Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии
История психологии (к.пс.н., доцент Кондрашихина О.А.)
V1. Самостоятельные работы для группы П1з
Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История психологии» включает в себя работу по подготовке к лекциям, самостоятельное изучение студентами отдельных тем учебного процесса, а также самостоятельную работу по подготовке к семинарским занятиям. Форма отчетности предусматривается данными методическими рекомендациями и включает в себя в зависимости от вида самостоятельной работы и ее темы написание рефератов (по предложенным темам), конспектирование психологической литературы, аннотирование, выполнение заданий тестового контроля, составление сводных таблиц, письменные либо устные ответы и сообщения по предъявленным вопросам.
Материал, предусмотренный для усвоения студентами в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который отрабатывается при проведении учебных занятий. В связи с этим темы, предложенные для самостоятельного изучения, входят в перечень вопросов к экзамену по дисциплине «История психологии» в качестве отдельных самостоятельных вопросов либо будучи включенными в состав других вопросов.
Самостоятельная работа 1. Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний
Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии
Задание: проанализировать литературу и подготовить конспект по следующим вопросам.
Раскрыть представления о душе у Платона.
Раскрыть понимание души, учение о чувствах и познании Аристотеля.
Определить роль Демокрита, Анаксагора, Гераклита в формировании трех объяснительных принципов психологии.
Определить значение представлений Плотина для развития психологии.
Сформулировать итоги развития психологии в античности
Литература:
1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С. 23 – 60.
Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С. 14 - 47.
Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С. 21 - 63
Форма отчетности – конспект.
Самостоятельная работа 2. Роль философских концепций 5 – 19 в.в. в развитии психологии
Цель: систематизировать и пополнить знания о роли периода 5 – 19в.в. в развитии психологии.
Задание: подготовить конспект по следующим вопросам.
1. Основные итоги развития психологии в период средних веков, Возрождения, Нового времени.
2. Психологические идеи Ф. Бекона и роль его учения в завершении развития психологии в рамках учений о душе. Учение об «идолах» как типичных ошибках познания. Понятие о роли вспомогательных средств в процессах познания. Оценка Л.С.Выготским идей Бекона об орудиях познания.
3. Пути разрешения психофизической проблемы – Декарт, Лейбниц, Спиноза.
4. Развитие психологии в рамках эмпирической философии и сенсуализма (Гоббс, Локк).
5. Развитие психологии в рамках ассоциативной философии (Дж. Беркли, Д.Юм, Д.Гартли).
6. Эмпирическая и ассоциативная философия 19-го века и ее значение для развития психологических знаний (И.Гербарт, Дж. Милль, Дж. Ст.Милль, Г.Спенсер и др.).
Форма отчетности – конспект.
Литература:
Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С.60 - 147.
Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С. 47 – 95.
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998. – С.37 - 65.
Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.64 - 118.
Самостоятельная работа 3.Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.
Цель: систематизировать представления о предпосылках выделения психологии в самостоятельную науку.
Задание: составить план-конспект следующих вопросов.
1. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Локализационный и антилокализационный подходы. Пересмотр концепции рефлекторной дуги.
2. Работы Г.Гельмгольца и И. Мюллера.
3. Возникновение психофизики и психометрии. Их значение для становления экспериментальной психологии.
4. Разделение психики и сознания в работах гипнологов.
5. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
6. Программы построения психологии как самостоятельной науки: В.Вундт: психология – наука о непосредственном опыте. Ф.Брентано: психология - наука, изучающая интенциональные акты. И.М.Сеченов и учение о рефлекторной природе психики. Возникновение первых психологических лабораторий.
Форма отчетности – план конспект темы.
Список литературы:
Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С. 154 – 178.
Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С.100 – 106.
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998. – С. 67 – 85.
Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.106 - 126.
Самостоятельная работа 4. Концепция К.Левина.
Цель: углубить знания относительно теоретической концепции К.Левина.
Задание: составить конспект по следующим вопросам.
Биографический очерк К.Левина.
Теория личности.
Теория мотивации.
Знаменитые ученики К.Левина (Б.В.Зейгарник, Т.Дембо, Ф.Хоппе и др.).
Форма отчетности – конспект.
Литература:
1. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51.
2. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» //Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века). — М.: Изд-во МГУ, 1980а. — С.196 -245.
3.Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С.188 – 191.
4.Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост, СПб: Питер, 2002. – С. 546 – 569.
5. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.244 -250.
Самостоятельная работа №5. Основные этапы становления когнитивной и экзистенциальной психологии.
Цель: углубить представление относительно особенностей становления и развития когнитивной и экзистенциальной школ психологии и ее значения для развития науки.
Задания:
1. Определить научные предпосылки возникновения и развития когнитивной психологии.
2. Выделить основные направления исследований представителей данной психологической школы.
3. Ознакомиться с теорией личности Дж. Келли, определить понятие «личностный конструкт».
4. Описать концепцию В.Франкла.
Составить словарь терминов по изучаемому содержательному модулю.
Форма отчетности – письменные ответы на предъявленные задания.
Литература:
Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – 342 – 365 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С.227 – 229, 233 - 237.
Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998. –С.4811 - 497.
Самостоятельная работа №6. Развитие психологии в Украине
Цель: углубить знания студентов относительно особенностей развития психологии в Украине и достижениях ученых Киева, Одессы, Харькова.
Задание:
1. Письменно ответить на следующие вопросы:
1)Кто из украинских философов в наибольшей степени повлиял на развитие психологии в Украине? В каких научных центрах они работали?
2) В какой временной период в Одессе работал И.М.Сеченов, какие научные труды он написал в этот период?
3) Кем была создана первая в Украине психологическая лаборатория при клинике нервных и душевных заболеваний г. Харькова?
4) Каково направление научной деятельности С.Л.Рубинштейна в период его работы в Одессе?
5) Кто из известных советских ученых работает вместе с Г.И.Челпановым в Киеве?
6) В чем заключается основное направление исследований П.Я.Гальперина?
7) В чем заключается основное направление исследований А.В.Запорожца?
8) В чем заключается основное направление исследований Л.И.Божович и П.И.Зинченко?
9) Какова роль Г.С. Костюка в развитии психологии в Украине?
10) Работы каких современных украинских ученых Вам известны?
Форма отчетности – ответы на вопросы.
Список литературы:
Болотнікова І.В. Науково-історічні витоки становлення української педології та психології//Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - № 9-10. – С. 104 – 107.
Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С.304 - 348.
История психоанализа в Украине / Сост. И.И.Кутько, Л.И.Бондаренко, П.Т.Петрик. – Х.: Основа, 1996. – 360с.
Кузьмина Е.. Проблемы свободы в научном творчестве С.Л.Рубинштейна // Психологический журнал. – 2004. - №1. – С. 5-16.
Леонтьев А.Н. А.Н.Леонтьев рассказывает о себе//Вопросы психологии. – 2003. - №2. – 34 – 47.
Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. – Київ, “Либідь”, 1998. – 992 с.
Соколова Е.Е. А.Н.Леонтьев и его время // Психологический журнал . – 2003. - №1. – С.22 – 28.
Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С. 369 – 380.
VI1. Семинарские занятия
Семинарское занятие №1.
Тема: Формирование и развитие бихевиоризма и гештальтпсихологии
Цель: систематизировать знания относительно особенностей формирования и развития бихевиоризма и гештальтпсихологии, уточнить основные положения теоретических концепций ученых, представителей бихевиоризма и гештальтпсихологии.
Основные вопросы:
Три этапа развития бихевиоризма – сравнительный анализ подходов к изучению поведения.
Основные направления исследований гештальтпсихологов.
Теория К.Левина.
Наиболее известные ученики и последователи К.Левина.
Вопросы для самопроверки знаний:
Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма? Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
В чем суть понятия научения?
Что такое косвенное подкрепление?
В чем роль гештальта в развитии восприятия?В чем сущность понятия «психологического поля»?
Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
Что такое фи-феномен?
В чем роль замещения и коммуникации потребностей в теории Левина?
Чем различаются волевое и полевое поведение? Что дает возможность человеку «встать над полем»?
Какие закономерности групповой динамики открыл Левин?
Задание. На основании изученной литературы и конспекта лекций заполнить таблицу, отражающую составляющие и основные достижения изучаемых теоретических концепций. Обсудить правильность заполнения.
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
Э.Торндайк | ||
Д.Уотсон | ||
Э. Толмен | ||
К. Халл | ||
Б. Скиннер | ||
А. Бандура |
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
М. Вертгеймер | ||
К. Коффка | ||
В. Келер | ||
К.Левин |
Форма отчетности – заполненная таблица и выступления на семинаре.
Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (1)
Самостоятельная работаСамостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развитияРуководство исследовательской работой учащихся во внеурочное время
РуководствоЦикл внеклассных мероприятий «Православные традиции России» как средство воспитания ценностного отношения к родному языку в младшем подростковом возрастеШпаргалка по педагогике (для педагогов) Понятие педагогики и этапы ее развития
ШпаргалкаВ современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.Философия для аспирантов. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б
Учебное пособиеКохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (1)
ДокументСборник, который Вы держите в руках, является отражением работы Международного Конгресса «Психология XXI столетия», который будет проходить в г. Ярославле с 4 по 7 сентября 2008 года.Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (2)
ДокументУже завершен подготовительный этап (сентябрь 2007- сентябрь 2008 г.) Конгресса, в процессе которого был сформирован оргкомитет Конгресса, разработана стратегия и тактика его проведения, определены участники, волонтеры, конкретное местоПсихология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (3)
ДокументУже завершен подготовительный этап (сентябрь 2007- сентябрь 2008 г.) Конгресса, в процессе которого был сформирован оргкомитет Конгресса, разработана стратегия и тактика его проведения, определены участники, волонтеры, конкретное местоПсихология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)
ДокументЧлены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (2)
ДокументПредставления о проектировании и термин «проектирование» используются в различных видах социальной деятельности. Его творчески наполненное содержание может вполне применяться в профилактике делинквентного поведения у несовершеннолетних осужденных.