Программа курса Социокультурное проектирование городской жизни. Пирогов С. В. Томск 2009

Программа курса

Социокультурное проектирование городской жизни.

Пирогов С.В.

Томск - 2009

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСА.

Курс направлен на комплексное, междисциплинарное изучение всех сторон городской жизни.

Его целью является систематическое описание методологии и методик совершенствование городской среды и городского образа жизни. Содержание курса имеет своей целью эксплицировать на материале явлений городской жизни комплекс понятий, раскрывающих суть инновационных механизмов развития общества, показать сущность города как синергетической системы.

Первой задачей курса является «картографирование» пространства исследований городской жизни – идентификация, демаркация и описание проблемно-исследовательских полей в изучении города (аспектов городской жизни). Данные аспекты в основном совпадают с дисциплинарной матрицей конкретных наук: географии, экономики, истории, семиотики, теории архитектуры, социальной психологии, философии. Проблематика социологии города присутствует в каждом аспекте и является интегрирующей, связывающей отдельные явления городской жизни в систему взаимосвязанных элементов и процессов разной природы.

Второй задачей курса является изложение основ социокультурного проектирования как технологии решения жизненных проблем горожан, и, одновременно, методов активизации инновационных механизмов развития системы «город». Большое значение в курсе придаётся тому тезаурусу, тому языку, который адекватен современным представлениям о социокультурных явлениях и процессах.

Третья задача курса – системное и детальное структурирование социокультурной и социально-экономической морфологии городской среды и городского образа жизни. При этом подчёркивается роль культурных, ценностно-смысловых механизмов инновационного развития.

Четвёртой задачей является изложение сущности, механизмов и методов социокультурной экологии городской жизни. При этом особое внимание уделено диагностике проблемных жизненных ситуаций и содержанию экспертизы городской среды.

Пятая задача направлена на анализ динамических процессов городской жизни и методологию поиска эффективных средств управления ими. Эта задача реализована в курсе эскизно и будет реализовываться в дальнейшем по мере совершенствования всего курса.

Особой задачей было продемонстрировать различные способы восприятия и представления города в рамках различных парадигм. Этот материал частично дублируется в отдельных частях курса, что, по нашему мнению, допустимо для учебного курса.

Важной составной частью программы является, на наш взгляд, широкая тематика научно-исследовательских и творческих работ, подкреплённая списком литературы.

Прототипом курса явилась программа спецкурса Т.М. Дридзе «Технология прогнозного социального проектирования и социальной коммуникации в экоантропоцентрической парадигме социального познания». ИСИ РАН.

В работе над курсом также были использованы программы следующих курсов:

Генисаретский О.И. Гуманитарно-методологическое введение в проблематику корпоративных стратегий. Межрегиональный общественный фонд "Институт города".

Глазычев В.Л. Критика критического разума. Межрегиональный общественный фонд "Институт города".

Глазычев В.Л. Технология средового проектирования. ЦКП. Межрегиональный общественный фонд "Институт города".

Дубко Е.Л. Этические проблемы мегаполиса.

Желнина А. Социология города. Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ, факультет социологии.

Кармадонов О.А. Муниципальная социология. Ирк.ГУ.

Перехвальская Е.В. Язык и культура. СпбГУ.

Пирогов С.В. Социология города. ТГУ.

Уваров М. С. Антропология Города. Судьба и символы Петербурга. СпбГУ.

Уваров М.С., Марков Б.В. Культура и город. СпбГУ.

РАЗДЕЛ I.

Философско-методологические вопросы социокультурного проектирования города.

1.1. Город как междисциплинарный объект изучения и проектирования.

1.1.1. Аспекты (когнитивные поля) изучения города. Дефиниции. Эмпирические признаки. Факторы появления и развития. Типология. Локус предметности. Предметные области изучения.

  • Территориально-поселенческий аспект.

  • Экономический аспект.

  • Исторический (историко-социологический) аспект. Теории генезиса города: Этно-территориальная теория. Политико-административная теория. Бурговая теория. Теория дифференциации труда. Теория изменения форм и механизмов интеграции и коммуникации; город как коммуникативное пространство нового типа. Социокультурные (культурно-исторические) функции города (В.Зомбарт, М.Вебер, Ф. Бродель). Специфика ментальности европейского города (Г. Зиммель, Ж. Ле Гофф). Специфика культурно-исторической ситуации появления города как социального явления; её теоретико-социологическое осмысление (М.Вебер, Г. Зиммель, Р. Парк).

  • Семиотический аспект. Формы существования «текста города». Социальное содержание «текстов города».

  • Средовый аспект. Среда обитания как социальная конструкция. Социокультурный смысл конструирование среды обитания. Понятие, социальное содержание и элементы архитектоники города. Архитектоника города как механизм инновационного развития.

  • Социально-психологический аспект. Социокультурная сущность и социокультурная детерминация восприятия города. Составные части представления о городе. Понятие когнитивной карты города. Цель социально-психологического исследования восприятия города. Предметные формы существования образа города. Когнитивные механизмы конструирования образа города.

  • Феноменологический аспект. Сущность феноменологического понимания города. Цель феноменологического анализа города. Социальное содержание феноменологических образов города. Предметные формы феноменологических образов города.

1.1.2. Город как фокус интерференции территориально-поселенческих, социально-общностных и ментальных структур

1.2. Парадигмы изучения городской жизни.

1.2.1. Состояние литературы о городе. Основные дискуссионные проблемы изучения города.

1.2.2. Парадигмальные основания урбанологии. Понятие парадигмы. Основания парадигмальных разногласий (причины существования различных парадигм изучения города).

1.2.2.1. Природа города. Онтологические основания парадигм города. Варианты реальности городской жизни.

1.2.2.2. Методы изучения города. Методологические основания парадигм города. Задача преодоления традиционных гносеологических дихотомий познания: 1.генерализация – индивидуализация; 2.чувственное – рациональное; 3.структура – действие. Топологический метод изучения городской жизни. Понятия, позволяющие преодолеть гносеологические дихотомии: «топос среды», «типика городской среды» (Б. Вальденфельс), «группы гомогенной мотивационной интенции» (Т.М. Дридзе). Задача синтеза количественных и качественных методов изучения городской жизни: 1.Возможности и ограниченность количественных методов. 2.Точка зрения на реальность “качественной” методологии. 3.Общая характеристика качественных методов. 4.Методы социальной этнографии. 5.Психосемантические методы. 6.Общая цель качественного анализа. 7. Предмет качественного анализа. 8. Общие методические процедуры качественных методов. 9.Метод наблюдения (варианты наблюдения, структура наблюдения); 10. Биографический метод (виды биографического интервью; процессы, происходя­щие в жизни отдельного человека, модели анализа биографии).

1.2.2.3. Концептуальные модели города в рамках парадигм.

  • Натуралистическая парадигма или парадигма артефактов. Город – искусственно созданная среда обитания

    • Город как ремесленное изделие.

    • Город как инженерная конструкция.

    • Кризис натурализма как осознание методологической недостаточности принципа технического (экономико-географического) детерминизма.

  • Социологическая парадигма или парадигма систем.

  • Структурно-функциональная парадигма. Город – социальный агрегат – Мегамашина.

    • Онтологические, гносеологические и методологические постулаты структурализма.

    • Город как социотехническая система.

    • Город как функционально структурированное пространство – система зон жизнедеятельности. Теории зонирования городской территории: Э. Берджесса, Х. Хойта, С. Харриса и Е. Ульмана.Микромодели городской территории: «район» и «жилище».

    • Методологическая ограниченность структурно-функциональной парадигмы

  • Символический структурализм. Основания семиотического моделирования городской жизни.

    • Город как текст: два модуса понимания текста.

    • Текстовый анализ коммуникативного пространства города: структурный и процессуальный аспекты; дискурс-анализ и интенциональный анализ текстов; смыслопорождающий коммуникативный механизм городской среды; методы изучения социолигвистических структур текста города; методологическая новизна текстуального анализа коммуникативного пространства как социального текста.

    • Принципы “текстового анализа” Р. Барта как анализ коммуникативных механизмов смыслополагания в городской среде: “код коммуникации”, принцип “искривления”, принцип “необратимости”, интертекст.

    • Интенциональный анализ текстуальности.

  • Постструктурализм. Город как синергетическая система. Свойства города как синергетической системы: 1.Бифуркационный характер урбанизма, 2.Инновационный характер метаболизма городской системы, 3. Избыточность системных элементов, 4.Отсутствие жёсткой взаимодетерминации и синхронности структуры и функций.

  • Конструктивистская парадигма. Парадигма идей. Город как ценностно-рациональный проект.

    • М. Вебер: город как особый тип социальных отношений; ценностно-мировоззренческие предпосылки появления города.

    • Ф. Тённис. Город как «общественная» социальность: “Gemeinschaft”и “Gesellschaf”как типы общества.

  • Феноменологическая парадигма. Парадигма смыслов. Город – интенциональная конструкция городских сообществ.

  • Город как феномен - личностно-смысловой конструкт. Интенциональное отношение как проектирование среды и образа жизни.

    • Социально-практические предпосылки и задачи феноменологического анализа города.

    • Объект феноменологической социологии города.

    • Восприятие как процесс символического конструирования среды, как смысловое поле; социально-феноменологическое понимание городского ландшафта; цель социологии ландшафта; особенности феноменологического восприятия городской среды.

    • Образ города как порождающая структура восприятия и поведения.

  • Город как континуум жизненных миров городских сообществ.

    • Город как жизненный мир человека.

    • Жизненный мир горожан как предмет изучения. Интенциональные группы как единицы наблюдения.

    • Методические аспекты изучения интенциональных групп: понятия мотивационной интенции, аналитической индукции; признаки (единицами наблюдения) интенциональных групп; эмпирические индикаторы (единицами счёта) интенциональных групп.

1.3. Сущность и тезаурс социокультурного проектирования.

1.3.1. Варианты проектирования.1. Инженерное проектирование. 2. Социотехническое проектирование. 3. Социокультурное проектирование.

1.3.2. Гуманитарные знания в структуре технико-инновационной деятельности: различия между социальной инженерией и социокультурным проектированием.

    • Аспекты понимания техники.

    • Цель, содержание и методологические принципы инженерии; сущность сциентистского подхода к инновациям.

    • Методологические недостатки социальной инженерии.

    • Личностное начало как условие социальных инновационных технологий.

    • Понимание будущего в контексте социокультурного проектирования.

    • Специфика организации пространства социокультурного проектирования.

    • Специфика объекта социокультурного проектирования.

    • Специфика когнитивных средств социокультурного проектирования.

    • Ситуационный анализ как методическая основа социокультурного проектирования.

    • Коммуникация как условие и режим проектирования.

1.3.3. Смысл и предназначение социокультурного проектирования.

    • Главный предмет социокультурного проектирования.

    • Главное условие протекания социокультурного проектирования.

    • Социальный адрес социокультурного проектирования.

    • Конечная цель социокультурного проектировании.

    • Единицы анализа ситуации в социокультурном проектировании.

    • Предмет научно-исследовательской деятельности в социокультурном проектировании.

    • Понимание механизма формирования среды.

    • Понимание социокультурной среды.

    • Специфика понимания субъектов социокультурного проектирования.

    • Понимание сущности экологии человека.

    1. Цели, задачи и метод социокультурного проектирования городской жизни.

1.4.1. Стратегические цели социокультурного проектирования.

1.4.2. Задачи социокультурного проектирования городской жизни.

1.4.3. Метод социокультурного проектирования города.

1.5. Тезаурс социокультурного проектирования.

1.5.1. Тезаурс экоантропоцентрической парадигмы. Жизнь. Феномен. Интенция. Экзистенция. Жизненный мир. Повседнев. Ментальность. Хронотоп. Образ жизни. Среда обитания. Социальная экология. Сообщество.

1.5.2. Тезаурс коммуникативно-герменевтической парадигмы.Коммуникация. Понимание. Диалог. Язык. Текст. Дискурс. Контекст. Интертекст. Интерпретация. Семантический треугольник (Знак – значение – смысл). Символ.

РАЗДЕЛ II.

Социокультурная морфология городской среды и городского образа жизни.

2.1. Понятие и аспекты анализа городской среды. 1. Методологические установки понимания города как жизненной среды: полиморфизм, синергийность, анизотропность. 2. Модусы явленности городской среды: архитектоника + композиция жизненных миров горожан + коммуникативная среда. 3. Понятие «топос среды».

2.2. Структура городской среды.

2.2.1. Основания для различения двух видов «мест»: территориальных и пространственных.

2.2.2. Теоретическая схема изучения структуры территории.

2.2.3. Теоретическая схема изучения структуры пространства.

2.2.4. Городская среда как система локальных зон жизнедеятельности.

2.3. Топосы городской жизни.

2.3.1. Топос территории. Город как поселенческая общность – место проживания.

    • Морфология города.

    • Городской ландшафт.

    • Демография города.

    • Теории зонирования городской территории (Э. Берджесс, Х. Хойт, С. Харрис и Е. Ульман.).

    • Микромодели (жилые «ячейки») городской территории: «район» и «жилище».

2.3.2. Топос повседневности. Город как повседневная жизнь – место обыденных, повседневных практик.

    • Город как умонастроение. Ментальность как концепт повседневности. Городская ментальность.

    • Грани городской повседневности. Аспекты эмпирического изучения городской повседневности.

2.3.3. Топос экзистенции. Город как феномен и поведенческая среда – место личностной экзистенции.

    • Город как феномен – конструкция сознания.

    • Образ города. Факторы формирования образа города. Функции образа города. Цель, задачи и метод изучения образа города.

    • Отношение к городу.

2.3.4. Топос коммуникации. Город как коммуникативное пространство – место общения, духовной жизни.

    • Город как пространство смыслотворчества.

    • Субъекты городской коммуникации.

    • Коммуникативные механизмы городской жизни.

2.4. Социокультурные характеристики городской среды.

2.4.1. Критерии различения городской и негородской среды.

2.4.2. Особенности нормативно-поведенческого пространства города. Операциональные признаки нормативного пространства города.

2.4.3. Маргинальность как характеристика городской среды и городского образа жизни. Сущностные черты городской среды, обуславливающие возникновение маргинальных ситуаций. Средовая маргинальность: понятие, сущность, варианты возникновения, аспекты анализа, основания возникновения, формы средовой маргинальности.

2.5. Понятие городского образа жизни.

2.5.1. Система понятий, используемых для анализа образа жизни.Образ жизни. Уклад жизни. Уровень жизни. Качество жизни. Стиль жизни.

2.5.2. Сущностные характеристики городского образа жизни.

РАЗДЕЛ III.

  1. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  2. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  3. Основная образовательная программа начального общего образования моу пензинской оош (2)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МОУ Пензинской ООШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  4. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  5. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  6. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (8)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработа­на на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ №
  8. Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №1

    Основная образовательная программа
    достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  9. Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительную записку

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373

Другие похожие документы..