Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Отличительная особенность этой сравнительно молодой структуры состоит в том, что она действует в области, которая в числе первых в России создает особую экономическую зону промышленно-производственного типа, где быстрыми темпами развивается международное сотрудничество, где в 2006 году достигнут небывалый рост инвестиций. В сельскохозяйственное производство, например, инвесторы вложили в минувшем году –свыше 6,6 млрд. руб., что без малого в два раза больше, чем в 2005 году.

И здесь, принимая во внимание щепетильность инвесторов, особенно западных, во всем, что касается социального, правового климата в регионе, прозрачности межбюджетных отношений, состояния диалога власти и общества, следует самокритично признать, что Уполномоченный по правам человека пока недостаточно использует предоставленные областным законом и Конституцией РФ возможности для активизации работы в сфере международного сотрудничества. В свой актив мы можем занести лишь участие в четвёртой Международной конференции омбудсменов (уполномоченных по правам человека), проходившей в мае 2006 г. в г. Баку. В работе этого форума приняли участие Уполномоченный по правам человека в РФ В.П.Лукин, омбудсмен Азербайджанской Республики Э.Сулейменова, Комиссар Совета Европы по правам человека Т.Хаммерсберг, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ и сотрудники аппаратов Уполномоченных, работники ряда министерств РФ и Азербайджана.

По приглашению Московской школы политических исследований сотрудник аппарата Уполномоченного участвовал в работе семинара «Шведское общество: опыт, традиции и взгляд в будущее», прошедшего в ноябре 2006 г. в Швеции, на родине государственного правозащитного института омбудсмана. Участники семинара познакомились с работой государственных органов королевства, посетили ряд предприятий и организаций, участвовали в дискуссиях со шведскими политиками.

В своем отчете о посещении зарубежных предприятий наш коллега обратил внимание на высокую активность профсоюзов в борьбе за права человека. В этой связи следует отметить, что в Липецкой области социальное партнерство развито значительно слабее. Трехстороннее Соглашение, которое ежегодно подписывают представители областной администрации, работодателей и общественных институтов, носит достаточно общий характер. В нем, например, незаслуженно мало внимания уделяется такой важной теме, как качество жизни в городе и на селе. Между областным центром и окраинами региона никогда не существовало равенства. Однако в последнее время опасный водораздел стал особенно глубоким. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области посвятил острой проблеме специальный доклад, получивший название «Качество жизни в городе и на селе: не допустить углубления диспаритета».

Исследование подготовлено не только по материалам писем и обращений граждан. Мы провели в минувшем году 4 экспедиции в самые отдаленные точки области: в Воловский, Добринский, Измалковский и Данковский районы. В поездках участвовали представители ведущих управлений обладминистрации, областного Совета депутатов, Общественной палаты, Молодежного парламента области. Информация об этом направлялась в адрес заместителей главы администрации области. Причем в поле зрения участников экспедиции попадали не только негативные примеры. В Воловском районе, например, отметили неплохо развитую систему торгового и культурного обслуживания. В Добринском – благоустройство центральных усадеб некоторых хозяйств. В Измалковском – бережное отношение к храмам, работу по реализации прав верующих и т. д. Однако в целом картина, по мнению участников экспедиции, выглядит удручающе. Особенно беспокоят дороги. Пешеходы, как и много лет назад, утопают в грязи. Овраги засыпаны всяким хламом. Ежегодно на благоустройство населенных пунктов в районах расходуется примерно треть бюджетных средств. Однако внутрипоселковые трассы не становятся лучше. Практически отсутствуют отсыпные дороги. Затруднен проезд к детским учебным учреждениям. Из-за отсутствия дорог множатся другие проблемы бытоустройства липецких сел.

Спецдоклад обсуждался на заседании комитета по социальным вопросам областного Совета. В его заключительной части отмечалось, что для преодоления разрыва между городом и селом, развития сельских населённых пунктов необходимо на государственном и региональном уровне предпринять, в частности, следующее шаги:

В области социальной политики:

  • осуществить комплекс мер по сокращению безработицы на селе и увеличению числа лиц, занятых в несельскохозяйственных видах деятельности;

  • принять решительные меры к сокращению долгов по зарплате;

  • разработать адресную социальную поддержку и социальную защиту малообеспеченным слоям сельского населения;

  • предоставлять сельским детям льготные возможности для получения профильного образования;

  • укреплять институт сельской семьи как основу трудового и нравственного воспитания;

  • оказывать систематическую помощь в развитии культурно-духовной сферы, самодеятельности и творчества в сельской местности, возрождать крестьянские традиции и обычаи;

  • создать условия для трудоустройства и налаживания быта вынужденных переселенцев;

  • завершить программу строительства в районных центрах области плавательных бассейнов, превратив их в центры здорового образа жизни, центры досуга молодежи и людей других поколений в соответствии с традициями села;

  • усилить контроль за реализацией системы мер, направленных на пресечение антисоциальных явлений (преступности, наркомании, алкоголизма и т. д.).

В области экономической политики:

  • Разработать областную комплексную программу переселения граждан из малочисленных сел и деревень, в которых, как правило, проживают одинокие престарелые граждане, в населенные пункты с развитой социальной инфраструктурой.

  • предоставлять гарантии и льготы сельхозпроизводителям в реализации продукции, в кредитовании, предусмотреть другие поощрительные меры сельхозпредприятиям, на балансе которых находятся объекты социальной инфраструктуры;

  • своевременно решать проблемы дорожного строительства, энергокоммуникаций (газ, вода, тепло), развивать инженерную и архитектурную инфраструктуру;

  • осуществлять меры, предусмотренные соответствующими нормативами по охране окружающей среды в сельской местности; добиваться экологизации агропромышленного производства путем сохранения агроландшафтов;

  • создать зоны производства экологически чистой продукции, осуществлять контроль экологической безопасности продуктов питания;

  • разработать систему стимулирования хозяйств, осуществляющих природно-охранный режим использования экологического потенциала кормовых угодий;

В заключительной части доклада, в частности, говорится, что главное богатство страны – небывалое терпение и поразительная выживаемость народа и, в первую очередь, - крестьянства. Но селянин должен не выживать, а жить. Рожать и воспитывать детей. Разумно, при помощи государства,вести свое хозяйство. Только при таких условиях трудиться на земле отцов станет не только комфортно, интересно, но и по-человечески привлекательно, престижно.

Подготовку спецдокладов по актуальным вопросам жизни области мы намерены продолжить и в текущем году. Равно как и сохранить в планах на 2007 год организацию общественных форумов по волнующим общество темам. Опыт работы в этом направлении у нас уже имеется. В минувшем году аппарат Уполномоченного вместе с представителями правоохранительных, судебных органов, научной общественности провел межрегиональную научно-практическую конференцию «Ювенальная юстиция как средство защиты прав несовершеннолетних». В ее работе приняли участие представители государственных органов из Липецкой области и Москвы, в том числе из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, из Института государства и права Российской Академии наук. Конференция стала логическим продолжением состоявшихся годом ранее депутатских слушаний по проблемам трудных подростков в Усмани. Отмечалось, что действующее законодательство уже сейчас позволяет внедрить ювенальную юстицию, но материальная база этой сферы пока отстаёт от требований жизни. Тем не менее, в целом ряде регионов РФ уже имеется положительный опыт работы ювенального правосудия. Председатель Липецкого областного суда И.И.Марков сообщил, что в ближайшее время в г. Ельце планируется создание первого в области ювенального суда, который будет рассматривать дела в отношении правонарушений, совершенных подростками.

По результатам конференции участниками была принята резолюция. Один из ее пунктов призывает депутатов обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением принять разработанные законопроекты пакета по ювенальной юстиции (прежде всего, те, что уже прошли в Государственной Думе процедуру первого чтения в 2002 году).

В текущем году Уполномоченный планирует продолжить работу с трудными подростками. Многое в этом направлении зависит от сотрудничества с молодежными организациями. В прошлом году Уполномоченный по правам человека совместно с Молодежным парламентом области открыл общественную приёмную. Она действует на базе Липецкого государственного технического университета. На прием к сотрудникам аппарата приходят не только студенты, но и старшеклассники, родители. В соответствии с пожеланиями аудитории на обсуждение выносились жилищные проблемы, вопросы трудоустройства, дополнительного образования, призыва на действительную военную службу. В наших планах - подготовка юридических консультаций по проблемам, связанным с демографией, медицинским обслуживанием, работой региональных экономических зон.

В начале апреля 2006 г. в Москве состоялся юбилейный X Всемирный Русский Народный Собор. В его повестке дня значилась волнующая многих тема: «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». На Соборе была принята Декларация о правах и достоинстве человека, которая стала важным событием в общественно-политической и культурной жизни страны.

Своеобразным продолжением дискуссий, звучавших в храме Христа Спасителя, стал «круглый стол» «Соблюдение в Липецкой области прав человека на свободу совести и вероисповедания», который состоялся по инициативе Уполномоченного по правам человека и епископа Липецкого и Елецкого владыки Никона. В обсуждении проблем свободы совести участвовали представители различных конфессиональных объединений и общественных организаций г. Липецка.

Осенью 2006 г. Уполномоченный по правам человека совместно с Молодёжным парламентом Липецкой области посетил Усманскую детскую воспитательную колонию для несовершеннолетних, а затем содействовал поездке ребят в Задонский мужской монастырь. Воспитанники узнали историю православного собора, общались со священнослужителями и паломниками, познакомились с их бытом, что, по свидетельству воспитателей, существенно изменило жизненные установки многих подростков.

Значительное внимание в минувшем году наш аппарат уделял повышению квалификации, обмену опытом правоохранительной деятельности. С этой целью Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, а также его коллеги принимали участие в различных межрегиональных семинарах, форумах, проводимых Уполномоченным по правам человека в РФ, Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, федеральными и региональными государственными органами, общественными и научными организациями, зарубежными правозащитниками.

Заметную роль в становлении институтов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ играют Координационные Советы, на которых обсуждается многие важные вопросы общественной жизни страны. В прошлом году такие форумы проходили в Краснодарском крае, Ленинградской области и в Москве. Представители Липецкой области неизменно принимали в них участие, также как и в научно-практических конференциях, организованных Уполномоченным по правам человека в РФ, Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», общественными организациями и органами государственной власти Воронежской области, Уполномоченными по правам человека в субъектах ЦФО.

Неплохую возможность пополнить свой теоретический багаж получили и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека. В прошлом году они принимали участие в научно-практических конференциях и семинарах, посвящённых правам инвалидов, детей, проблемам дискриминации и ксенофобии, проходившим в городах: Калуге, Краснодаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Москве.

Определенные подвижки произошли и в техническом оснащении правозащитной деятельности. Так, в минувшем году внедрена новая программа автоматического учета обращений граждан. В создании этого электронного продукта принимали участие специалисты из Москвы и консультанты аппарата Уполномоченного по правам человека.
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Одним из главных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области является правовое просвещение граждан. Спрос на знания в этой сфере год от года растет, а добротные комментарии к законам появляются не столь часто, как хотели бы многие. В толковании нуждается немало нормативных актов, как федеральных, так и областных. Восполнить этот пробел, по мнению Уполномоченного по правам человека, поможет опыт издательской деятельности, который наработал региональный омбудсмен в минувшем году. Так, вместе с областной избирательной комиссией накануне выборов мы подготовили серию брошюр, разъясняющих некоторые аспекты избирательного права в России: «Молодежь и выборы», «Женщины и выборы», «СМИ и выборы». На очереди – серия плакатов: о правах ребенка, иллюстрирующих спецдоклад «Качество жизни в городе и на селе: не допустить углубления диспаритета».

В декабре 2006 г. в средней школе № 2 г. Грязи было положено начало новому этапу просветительской деятельности: мы провели серию специальных уроков, посвящённых правам человека. Урок задумали и осуществили сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека и педагоги грязинской школы.

Также в декабре, в дни празднования годовщин принятия Всеобщей Декларации прав человека и Конституции РФ, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области приняли участие в «круглом столе», организованном учениками и педагогами гимназии № 19 г. Липецка.

В настоящее время достигнута договоренность с управлением науки и учебных заведений администрации области о совместной работе в средних школах области. С этой целью мы намерены подготовить методическое пособие, помогающее педагогам, старшеклассникам освоить непростой материал на правозащитную тематику.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2005 году

    Доклад
    Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области (далее Уполномоченный) «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Липецкой области» подготовлен на основании статьи 28 Закона Липецкой области от 27 августа
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году

    Доклад
    Развитие сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, федеральным и региональными институтами Уполномоченных по правам человека и некоммерческими общественными организациями
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году

    Доклад
  4. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  5. Д оклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году

    Реферат
    В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  8. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (1)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  9. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (2)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные

Другие похожие документы..