Отчет о выполнении программы за двухлетний период 2002-2003

A/40/2

стр. 168

ВОИС

R

A/40/2

ОРИГИНАЛ: английский

ДАТА: 23 июля 2004 г.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЖЕНЕВА

АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ–ЧЛЕНОВ ВОИС

Сороковая серия заседаний

Женева, 27 сентября - 5 октября 2004 г.

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ

ЗА ДВУХЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2002-2003 гг.

Документ подготовлен Секретариатом

I.  ВВЕДЕНИЕ

1. Настоящий документ (далее «Отчет») представляет собой отчет о реализации программы, охватывающей двухлетний период 2002-2003 гг., который подготовлен в рамках составления программных и бюджетных документов ВОИС, ориентированных на достижение конкретных результатов.

2. Настоящий отчет подготовлен в соответствии с критериями, установленными в Программе и бюджете на двухлетний период 2002-2003 гг. (документ А/36/2), которые были приняты Ассамблеями государств-членов ВОИС (далее «Ассамблеи ВОИС») в сентябре 2001 г.

3. В настоящем Отчете дается оценка выполнения программ ВОИС в двухлетнем периоде 2002-2003 гг. по сравнению с целями и ожидаемыми результатами в двухлетнем периоде. Структура Отчета определяется последовательным представлением данных о реализации каждой Основной программы, начиная с 02 и до 18, и опирается на оценку достижения целей на уровне каждой соответствующей подпрограммы, сопровождаясь таблицами, иллюстрирующими ее реализацию в виде обобщенной информации о Целях, Ожидаемых результатах, Достигнутых результатах и Показателях результативности работы. В Части II дается краткая оценка достигнутых результатов в 2002-2003 гг. на пути решения стратегических задач ВОИС, на основе достижения целей на уровне Основных программ.

4. В Приложении I к настоящему Отчету содержится Список сокращений, используемых в настоящем документе. В Приложении II содержится предметный указатель к настоящему документу.

II.  КРАТКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ В 2002-2003 гг. НА ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВОИС

5. В сентябре 1999 г. Ассамблеи ВОИС приняли Видение и стратегическую направленность ВОИС (документ A/34/3), носящие среднесрочный характер, в том числе Цифровую повестку дня ВОИС. Стратегические задачи, представленные в этом документе Генеральным директором, являются основными руководящими принципами для осуществления работы Организации в двухлетнем периоде 2002-2003 гг.

6. Стратегические задачи ВОИС следует также оценивать в более широком контексте Декларации ООН в связи с вступлением в новое тысячелетие, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 г. В соответствии с этой Декларацией глобальная повестка дня имеет в своей основе восемь целей развития в новом тысячелетии. ВОИС уверена в том, что важным вкладом в достижение этих целей окажется сотрудничество с государствами-членами и другими партнерами Организации, так как интеллектуальная собственность (ИС) играет все более возрастающую роль в экономическом и социальном развитии, является основным условием достижения многих этих целей.

7. В этой связи основные итоги деятельности Организации в двухлетнем периоде

2002-2003 гг. приводятся ниже в рамках следующих стратегических сфер деятельности ВОИС:

  • формирование культуры интеллектуальной собственности;

  • охрана интеллектуальной собственности и развитие системы интеллектуальной собственности;

  • повышение продуктивности работы Секретариата.

8. По причине бюджетных ограничений, которые стали очевидными в двухлетнем периоде, главным образом в результате меньшего, по сравнению с ожидаемым, количества заявок РСТ, полученных ВОИС, и пересмотренной структуры пошлин по процедуре РСТ, ряд направлений деятельности не был осуществлен, как планировалось, и поэтому достижение некоторых результатов было отложено.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

9. Одной из первоочередных задач ВОИС на протяжении двухлетнего периода оставалось формирование культуры интеллектуальной собственности путем демистификации ее роли и установления связей, как с широкими слоями общества, так и с конкретными, «целевыми» его представителями.

10. Продолжилось расширение сферы и интенсивности деятельности ВОИС в отношениях с государствами-членами, а также национальными и международными организациями, в том числе с другими учреждениями ООН, что способствовало укреплению имиджа Организации и распространению знаний о системе интеллектуальной собственности. Значительной вехой в стратегии ВОИС по установлению связей с неограниченным кругом лиц явилось создание двух новых координационных бюро в Вашингтоне, округ Колумбия, и Брюсселе, с целью расширения и укрепления связей ВОИС с межправительственными, правительственными, деловыми и другими заинтересованными кругами.

11. В двухлетнем периоде ВОИС стала организатором и активным пропагандистом празднования Международного дня интеллектуальной собственности 26 апреля. Каждый год около 70 стран и ряд международных и региональных организаций информировали ВОИС о деятельности, направленной на проведение этого мероприятия.

12. Работа Секретариата под эгидой Межправительственного комитета по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) способствовала существенному росту понимания значительным числом партнеров практических и политических средств, имеющихся в настоящее время в системе ИС для защиты интересов владельцев традиционных знаний (ТЗ), и заложила концептуальную основу для предстоящих дискуссий и разработки политики в этой сфере.

13. Благодаря широкой кампании, развернутой в связи с возрастающим значением демистификации роли интеллектуальной собственности в отношении малых и средних предприятий (МСП), удалось повысить уровень знаний и использования системы ИС малыми и средними предприятиями мира. В мае 2003 г. ВОИС выпустила обновленную редакцию компакт-диска под названием “Интеллектуальная собственность для малых и средних предприятий (МСП)”, доступную на шести языках.

14. В плане демистификации роли интеллектуальной собственности наиболее значительными результатами двухлетнего периода 2002-2003 гг. явились новая публикация под названием Интеллектуальная собственность: мощное средство экономического развития, в которой Генеральный директор ВОИС показывает, каким образом разные страны могут использовать систему ИС в качестве движущей силы их нематериальных активов, в целях оказания содействия экономическому развитию и созданию материальных благ. Помимо этого работа сосредоточивалась на совершенствовании и расширении доступа к Web-сайту ВОИС. Ввод в эксплуатацию китайско-язычного варианта Web-сайта позволил ВОИС встать в ряд немногих организаций ООН, располагающих Web-сайтами на всех шести официальных языках ООН.

ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

15. Растущее признание значения прав интеллектуальной собственности в век, когда знания и информация все в большей мере движут экономическим ростом, нашло отражение в ряде стран, присоединившихся к договорам, административные функции которых выполняет ВОИС, увеличении числа заявок, полученных в рамках систем глобальной охраны, в частности Договора о патентной кооперации (РСТ), достижениях в области международного права интеллектуальной собственности и решении многих актуальных проблем ИС.

16. В 2002-2003 гг. Генеральному директору ВОИС сдано на хранении 106 ратификационных грамот или документов о присоединении к договорам.

17. В 2002 г. государство Джибути присоединилось к Конвенции ВОИС, что довело общее число государств-членов ВОИС до 179.

Интеллектуальная собственность, генетические ресурсы, традиционные знания и фольклор

18. Международный Форум на уровне министров, организованный ВОИС и правительством Султаната Оман по теме «Интеллектуальная собственность и традиционные знания: наша самобытность, наше будущее», завершился в январе 2002 г. принятием Декларации по результатам Конференции в Маскате, воодушевившей владельцев традиционных знаний на получение всех преимуществ, которые предоставляет система интеллектуальной собственности.

19. В двухлетнем периоде Межправительственный комитет ВОИС по интеллектуальной собственности и генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) еще более укрепил свою роль в качестве важного международного форума для проведения политического диалога и обмена опытом в различных аспектах интеллектуальной собственности, генетических ресурсов, традиционных знаний и выражений традиционной культуры. В 2003 г. МКГР завершил осуществление своих первоначальных полномочий и в сентябре 2003 г. получил от Генеральной Ассамблеи ВОИС более веские и более широкие полномочия на предстоящий двухлетний период. Новые полномочия требуют от МКГР ускорить его работу и сосредоточить внимание в частности на международных аспектах ИС и генетических ресурсов, традиционных знаний и фольклора, и не допускают отсутствия результата работы МКГР, в том числе возможную разработку международного документа или документов в этой области.

Электронная торговля

20. В декабре 2002 г. ВОИС опубликовала важный обзор «Интеллектуальная собственность в Internet: изучение вопросов», в котором рассматривается влияние, оказанное цифровыми технологиями, в частности Internet, на ИС и международную систему ИС. В этом исследовании также приводится отчет о состоянии дел в отношении Цифровой повестки дня ВОИС.

Обеспечение прав

21. На заседаниях Ассамблей ВОИС в сентябре 2002 г. государства-члены решили объединить работу Организации по обеспечению прав, создав для этого единый Консультативный комитет по обеспечению прав, ведающий вопросами глобального обеспечения прав, которые касаются как промышленной собственности, так и авторского права и смежных прав. В мандат деятельности Комитета входят техническая помощь и координация, которые должны сосредоточиваться на комплексном сотрудничестве с заинтересованными организациями, а также частным сектором. Комитет также будет выдвигать инициативы в области общественного образования и разрабатывать национальные и региональные программы по оказанию технической помощи. Первое заседание Консультативного комитета состоялось в июне 2003 г. в Женеве.

Альтернативное урегулирование споров

22. Помимо рассмотрения дел, связанных с арбитражем и посредничеством, Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству опубликовал новую брошюру, описывающую соответствующие процедуры, уделяя особое внимание интеллектуальной собственности и применяя сравнение с обеспечением прав ИС через судебную систему.

Классификация

23. Албания, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Мозамбик и Узбекистан стали участниками Ниццкого соглашения о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. По состоянию на 31 декабря 2003 г. общее число Договаривающихся государств составило 72.

24. Азербайджан, Казахстан и Соединенное Королевство стали участниками Локарнского соглашения об учреждении Международной классификации промышленных образцов. По состоянию на 31 декабря 2003 г. общее число Договаривающихся государств составило 43.

25. Корейская Народно-Демократическая Республика, бывшая Югославская Республика Македония, Казахстан, Словения и Узбекистан стали участниками Страсбургского соглашения о Международной патентной классификации. По состоянию на 31 декабря 2003 г. общее число Договаривающихся государств составило 53.

26. В двухлетнем периоде 2002-2003 гг. продолжилась реформа Международной патентной классификации (МПК), и большинство задач были успешно выполнены. В МПК были созданы несколько новых областей, отражающих появляющиеся технологии; также создана расширенная схема классификации для традиционной медицины.

(а) Системы и службы глобальной охраны

Патенты

27. В 2003 г. РСТ отметил 25-летие своей деятельности. В двухлетнем периоде 2002-2003 гг. Ботсвана, Египет, Намибия, Никарагуа, Папуа – Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, а также Сейшельские Острова и Сирийская Арабская Республика присоединилось к Договору о патентной кооперации (РСТ). По состоянию на 31 декабря 2003 г. общее число Договаривающихся государств составило 123, из них 69, или 56 %, являются развивающимися странами.

28. Третий год подряд число международных заявок, полученных ВОИС в рамках Договора РСТ, превысило отметку 100 000 за год. В 2002-2003 гг. во всем мире было подано около 224 113 заявок по системе РСТ, что на 15 % выше, чем в предыдущем двухлетнем периоде. Однако рост числа заявок РСТ в отчетном двухлетнем периоде был ниже ожидаемого (4,2 и 10,6 % в 2002 г. и 2003 г. соответственно), вследствие уменьшения числа национальных патентных заявок в нескольких крупных национальных и региональных ведомствах ИС, тогда как число заявок, полученных непосредственно Международным бюро в качестве Получающего ведомства, увеличилось на 150 %. Число заявок, полученных из развивающихся стран, оставалось постоянным в 2002 г. по сравнению с 2001 г., однако, возросло на 11 % в 2003 г. по сравнению с 2002 г.

29. В рамках реформы системы РСТ Ассамблея Союза РСТ на своих ежегодных сессиях в октябре 2002 г. и октябре 2003 г. приняла ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование и упрощение системы подачи заявок РСТ. Эти меры включают совершенствование системы международного поиска и предварительной экспертизы, введение новой системы указания стран, в которых испрашиваются патенты, и снижение размера пошлин в отношении международных заявок, подаваемых в электронной форме. После принятия государствами-членами некоторые из этих мер вступили в силу 1 января 2003 г., тогда как большинство из них вступили в силу 1 января 2004 г.

30.В двухлетнем периоде была заложена важная основа для ожидаемого официального ввода в феврале 2004 г. системы полностью электронной подачи патентных заявок. В ходе реализации расширенной пилотной фазы программного обеспечения PCT-SAFE 25 августа 2003 г. Международное бюро в качестве Получающего ведомства получило первую электронную заявку РСТ, поданную целиком в символьно-кодированном формате.

Товарные знаки

31. Перспективы развития Мадридской системы международной регистрации знаков многообещающи благодаря событиям, произошедшим в двухлетнем периоде 2002-2003 гг. За этот период Албания, Беларусь, Хорватия, Кипр, Иран (Исламская Республика), бывшая Югославская Республика Македония, Республика Корея и Соединенные Штаты Америки, страна с наивысшей активностью в сфере международных товарных знаков в мире, присоединились к Мадридскому протоколу. По состоянию на 31 декабря 2003 г. общее число Договаривающихся государств в рамках Мадридского протокола составило 61, а общее число членов Мадридской системы - 74. Также в 2003 г. Европейское сообщество объявило о своем намерении присоединиться к Мадридского протоколу в течение одного года, после того как Ассамблея Мадридского союза примет поправки к Инструкции к Мадридскому соглашению, позволяющие осуществить связь между Системой товарных знаков Сообщества и Международной системой товарных знаков.

32. В 2002-2003 гг. ВОИС зарегистрировала 44 083 товарных знака в рамках Мадридской системы международной регистрации знаков, что на 6,5 % меньше по сравнению с предыдущим двухлетним периодом.

33. В апреле 2002 г. внесен ряд изменений, направленных на то, чтобы сделать Мадридскую систему более гибкой и дружественной по отношению к пользователю. Эти изменения включают введение нового положения относительно регистрации лицензий на товарные знаки на международном уровне и поправки к правилам, регулирующим подачу требования о регистрации изменений в Международном реестре, которые позволяют, в частности, подавать эти требования непосредственно в Секретариат. В 2003 г. Ассамблея Мадридского союза приняла испанский язык в качестве рабочего языка Мадридского протокола. Владельцам товарных знаков будет разрешено подавать международные заявки в соответствии с Протоколом на испанском языке с апреля 2004 г.

Названия доменов

34. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству внес значительный вклад в обеспечение прав на товарные знаки в качестве видного поставщика услуг в отношении споров, связанных с названиями доменов и другими вопросами интеллектуальной собственности. В 2002 г. Центр получил самое большое на сегодня число дел, связанных с названиями доменов, с начала осуществления ВОИС в декабре 1999 г. деятельности по урегулированию споров, связанных с названиями доменов. В мае 2003 г. Центр получил 5 000-е дело, связанное с названиями доменов, в рамках Единой политики урегулирования споров в связи с названиями доменов (ЕПУСД). В частности, растущее число крупных и установленных доменов верхнего уровня кодов стран (ксДВУ) сохранило за Центром ВОИС по арбитражу и посредничеству роль поставщика услуг при урегулировании споров.

35.5 июля 2002 г. стала доступной интерактивная база данных, содержащая подробную информацию о тысячах дел в отношении «киберсквоттинга», рассматриваемых Центром ВОИС по арбитражу и посредничеству. Эта база данных стала первой такой базой данных, предлагаемой поставщиком услуг при урегулировании споров в рамках Единой политики урегулирования споров в связи с названиями доменов (ЕПУСД). База данных поможет сторонам в споре при подготовке их аргументов, присяжным заседателям при вынесении их решений, а также предоставит обществу более легкий доступ к обширным данным, касающимся судебных дел и растущей юриспруденции в рамках ЕПУСД.

  1. Отчет о выполнении программы за двухлетний период 2004-2005 гг. Документ подготовлен Секретариатом

    Содержательный отчет
    1. Настоящий документ (далее «Отчет») представляет собой отчет о реализации программы ВОИС на двухлетний период 2004-2005 гг., который подготовлен в рамках составления программных и бюджетных документов, ориентированных на достижение
  2. Обзор выполнения программы за период с 1 января по 30 июня 2004 Г. Отчет Секретариата

    Содержательный отчет
    1. Настоящий Обзор выполнения программы (ниже «Обзор») подводит итог деятельности, осуществленной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) за первые шесть месяцев 2004 г.
  3. Отчет о реализации программы в 2002 г. Документ подготовлен Секретариатом

    Содержательный отчет
    1. Настоящий документ (далее «Отчет») представляет собой среднесрочный отчет о реализации программы ВОИС, охватывающий 2002 г., который подготовлен в рамках составления программных и бюджетных документов, ориентированных на достижение
  4. Реализации программы за период с 1 января по 30 июня 2002 г пункты

    Реферат
    Пункт 20: ПРОЕКТЫ ПОВЕСТКИ ДНЯ ОЧЕРЕДНЫХ СЕССИЙГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ВОИС, КОНФЕРЕНЦИИВОИС, АССАМБЛЕИ ПАРИЖСКОГО СОЮЗА И АССАМБЛЕИ БЕРНСКОГО СОЮЗА, КОТОРЫЕ СОСТОЯТСЯ В 2003 Г.
  5. Ассамблеи государств–членов воис сороковая серия заседаний Женева, 27 сентября – 5 октября 2004 г

    Реферат
    Пункт 10 ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГЕНЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ, ТРАДИЦИОННЫМ ЗНАНИЯМ И ФОЛЬКЛОРУ 157
  6. Aссамблеи государств-членов воис Сороковая серия заседаний Женева, 27 сентября – 5 октября 2004 г

    Документ
    1. В настоящем документе перечислены пункты проектов повестки дня восьми Ассамблей и других органов (перечисленных в документе А/40/INF/1 Rev.) в сводном изложении, то есть в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос касается нескольких
  7. Обзор реализации программы за период с 1 января по 30 июня 2005 Г. 15 142 Пункты

    Реферат
    Пункт 14: ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАЗРАБОТКИ НОВОГОПЛАНА РАБОТЫ ДЛЯ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА ПОПАТЕНТНОМУ ПРАВУ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ДОГОВОРА О ПАТЕНТНОМ ПРАВЕ 202
  8. Пункт 6: комитет по программе и бюджету и смежные вопросы 155 195 Пункт 7: обзор организационно-правовой

    Документ
    Пункт 13: ОТЧЕТ О ХОДЕ РАБОТЫ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГЕНЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ, ТРАДИЦИОННЫМ ЗНАНИЯМ И ФОЛЬКЛОРУ 203
  9. Обзор выполнения программы за период с 1 января по 30 июня 2005 Г. Отчет Секретариата

    Содержательный отчет
    1. Настоящий Обзор выполнения программы (ниже «Обзор») подводит итог основной деятельности, осуществленной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) за первые шесть месяцев 2005 г.

Другие похожие документы..