Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

9

Тема 9. Анализ положения предприятия на рынке.

2

2

2

10

Тема 10. Товарная политика компании, анализ ассортимента.

2

1

2

11

Тема 11. Маркетинговый анализ цены и ценообразования.

2

2

12

Тема 12. Маркетинговый анализ каналов дистрибуции. Мерчендайзинг.

2

2

4

13

Тема 13. Коммуникационная политика компании и роль рекламы.

2

2

2

14

КСР

5

Итого:

103

34

17

47

2. Содержание курса.

2.1. Общие положения.

В рабочей учебной программе изложено содержание теоретической и практической части курса дисциплины, приведены методические указания по самостоятельной работе студентов, даны вопросы для подготовки к экзамену и тесты для контрольной проверки уровня полученных в течение семестра знаний.

В рабочую программу могут ежегодно вноситься изменения и дополнения, связанные с изменением учебных планов, перераспределением часов на аудиторную и самостоятельную работу и др. Внесенные изменения и дополнения должны быть зафиксированы в протоколе заседания кафедры.

Действующий учебный план по дисциплине «Маркетинг» предусматривает:

Курс ______2________

Семестр ______3________

Лекции ______34 часа___

Практические занятия ______17 часов__

Экзамен ______3 семестр_

Самостоятельная работа ______47 часов___

КСР _______5 часов___

Итого по 7 семестру ______103 часа__

Основное содержание курса излагается на лекциях. Лекции носят обзорный характер. В процессе лекции определяются цели каждого блока, формируются задачи их достижения, подбирается информационное обеспечение анализа и формируются макеты необходимых для практических занятий аналитических таблиц.

Тематический план проведения занятий

Тема 1. Комплекс маркетинга. Эволюция маркетинга.

Определения маркетинга: научные и практические. Связь маркетинга с другими экономико-социальными дисциплинами. Комплекс маркетинга: 4P и 4С маркетинга. Конфликт интересов потребителя и продавца и роль маркетинга. Развитие потребительских рынков и эволюция концепций маркетинга. Специфика маркетинга в постсовременном обществе.

Вопросы для контроля:

  1. Какие теории и методы исследований социологии, экономики и психологии применяются в маркетинге?

  2. Перечислите составляющие комплекса маркетинга. В чем существенное различие концепций 4P и 4С маркетинга?

  3. Почему в постсовременном обществе речь идет о кризисе маркетинга? Как меняется маркетинг под влиянием новых условий?

Тема 2. Роль маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.

Значение маркетинговых исследований в комплексе маркетинга. Когда исследования необходимы. Виды исследований – кабинетное и полевое. Источники маркетинговой информации – первичные и вторичные. Методы маркетинговых исследований, их связь с социологическими, экономическими, психологическими исследованиями. Постановка задач маркетингового исследования, выбор методов.

Вопросы для контроля:

  1. В каких случаях, для решения каких задач применяются маркетинговые исследования? Какие методы исследования используются?

  2. В чем сходство и отличие подготовки маркетингового и социологического исследования?

Тема 3. Маркетинговая концепция продукта (товара или услуги).

Специфика маркетингового подхода к определению продукта. Многоуровневая концепция товара. Специфика маркетинга услуг. Классификации продуктов (потребительские и промышленного назначения; индивидуального и группового потребления; простой и сложной покупки и пр.), специфика работы с каждым из видов продуктов. Концепция жизненного цикла товара. Маркетинговые мероприятия и их исследовательское сопровождение на каждом из этапов жизненного цикла.

Вопросы для контроля:

  1. Чем отличаются определение продукта с точки зрения производителя и с точки зрения потребителя?

  2. В чем самые существенные отличия товара от услуги?

  3. Какие маркетинговые мероприятия необходимы на каждом из этапов жизненного цикла продукта?

Тема 4. Торговая марка. Брэндинг как технология маркетинга.

Определение торговой марки и брэнда. Роль брэндинга в современном маркетинге. Марочный капитал. Концепция позиционирования (Р.Траут). Уникальное торговое предложение и идеология брэнда. Методы оценки силы брэнда. Мультиатрибутивная модель товара Розенберга и Фишбейна. Методы тестирования продукта и марки (холл-тест).

Вопросы для контроля:

  1. Чем различаются понятия «торговая марка» и «брэнд»?

  2. Как можно оценить силу брэнда, стоимость брэнда?

  3. Приведите примеры применения мультиатрибутивной концепции товара.

Тема 5. Определение рынка и методы расчета емкости рынка.

Определение рынка с точки зрения производителя и потребителя. Маркетинговое определение рынка. Границы рынков – товарные, потребительские и географические. Методы сравнительной оценки рынков. Понятия спроса, емкости (объема) рынка и потенциала рынка. Абсолютная, текущая и потенциальная емкость рынка (Ж.Ж. Ламбен). Методы расчета емкости рынка для разных типов продуктов (потребительские массового спроса, потребительские длительного спроса, товаров промышленного назначения). Методы прогнозирования емкости рынка, определения потенциала рынка.

Вопросы для контроля:

  1. Какие критерии лежат в основе определения границ рынка – географических, потребительских и товарных?

  2. В каких случаях важно оценить и спрогнозировать емкость рынка?

  3. Какая информация необходима для расчета емкости рынка каждого из типа продуктов (потребительские массового спроса, потребительские длительного спроса, товаров промышленного назначения)?

Тема 6. Потребительское поведение, типологии потребителей.

Потребительское поведение – экономический, социологический и психологический подходы. Специфика маркетингового подхода к анализу поведения потребителей. Цикл покупки: осознание потребности  принятие решения о покупке  покупка  процесс потребления  оценка результатов (удовлетворенность). Теории потребностей и мотивация покупки. Теории принятия решений. Типологии потребителей (матрица вовлеченности ФКБ, модель жизненного стиля VALS, модель потребительского выбора).

Вопросы для контроля:

  1. Какие факторы оказывают влияние на потребительский выбор?

  2. Какие методы применяются для исследования потребительского поведения?

  3. Какие социологические теории применимы к объяснению потребительского поведения?

Тема 7. Методика сегментации потребителей.

Сегментация: цели и этапы. Алгоритм сегментирования. Критерии сегментации, выбор основных критериев сегментации (поведенческие, стилевые, культурные и пр.). Методы сбора информации, необходимой для проведения сегментации. Характеристика и сравнительный анализ сегментов. Выбор целевых сегментов. Стратегия позиционирования в сегменте.

Вопросы для контроля:

  1. Какие задачи решает сегментация?

  2. Каковы критерии выделения сегментов? Какая информация необходима для сегментации потребительского рынка.

  3. По каким параметрам можно выбирать целевой сегмент?

Тема 8. Лояльность потребителей.

Определение лояльности. Лояльность потребителей как ресурс компании. Методы измерения уровня лояльности. Рациональная и эмоциональная лояльность. Методы стимулирования лояльности потребителей.

Вопросы для контроля:

  1. Почему лояльность потребителей важна для любой компании?

  2. Какие методы исследования применимы к изучению уровня лояльности?

  3. Какие методы стимулирования лояльности потребителей используют известные Вам екатеринбуржские компании?

Тема 9. Конкуренция и исследование конкурентной среды.

Определение конкуренции. Конкурентные типы рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, инновационная монополия, монополия. Концепция маркетинга как конкурентной борьбы. Виды конкурентной борьбы (ценовая, информационная, инновационная). Методы анализа конкурентной среды. Модель конкурентной среды (матрица Портера). Определение ближайших конкурентов. Расчет доли рынка.

Вопросы для контроля:

  1. Приведите примеры рынков с разными типами конкуренции.

  2. Какие конкурентные стратегии можно применять на рынках с разными типами конкуренции?

  3. Какая информация необходима для расчета доли рынка?

Тема 10. Анализ положения предприятия на рынке.

Анализ макро- и микро- среды. Конкурентные преимущества предприятия. Методика SWOT-анализа. Информация, необходимая для проведения SWOT-анализа, источники информации, методы сбора. Количественные и качественные (экспертные) оценки в SWOT-анализе. Применение результатов SWOT-анализа.

Вопросы для контроля:

  1. Назовите составляющие макросреды маркетинга. Из каких источников можно получать информацию о макросреде?

  2. В чем суть методики SWOT-анализа? В каких случаях, для решения каких задач маркетинга он применяется?

Тема 11. Товарная политика компании, анализ ассортимента.

Основные направления формирования товарной политики. Анализ продуктового портфеля компании (Бостонская матрица). Развитие и оптимизация ассортимента. Анализ сезонности спроса и управление сезонными колебаниями. Стратегии дифференциации и концентрации. Продуктовые инновации.

Вопросы для контроля:

  1. Какие данные необходимы для анализа ассортимента?

  2. От каких факторов зависит товарная политика компании?

Тема 12. Маркетинговый анализ цены и ценообразования.

Цена и ценность для потребителя. Факторы, влияющие на цену продукта. Методы ценообразования (на основе издержек, конкурентное ценообразование, на основе восприятия потребителей). Эластичность спроса по цене. Методы изучения приемлемых для потребителей цен и прогнозирования изменения спроса при изменении цены. Оперативное управление уровнем цен: стратегия «снятия сливок», скидки, распродажи.

Вопросы для контроля:

  1. Какие методы изучения приемлемых для потребителей цен Вы знаете?

  2. Каким образом можно построить исследование цен конкурентов (методы сбора информации, методы ее анализа)?

  1. Комплекс по дисциплине «Экономика фирмы» для студентов дневного отделения (по специальности 080116 «Математические методы в экономике»)

    Документ
    Фирма как основное звено рыночного хозяйства; формы и виды фирм; их материальная и финансовая база; производственная и ад­министративно-хозяйственная структура фирмы и ее подразделений; организация управления производством, его планирование,
  2. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов

    Методические рекомендации
    Учебным планом МГОУ факультета «Прикладной математики» специальности 080116 «Математические методы в экономике» предусматривается написание студентами курсовой работы по экономической теории, которая являются важным звеном в выработке
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам №№ п/п (2)

    Программа
    Английский язык для инженеров: учебник для вузов по техническим специальностям / Т. Ю. Полякова [и др.]. — 7-е изд., испр. — Москва: Высшая школа, 2007
  4. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инвестиционный анализ и инвестиционные риски» для студентов IV курса дневного отделения

    Методические рекомендации
    Оценка инвестиционного проекта и рисков, связанных с его реализацией производится в развернутом бизнес-плане инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю
  5. Отчет по учебно-методической работе за 2005/2006 учебный год

    Содержательный отчет
    За 2005/2006 учебный год в Нижегородском филиале ГУ – ВШЭ в рамках учебной, учебно-методической и организационно – методической работы решены следующие задачи:
  6. Отчет о работе Учебно-методического управления за 2008-2009 учебный год

    Содержательный отчет
    1 декабря 2008 произошла реорганизация Методического управления в Учебно-методическое управление. До этого момента деятельность Методического управления была направлена, в основном, на подготовку Академии к самообследованию и предстоящей
  7. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Прикладной математики автф тпу и кафедры Высшей математики и математической физики енмф тпу от 2009 г

    Методические указания
    Итоговая аттестация. Методические указания для студентов по специальности 080116 «Математические методы в экономике»/ Сост. Ф.А. Вадутова., Цехановский И.
  8. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  9. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание

Другие похожие документы..