Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году

ДОКЛАД

о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области

в 2006 году

г. Липецк

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

3

Правозащитное движение: оценка состояния и перспективы развития в Липецкой области

5

Развитие института Уполномоченного по правам человека как необходимое условие государственных гарантий защиты прав и свобод человека

23

Правовое просвещение граждан

33

Статистика обращений граждан

35

  1. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

Право на достоинство

48

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства

54

57

II. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Право на свободный труд

62

Право на социальное обеспечение

64

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

69

Право на охрану материнства и детства

72

Права потребителей услуг ЖКХ

73

Заключение

78

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий главные проблемы, с которы­ми сталкиваются жители области в процессе реализации своих конституционных прав и свобод.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 г. основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще­ниях граждан, а также на информации, полученной из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций, средств массовой информации. В нём содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат Уполномоченного, информация о негативных социально-экономических факторах, влекущих нарушение прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по их восстановлению. Приведены также некоторые сведения, характеризующие различные направления деятельности Уполномоченного и его аппарата.

Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека в Липецкой области. Его цель в другом: объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализацию) прав человека в Липецкой области; показать механизм работы Уполномоченного по правам человека, методику выполнения возложенных на него областным законом функций, выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательных механизмов защиты прав человека.

ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ:

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Идея прав человека, столетиями владевшая умами лучших представителей человечества, в ХХ1 веке получила, наконец, всеобщее признание. На практике это все чаще означает, что социальная, экономическая зрелость того или иного общества поставлена в прямую зависимость от состояния прав и свобод человека в этой стране.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека ознаменовало собой новый этап строительства мирового сообщества. Ведущие державы, в том числе СССР, принимая декларацию, признали, что права человека – это не дар, ниспосланный свыше и уж точно не подарок, полученный от государства, а неотъемлемое свойство каждого, основа свобод человека. В то же время, опыт развития многих государств говорит о том, что права человека еще не закрепились в общественном сознании как абсолютная ценность. Их зачастую приносят в жертву национальным, классовым, политическим интересам.

Россия в этом смысле не является исключением. Более того, несколько десятилетий у нас доминировала такая модель взаимоотношений личности и государства, когда державные интересы определяли чью-то судьбу, общественную и личную жизнь. Парадокс состоял в том, что человек на бумаге провозглашался исключительной ценностью, но в жизни все обстояло иначе. На первое место выдвигались интересы государства. Наш трагический пример - попытка поставить во главу угла интересы класса, партии, искусственно отождествить интересы общества и личности – был, по признанию многих исследователей, теоретическим и практическим оправданием не выдержавшей суда истории утопии, прикрытием корыстных интересов ее апологетов.

В конце ХХ века Россия провозгласила новый курс и конституционно признала права и свободы человека высшей ценностью. Более того, на самом высоком уровне подчеркивается, что обеспечение прав человека в нашей стране – задача не второстепенная, а стратегическая. Цель преобразований, осуществляемых в обществе. И говорится это не ради красивой фразы: реализация идей, имеющих отношение к свободе человека, стала непременным условием вхождения России в содружество цивилизованных государств. Нелишне отметить в этой связи, что конституционный набор прав и свобод человека уже соответствует международным стандартам. В законодательстве страны закрепились права человека на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником.

Как и в Конституции РФ, так и в отраслевом законодательстве, а также в законодательстве субъектов РФ, в том числе и Липецкой области, значительно усиливаются правовые гарантии обеспечения прав человека. Но, к сожалению, российское государство на современном этапе оказалось не в состоянии предоставить человеку достаточные правовые, социальные, гарантии, обеспечивающие достойную жизнь.

Декларированы широкие права, но нередко оказывается, что они не имеют весомого материального и организационного подкрепления. Более того, по-прежнему допускается массовые нарушения прав и свобод человека: права на жизнь, здоровье, безопасность, достойную оплату труда, медицинское обслуживание, выплату пенсии. Как показывают многочисленные исследования, нарушения прав человека в той или иной степени встречаются практически во всех субъектах федерации.

В Липецкой области в минувшем году процессы развития демократических начал, прав и свобод человека, гарантированных Конституцией, протекали под воздействием множества факторов. Главными из них стали выборы в областной Совет, начало реализации национальных проектов, создание особых экономических зон федерального и регионального типа, вступление в силу отдельных статей закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В одном ряду с этими процессами находится небывалое по масштабам жилищное строительство и благоустройство, реализация широкомасштабных инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства.

Выборы в областной Совет депутатов, законотворческая деятельность которого особенно сильно влияет на осуществление прав и свобод человека в регионе, состоялись 8 октября 2006 года. Впервые в области эта процедура протекала по смешанной - пропорциональной и мажоритарной системе. В итоге 28 мест в областном Совете получили кандидаты, избранные по партийным спискам, еще 28 мест - кандидаты-одномандатники. В список избирательных объединений, участвовавших в избирательной кампании, были включены областные отделения «ЕдинойРоссии», КПРФ, ЛДПР, «Родины», партии Жизни, а также региональные отделения «Российской партии пенсионеров», Демократической партии России, «Аграрной партии России», «Народной воли», «Патриотов России» и РКРП-РПК.

По мнению многих исследователей, такой подход в большей мере отвечал интересам избирателей и позволил за счет партийной составляющей расширить участие граждан в деятельности Совета. Своеобразным отражением позитивной реакции избирателей на новшества, внедренные в сфере избирательного права, стала сама процедура выборов, сопутствующая ей атмосфера взыскательности, самодисциплины. Не случаен, в этой связи, и вывод, к которому пришли представители общественных организаций и партий, должностные лица избирательных комиссий разного уровня: в ходе проведения выборов серьезных нарушений зафиксировано не было. Эту точку зрения поддержал и глава Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков, посетивший Липецкую область накануне выборов в областной Совет депутатов.

В тоже время не обошлось и без курьезов, досадных промахов, ущемляющих интересы и права липчан. Так, среди нарушений, выявленных наблюдателями, называют публикацию в «Липецкой газете» обращения председателя Партии жизни Сергея Миронова к избирателям области уже после того, как истек срок, отведенный для предвыборной агитации. Этим, как заявили представители ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» и «Клуба избирателей Липецкой области», были нарушены положения закона «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов» и права других избирательных объединений, принимавших участие в выборах депутатов четвертого созыва. Все это, без сомнения, повлияло на «Рейтинг демократичности региональных выборов», который составили эксперты «Независимого института выборов» (НИВ). По их авторитетной оценке, наш регион занял в списке территорий, где одновременно проводили выборы, третью строчку, пропустив вперед Астраханскую и Новгородскую области.

«Бронза», полученная в соревновании на лучшее обеспечение избирательных прав, это, безусловно, высокая оценка, и она нашла подтверждение в каждодневной деятельности депутатов. В минувшем году областной Совет принял немало законодательных актов, имевших ярко выраженную социальную направленность. К списку документов, вызвавших позитивный общественный резонанс, следует в первую очередь отнести:

закон Липецкой области от 10.02.2006 № 269-ОЗ «О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ»;

закон Липецкой области от 02.05.2006 № 283-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Липецкой области»;

закон Липецкой области от 18.08.2006 № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»;

закон Липецкой области от 25.12.2006 № 8-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год»;

закон Липецкой области от 25.12.2006 № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года»;

закон Липецкой области от 25.12.2006 № 12-ОЗ «О потребительской корзине в Липецкой области».

Особо выделим работу по приведению в соответствие с изменившимся федеральным и областным законодательством закона Липецкой области № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». Впервые вводится норма, предусматривающая ответственность должностных лиц за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека.

Отметим также программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи в 2006 году (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 09.02.2006 № 1140-пс);

областную целевую программу «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (на 2006-2010 годы)» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30.03.2006 № 1198-пс);

областную целевую программу «Развитие гражданского общества (2007-2010 годы)» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 10.08.2006 № 1348-пс);

областную целевую программу по профилактике правонарушений в Липецкой области на 2007-2010 годы (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 14.09.2006 № 1403-пс);

областную целевую программу «Программа улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.2006 № 1415-пс);

программу по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2007-2012 годы (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 19.12.2006 № 84-пс);

постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18.04.2006 № 1235-пс «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Липецкой области на 2006 год».

Также в 2006 году был принят ряд нормативных актов о внесении изменений в ранее принятые законы, областные программы и постановления Липецкого областного Совета депутатов. Все они в той или иной мере повлияли на политическую ситуацию в регионе, удовлетворение конституционных прав и свобод. В то же время, отмечая плодотворную законотворческую деятельность Совета, нельзя обойти вниманием тот факт, что без серьезного правового сопровождения в области пока остается еще немало проблем, так или иначе влияющих на качество жизни, гражданские и политические свободы людей.

Многочисленные встречи с населением в ходе поездок Уполномоченного по районам области подсказали необходимость обратиться к депутатам с предложением принять областной закон об образовании. Тем более, что это предписывает 29 статья соответствующего Федерального закона. Ранее действовавший на территории Липецкой области законодательный акт, регулирующий отношения в этой сфере, утратил силу в июле 2001 года. Между тем, в образовании и во всем, что касается жизни подрастающего поколения, деятельности специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку молодежи, в последнее время накопилось немало проблем. В силу специфики института Уполномоченного по правам человека выделим те из них, что имеют отношение к ювенальной юстиции, правам и свободам ребенка. Это те темы, которые, на наш взгляд, особенно активно обсуждаются в обществе. Важно, чтобы разработчики нового закона приняли во внимание настроения людей.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2005 году

    Доклад
    Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области (далее Уполномоченный) «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Липецкой области» подготовлен на основании статьи 28 Закона Липецкой области от 27 августа
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году

    Доклад
    Развитие сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, федеральным и региональными институтами Уполномоченных по правам человека и некоммерческими общественными организациями
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году

    Доклад
  4. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  5. Д оклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году

    Реферат
    В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  8. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (1)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  9. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (2)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные

Другие похожие документы..