Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

Цель и задачи дисциплины

Курс «Маркетинг» является одной из базовых дисциплин для подготовки студентов по специальности 080116 «Математические методы в экономике » и направлению 080100 «Экономика».

Целью изучения курса является понимание процесса маркетинга как важного фактора достижения организацией наибольшей эффективности.

В процессе изучения курса «Маркетинг» необходимо решить следующие задачи:

  • формирование знаний о сущности маркетинговой деятельности;

  • усвоение теоретических основ и специфики проведения маркетинговых исследований;

  • приобретение навыков применения полученных в ходе обучения знаний для анализа конкретных практических ситуаций, касающихся организации маркетинга на предприятии.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

  1. Изучение дисциплины предусмотрено стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальности 080116 и направления 080100 «Экономика».

  2. Курс «Маркетинг» базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении «Микроэкономики», «Менеджмент» и др.

  3. Полученные студентами знания позволяют более глубоко разбираться в событиях, происходящих на внутренних и мировых рынках, а также изучать смежные профилирующие курсы: «Экономика организаций», «Международный маркетинг, «Рынок ценных бумаг», и др.

Организационно-методический раздел

Требования к уровню освоения курса

В процессе изучения курса студенты должны:

1) знать:

  • сущность, функции маркетинга и направления его использования в условиях рыночной экономики; организацию служб маркетинга на фирмах;

  • роль маркетинга в управлении фирмой;

  • принципы сегментации и выбора целевых рыночных сегментов или ниш;

  • необходимость проведения маркетинговых исследований для информационного обеспечения управления фирмой с целью доведения параметров товара до уровня требований потенциальных покупателей целевого рынка и создания должной степени его конкурентоспособности;

  • основные направления в технологии маркетинга как совокупности мер по активному воздействию на рынок, с одной стороны, и приспособлении характеристик товара, ценовой и сбытовой стратегий, рекламной кампании к требованиям и условиям целевого рынка - с другой;

  • содержание и структуру маркетинговых программ;

  • задачи управления персоналом в связи с маркетинговой деятельностью.

2) уметь:

  • профессионально вести маркетинговую работу;

  • готовить предложения по товарной политике на основе сопоставительного анализа параметров конкурентоспособности товара;

  • владеть навыками поиска, сбора, систематизации, анализа и использования вторичной и первичной (оперативной) маркетинговой информации;

  • владеть навыками кабинетных и полевых маркетинговых исследований;

  • практически использовать средства организационной и вычислительной техники для проведения маркетинговых исследований, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла товара, разработки маркетинговых программ.

В профессиональном отношении будущий специалист должен получить подготовку, позволяющую ему быстро адаптироваться к работе в маркетинговой службе фирмы.

3) иметь представление:

  • о специфике организации международного маркетинга;

  • о системе показателей, используемых при разработке программы маркетинга по производственно-сбытовому отделению;

Содержание курса

Тематический план

Тема 1. Эволюция маркетинга.

Определения маркетинга: научные и практические. Связь маркетинга с другими экономико-социальными дисциплинами. Комплекс маркетинга: 4P и 4С маркетинга. Конфликт интересов потребителя и продавца и роль маркетинга. Развитие потребительских рынков и эволюция концепций маркетинга. Специфика маркетинга в постсовременном обществе.

Тема 2. Роль маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.

Значение маркетинговых исследований в комплексе маркетинга. Когда исследования необходимы. Виды исследований – кабинетное и полевое. Источники маркетинговой информации – первичные и вторичные. Методы маркетинговых исследований, их связь с социологическими, экономическими, психологическими исследованиями. Постановка задач маркетингового исследования, выбор методов.

Тема 3. Маркетинговая концепция продукта (товара или услуги).

Специфика маркетингового подхода к определению продукта. Многоуровневая концепция товара. Специфика маркетинга услуг. Классификации продуктов (потребительские и промышленного назначения; индивидуального и группового потребления; простой и сложной покупки и пр.), специфика работы с каждым из видов продуктов. Концепция жизненного цикла товара. Маркетинговые мероприятия и их исследовательское сопровождение на каждом из этапов жизненного цикла.

Тема 4. Торговая марка. Брэндинг как технология маркетинга.

Определение торговой марки и брэнда. Роль брэндинга в современном маркетинге. Марочный капитал. Концепция позиционирования (Р.Траут). Уникальное торговое предложение и идеология брэнда. Методы оценки силы брэнда. Мультиатрибутивная модель товара Розенберга и Фишбейна. Методы тестирования продукта и марки (холл-тест).

Тема 5. Определение рынка и методы расчета емкости рынка.

Определение рынка с точки зрения производителя и потребителя. Маркетинговое определение рынка. Границы рынков – товарные, потребительские и географические. Методы сравнительной оценки рынков. Понятия спроса, емкости (объема) рынка и потенциала рынка. Абсолютная, текущая и потенциальная емкость рынка (Ж.Ж. Ламбен). Методы расчета емкости рынка для разных типов продуктов (потребительские массового спроса, потребительские длительного спроса, товаров промышленного назначения). Методы прогнозирования емкости рынка, определения потенциала рынка.

Тема 6. Потребительское поведение, типологии потребителей.

Потребительское поведение – экономический, социологический и психологический подходы. Специфика маркетингового подхода к анализу поведения потребителей. Цикл покупки: осознание потребности  принятие решения о покупке  покупка  процесс потребления  оценка результатов (удовлетворенность). Теории потребностей и мотивация покупки. Теории принятия решений. Типологии потребителей (матрица вовлеченности ФКБ, модель жизненного стиля VALS, модель потребительского выбора).

Тема 7. Методика сегментации потребителей.

Сегментация: цели и этапы. Алгоритм сегментирования. Критерии сегментации, выбор основных критериев сегментации (поведенческие, стилевые, культурные и пр.). Методы сбора информации, необходимой для проведения сегментации. Характеристика и сравнительный анализ сегментов. Выбор целевых сегментов. Стратегия позиционирования в сегменте.

Тема 8. Конкуренция и исследование конкурентной среды.

Определение конкуренции. Конкурентные типы рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, инновационная монополия, монополия. Концепция маркетинга как конкурентной борьбы. Виды конкурентной борьбы (ценовая, информационная, инновационная). Методы анализа конкурентной среды. Модель конкурентной среды (матрица Портера). Определение ближайших конкурентов. Расчет доли рынка.

Тема 9. Анализ положения предприятия на рынке.

Анализ макро- и микро- среды. Конкурентные преимущества предприятия. Методика SWOT-анализа. Информация, необходимая для проведения SWOT-анализа, источники информации, методы сбора. Количественные и качественные (экспертные) оценки в SWOT-анализе. Применение результатов SWOT-анализа.

Тема 10. Товарная политика компании, анализ ассортимента.

Основные направления формирования товарной политики. Анализ продуктового портфеля компании (Бостонская матрица). Развитие и оптимизация ассортимента. Анализ сезонности спроса и управление сезонными колебаниями. Стратегии дифференциации и концентрации. Продуктовые инновации.

Тема 11. Маркетинговый анализ цены и ценообразования.

Цена и ценность для потребителя. Факторы, влияющие на цену продукта. Методы ценообразования (на основе издержек, конкурентное ценообразование, на основе восприятия потребителей). Эластичность спроса по цене. Методы изучения приемлемых для потребителей цен и прогнозирования изменения спроса при изменении цены. Оперативное управление уровнем цен: стратегия «снятия сливок», скидки, распродажи.

Тема 12. Маркетинговый анализ каналов дистрибуции. Мерчендайзинг.

Система сбыта, типы коммерческих посредников (дистрибьюторы, оптовые продавцы, розничные продавцы). Методы мотивации участников сбытовых каналов (посредников). Значение розничных точек продаж. Мерчендайзинг как технология стимулирования спроса в местах продаж. Характеристика торговой точки с позиции мерчендайзинга («горячие» и «холодные» зоны, значение выкладки товара и рекламы по месту продаж). Методы анализа мерчендайзинга конкурентов.

Тема 13. Коммуникационная политика компании и роль рекламы.

Комплекс маркетинговых коммуникаций. Модель коммуникационного процесса. Виды коммуникации с потребителем: непосредственная и опосредованная; прямая и косвенная. Методы направленных коммуникаций: реклама, BTL-акции, связи с общественностью (PR), фирменный стиль. Реклама. Цели рекламной коммуникации.

    1. Распределение часов дисциплины по темам и формам занятий

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторные занятия

Сам. работа

лекции

ПЗ

Лаб.

раб.

1.

Тема 1. Эволюция маркетинга.

2

2

2.

Тема 2. Роль маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.

2

2

4

3.

Тема 3. Маркетинговая концепция продукта (товара или услуги).

4

6

4.

Тема 4. Торговая марка. Брэндинг как технология маркетинга.

4

2

6

5.

Тема 5. Определение рынка и методы расчета емкости рынка.

4

2

6

6.

Тема 6. Потребительское поведение, типологии потребителей.

2

2

6

7.

Тема 7. Методика сегментации потребителей.

2

2

8.

Тема 8. Конкуренция и исследование конкурентной среды.

4

2

3

  1. Комплекс по дисциплине «Экономика фирмы» для студентов дневного отделения (по специальности 080116 «Математические методы в экономике»)

    Документ
    Фирма как основное звено рыночного хозяйства; формы и виды фирм; их материальная и финансовая база; производственная и ад­министративно-хозяйственная структура фирмы и ее подразделений; организация управления производством, его планирование,
  2. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов

    Методические рекомендации
    Учебным планом МГОУ факультета «Прикладной математики» специальности 080116 «Математические методы в экономике» предусматривается написание студентами курсовой работы по экономической теории, которая являются важным звеном в выработке
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам №№ п/п (2)

    Программа
    Английский язык для инженеров: учебник для вузов по техническим специальностям / Т. Ю. Полякова [и др.]. — 7-е изд., испр. — Москва: Высшая школа, 2007
  4. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инвестиционный анализ и инвестиционные риски» для студентов IV курса дневного отделения

    Методические рекомендации
    Оценка инвестиционного проекта и рисков, связанных с его реализацией производится в развернутом бизнес-плане инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю
  5. Отчет по учебно-методической работе за 2005/2006 учебный год

    Содержательный отчет
    За 2005/2006 учебный год в Нижегородском филиале ГУ – ВШЭ в рамках учебной, учебно-методической и организационно – методической работы решены следующие задачи:
  6. Отчет о работе Учебно-методического управления за 2008-2009 учебный год

    Содержательный отчет
    1 декабря 2008 произошла реорганизация Методического управления в Учебно-методическое управление. До этого момента деятельность Методического управления была направлена, в основном, на подготовку Академии к самообследованию и предстоящей
  7. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Прикладной математики автф тпу и кафедры Высшей математики и математической физики енмф тпу от 2009 г

    Методические указания
    Итоговая аттестация. Методические указания для студентов по специальности 080116 «Математические методы в экономике»/ Сост. Ф.А. Вадутова., Цехановский И.
  8. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  9. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание

Другие похожие документы..