Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы №3


Образовательная программа

начального общего образования

муниципальной общеобразовательной средней школы № 3

на 2011 – 2012 учебный год




ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

Содержание и организация образовательного процесса 8

Введение. 138

7.3.6 Модель здоровьесберегающей организации учебного процесса в МОСШ № 3 151

10 раздел Управление образовательной деятельностью школы 212

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы 212



1 раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МОСШ №3 разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;

  • Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993),

  • Базисного учебного плана (приказ МОРФ №1312 от 09.03.2004 года), приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,

  • Приказа департамента образования и молодежной политики Ханты – мансийского автономного округа – Югры от 22.08.2011 г. «О внесении изменений в региональный базисны учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа _ Югра от 30.01.2007 г.№99;

  • Информационного письма Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 02.09.2011 г. № 6880/11 «Об организации образовательного процесса в рамках ФГОС НОО».

  • Примерная программа начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования МОСШ №3 разработана рабочей группой по введению федерального государственного стандарта начального общего образования на 2011-2012 г.г. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МОСШ №3, имеющей государственную аккредитацию, разработана с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК«Школа России», «Начальная школа 21 века», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД)

Основная образовательная программа начального общего образования разработана с привлечением органа самоуправления – Управляющим советом, обеспечивающим государственно - общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений.

Образовательная программа начального общего образования создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками предшколы и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

При разработке программы были учтены также характерные для младшего школьного возраста:

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно - познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

         Задачи реализации ООП НОО:

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся, обеспечить их эмоциональное  благополучие и безопасность;

-развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальность каждого  ребенка;

- сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания;

- предоставить возможность в получении опыта осуществления различных видов деятельности;

- создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

- помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической и др.);

- предоставить возможность каждому ребенку овладеть опытом и средствами ощущения себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах  деятельности.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно –

деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского

общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социо - культурных особенностей и потребностей Ханты- Мансийского автономного округа – Югра, города Нижневартовска, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, научные исследования.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом МОСШ №3 и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, реализации их потребностей, формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему дополнительного образования, организацию исследовательской деятельности, с использованием возможностей культурных и образовательных учреждений ближнего и дальнего социума;

• организацию интеллектуальных и творческих конкурсов и соревнований, проектно - исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся.

МОСШ №3, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с ходом и содержанием образовательного процесса, с его результатами, а также с документами регламентирующими ответственность всех участников образовательного процесса:

•с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с правами и обязанностями родителей (законных представителей) в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом МОСШ №3.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования,закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

  1. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Карпенковская средняя

    Образовательная программа
    Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, представлены в Приложение «Завершенные предметные линии системы учебников «Школа России».
  2. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (2)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального образования МОУ СОШ № 5 г. Владимира разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки
  3. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Образовательная программа
    Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
  4. Приказ от 2011 г № основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования (далее – Образовательная программа) разработана коллективом муниципального общеобразовательного учреждения «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного (1)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа началь­ного общего образования разработана рабочей группой муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 села Прасковея Будённовского района» в составе: директора школы О.
  6. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 г. Тайшета

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 г.
  7. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа – города Нововоронежа» (далее Программа) разработана на основе
  8. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (4)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43имени А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка города Ярославля
  9. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»

    Основная образовательная программа
    Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями

Другие похожие документы..