Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «История экономических учений»

1. Выписка из ГОС ВПО

История экономических учений:

особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

  1. Календарный план учебных занятий

Кафедра инженерного бизнеса и управления предприятием

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН учебных занятий по дисциплине

История экономических учений

Индекс специальности 060800 ИЭкурс 2 группа ИЭ – 201, 202 сем 4

Число недель

19

2008/2009 учебный, год

Лекции

19 ч.

Практ. занятия

38 ч.

Всего

56 ч.

Доцент к.с.н. Иванова Т.Б.

№недели

Тематика лекций

Часы

Практические занятия

Часы

1.

Предмет, проблемы методологии и структура курса

1

1.Почему изучают историю экономических учений. 2.Основные этапы и направления мировой экономической мысли . 3.Сущность принципов и методов изучения в экономической науке. 4. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе

2

2.

Зарождение экономической науки. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

1

1. Экономические воззрения мыслителей и правителей Древнего Востока. 2. Экономическая мысль философов античного мира. 3. Средневековая экономическая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западноевропейских канонистов (Августин, Аквинат)

2

3.

Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Физиократы

1

1. Меркантилизм. Экономическая мысль ранних меркантилистов. 2. Особенности позднего меркантилизма 3.. Историческое значение меркантилизма 4. Физиократия. Экономическое учение Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.

2

4.

Зарождение классической политэкономии. Общая характеристика

1

1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политэкономии. Этапы развития 2. Общие характерные признаки классической школы. 3. Классическая школа в Англии. 4. Классическая школа во Франции.

2

5.

Родоначальники классической школы. Экономическое учение А.Смита

1

1. 2-й этап эволюции классической школы. Концепция Смита об «Экономическом человеке» и о «невидимой руке». 2. Теоретические положения Смита о разделение труда, о классах, производительном и непроизводительном труде. 3. Смит о деньгах, стоимости, доходах. 4. Смит о капитале, экономическом росте в условиях laissez faire. 5. «Догма Смита». 6. Смит об экономической политике государства

2

6.

Марксизм

1

1. Экономическое учение Дж.С. Милля о законах производства, распределения, производительном труде, стоимости, дохода, «нейтральности денег», «рабочем фонде», о социальных реформах. 2. Маркс о стоимости, цене производства, прибавочной стоимости. 3. Маркс о деньгах, заработной плате, прибыли, ренте. 4. Маркс о производительном труде, капитале, воспроизводстве.

2

7.

Реформирование либеральной экономики в концепциях противников «классической школы»

1

1. Экономисты-романтики – С.Сисмонли, П. Прудон. 2. Социалисты-утописты – Сен—Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. 3. Концепции социальных реформ социалистов-рикардианцев (Дж. Грей, Дж. Брей, Т. Годскин, У Томпсон) 4. Историческое значении воззрений противников «классической школы»

2

8.

Историческая школа и ее представители

1

1. Историческая школа в Германии и этапы ее развития. 2. Предшественники немецкой исторической школы. 3. Новая историческая школа и ее представители. 4. Новейшая историческая школа и ее представители.

2

9.

Зарождение маржинализма и его общая характеристика. Лозаннская школа

1

1. Исторические предпосылки возникновения маржинализма. 2. Сущность, этапы и особенности маржинальной революции. 3. Л. Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма.

2

10.

Завершение «маржинальной революции» и формирование неоклассической теории

1

1. Теоретические положения А.Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения. 2. Концепция Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к сбережению (накоплению).

2

11.

Сущность и содержание неоклассической теории

1

1. Теория общего экономического равновесия В. Парето. «Оптимум Парето», «Кривые безразличия». 2. Дж. Б. Кларк о статистике и динамике, о«законе предельной производительности».

2

12.

Институционализм и его антимонопольная направленность

1

1. Общая характеристика институционализма. 2. Т. Веблен о реформах, о стоимости труда. 3. Дж. Коммонс о реформах и стоимости труда.

2

13.

Теории монополии и конкуренции

1

1. Исторические предпосылки возникновения теорий о «монополистической» и «несовершенной» конкуренции. 2. Э.Чемберлин о «дифференциации продукта» и неценовых факторах конкуренции. 3. Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции Чемберлина. 4. Концепции Робинсона о «совершенной» и «несовершенной» конкуренции. о «монопсонии» и об экономической дилемме: «эффективность или справедливость».

2

14.

Кейнсианство. Эволюция теорий государственного регулирования экономики

1

1. Исторические предпосылки возникновения теорий и правительственных программ стабилизации экономики. 2. Предмет и метод изучения Кейнса. 3. Концепции Кейнса об «основном психологическом законе», «мультипликаторе инвестиций». «эффективном спросе». 5. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики. Теории роста.

2

15.

Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики

1

1.Неолиберализм как альтернатива кейнсианству. 2. Ордолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства». 3. Чикагская школа неолиберализма. 4. Американский монетаризм о «кривой Филипса» и концепции ЕНБ.

2

16.

Развитие экономической теории в России до конца ХХ века

1

1. Этапы развития Российской экономической мысли. 2. Концепция народнохозяйственного планирования и экономического роста в работах Н. Бухарина, Е. Преображенского, Г. Сокольникова, Л. Юровского, Н. Кондратьева, А. Богданова, В. Базарова, В. Громана, С. Струмилина, А. Чаянова. 3. Разработка экономико-математических методов и концепций оптимального планирования в трудах В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича.

2

17.

Развитие экономической мысли в перестроечный период

1

1. Доктрина «перестройки» и воссоздания рыночных экономических отношений в советском государстве - Л. Абалкин, А. Аганбегян, М. Горбачев, С. Шаталин. 5. Особенности альтернативных концепций и программ радикальных рыночных реформа в России – Е. Гайдар, Г. Явлинский, С. Глазьев, Г. Зюганов.

2

18.

«Олимп» современной экономической мысли

1

1. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона. 2. Ретроспектива основных этапов и направлений экономической мысли в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». 3. Экономические воззрения В.В. Леонтьева в книге «Экономические эссе». 4. Л. В. Канторович – родоначальник линейного программирования (теории оптимального использования ресурсов)

19.

Экономическая мысль в России и за рубежом в условиях кризиса глобальной экономики

1

Основные подходы в России и за рубежом к решению кризисных явлений в глобальной экономике. Выявление причин экономического кризиса. Поиск инструментов регулирования. Изменение концепции роли государства.

2

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений (античность и средневековье и новое время) (название)

    Учебно-методический комплекс
    (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности «Политология»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история средних веков» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Сущность переходного периода от античности к Средневековью, различие в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине история математики для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Преподавание курса имеет целью, опираясь на ранее усвоенные математические знания, систематизировать и расширить знания студентов о путях развития математики и о ее создателях, продолжить формирование целостных представлений о науке
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине История культур и цивилизаций гсэ. В1

    Учебно-методический комплекс
    Историческое и культурологическое знание: динамика взаимосвязей. Первобытность – праоснова человеческой цивилизации. Культурогенез: традиционная культура.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине. История культур и цивилизаций.

    Учебно-методический комплекс
    Основная цель курса – формирование представлений об историческом и культурологическом знании, динамике их взаимосвязей. Курс «История культур и цивилизаций» позволяет выявить историческую логику развития культуры через знакомство с
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине История физической культуры и спорта (название дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    История физической культуры и спорта изучает причины и механизм их происхождения, закономерности и специфические принципы их развития. История физической культуры и спорта (ИФКиС) рассматривает следующие основные и тесно взаимосвязанные
  9. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.

Другие похожие документы..