Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

ЯРКЕЕВ

Алексей Владимирович

САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СМЫСЛА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В МИФО-ЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

09.00.11 – социальная философия

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук,

профессор О. Н. Бушмакина

Ижевск, 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Типизация социального между «мифом» и «логосом»……………...11

§1. Рационализация субъективности в структурах социального…………...13

§2. Парадоксальность социального логоса…………………………………..35

Глава 2. Самоопределение социального в мифологических структурах…….57

§1. Объективация смыслов «настоящего» в структурах социального

мифа………………………………………………………………………...57

§2. Мифологизация социальной реальности в эссенциализме……………..76

§3. Субъект смысла мифо-логического дискурса…………………………...98

Заключение……………………………………………………………………...123

Библиографический список……………………………………………………129

Введение

Актуальность исследования. Актуальность избранной для исследования темы связана с общим кризисом классической рациональности с ее ориентацией на научность и универсальность описаний социального мира в терминах объективной истины. Данная установка в рамках «постсовременной» философии квалифицируется как логоцентристский миф западноевропейской культуры, исчерпавшей собственные возможности и подошедшей к пределу своего бытия. Вместе с тем, альтернативная научной рациональности постмодернистская деконструкция нацелена на уничтожение рациональности и субъективности, что приводит к порождению условий для возникновения современных мифов, то есть к мифологизации социальной дискурсивности.

Философская рациональность, таким образом, полностью «обнуляется» и замещается потоком чувствующего переживания, воспринимающего пограничное состояние культуры в общей атмосфере негативности и деструктивности. На границе собственного существования логос становится не отличимым от мифа, философия превращается в мифологию. На смену универсалистскому мифу «социального прогресса» приходит эсхатологический миф наступившего «конца социального». На этом фоне остро заявляет о себе необходимость введения в философский процесс саморефлексивного мышления, основанием которого является понимающий субъект как носитель смысла дискурсивности. Сохранение осмысленности социально-философских построений на базе мыслящей субъективности позволяет остаться в рамках социальной рациональности, не выходя в пространство мифологических представлений.

Степень изученности проблемы. Целостный подход к исследованию саморепрезентации смысла социальной реальности определяет ее рассмотрение в аспекте самоконструирующейся системы социального знания через точку социального субъекта. Самопредставление социальной реальности задается двумя способами, исходящими из имманентной либо трансцендентной перспективы описания общества. Имманентная позиция подходит к изучению социальной реальности в аспекте тождества как целостному образованию, в конструктах которого осуществляется самоопределение мышления исследователя. К авторам, в чьих текстах реализуется имманентный подход или, по крайней мере, прослеживаются попытки его придерживаться, можно отнести П. Бергера, П. Бурдье, Г.-Г. Гадамера, Ж. Делёза, К. Касториадиса, Ф. Коркюфа, Т. Лукмана, Н. Лумана, Ж.-Л. Нанси, П. Рикёра, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, У. Эко, Н. Элиаса, А. Бикбова, О. Бушмакину, Ю. Качанова, В. Малахова и др.

Попытки выйти из замкнутой на саму себя имманентной системы и сделать ее доступной для рассуждений предпринимаются с позиций трансцендентного подхода, основывающегося на введении в изучаемую социальную систему различий как бинарных оппозиций и вынесении за ее пределы теоретика-наблюдателя. Данная методологическая установка четко прослеживается в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, М. Вебера, В. Виндельбанда, Г. Гегеля, Ж. Деррида, Э. Дюркгейма, К. Леви-Строса, Ж.-Ф. Лиотара, К. Манхейма, Г. Риккерта и др.

Второй блок, относящийся к тематике смысла социальной дискурсивности, включает в себя тексты постмодернистов и постструктуралистов Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Ж. Лакана, а также философов, работающих в русле герменевтической традиции, – Г.-Г. Гадамера, В. Дильтея, Ж.-Л. Нанси, П. Рикёра, П. Серио, О. Бушмакиной, В. Налимова, В. Руднева и др.

Фундаментальные исследования по мифам, релевантные для данного диссертационного исследования, представлены третьим блоком публикаций. Это классические труды по теории мифа Э. Кассирера, Дж. Кэмпбелла, К. Леви-Строса, В. Тэрнера, Ф. Шеллинга, М. Элиаде, Я. Голосовкера, Ф. Кессиди, А. Лосева, А. Пятигорского, О. Фрейденберг. Психоаналитические гипотезы формирования мифов предлагаются Э. Нойманном, З. Фрейдом, К.Г. Юнгом.

Миф как литературная конструкция рассматривается в четвертом блоке, в работах по семиологии, нарративности и текстуальности. Сюда можно отнести исследования Р. Барта, П. Рикёра, У. Эко, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, В. Проппа.

Пятый блок объединяет публикации по социальной мифологии. В работах К. Флада, П. Гуревича, Р. Зобова, Г. Осипова, С. Кара-Мурзы, В. Келасьева, В. Пивоева, Г. Почепцова, В. Шестакова социальный миф понимается как субъективно-иллюзорная форма восприятия объективной социальной действительности и как эффективное средство легитимации политической власти.

И, наконец, шестой блок публикаций содержит исследования, позволяющие рассматривать возможность самопредставления социального в структурах мифо-логичности. Это тексты Р. Барта, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Лакана, К. Леви-Строса, П. Рикёра, Х. Уайта.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является самопредставление социальной реальности в структурах субъективности, предметом – конструирование мифо-логического дискурса как способа самопредъявления смыслов социального.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы – предъявить самопредставление смысла социальной реальности в структурах саморефлексирующей социальной субъективности, манифестированной в конструкциях мифо-логического дискурса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- показать способы рационализации субъективности в структурах социального;

- определить парадоксальные основания социального логоса на границе социальной дискурсивности;

- установить объективацию смыслов настоящего в мифологических структурах;

- выявить мифологизацию социальной реальности в эссенциализме;

- обосновать позицию субъекта смысла мифо-логического дискурса.

Теоретико-методологическая основаисследования. Поскольку социальная реальность утверждается в данной работе как реальность дискурсивная, постольку социальная субъективность понимается как самопредъявляющаяся в осмысленных структурах языка. Целостность смысла как его неразложимость на составные элементы требует привлечения целостного подхода к изучению социальной реальности на основе герменевтической онтологии, реализуемой методом субъект-объектного тождества.

Онто-гносеологическая направленность диссертационного исследования обусловила необходимость обращения к корпусу философских текстов, написанных в аспекте современной герменевтики и представленных, прежде всего, именами Г.-Г. Гадамера, Ж.-Л. Нанси, П. Рикёра, М. Хайдеггера, в работах которых социальное бытие понимается в тождестве с языком, мышлением и временем. Использование метода субъект-объектного тождества потребовало тщательного анализа классических трудов по философии, особенно Г. Гегеля, Р. Декарта и Ф. Шеллинга. Р. Декарта можно рассматривать как основоположника философствования в категориях субъективности и объективности. Кроме того, именно у Р. Декарта впервые произошло закрепление представления о самоосновности человеческого мышления, которое стало базисным положением, открывающим возможность самостоятельной философской дискурсивности, исходящей из убеждения о невозможности мыслить о мышлении, выходя за его пределы в акте трансценденции. Здесь обнаруживается принципиальная имманентность философских объектов, тождество объекта и субъекта процесса мышления. У Г. Гегеля и Ф. Шеллинга осуществляется дальнейшее развитие картезианского тождества субъекта и объекта по двум противоположным направлениям в русле позитивной и негативной онтологии. Гегелевская система исходит из принципа противоречия, кладя в основу бытия не-бытие, ничто. Шеллингианская традиция построения философского дискурса позволяет представить социальную реальность как сконструированную систему социального знания, в языковых структурах которой происходит самоопределение мыслящей субъективности. В этом смысле методологически значимой представляется герменевтическая онтология М. Хайдеггера, поскольку предпосылает всем философским исследованиям фундаментальный вопрос («почему, существует, собственно, бытие, а не ничто?»), проблематизирующий логическую равноценность выбора «бытия» или «не-бытия» в качестве отправного пункта рассуждений. Решение данной проблемы осуществляется в работах О. Бушмакиной, рецепция которых позволила автору концептуально оформить собственное диссертационное исследование.

Поскольку в данной работе социальность анализируется в качестве самоконструирующейся реальности системы знания, постольку большое внимание было уделено обстоятельному изучению философских проблем, связанных с конструктивизмом. Вопросы конструирования социальной реальности излагаются в работах П. Бергера, П. Бурдье, Ф. Коркюфа, Р. Ленуара, Т. Лукмана, Н. Лумана, Д. Мерлье, Л. Пэнто, П. Шампаня, А. Щюца, Н. Элиаса, Ю. Качанова, В. Малахова.

Необходимость в установлении пределов социальной рациональности потребовала обращения к текстам Ж. Батая, Г. Башляра, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, Ж. Деррида, К. Леви-Строса, З. Фрейда, М. Фуко, Н. Автономовой.

Выбор концепции Ж. Лакана и его последователя С. Жижека в значительной степени послужил основой выявления дискурсивных механизмов формирования социального мифа как воображаемой фантазматической конструкции, призванной заполнить «разрыв» в системе социального знания вследствие элиминации из нее конструирующего субъекта-исследователя. Прояснение вопросов относительно мифов о социальной истории было осуществлено благодаря работам Р. Анкерсмита, А. Данто, Б. Кроче Х. Уайта.

Научная новизна основных результатов исследования заключается в следующем:

- показаны способы рационализации субъективности в структурах социального через полную объективацию социального смысла в мифологических конструктах дискурса «абсолютного субъекта», или «социальной действительности» как объективной данности, либо чистую субъективацию социальности в непрерывном неопределенном потоке внутричувственного переживания, что приводит к необходимости самоопределения социального в структурах субъект-объектной целостности;

- определена парадоксальность социального логоса на границе социальной дискурсивности, основанием которой является субстанциализация субъективности и объективности, вследствие чего возникает тавтология логоса и мифа как нерефлексируемого тождества, приводящая к парадоксу существования не-существования социального бытия, «место»-положение которого оказывается пустым, продуцируется миф о «конце социального»;

- установлена объективация смысла «настоящего» в мифологических структурах, манифестирующихся во времени как социальная идеология, а в пространстве – как социальная утопия;

- выявлена мифологизация социальной реальности в эссенциализме, реализующаяся через гипостазирование социальных понятий, реификацию социальных отношений и эссенциализацию социальных сущностей;

- обоснована позиция субъекта смысла саморефлексирующего мифо-логического дискурса на границе самоопределяющейся социальной реальности в точке субъект-объектного тождества, предъявляющей тождество социального бытия, языка и мышления как тождество мифа и логоса.

Положения, выносимые на защиту:

- показываются пределы рационализации целостности социальной субъективности в мифологических конструктах дискурса «абсолютного субъекта» и в непрерывном неопределенном потоке внутричувственного переживания;

- определяются основания социальной дискурсивности на границе через тавтологию и парадокс мифа и логоса;

- устанавливается пространственная и временная объективация смысла «настоящего» в структурах мифологического дискурса;

- выявляется мифологизация социальной реальности в принципах гипостазирования, реификации и эссенциализации;

- обосновывается саморефлексия социальной субъективности как позиция субъекта самоопределяющегося смысла мифо-логического дискурса на границе социальной реальности.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы заключается в построении целостной модели саморепрезентации социальной реальности в структурах саморефлексирующей мифо-логической дискурсивности. Практическая значимость состоит в том, что полученные в результате исследования выводы могут быть положены в основу дальнейшей разработки ряда тем по современной социальной философии, культурологи, эпистемологии, а также использованы в учебном процессе в виде различных спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в публикациях, неоднократно обсуждались на кафедре социологии коммуникаций и кафедре философии УдГУ, на аспирантских семинарах, излагались в выступлениях на V российской университетско-академической научно-практической конференции (Ижевск, 2001), VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные социально-политические технологии в сфере развития межрегиональных связей» (Ижевск, 2001), VII научно-практической конференции «Современные социально-политические технологии в сфере формирования толерантного общественного сознания» (Ижевск, 2002), Международной научно-практической конференции «Международная политэкономия и политические науки в аспекте глобализации» (Ижевск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Современные социально-политические технологии и информационное пространство российских регионов: история, проблемы, перспективы» (Ижевск, 2004), Шестой российской университетско-академической научно-практической конференции (Ижевск, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Современные социально-политические технологии: проблемы теории и общественной практики» (Ижевск, 2005). Основные идеи диссертации использовались автором при разработке курсов «Психоанализ рекламы», «Манипулятивное воздействие массовой коммуникации», «Семиотика», а также спецкурса «Мифология массового сознания», читаемых студентам Института социальных коммуникаций УдГУ, обучающихся по специальностям «связи с общественностью» и «реклама».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации представлен 128 стр. основного текста и 17 стр. библиографического списка, включающего 251 наименование использованных источников.

  1. Правовая государственность в условиях глобализации: социально-философский анализ реферат диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

    Реферат
    Защита состоится 27 апреля 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (К 212.263.05) в Тверском государственном университете по адресу: 17 , Тверь, ул.
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09. 00. 03 история философии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 12 апреля 2012 г. в 16.00 часов на заседании совета по защите диссертаций Д 02.01.13 при Белорусском государственном университете по адресу: 220030, г.
  3. Абдакимова, Д. А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук (1)

    Автореферат диссертации
    Абдакимова, Д.А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.
  4. Абдакимова, Д. А. Источники международного права интеллектуальной собственности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук (2)

    Автореферат диссертации
    Абдуллина, Э.Л. Интеллектуальная собственность и экономические формы ее реализации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.01 / МГУ им.
  5. Мир повседневности в социально-философской рефлексии авторефера тдиссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 ноября 2007г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К.212.263.05 в Тверском государственном университете.
  6. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (2)

    Диссертация
    Многие необходимые навыки, знания и умения дети получают в процессе обучения в школе. Однако, этого недостаточно. Дети нуждаются в обществе сверстников и старших товарищей, где они могли бы найти себе дело по душе, взаимодействовать в коллективе.
  7. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (1)

    Диссертация
    Приложение 1. Список действующих во второй половине XVIII в. приходских и соборных церквей Псковской епархии, упомянутых в клировых ведомостях и ревизских сказках 183
  8. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

    Диссертация
    Государство Республики Беларусь делает первые шаги в новом тысячелетии. В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации белорусского общества.
  9. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук (1)

    Диссертация
    Актуальность темы. Отношения исламского мира с Россией всегда имели определенные особенности. Мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы.

Другие похожие документы..