростов-на-Дону -2009

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО

«Майкопский государственный технологический университет»

Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ

доктор экономических наук, профессор

Кетова Наталья Петровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Вильямский Вячеслав Сергеевич

доктор экономических наук, доцент

Андрющенко Ольга Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор

Игонина Людмила Лазаревна

Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита диссертации состоится «15» декабря 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344002, г.Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, ауд. 220.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан «  » ноября 2009 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер Некрасовский, 44, объединенный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент С.В. Гриненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Выход России на траекторию модернизации экономики, несмотря на негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, проявляется в переходе от стратегии адаптации и выживания к стратегиям устойчивого роста, в рамках которого происходит селекция инструментов реформирования местного самоуправления. Современный этап экономического развития России характеризуется усиливающейся тенденцией регионализации и переносом на местный уровень центра тяжести практического решения проблем реформирования социальной сферы. От того, насколько успешно будет проходить процесс реформирования и развития российских регионов, во многом предопределяются возможности преодоления последствий кризиса экономики страны в целом. Возрастающая роль местного самоуправления выявила несостоятельность унифицированного подхода, ориентированного преимущественно на руководство социально-экономическими процессами из федерального центра. Экономические основания современного управления развитием муниципальных образований в концептуальном их понимании состоят в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на деятельность субъектов хозяйствования, расположенных в их границах, в целях формирования финансовых основ функционирования муниципалитетов.

Решение проблемы достижения консенсуса позиций трех сторон (муниципалитетов, регионов и государства), определяющих тип социально-ориентированной модели организации взаимодействия в условиях рынка, представляется возможным только при разработке новой методологически выверенной концепции, адаптации действенного расчетно-аналитического инструментария, разработки четкого алгоритма исследования. В этой связи актуальность и значимость избранной для научного изучения проблематики предопределяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение длительного времени проблемам местного самоуправления не уделялось должного внимания, что выразилось, прежде всего, в недостаточности собственной доходной базы местных бюджетов, которая стала общей проблемой данного уровня управления. Формирование достаточных собственных доходных источников – один из путей решения вопроса повышения сбалансированности местных бюджетов. Как для регионов-доноров, так и для регионов-реципиентов в настоящее время весьма актуально создание условий преодоления кризисных проявлений, формирование и использование эффективного экономического механизма, способствующего ослаблению влияния выявленных негативных факторов. Особую остроту данная проблема приобрела в тех муниципальных образованиях, где отсутствуют крупные экспортоориентированные предприятия, способные самостоятельно удовлетворять свои инвестиционные запросы и инвестировать средства в развитие региональной и местной инфраструктур, или в тех из них, где были закрыты градообразующие и бюджетоформирующие компании. В этой связи активизация процессов, направленных на повышение собственных доходов местных сообществ на современном этапе экономического развития, является задачей первостепенной важности. Сложность и многомерность задач, которые необходимо решать органам местного самоуправления в условиях антикризисной хозяйственной модели, требуют корректного анализа и учёта процессов местного развития, изменения методологических подходов к построению системы финансирования, обеспечивающей соответствие современным требованиям функционирования муниципальных образований. Вышесказанное подтверждает важность теоретического осмысления процессов, формирующих взаимоотношения в данной сфере, осознание необходимости оценки использования ресурсной базы, ранжирование приоритетов финансово-экономической политики муниципалитетов с учётом негативных проявлений финансового кризиса.

Во-вторых, одним из важнейших условий эффективной деятельности местных органов власти по усилению социальной направленности принимаемых управленческих решений, повышению качества социально-экономической инфраструктуры и инвестиционной привлекательности территорий является трансформация управления муниципальными финансами. В свою очередь, неотъемлемая часть программы социально-экономического развития территорий – финансовая политика, цель которой состоит в обеспечении управления формированием и использованием местных финансов для повышения уровня жизни и благосостояния населения. Отдельные направления финансовой политики могут охватывать как весь исследуемый сегмент, так и его элементную структуру.

Разработка механизма реализации финансовой политики муниципального образования предполагает оценку имеющихся финансовых источников, для чего необходимо проанализировать сводные финансовые ресурсы территории, детально рассмотреть варианты финансирования за счет средств муниципального бюджета, возможность привлечения внутренних и внешних инвестиций, сложившееся состояние межбюджетных отношений на территории, доступность займов, кредитов и т. д. Это актуализирует концептуальное обоснование целенаправленной деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для привлечения и «удержания» финансовых ресурсов на территории муниципального образования, несмотря на кризисные явления в российской экономике. Данное обоснование необходимо также для оценки косвенного воздействия муниципальных органов власти на деятельность бизнес-структур. Таким образом, возникает необходимость поиска новых источников финансирования хозяйствующих субъектов и повышения эффективности использования существующих на уровне муниципалитетов, которые в сложившихся условиях должны быть в основном ориентированы на генерирование позитивных изменений на внутреннем финансовом рынке за счёт усиления влияния регулирующей функции муниципальных финансов.

В-третьих, реформирование бюджетного процесса, целью которого является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, определяет необходимость исследования и осмысления широкого круга теоретико-методологических, управленческих и организационно-методических проблем, возникающих под воздействием глобальных социально- экономических процессов в России. Изучение позитивного опыта, накопленного в странах с развитым социально-ориентированным рыночным хозяйством, подтверждает наличие резервов по согласованию интересов сторон и достижению консенсуса участников бюджетного процесса. Введение в научный оборот новых экономических методов, технологий и институтов, обеспечивающих не только согласование интересов, но и конструктивное сотрудничество участников бюджетного процесса, представляется весьма важным для развития теории управления муниципальными финансами и повышения степени обоснованности управленческих решений в условиях реализации либеральной государственной концепции реформирования бюджетной сферы.

Вышеперечисленные аргументы в пользу актуальности проблематики, обусловившей избрание темы диссертационного исследования, подтверждают её значимость и стратегическую направленность.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития муниципального самоуправления явились предметом изучения достаточно большого числа исследований, результаты которых представлены в трудах ученых-экономистов различных научных направлений. При этом большинство исследователей раскрывает проблемы, предопределенные спецификой современного этапа организации местного самоуправления, его «вписанностью» в региональное управление, особенностями функционирования местных органов власти и их ролью в организации экономической деятельности и социальном развитии территорий.

Новые экономические реалии обусловили необходимость поиска адекватных форм, методов и инструментов территориального управления, учитывающих опыт зарубежных стран, возможности применения принципов и технологий стратегического планирования, реализуемых на уровне муниципальных образований и регионов в целом, в том числе в условиях экономической рецессии. Это явилось стимулом для научной разработки указанных проблем.

Концептуальные постановки проблемы институционализации процессов рыночной трансформации экономики, представляющие фундаментальную теоретическую основу для оценки современного и перспективного развития муниципальных образований в рамках финансово-экономического пространства региона, сформулированы в работах Вебера М., Мюрдаля Г., Ольсевича Ю.Я., Шульца Т. и др.

Особенности условий развития институциональной среды, в которой развиваются российские регионы, конкретизированы учеными-экономистами Иншаковым О.В., Капелюшниковым Р.И.,  Олейником А.Н., Полтеровичем В.М., Радаевым В.В., Тамбовцевым В.Л., Фроловым Д.Н., Шаститко А.Е. и др.

Проблематика реформирования экономики на региональном и муниципальном уровнях представлена в работах Гранберга А.Г., Игнатова В.Г., Кобилева А.Г., Мамедова О.Ю., Семина А.Н., Савона И.В.

Вопросы эффективного функционирования подсистем региональной экономики, эволюции форм их собственности исследуются в работах Авдашевой С.Б., Балабаевой Н.В., Бильчака В.С., Германовой И.Е., Гринкевича Л.С., Долятовского В.А., Дружинина А.В., Кокорева В.А., Садкова В.Г., Серова В.М., Федчука В.Д., Штундюка В.Д. и др.

Теоретические и прикладные аспекты деятельности компаний в контексте реализации ими интересов российских регионов и муниципальных образований освещены в работах  Горжанкиной С.В., Клейнера Г.Б., Нагрудной Н.Б. и др.

Роль государства в организации местного самоуправления, финансовые проблемы взаимодействия муниципалитетов с регионами и федеральным центром, специфика местного самоуправления в условиях процессов глобализации и становления информационного общества глубоко проанализированы в работах таких исследователей как Абалкин Л.И., Азашиков Г.Х., Алешин С.М., Бухвальд Е.М., Воронин А.Г., Игудин А.Г., Львов Д.С., Минченко М.М., Матеюк В.И., Плотников К.П., Пчелинцев О.С., Родионова В.М., Романовский М.В., Сабанти Б.М., Сенчагов В.К., Сычев Н.Г., Точильников Г.М. и др. Результатом данных исследований стало выявление роли и степени влияния муниципальных образований на территориальную организацию экономической деятельности и социальное развитие территорий.

Содержательные аспекты формирования региональных и местных финансов нашли свое отражение в трудах Емельянова Н.А.,  Игониной Л.Л., Морозовой Т.Г., Овчинникова В.Н., Павловой Л.П., Панскова В.Г., и др. Ими были обоснованы финансовые императивы функционирования муниципальных образований, выявлены основные пути повышения финансовой самостоятельности муниципалитетов.

Современные особенности трансформации деятельности муниципалитетов в рамках проблем регионального развития исследуются в работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Барановой К.К., Боровской М.А., Бутова В.И., Кетовой Н.П., Мироновой Н.И., Тадевосяна Э.В., Суча Сингх Дилла, Хельманна Х. и др.

В большинстве этих работ рассматриваются тенденции модернизации деятельности, основные функции и факторы повышения эффективности воздействия муниципалитетов на региональное развитие, но лишь частично затрагиваются вопросы разработки практического инструментария регулирования их функционирования. В частности, существует дефицит исследований, посвященных проблемам ресурсного обеспечения муниципалитетов, повышения их самостоятельности и эффективности деятельности.

В существующих работах описание многих аспектов управления социально-экономическим развитием муниципальных образований носит дискуссионный характер. В их числе разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, формирование доходной базы муниципалитетов, пути повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований и т.д. Высказываются различные, а порой и взаимоисключающие точки зрения. Тем не менее, их анализ дает основание для следующего вывода: потребность в научном обосновании алгоритма адаптации деятельности муниципальных образований к быстро меняющимся социально-экономическим условиям и эффективному их функционированию объективно обусловливает необходимость обновления механизма формирования финансовых основ местного самоуправления.

Таким образом, исследование подсистемы функционирования муниципального самоуправления в общей системе регионального развития современной России, особенностей её модернизации в транзитивной экономике, необходимость разработки экономического инструментария обеспечения финансовой устойчивости и реализации программ развития муниципалитетов является актуальным и востребованным для науки и практики, поскольку на его основе может быть сформирована целостная концепция развития современных муниципальных образований, включения их в финансово-экономическое пространство региона.

  1. «Реформирование муниципальных финансов муниципального образования рабочий поселок Новогуровский на 2009-2010 годы»

    Документ
    Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», Приказа Минфина Российской Федерации от 30.
  2. Финансово-экономический институт (6)

    Библиографический указатель
    Маркетинг. Маркетинговые исследования. Маркетинговые коммуникации. Коммерческая деятельность. Маркетинг в малом бизнесе. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.
  3. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-прикладной аспект

    Реферат
    Актуальность темы исследования. Институциональные и структурные преобразования в российской экономике стимулировали процесс формирования муниципальной собственности в качестве основы хозяйственно-экономической деятельности локальных
  4. «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» (2)

    Документ
    Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов VIII научно-практической конференции.
  5. Катаева В. И. Социальное проектирование в муниципальных образованиях. Монография

    Монография
    Печатается при поддержке и по решению редакционно-издательского совета ГУ «Научно-методический центр социально-воспитательной работы» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы
  6. Адаптивный инструментарий оценки и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований

    Диссертация
    Защита состоится 09 октября 2009 года в 10-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.313.02 по экономическим наукам при ГОУ ВПО "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса" по адресу: 346500, г.
  7. Российские предпринимательские структуры в едином экономическом пространстве Евразийского экономического сообщества: теоретико-методологические аспекты (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 мая 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.067.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук при НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» по адресу: 119180, г.
  8. Российские предпринимательские структуры в едином экономическом пространстве Евразийского экономического сообщества: теоретико-методологические аспекты (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Университета Российской академии образования по адресу: 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д.
  9. Концепция проекта 3 Участники проекта 7 Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города" 7 Ассоциация городов Кыргызской Республики 8

    Книга
    Книга подготовлена в рамках проекта, осуществленного при финансовой поддержке Инициативы реформы органов местного управления и общественных служб Института "Открытое общество" (LGI)

Другие похожие документы..