Финансы и кредит «Финансово кредитный» курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент» на тему: «Оценка эффективности инвестиционных проектов»

2.2. Оценка эффективности проекта «Сочи 2014»

В Сочи уже зашли крупные частные инвесторы, готовые вкладывать сотни миллионов и даже миллиарды рублей в развитие инфраструктуры. Официальная оценка экономического эффекта от проведения Олимпиады составляет 341 млрд. рублей, что несколько больше издержек, предусмотренных ФЦП "Развитие города Сочи как горноклиматического курорта", но заметно меньше общего объема инвестиций, который, составит не меньше 500 млрд рублей. Другое дело, что вложения в развитие инфраструктуры, раскрутка брэнда, рост туристических потоков, создание новых рабочих мест дадут долгосрочный экономический эффект. Если рассматривать его применительно к Сочи, то общие доходы города в 2014-2020 годах составят не меньше 900 млрд рублей. В общероссийском масштабе эффект будет значительно большим, в частности, за счет роста спроса на продукцию металлургии и промышленности строительных материалов.

Исследование носит описательный характер, относительно текущей социально-экономической ситуации в городе Сочи в контексте подготовки к Олимпийским играм 2014 г. Для этих целей проводится анализ, включающий общую характеристику города, его основные экономические показатели, а также прогноз развития до 2015 года, описание инфраструктурных объектов (аквапарки, парки культуры и отдыха, дельфинарии, театры и концертные залы). В преддверии Олимпиады-2014 дается характеристика и описываются основные параметры федеральных программ развития г. Сочи. Оцениваются демографическая ситуация и делаются экспертные корректировки для отражения реальной ситуации в городе.

Федеральная целевая программа "Развитие Сочи как горноклиматического курорта" на 2006-2014 годы прошла согласование в профильных министерствах. Программа предусматривает инвестиции в размере 327,2 млрд. рублей, из которых 199,5 миллиардов поступит из бюджетов разных уровней, 127,7 млрд. рублей будут получены за счет внебюджетных ассигнований.

В ее рамках планируется ввести в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс, с пропускной способностью до 4 млн. пассажиров в год. Общее количество гостиничных номеров в Сочи увеличится более чем в два раза. Будут решены насущные вопросы транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры региона. Собственно, уже осенью 2006 года в Сочи началось строительство нового скоростного шоссе, которое станет первым шагом в подготовке региона к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года.

Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местного бюджета г. Сочи и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы в 2006 - 2014 годах составит 313,887 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 185,822 млрд. рублей, бюджета Краснодарского края - 4,611 млрд. рублей, бюджета г. Сочи - 4,624 млрд. рублей и внебюджетных источников - 118,83 млрд. рублей (Приложение 1).

Эффективность реализации программы определяется степенью достижения ее показателей, в качестве которых выбраны создание первого горноклиматического курорта мирового уровня в России, проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года и других международных и национальных соревнований.

Реализация программы в 2006 - 2014 годах обеспечит прирост валового регионального продукта Краснодарского края в размере 341 млрд. рублей. Расчет макроэкономического эффекта от реализации программы приведены в приложении 2.

Прирост, складывается из прямого экономического эффекта в размере 179,9 млрд. рублей, косвенного экономического эффекта в размере 92,9 млрд. рублей и стимулированного экономического эффекта в размере 68,2 млрд. рублей.

Кроме того, свой вклад внесет дополнительный эффект, который будет складываться из улучшения общеэкономического фона в регионе, ускорения темпов развития экономики региона, что привлечет внимание инвесторов, и будет способствовать росту деловой активности. Построенные в период подготовки к XXII зимним Олимпийским играм и XI Параолипийским играм 2014 года инфраструктура и различные производственные объекты будут способствовать развитию бизнеса, росту предложения услуг (в том числе банковских), облегчат вхождение на рынок новых фирм, то есть будут расширены возможности для развития экономики региона.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта в результате реализации программы будет на 1,39 процентных пункта выше базового прогноза Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в отношении развития региона.

Реализация Программы позволит увеличить туристический поток в г. Сочи. Согласно оценкам, туристический поток в Краснодарский край достигнет к 2015 году 7 млн. человек, из которых предположительно более 60 процентов будут отдыхать в г. Сочи.

Среднегодовой прирост занятости населения в Краснодарском крае в результате реализации программы прогнозируется на уровне 18,2 тыс. человек в год, в том числе в г. Сочи - 10,7 тыс. человек в год. В то же время в 2014 году, в период наиболее интенсивной подготовки к XXII зимним Олимпийским играм и XI Параолимпийским играм 2014 года и непосредственно во время их проведения, прирост занятости населения в Краснодарском крае составит 163,9 тыс. человек, в том числе в г. Сочи - 96,7 тыс. человек.

Макроэкономический эффект, складывается из реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, сопутствующих мероприятий, а также проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи. Макроэкономический эффект проявляется в виде ускорения динамики основных социально-экономических показателей - роста валового регионального продукта Краснодарского края и роста занятости населения.

Для оценки вклада в прирост валового регионального продукта вследствие повышенного спроса на товары и услуги в результате реализации Программы рассчитан совокупный макроэкономический эффект, который складывается из следующих составляющих:

прямой экономический эффект - рост спроса на объем продукции и услуг, предлагаемых предприятиями Краснодарского края, и, как следствие, прирост валового регионального продукта и занятости населения в регионе;

мультипликативный экономический эффект межотраслевых взаимодействий - рост производства продукции, полученный в результате прямого экономического эффекта, вызывает рост потребления в смежных отраслях, поставляющих сырье и оборудование, что в свою очередь влияет на рост валового регионального продукта и занятости населения в Краснодарском крае;

эффект от роста доходов - повышение спроса на товары и услуги вследствие роста заработной платы и занятости населения.

В частности, принимались во внимание следующие расходы:

расходы, связанные со строительством и модернизацией спортивных объектов, объектов туристической и транспортной инфраструктуры, а также гостиниц (далее - инвестиционные расходы);

расходы туристов, связанные с увеличением туристического потока, в том числе приемом и размещением членов МОК, спортсменов, организаторов и гостей XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года (далее - расходы туристов);

организационные расходы на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, связанные с функционированием объектов спорта и транспорта, строительством временных спортивных сооружений, проведением церемоний открытия, закрытия, награждения, реализацией культурной программы, обеспечением безопасности, медицинского обслуживания, исполнением административных функций, а также с маркетингом (далее - организационные расходы).

Следует отметить, что структура расходов неоднородна, а экономический эффект от различных видов расходов значительно варьируется.

Мультипликативный экономический эффект является продолжением прямого экономического эффекта. Рост деловой активности в любой из отраслей экономики и промышленности незамедлительно отражается на смежных отраслях. Именно эти межотраслевые связи и порождают мультипликативный экономический эффект, при котором прирост производства в одной из отраслей экономики или промышленности вызывает кратный прирост производства в остальных отраслях.

Кроме прямого и мультипликативного экономических эффектов учтен и эффект от роста доходов. Рост доходов позволяет экономическим субъектам нарастить расходы, что в свою очередь стимулирует новый рост производства.

ХII зимние Олимпийские игры и XI Параолимпийские игры 2014 года дают для г. Сочи возможность обеспечения дополнительной занятости населения. Максимальное количество дополнительных рабочих мест будет создано в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, причем большинство из них - кратковременные, в частности в сфере услуг, торговли и обеспечения безопасности. Тем не менее даже кратковременная занятость населения имеет положительный эффект.

Прямой вклад инвестиционного спроса в прирост валового регионального продукта незначителен, так как большая его часть удовлетворяется за счет приобретения комплектующих, материалов и оборудования вне Краснодарского края (импортные поставки или поставки из других регионов Российской Федерации). Еще меньший эффект приходится на г. Сочи, что связано со специфической структурой экономики Краснодарского края и г. Сочи, ориентированной на туристический сектор и агропромышленный комплекс.

В то же время мультипликативный экономический эффект от роста инвестиционных расходов будет значительный. Экономический эффект от роста доходов, который является прямым следствием роста занятости населения будет выше при условии, что в процессе строительства объектов будут использоваться преимущественно местные трудовые ресурсы.

Кроме того, строительство и модернизация туристической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также строительство спортивных объектов и гостиниц является необходимым условием роста туристической привлекательности г. Сочи. В результате реализации программы возможен значительный рост туристического потока, который даст дополнительный стимул развитию экономики города и края. Основной объем инвестиционных расходов придется на годы подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, а их пик - на 2007 год.

Расходы, связанные с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, рассчитываются с учетом опыта предыдущих Олимпийских игр и инструкций МОК. Их совокупный объем составляет около 33 млрд. рублей (в ценах 2006 года). Прямой экономический эффект незначителен по сравнению с совокупным экономическим эффектом. В то же время организационные расходы обеспечивают значительный прирост занятости населения в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года и связаны с обеспечением правопорядка, проведением церемоний и спортивных мероприятий.

По этой причине возможен кратковременный эффект от роста доходов населения, занятого в организации XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В то же время рост расходов на рекламу и маркетинг, которые также относятся к организационным расходам, позволит увеличить туристический поток за счет приобретения известности г. Сочи как горнолыжного курорта.

Расходы туристов на фоне роста туристического потока позволят получить наибольший экономический эффект как Краснодарскому краю, так и г. Сочи. Динамику туристического потока будет определять множество факторов объективного (наличие инфраструктуры) и субъективного характера (имидж города, престиж г. Сочи как горнолыжного курорта). В результате сформируются значительный прямой и мультипликативный вклады в прирост валового регионального продукта, что обусловлено преобладанием в структуре экономики Краснодарского края и г. Сочи отраслей, ориентированных на конечное потребление.

Прирост туристического потока по первому сценарию начинается во время подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, когда формируется положительный имидж г. Сочи. Влияние прироста туристического потока проявляется по мере освоения объектов туристической инфраструктуры, а также налаживания сервиса.

Все указанные расходы формируют инвестиционный и потребительский спрос на товары и услуги. Спрос может быть удовлетворен как за счет внутренних ресурсов Краснодарского края и г. Сочи, так и за счет внешних источников, в том числе импорта. Та часть совокупного спроса, которая приходится на внешние источники, не создает прямого экономического эффекта на региональном уровне. По этой причине особое внимание уделяется оценке возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов путем развития местной промышленности.

Если спрос удовлетворяется за счет внутренних ресурсов Краснодарского края, то наблюдается рост производства товаров и предоставления услуг в регионе, что отражается на показателях прироста валового регионального продукта и занятости населения.

Кроме указанных экономических эффектов, необходимо учитывать положительное воздействие реализации программы на развитие инфраструктуры региона, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, которые также могут обеспечить определенный прирост валового регионального продукта.

Развитие туристической отрасли является важной составляющей при оценке социально-экономических последствий для г. Сочи от проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. С одной стороны, они привлекут дополнительные инвестиции в гостиничный сектор города, с другой - позволят создать как временные дополнительные, так и долгосрочные рабочие места, рассчитанные на ожидаемый рост притока туристов в будущем.

В связи с тем, что в Краснодарском крае достаточно развиты сельское хозяйство и пищевая промышленность, потребности туристов в части питания в большинстве удовлетворяются силами региона. Поэтому увеличение туристического потока и расходов туристов наиболее благоприятно скажется на экономике региона.

Сейчас «летняя столица» – один из наиболее инвестиционно привлекательных городов России.

В ближайшем будущем Сочи ждут самые светлые перспективы.

  1. Курсовая работа по дисциплине: Финансовая диагностика тема №35: «Характеристика и оценка взаимосвязи доходности и риска» (1)

    Курсовая работа
    Данная работа представляет собой небольшое исследование в определении сущностей риска и доходности как экономических категорий и отвечает на некоторые вопросы, связанные с этой областью.
  2. Курсовая работа по дисциплине: Финансовая диагностика тема №35: «Характеристика и оценка взаимосвязи доходности и риска» (2)

    Курсовая работа
    Данная тема, характеристика и оценка взаимосвязи риска и доходности, как мне кажется, была и будет актуальна, так как проблема риска существовала всегда.
  3. Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» На тему: Экономическая диагностика финансового состояния предприятия

    Курсовая работа
    В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность.
  4. Курсовая работа по дисциплине финансовый менеджмент тема: «Финансовый лизинг»

    Курсовая работа
    Главным звеном финансовой системы страны являются финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Именно в производстве лежит реальная основа всевозможных экономических отношений, в основе которых лежат денежные отношения: финансовые, кредитные и т.
  5. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «финансовый менеджмент»

    Методические указания
    Выполнение курсовой работы является завершающим этапом при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент», охватывающей круг проблем управления финансами на микроуровне (на уровне хозяйствующего субъекта).
  6. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» Методическое пособие

    Методические рекомендации
    Настоящее пособие содержит перечень рекомендуемых тем курсовых работ по экономической теории, памятку «Как писать курсовую работу», список основных учебников и учебных пособий, журналов, газет и официальных сайтов Интернет, содержащих
  7. Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине «Финансовый менеджмент»

    Методические рекомендации
    1.2. Курсовая работа – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов в Международном банковском институте. Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» предусмотрена учебным планом по специальности «Финансы и кредит»,
  8. Контрольная работа по дисциплине бухгалтерское дело на тему «права и обязанности главного бухгалтера»

    Контрольная работа
    Концепция развития бухгалтерского учета на среднесписочную перспективу, в центре которой переход на международные стандарты финансовой отчетности, определяет, к какой системе бухгалтерского учета стремится Россия и какими путями эта
  9. Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине «Прикладной финансовый менеджмент»

    Методические рекомендации
    1.3. Прикладные аспекты оценки эффективности и риска реальных инвестиций, проблемы сравнения и выбора инвестиционных проектов в условиях ограниченного бюджета финансовых ресурсов 24

Другие похожие документы..