Монография посвящена широкому кругу вопросов, связанных с проблемами формирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, правовым регулированием в сфере соблюдения прав граждан на свободу совести,

А. Г. ЗАЛУЖНЫЙ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Москва - 2004

ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

“РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ”

ФОНД ПОДДЕРЖКИ УЧЕНЫХ “НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА”

А. Г. ЗАЛУЖНЫЙ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Москва - 2004

Залужный А. Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. М.: Институт комплексных социальных исследований РАН Исследовательский центр “Религия в современном обществе”. Фонд поддержки ученых “Научная перспектива”. - 2004. - 244 с.

ISBN 5-94952-009-2

Монография посвящена широкому кругу вопросов, связанных с проблемами формирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, правовым регулированием в сфере соблюдения прав граждан на свободу совести, организацией и методикой надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, внедрением правового механизма реализации законов, направленных на противодействие экстремистской деятельности. Настоящее издание подготовлено при поддержке Межрегионального общественного фонда поддержки ученых “Научная перспектива”.

Рецензенты : Малахов В. П. – Начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Пиголкин А. С. – Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

ISBN 5-94952-009-2 © - Залужный А. Г., 2004

Введение

Современный мир, при всех существующих в нем противоречиях, многообразии составляющих его социальных, экономических и политических систем, расовых, этнических, религиозных, культурных и других различиях народов, представляет собой общность людей, для которых взаимопонимание и сотрудничество, основанное на принципах добра, справедливости и ненасилия, являются важнейшим условием сохранения и развития человеческой цивилизации. Игнорирование этих принципов, отсутствие взаимопонимания и стремления к учету взаимных интересов ведет к нарушению сложившегося баланса в отношениях между членами мирового сообщества, создает иллюзию возможности достижения односторонних преимуществ с помощью силовых методов без серьезных последствий для всей системы международных отношений.

Несмотря на завершение периода “холодной войны” и снятие непосредственной угрозы широкомасштабного ядерного конфликта, проблемы безопасного развития цивилизации остаются актуальными, так как обостряются глобальные проблемы, связанные с использованием сырьевых ресурсов, экологией, энергетикой, демографическими процессами и другие, в частности, проблема международного терроризма. В этой связи осознание религиозными и общественными деятелями того, что взаимозависимость в сегодняшнем мире приобрела глобальный характер, открывает путь к решению общечеловеческих проблем, который проходит через объединение миротворческих усилий государственных и общественных институтов, всех конфессий.

Российская Федерация - многонациональное и поликонфессиональное государство. Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества являются логическим продолжением коренных изменений в отношениях государства с религиозными объединениями с конца 80-х годов до настоящего времени и характеризуются вполне определенными тенденциями развития государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений.

Упразднение в начале 90-х годов прошедшего столетия ограничений права граждан на свободу вероисповедания, признание общественной и экзистенциальной ценности религии, а также значимости церковного служения создало в России новую ситуацию. Хотя изменения в гораздо большей степени сфокусировались на социальном, чем на индивидуальном уровне, религия стала играть все более важную роль в жизни общества, а восстановление религиозно-институциональной структуры положительно сказалось и на росте личных обращений. Социальное разочарование конца 80-х неспособностью тогдашнего руководства разрешить многочисленные обостряющиеся проблемы возродило надежду на неофициальные, не связанные с государством институты, наиболее структурированными и мобильными среди которых оказались именно религиозные организации. Уровень доверия к ним со стороны населения оказался наивысшим.

В этой связи необходимо констатировать не только бесспорный факт значительного роста граждан, относящих себя к верующим, но и многократное увеличение в 90-х годах количества зарегистрированных в качестве юридических лиц религиозных организаций, быстрое формирование их конфессионального многообразия. Так за семь лет действия Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” количество религиозных организаций увеличилось вдвое и на момент вступления в силу Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”1 по данным Государственного реестра в Российской Федерации было зарегистрировано 16017 религиозных организаций, а сегодня - уже свыше 21600 порядка 70 различных конфессий.

Происшедшие изменения нашли воплощение во вступившем в силу 1 октября 1997 года Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”, преамбула которого отдает дань уважения Православию, а также в порядке, установившемся в религиоведческой литературе, перечисляет мировые и национальные религии, последователи которых веками жили в России и внесли существенный вклад в формирование духовных и культурных ценностей народов нашей страны. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Очевидно, что в современных условиях сотрудничество государства и церкви должно носить публично-правовой характер, основываться на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях” и отдельных правовых договорах, заключенных между государством и религиозными организациями. Поскольку Русская Православная Церковь является самой влиятельной религиозной организацией в России, ее взаимоотношения с другими конфессиями предполагают следование компромиссам и духу толерантности. На это нас нацеливает и постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 № 629 “О федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001- 2005 годы)”2, предполагающей внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Как представляется, соблюдение вышеназванных принципов в практической деятельности государственных органов и религиозных организаций помогло избежать в процессе коренных преобразований 90-х годов серьезных конфликтов, имеющих конфессиональную окраску.

Модель государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации представляет собой систему взаимодействия данных институтов, базирующуюся на ценностях, безусловно признаваемых и уважаемых всеми цивилизованными государствами. Этими ценностями являются гарантированные государством свобода совести и свобода вероисповедания, право не только исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, но и свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Каждому человеку (а не только гражданину той или иной страны) гарантируется равенство перед законом вне зависимости от его религиозных убеждений, а право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В то же время дальнейшее продвижение по пути формирования гражданского общества и укрепления правового государства предполагает глубокое осмысления проблем взаимодействия религии и права в прошлом и настоящем, осознание важности инструментальной роли права в формировании общественных отношений в современном государстве, определение основных направлений совершенствования правовых механизмов реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания с одновременным обеспечением соблюдения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Поэтому предлагаемое исследование в определенной мере должно восполнить недостаток специальной юридической литературы, посвященной решению правовых вопросов, связанных с выработкой современных подходов к формированию государственно-конфессиональных отношений, на принципах, установленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.

I. ПРАВОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1.1. Диалектика взаимодействия правовых и религиозных норм.

Происшедшие в нашей стране социальные перемены, в частности, “создание не существовавших ранее в России правовых и политических предпосылок для свободной деятельности религиозных организаций, позволили им активно вторгаться в общественную жизнь, представлять и отстаивать свое видение по самому широкому кругу сугубо светских проблем – от политики, культуры, науки, образования до межнациональных и международных отношений”.3

Изменение роли религии и религиозных организаций в жизни страны придало актуальность и проблеме соприкосновения норм светского законодательства и религиозных канонов, регламентирующих жизнь верующих и составляющих основу внутренних установлений их объединений.

Религиозные нормы, т. е. установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих правила, содержатся в канонизированных текстах (Библия, Коран, Талмуд и др.), в решениях церковных соборов, и т. д., в произведениях руководителей конфессий, а в качестве норм канонического права выступают своеобразными регуляторами религиозной деятельности.

В то же время история права изобилует примерами, когда религиозные нормы носили характер юридических предписаний и служили единственным регулятором государственно-политических, гражданско-правовых, брачно-семейных и даже процессуальных отношений.

Все без исключения системы древнего писаного права в той или иной мере включали в себя имеющие религиозные корни предписания. Генетически предшествуя праву, религия самым существенным образом влияет на его возникновение и формирование. Между правовым и религиозным сознанием первоначально существует тождественная связь, проявляющаяся в совпадении понятий “греховного” и “преступного”; источником правовых норм выступают нормы религиозные, а у истоков правосудия, как правило, стоят священнослужители и нет опаснее преступления, чем посягательство на религию.4

Особенно ярко видна степень влияния норм религии на правовые регулятивные механизмы на примере индусского права, представляющего собой одну из самых древних правовых систем и впитавшего в себя как основные нормы, так и сам дух индуизма. В этой связи статья 7 главы 2 Законов Ману гласит, что вне зависимости от того, какой и для кого объявлен закон, он “весь изложен в Веде”.5

Исследователи древней культуры также приходят к выводу, что принимаемым властью Египта и Вавилона законам (и самой власти как таковой) приписывалась божественная предопределенность.

Отдельное место среди наиболее ранних правовых систем наряду с индусским занимает основанное на Законе Моисея иудейское право, ставшее источником современного христианского церковного права. Изложенные в 20-й главе книги Исход Ветхого Завета десять заповедей, уже в следующей главе трансформируются в правовые нормы, сохраняя при этом черты норм религиозной морали6.

Определенное влияние религиозные верования оказали также на формирование нормативных правовых систем Греции и Рима. Однако взаимосвязь здесь намного сложнее и, как представляется, именно особенности взаимодействия правовых норм и религиозных предписаний в данном регионе мира послужили самым ощутимым толчком для рождения права в его нынешнем понимании. У древних греков и римлян, как и у других народов, “закон входил в состав религии. Древние кодексы гражданских общин были собранием обрядов, священных постановлений, молитв и вместе с тем законодательных распоряжений”.7 Но в дохристианскую эпоху здесь отсутствовала не только монополия какой-то одной религии, но даже сколь-нибудь серьезное преобладание одного религиозного культа над другими, что в значительной степени ускорило “дифференциацию и трансформацию социальных норм”8. Поэтому, несмотря на то, что в законах Двенадцати Таблиц еще содержатся предписания относительно религиозных обрядов, в этих собраниях и у Солона уже видна совершенно другая природа закона. Из предписаний религии он превращается в результат труда законодателя, меняя, таким образом, свою Божественную природу на волю если и не всего народа, то, во всяком случае, его части. “Отсюда, - по мнению Фюстеля-де-Куланжа, - вытекают два следствия. Прежде всего, закон перестает быть неизменяемой и неоспоримой формулой… Закон уже не священное предание, mos; он простой текст, lex, а так как он установлен человеческой волей, то та же самая воля может его и изменить. Другое следствие следующее. Закон, который составлял раньше часть религии и вследствие этого был родовым наследием священных семей, сделался отныне общим достоянием всех граждан”.9

Существует мнение, что христианство, став государственной религией в Римской империи, предоставило праву полную свободу. Как представляется, если это и произошло, то далеко не сразу. В частности, тесное переплетение религиозных и правовых норм ярко проявилось в каноническом праве, отдельные правила которого (некоторые декреты вселенских соборов, и часть декреталий пап) регулировали именно светские отноше­ния или даже получали государственную поддержку10.

Однако в процессе совершенствования канонического права произошло его расслоение. Развитие светского начала происходило под эгидой государства, а к компетенции собственно церковного права отошли проблемы регулирования внутрицерковных отношений; его же положения легли в основу принципов межконфессиональных отношений.

В период буржуазного переустройства Европы и Америки теологическая монополия сменилась подавляющим преобладанием идеи “юридического мировоззрения”, которая захватила широкие слои наиболее социально активной части общества. Получает всеобщее признание созидательная роль права, его универсальность как исцеляющего средства в вопросах обеспечения гармоничного развития общества.11

  1. Институт государственно-конфессиональных отношений и права

    Документ
    Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин.
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  3. Государственно-религиозные

    Учебное пособие
    Предлагаемое читателю пособие соответствует содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по курсу «Религиоведение» и в доступной, логически выстроенной форме рассматривает
  4. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  5. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник

    Интернет справочник
    Для решения глобальных задач, поставленных сейчас, в начале XXI в, перед учеными-юристами и практиками, потребуется широкий спектр знаний, "понимание глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире,
  6. Арственно-конфессиональных отношений и права гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник материалов Москва 2008 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Нравственность, наделенная Конституцией России такой силой, что может выступать основанием для законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в современной России зачастую воспринимается как экзотическое пожелание.
  7. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

    Диссертация
    Государство Республики Беларусь делает первые шаги в новом тысячелетии. В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации белорусского общества.
  8. В. Н. Дахин (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации) (1)

    Документ
    В.Н.Дахин (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), Г.В.Каменская (Институт мировой экономики и международных отношений РАН)
  9. В. Н. Дахин (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации) (2)

    Список учебников
    Излагается курс политологии: становление, основные проблемы, методы и темы поли­тической науки. Главное внимание уделяется политологическим аспектам гражданского общества и институтов власти.

Другие похожие документы..