Отчет о результатах самообследования факультета ветеринарной медицины

4.1 Анализ учебного плана специальности

Учебный план специальности 111201 - Ветеринария является ос­новным документом, регламентирующим учебный процесс профессиональной образовательной программы. Он обеспечивает последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности, рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента, эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала академии.

При разработке учебных планов выполнены все требования соответст­вующих ГОС, учтены рекомендации, данные в примерных учебных планах УМО в области ветеринарии, а также квалификационные требования к профес­сиональной подготовке специалистов.

Учебный план разрабатывает декан факультета, рассматривается методической комиссией факультета, ученым советом факультета, подписывается заведующими выпускающих ка­федр, деканом факультета, начальником учебного отдела, проректором по учебной работе. Учебный план рассматривается на Ученом совете академии и утверждается ректором.

С 2005 года учебный план специальности набирается в специальном фор­мате, предлагаемом Информационно-методическим центром по аттестации об­разовательных организаций (ИМЦА, г. Шахты). В июне 2009 г. была проведена внешняя экспертиза всех учебного плана ИМЦА.

Анализ учебного плана свидетельствует, что структура и содержание, объемы часов по отдельным дисциплинам, по циклам дисциплин, по всей обра­зовательной программе в целом, формы и количество промежуточных и итого­вой аттестаций соответствуют требованиям ГОС по специальности. Бюджет времени соответствует требованиям ГОС или не превышает допустимой грани­цы отклонений (5 %) по циклам дисциплин и отдельным дисциплинам, где он определён.

В образовательных программах реализуется системный подход к подго­товке специалистов - дисциплины старших курсов подготовки базируются на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин, преподаваемых на младших курсах.

В учебном плане специальности пре­дусмотрены различные формы текущей аттестации студентов. Экзамены, заче­ты, курсовые работы и проекты равномерно распределены по семестрам.

Учебный план содержит все требуемые ГОС ВПО циклы дисциплин: -цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; -цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; -цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; -цикл СД - специальные дисциплины; -цикл ДС - дисциплины специализации; -цикл ФТД - факультативные дисциплины.

В соответствии с ГОС ВПО в каждый цикл включены: -обязательные дисциплины федерального компонента; -дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента; -дисциплины и курсы по выбору студента.

По каждому циклу выделяется объем часов для дисциплин и курсов по выбору. Суммарный объем времени, затрачиваемый на изучение дисциплин, входящих в блоки дисциплин по выбору студентов, не превышает нормативных требований ГОС (РУП специальности, бакалавра, магистра-Приложение 6).

Дисциплины по выбору студента в каждом цикле дополняют дисциплины федерального компонента. Перечень дисциплин по выбору и их объем для всех циклов дисциплин устанавливает ученый совет факультета с учетом мнения студентов и предложений кафедр, обеспечивающих учебный процесс по блокам ЕН (Методика опытного дела), в блоке ОПД (ветеринарное законодательство). Дисциплины по выбору включаются в пере­чень рекомендуемых при наличии рабочей программы, методического обеспечения и рекомендации, принятой на заседании кафедры. Каждая дисциплина по выбору имеет не менее одной альтернативной с тем же объемом часов. В блоке ГСЭ дисциплины по выбору представлены языковым курсом, философским курсом, историческим курсом, курсом социально- профессиональной адапта­ции; в блоке ЕН (Клиническая биохимия); в блоке ОПД (физиотерапия). Эти дисциплины распределены по четырем циклам в соответствии с ГОС.

Дисциплины национально-регионального компонента и дисциплины и курсы по выбору являются обязательными для изучения. Учебные программы дисциплин национально-регионального компонента разрабатывались с учетом квалификационных требований ГОС ВПО по специальности.

Факультативные дисциплины входят в учебный план и не являются обя­зательными для изучения. Они реализуются в учебном процессе с учетом реко­мендаций выпускающей кафедры и желания студентов их изучать.

По заочной форме обучения продолжительность подготовки специали­стов составляет шесть лет. Продолжительность обучения студентов в сокра­щенные сроки, как правило, составляет 3 года 6 месяцев. Перечень и полная трудоемкость изучения всех дисциплин соответствуют ГОС ВПО и одинаковы для всех форм обучения.

Аудиторная работа включает лекции, лабораторные и практические заня­тия. По каждой дисциплине указано количество часов, отводимое на эти виды учебных занятий, формы контроля (зачет, экзамен), виды самостоятельной учебной работы - курсовые работы.

Учебным планом предусматриваются курсовые работы которые планируются, в основном, начиная с 4-го семестра. Более двух курсовых работ в семе­стре, как правило, не планируется. Тематика курсовых работ (КР) разрабатывается и утверждается кафедрой, ведущей дисципли­ну. По отдельным дисциплинам тематика КР пересматривается ежегодно. Для выполнения КР практически на всех кафедрах разработаны учеб­ные пособия и методические указания, которые публикуются через издательст­во академии, проходя внутреннее рецензирование и рассмотрение на кафедре, а при необходимости внешнее рецензирование.

Время на каникулы устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса академии, утверждаемым на каждый учебный год. На каждый год обучения планируется не менее 7 недель каникул, в том числе зимние каникулы составляют две недели.

Количество экзаменов и зачетов в учебном году соответствует установ­ленным нормам и не превышает 24, в том числе экзаменов не более 3 в каждой экзаменационной сессии. На экзаменационные сессии выделяется количество недель в соответствии с требованиями ГОС ВПО, как правило, 2-3 на сессию. При этом учитывается время, необходимое на подготовку к экзаменам - не ме­нее трех дней на один экзамен.

Графиком учебного процесса предусматривается проведение государст­венной итоговой аттестации выпускников. На сдачу государственных экзаменов отводится 4 недели, что соответствует ГОС ВПО.

4.1.1 Анализ цикла общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин (ГСЭ)

Цикл ГСЭ формируется в соответствии с требованиями ГОС ВПО и включает три компонента - федеральный, национально - региональный и дис­циплины и курсы по выбору студента. Общая трудоемкость цикла составляет 1800 часов, в том числе около 30 % времени отводится на национально - регио­нальный компонент и дисциплины и курсы по выбору. Из общего объема часов 1063 отводится на аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов со­ставляет 737 часов. Федеральный компонент составляет 1260 часов (аудиторная работа 939, самостоятельная работа - 579). В федеральный компонент цикла по специальности входит не менее пяти дисциплин из одиннадцати базовых, в том числе «Иностранный язык» (340 часов), «Физическая культура» (408 часов), «Философия», «Отечественная история», «Экономика». Занятия физической культурой распределяются с первого по третий курсы обучения и завершаются сдачей зачета за каждый семестр. Учебная программа по дисциплине «Ино­странный язык» разработана на основании Программы по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей. В академии преподаются три иностран­ных языка: английский, немецкий и французский. Содержание разделов и тем учебных программ при сохранении общей последовательности и уровня требо­ваний к выпускникам носят характер, направленный на овладение профессио­нальной составляющей подготовки будущего специалиста.

Учебные дисциплины «Иностранный язык», «Философия», «Отечествен­ная история разработаны на основании Требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Их содержание соответствует обязательному минимуму их содержания, объем и глубина определены вузом с учетом региональной, национальной и профессио­нальной специфики.

Дисциплины национально - регионального компонента дополняют феде­ральную составляющую цикла и формируются методической комиссией фа­культета с учетом рекомендаций методического совета академии в части гума­нитарного и социально - экономического образования. Национально-региональный компонент включает такие дисциплины, как «Культурология», «Социология», «Политология».

В качестве дисциплин по выбору студентов включены «Русский язык и культура речи», «Культура и этика общения», «История философии», «Философия в ли­цах и мыслях», «История Удмуртии», «История Ветеринарии» и другие дис­циплины.

Данный цикл унифицирован для разных направлений подготовки и спе­циальностей академии.

Содержание гуманитарных учебных дисциплин обновляется за счет еже­годной переработки тематических планов, использования новой литературы как в качестве основной, так и дополнительной, переработки материалов лекций, семинаров, групповых и других видов занятий с учетом изменений, происхо­дящих в обществе. В качестве дополнительных источников информации реко­мендуются периодические издания. Имеются в наличии диагностические мате­риалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций.

4.1.2 Анализ цикла общих математических и

естественнонаучных дисциплин (ЕН)

Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин включен в учебный план в строгом соответствии с ГОС ВПО 111201 - Ветеринария. Рабочий план подготовки дипломированных специалистов по циклу об­щих математических и естественнонаучных дисциплин включают традицион­ные дисциплины: математика, физика, химия, информатика, биология с основами экологии.

По блоку общих математических и естественнонаучных дисциплин ГОС предусматривает 1240 часов или 13,7 % от общего объема часов учебного пла­на; объём часов теоретического обучения составляет 636 или 51,3 %.

Дисциплины цикла являются базовыми для общепрофессиональной подготовки.

Национально-региональный компонент включает одну дисциплину -«Ботаника ядовитых лекарственных и кормовых растений».

Дисциплины и курсы по выбору дают возможность обучающимся углу­бить знания по дисциплинам федерального компонента «Методика опытного дела», «Клиническая биохимии».

Региональный компонент и дисциплины по выбору студентов расширяют теоретическую и практическую подготовку студентов в областях будущей про­фессии.

4.1.3 Анализ цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД)

Цикл общепрофессиональных дисциплин является базовым для специ­альных дисциплин. Преподавание дисциплин этого цикла осуществляют как выпускающие, так и общеобразовательные кафедры. Перечень дисциплин цик­ла, их содержание и трудоемкость полностью соответствуют требованиям ГОС ВПО.

Набор дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору во всех учебных планах вуза представлен с учетом особенностей ре­гиона и способствует лучшей адаптации специалиста в условиях современного производства.

По блоку общепрофессиональных дисциплин ГОС предусматривает 2870 часа или 31,64 % от общего объема часов учебного плана; на теоретическое обучение отводится 1732 часа или 49,89 %.

4.1.4.Анализ цикла специальных дисциплин (СД)

Распределение часов по блоку специальных дисциплин в учебном плане не превышает установленных норм ГОС.

Дисциплины цикла формируются в строгом соответствии с требованиями ГОС ВПО, отраслевыми и региональными особенностями профессиональной деятельности выпускников. Более целенаправленная профессиональная подго­товка осуществляется за счет часов, отводимых на дисциплины специализации. Специализации являются частями специальности, в рамках которой они созда­ются, и предполагают получение более углубленных профессиональных зна­ний, умений и навыков в конкретной области деятельности по профилю данной специальности. Наименования дисциплин специализаций, их объем, содержа­ние и форма контроля устанавливаются методической комиссией факультета. Специализации установлены решениями Ученого совета академии в соответст­вие с рекомендациями УМО в области ветеринарии.

По блоку специальных дисциплин ГОС предусматривает 2710 часа или 29,87% от общего объема часов учебного плана; на теоретическое обучение от­водится 1558 часов или 57,49%.

Рабочие программы дис­циплин специализации направлены на углубление и конкретизацию знаний, по выбранной спе­циальности.

В блок «Дисциплины специализации» включены дисциплины, которые по своему содержанию дополняют цикл специаль­ных дисциплин, что способствует получению углубленных знаний и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Учебные программы по специальным дисциплинам разрабатывались на основе ГОС ВПО и Примерных программ дисциплин, рекомендованных УМО в области ветеринарии. По содержанию и глубине изучения учебные программы соответствуют указанным нормативным документам.

Преподавание специальных дисциплин осуществляют, как правило, вы­пускающие кафедры.

4.1.5 Факультативные дисциплины

Факультативные дисциплины планируются, как правило, в объеме 450 часов, в соответствии с рекомендациями ГОС ВПО. Они являются не обяза­тельными и предлагаются к изучению по желанию студента в целях расшире­ния и углубления научных и прикладных знаний, развития способностей и удовлетворения личных интересов. Студентам факультета предлагается приоб­рести рабочие специальности: «Санитар ветеринарный».

В учебный план включены факультативные дисциплины, при выборе ко­торых ориентируемся на требования, предъявляемые к специалистам на рынке труда, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, готовых обес­печить квалифицированное освещение тематики дисциплин.

Учебные программы факультативных дисциплин разрабатывались с уче­том квалификационных требований ГОС ВПО по специальностям.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.
  3. Отчет по результатам самообследования (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» является одним из ведущих вузов в системе зооветеринарного образования РФ.
  4. Отчет по результатам самообследования (2)

    Содержательный отчет
    Академия является правопреемником Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина, переименованной приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 июня 1994 г.
  5. Отчет о результатах самообследования зооинженерного факультета

    Содержательный отчет
    Зооинженерный факультет старейший из факультетов Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Формирование зооинженерного факультета происходило на базе зоотехнического факультета Московского института коневодства, переведенного в г.
  6. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  7. Отчет о результатах самообследования деятельности (3)

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Томского сельскохозяйственного института – филиалаФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
  8. Отчет о результатах самообследования алтайского филиала фгоу впо «сибирская академия государственной службы»

    Содержательный отчет
    3.1. Структура подготовки специалистов. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности.
  9. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Настоящее самообследование проведено академией в связи с проведением в 2010 году аттестационной и лицензионной экспертизы. В соответствии с программой аттестации высших и средних специальных образовательных учреждений, процедура самообследования

Другие похожие документы..