Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

Тема 13. Маркетинговый анализ каналов дистрибуции. Мерчендайзинг.

Система сбыта, типы коммерческих посредников (дистрибьюторы, оптовые продавцы, розничные продавцы). Методы мотивации участников сбытовых каналов (посредников). Значение розничных точек продаж. Мерчендайзинг как технология стимулирования спроса в местах продаж. Характеристика торговой точки с позиции мерчендайзинга («горячие» и «холодные» зоны, значение выкладки товара и рекламы по месту продаж). Методы анализа мерчендайзинга конкурентов.

Вопросы для контроля:

  1. На какие составляющие комплекса маркетинга (4Р) оказывает влияние цепочка посредников?

  2. Какие методы применяются для изучения розничных точек продаж?

  3. Для каких видов продуктов важен мерчендайзинг?

ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Социально-экономическая сущность маркетинга

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Маркетинг как рыночная концепция управления производством и реализацией продукции.

2. Маркетинг как предпринимательская философия, ориентированная на потребителя.

3. Эволюция содержания маркетинга в рамках основных этапов развития рыночных отношений: массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынок, маркетинговая ориентация.

4. Функции современного маркетинга.

5. Содержание и цели маркетинговой деятельности.

Дискуссия: cуществует мнение, что использование в полной мере концепции маркетинга в деятельности фирмы возможно только при условии сформировавшейся в стране в целом рыночной экономики. А как вы считаете?

Практическое задание: привести примеры формирования маркетингового подхода к принятию управленческих решений применительно к практике российских организаций и предприятий, работающих в условиях рыночных отношений, как на внешнем, так и на созданном внутреннем рынке.

Домашнее задание:

1. Проанализировать характер использования концепции маркетинга конкретной фирмы.

2. Используя мировой опыт, описать модель эволюции маркетинга в России.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные принципы организации маркетинговой деятельности?

2. Как влияет характер спроса на рынке на использование тех или иных видов маркетинга?

3. Как эволюция маркетинга повлияла на концепции управления маркетингом?

4. Каковы социальные основы маркетинга?

Семинар 2. Современные маркетинговые исследования

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Основные современные направления маркетинговых исследований.

2. Сущность информационного обеспечения исследований в маркетинге.

3. Виды и методы сбора информации.

4. Формы первичного маркетингового исследования.

5. Разработка плана маркетинговых исследований.

6. Прогнозирование рыночной деятельности.

7. Обработка и анализ маркетинговой информации.

8. Маркетинговые исследования: рыночного спроса и предложения, товара, цены, эффективности рекламной кампании,конкурентов.

Дискуссия. Какие вербальные и невербальные методики получения информации могут быть использованы в маркетинговых исследованиях, проводимых в условиях российского рынка?

Домашнее задание:

1. Разработать опросную анкету и провести интервью/опрос потребителей Интерпретировать результаты.

2. Разработать план исследований.

3. Провести экспертную оценку продукции близлежащего продуктового магазина и определить направления совершенствования продуктового портфеля.

4. Исполнить роль мнимого покупателя в магазине розничной торговли с целью определения уровня обслуживания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова технология проведения фокус-группы?

2. В чем преимущества и недостатки количественных и качественных исследований?

3. Каковы преимущества и ограничения метода личных интервью в маркетинге?

4. Каковы необходимые качества личности модератора и основные приемы его работы?

5. Опишите способы обработки и классификации данных маркетинговых исследований.

Семинар 3. Товар как объект маркетингового воздействия

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Связь товара с целевым рынком, сегментом целевого рынка.

2. Сегментационный подход к деятельности предприятия на рынке.

3. Жизненный цикл товара, его этапы.

4. Товарная политика как эффективное средство конкурентной борьбы.

5. Организация разработки и постановки на производство конкурентоспособного товара.

6. Формирование товарного портфеля на предприятии.

7. Создание новых товаров, факторы успеха в создании пионерных товаров и товаров рыночной новизны.

8. Целенаправленная товарная политика как фактор обеспечения устойчивого коммерческого успеха предприятия в условиях

конкурентного рынка.

9. Сервис в пользу покупателя (конечного пользователя) товара как обязательных атрибут товара, важнейший фактор конкурентоспособности.

Дискуссия. Велика ли роль маркировки, дизайна и упаковки как факторов повышения конкурентоспособности изделия? Подтвердить свое мнение конкретными примерами.

Домашнее задание: изучить ассортимент продукции ближайшего магазина и определить стадии жизненного цикла товаров, вызвавших вашу заинтересованность.Построить матрицу Бостонской консалтинговой группы для 1-3 изделий одной товарной группы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем отличается комплекс маркетинга для товаров и услуг?

2. Каковы этапы выведения товара на рынок?

3. Как можно охарактеризовать методы разработки целевого рынка?

4. Какова суть позиционирования товара на выбранном сегменте рынка?

5. Каковы современные принципы разработки и назначения упаковки?

6. Раскройте возможные решения в сфере товарно-ассортиментной политики.

Семинар 4. Диагностика конкурентной среды предприятия

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Сходство и различие понятий качества и конкурентоспособности.

2. Оценка интенсивности конкуренции.

3. Анализ деятельности конкурентов.

4. Способы управления конкурентоспособностью.

5. Воздействие рынка на конкурентоспособность товара.

6. Основная роль государства в поддержании качества и

конкурентоспособности товаров в России.

Дискуссия. Почему конкурентоспособность импортных товаров часто оценивается выше, чем отечественных? Приведите конкретные примеры.

Домашнее задание: путем опроса потребителей конкретного товара, определите значимость для них показателей конкурентоспособности и уровень конкурентоспособности этого товара на изучаемом рынке.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы особенности конкуренции как фактора маркетинговой среды?

2. Что такое конкурентоспособность?

3. Как определить показатели конкурентоспособности товара и компании в целом?

4. Каковы особенности конкуренции в условиях развивающегося рынка Российской Федерации?

5. Опишите ценовые и неценовые методы конкуренции.

6. Как сформировать стратегию достижения конкурентного преимущества?

Семинар 5. Прогнозирование рынка

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Методы маркетинга по изучению спроса.

2. Модели, используемые для принятия прогнозных решений.

3. Ситуационный анализ рынка.

4. Оценка рыночных возможностей предприятия с учетом целей и ресурсов.

5. Использование матрицы Бостонской консалтинговой группы при формировании продуктового портфеля предприятия.

6. Составление прогноза развития рынка.

Дискуссия. Какова структура мер по прогнозированию рынка? Рассматривается конкретный пример.

Практическое задание: привести примеры, подтверждающие

возможность прогнозирования оптимального продуктового портфеля.

Домашнее задание:

1. Провести с помощью экспертной оценки перспективы

существования на рынке конкретного продукта.

2. Определить перспективы изменения доли рынка на примере

розничной сети.

Вопросы для самоконтроля

1. Как провести портфолио-анализ?

2. Каковы результаты анализа матрицы «продукт-рынок»?

3. Какие выводы можно сделать, проведя «SWOT-анализ»?

4. Какие методики прогнозирования спроса могут быть

использованы отечественными предприятиями?

5. Какую цель преследуют маркетеры, проводя анализ АВС?

6. Определите, примерно, долю рынка торговой сети «ИКЕА».

О чем свидетельствует этот показатель?

Семинар 6. Управление каналами товародвижения

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Содержание товародвижения.

2. Структура решений по каналам распределения.

3. Построение каналов распределения продукции.

4. Управление каналами товародвижения.

5. Методы обеспечения сотрудничества внутри каналов распределения.

Дискуссия. В чем преимущества и недостатки каналов распределения различных уровней?

Практическое задание: проанализировать структуру каналов товародвижения конкретной фирмы и определить меры по ее совершенствованию.

Домашнее задание: определить важнейшие функции оптовой торговли.

Вопросы к заданию для самоконтроля

1. Является ли товародвижение (распределение) одним из элементов маркетингового комплекса?

2. Как внешняя и внутренняя среда предприятия влияют на систему распределения?

3. При каких условиях прямой маркетинг считается выгодным?

4. От каких факторов зависит эффективность одноуровневого канала?

5. Когда одновременное наличие оптовой и розничной торговли

товарами считается выгодным?

6. Какова роль вертикального маркетинга в интеграции канала

распределения?

7. Определите цели, задачи и инструменты мерчендайзинга.

8. Как сформировать лояльность клиентов на основе СRМ-системы?

Семинар 7. Продвижение товаров (услуг)

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Функции продвижения.

2. Основные виды продвижения.

3. Роли исследований и продвижения в маркетинге.

4. Состав и основные положения теории и практики рекламной деятельности.

5. Рекламирование в промышленном маркетинге.

6. Разработка сообщения (послания).

7. Работа рекламных агентств.

8. Планирование рекламной деятельности.

9. Прямой и интерактивный маркетинг.

10. Стимулирование продаж.

11. Связи с общественностью.

Дискуссия. Каким образом можно увязать цели продвижения и конкретные действия по стимулированию спроса и улучшению образа компании?

Практическое задание: разработать текст рекламного послания с использованием эмоциональных мотивов.

Домашнее задание: определить места по важности видов продвижения в потребительском и промышленном маркетинге.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Является ли одной из функций продвижения создание энтузиазма среди участников сбыта?

2. Какова сущность и целевая ориентация распределения в рыночной экономике?

3. Какова основа эффективного построения системы распределения?

4. Каковы основные этапы оценки и выбора дистрибьютора, формирования сети, налаживания регулярного менеджмента?

5. В чем суть основных проблем и конфликтология дистрибьюторских сетей?

6. Каковы основные принципы, общая схема, методические приемы планирования сбыта?

7. Как организовать эффективную оценку, оплату и стимулирование работы сбытового персонала фирмы?

8. Определите требования, которым должен соответствовать продавец или менеджер по продажам.

Семинар 8. Маркетинговые решения по ценообразованию

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Факторы, влияющие на ценообразование.

2. Роль конкуренции в формировании цены.

3. Ценообразование на новые продукты

4. Зависимость политики цен от типа рынка, задач предприятия, социально-политических и экономических условий.

5. Система скидок при реализации ценовой политики компаний.

6. Поведение и политика фирмы при росте цен.

Дискуссия. Какая ценовая политика наиболее вероятна в розничных сетях?

Практическое задание: определите методы ценообразования

для продуктов, уже существующих на рынке.

Домашнее задание: провести анализ ценовой политики

близлежащих аптек и определить оптимальную ценовую стратегию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова система ценообразующих факторов?

2. Какова общая характеристика системы управления ценами в компании?

3. Каким образом цена становится средством достижения целей

фирмы?

4. Каковы внешние ценообразующие факторы?

5. Каково содержание внутренних ценообразующих факторов?

6. Как спланировать ценовую стратегию предприятия?

7. Как спланировать и организовать тактические ценовые решения?

8. Рассчитайте цену предложения.

9. Опишите стратегию ценообразования в маркетинге услуг.

Самостоятельная работа и организация
контрольно-оценочной деятельности

Темы, вынесенные на самостоятельное обучение:

Тема

Содержание

Отчетность

Роль маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.

Анализ примеров маркетинговых исследований (журналы, специализированные сайты)

Сообщение на семинаре

Маркетинговая концепция продукта (товара или услуги).

Анализ продукта на основе многоуровневого подхода, маркетинговых классификаций, мультиатрибутивной концепции

Сообщение на семинаре, первая часть письменной работы

Торговая марка. Брэндинг как технология маркетинга.

Знакомство с теоретическими работами и практическими примерами разработки брэндов

Доклады на семинаре

Определение рынка и методы расчета емкости рынка.

Сбор информации о конкретном рынке, статистика, обзоры рынка, расчет емкости

Контрольная работа, вторая часть письменной работы

Методика сегментации потребителей.

Анализ примеров сегментаций (журналы, специализированные сайты), разработка сегментации для конкретного рынка

Сообщение на семинаре, третья часть письменной работы, контрольная работа

Лояльность потребителей.

Знакомство с теоретическими работами и практическими примерами программ лояльности

Доклады на семинаре

Конкуренция и исследование конкурентной среды.

Сбор информации о конкретном рынке, статистика, обзоры рынка, анализ конкурентов

Четвертая часть письменной работы

Анализ положения предприятия на рынке.

Практическое применение SWOT-анализа, на основе данных о рынке, ранее собранных

Сообщение на семинаре, пятая часть письменной работы

Маркетинговый анализ цены и ценообразования.

Анализ примеров изучения цены и ценообразования (журналы, специализированные сайты)

Сообщение на семинаре

Маркетинговый анализ каналов дистрибуции. Мерчендайзинг.

Знакомство с теоретическими работами и практическими примерами мерчендайзинга

Доклады на семинаре

Рекламный цикл и информационное сопровождение рекламного цикла

Знакомство с теоретическими работами и практическими примерами информационного сопровождения рекламных кампаний

Доклады на семинаре

  1. Комплекс по дисциплине «Экономика фирмы» для студентов дневного отделения (по специальности 080116 «Математические методы в экономике»)

    Документ
    Фирма как основное звено рыночного хозяйства; формы и виды фирм; их материальная и финансовая база; производственная и ад­министративно-хозяйственная структура фирмы и ее подразделений; организация управления производством, его планирование,
  2. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов

    Методические рекомендации
    Учебным планом МГОУ факультета «Прикладной математики» специальности 080116 «Математические методы в экономике» предусматривается написание студентами курсовой работы по экономической теории, которая являются важным звеном в выработке
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам №№ п/п (2)

    Программа
    Английский язык для инженеров: учебник для вузов по техническим специальностям / Т. Ю. Полякова [и др.]. — 7-е изд., испр. — Москва: Высшая школа, 2007
  4. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инвестиционный анализ и инвестиционные риски» для студентов IV курса дневного отделения

    Методические рекомендации
    Оценка инвестиционного проекта и рисков, связанных с его реализацией производится в развернутом бизнес-плане инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю
  5. Отчет по учебно-методической работе за 2005/2006 учебный год

    Содержательный отчет
    За 2005/2006 учебный год в Нижегородском филиале ГУ – ВШЭ в рамках учебной, учебно-методической и организационно – методической работы решены следующие задачи:
  6. Отчет о работе Учебно-методического управления за 2008-2009 учебный год

    Содержательный отчет
    1 декабря 2008 произошла реорганизация Методического управления в Учебно-методическое управление. До этого момента деятельность Методического управления была направлена, в основном, на подготовку Академии к самообследованию и предстоящей
  7. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Прикладной математики автф тпу и кафедры Высшей математики и математической физики енмф тпу от 2009 г

    Методические указания
    Итоговая аттестация. Методические указания для студентов по специальности 080116 «Математические методы в экономике»/ Сост. Ф.А. Вадутова., Цехановский И.
  8. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  9. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание

Другие похожие документы..