Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан

3. Мероприятия по территориальному планированию Республики Татарстан и последовательность их выполнения

Схемой территориального планирования Республики Татарстан предусмотрены мероприятия регионального значения и учтены мероприятия федерального значения, которые определены федеральным законодательством, федеральными и республиканскими программами.

3.1. Территориально-пространственное развитие Республики Татарстан

3.1.1. Пространственное развитие территории

Пространственная составляющая сценария инновационного развития Республики Татарстан заключается в полном использовании ее потенциала, сконцентрированного в крупных городах республики и городах в составе Казанской, Набережночелнинской и Альметьевской агломераций.

При этом важнейшее значение имеет «инфраструктурный эффект» развития и формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктур.

Планировочная структура строится на завершении формирования планировочного каркаса путем усиления значения широтных и меридиональных направлений планировочных осей.

Приоритеты первоочередного развития: направления Казань – Набережные Челны, Казань – Чистополь – Альметьевск, Казань – Буинск, Чистополь – Нурлат, а также, помимо центра Республики Татарстан – г.Казани, опорные центры Набережные Челны, Чистополь, Альметьевск, Буинск, Нурлат и ряд центров городского расселения вдоль основных осей планировочного каркаса.

Предполагается интенсивное развитие потенциала столицы Республики Татарстан – г.Казани.

Усиление урбанизированной планировочной оси Казань – Набережные Челны позволит увеличить зону влияния города Набережные Челны.

Активизация планировочной оси Чистополь – Нурлат организует южную часть центра республики, преимущественно сельского типа расселения.

Рост города Буинска как урбанизированного промышленного центра усилит значение заволжской территории.

Строительство моста через р.Волгу в районе г.Тетюши свяжет заволжскую территорию с закамской, в результате сформируется южная широтная ось Буинск – Альметьевск.

Замкнутость и устойчивость перспективного каркаса пространственной организации должна реализовываться вследствие развития урбанизированных опорных центров Буинск и Чистополь, а также населенных пунктов, расположенных вдоль создаваемой перспективной планировочной оси Буинск – Альметьевск.

Зона активного градостроительного развития формируется в границах шести групповых систем расселения – Казанской, Набережночелнинской, Альметьевской, Чистопольской, Нурлатской и Буинской.

На территории республики выделяются «точки роста», которые, в свою очередь, разделяются на подтипы.

Тип «первый город» – это город Казань – столица Республики Татарстан, крупнейший город, который выполняет роль центра республиканской системы расселения, многофункционального промышленного (машиностроение, нефтехимия, металлургия), инфраструктурного, научного, культурного, инновационного и столичного центра. Значимость г.Казани как «точки роста» и Казанской групповой системы расселения для социально-экономического и градостроительного развития республики очень велика. Высокая степень зрелости системы и ее центра, значимость ее в структуре республики определяют динамичность развития.

Тип «вторые города» и зоны их влияния – города Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, крупные, большие и средние города, являющиеся центрами и подцентрами крупных групповых систем расселения на территории Республики Татарстан – Набережночелнинской (центр и подцентры) и Альметьевской (центр), крупными производственными (кластеробразующими) центрами, многопрофильными, инфраструктурными городами, которые по производственному и финансовому потенциалу, динамичности развития становятся сопоставимыми со столицей республики.

Тип «третьи города» и зоны их влияния – это средние и малые города – «точки роста» в муниципальных районах, динамика развития которых определяется значимостью в пространственно-планировочной структуре республики: cредние города – г.Зеленодольск, входящий в Казанскую групповую систему расселения, г.Бугульма, входящий в состав Альметьевской групповой системы расселения, г.Чистополь – центр Чистопольской групповой системы расселения; малые города Нурлат – центр Нурлатской системы расселения, Буинск – центр Буинской системы расселения.

Для целей устойчивого пространственного развития Республики Татарстан особое значение имеют крупные транспортные и коммуникационные системы и такие их элементы, как пересечение скоростных автотрасс, крупные железнодорожные станции, аэропорты, логистические центры, речные порты. Их влияние распространяется за пределы непосредственно примыкающей территории, охватывая весь регион.

Планировочная структура республики характеризуется наличием сформированного транспортного каркаса, основой которого является система магистральных федеральных и региональных автомобильных дорог.

Развитие транспортно-коммуникационного каркаса Республики Татарстан будет связано с развитием и активизацией существующих и формированием новых транспортно-коммуникационных сетей в направлениях запад-восток, север-юг, северо-запад – юго-восток.

Исходными пунктами для разработки транспортно-коммуникационного каркаса стали ключевые положения Долгосрочной стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан с позиций устойчивого развития.

Проектный транспортный каркас будет состоять на 90 процентов из существующих автодорожных, водных и железнодорожных путей.

Развитие транспортно-коммуникационного каркаса республики планируется за счет:

Развития северного широтного коридора (входит в международный коридор «Транссиб» (TS)) – полная реконструкция автомобильной дороги федерального значения М-7 с расширением проезжей части. Строительство кольцевой автомобильной дороги (КАД) с целью «перехвата» транзитного транспорта дальше от столицы и снятия транзитной нагрузки с северного обхода г.Казани (участок автодороги М-7 «Волга») и мостового перехода через р.Волгу (с.Набережные Моркваши). Формирование скоростных железных дорог за счет реконструкции существующих и строительства новых.

Формирования нового южного широтного коридора – строительства автомобильной магистрали регионального значения по направлению Старое Дрожжаное – Буинск – Тетюши – Болгар – Базарные Матаки – Аксубаево –Черемшан – Альметьевск – Муслюмово – Актаныш на базе существующих автомобильных дорог.

Развития западного меридионального транспортного каркаса за счет реконструкции и модернизации существующих автомобильных и железных дорог (формирование скоростных пассажирских сообщений).

Строительства в северной части коридора нового участка автомобильной дороги Казань – Арск – Балтаси с продолжением к северу на Киров.

Дальнейшего развития восточного меридионального коридора за счет реконструкции, модернизации и нового строительства скоростных автомобильных и железных дорог.

Продолжения развития транспортного коридора в направлении северо-запад – юго-восток. В этом направлении в рамках формирования автомобильного маршрута по направлению Санкт-Петербург – Вологда – Кострома –Киров – Казань – Оренбург – граница Республики Казахстан в составе нового автодорожного коридора «Балтика – Китай» на территории Республики Татарстан уже реализуется проект строительства скоростной автомобильной дороги Шали – Сорочьи Горы – Алексеевское – Альметьевск – М5 (Бавлы) – дублера автомобильной дороги Казань – Оренбург. Строительство скоростной железной дороги в этом направлении еще более усилит значимость этого коридора.

Формирования срединного меридионального межрегионального транспортного коридора по направлению Балтаси – Богатые Сабы – Тюлячи – Чистополь – Нурлат. В пределах расчетного срока схемы территориального планирования должна сформироваться южная часть коридора по направлениям Чистополь – Нурлат и Алексеевск – Базарные Матаки с продолжением на Самару.

Развития инфраструктуры аэропортов международного и регионального значения. Завершение реконструкции международного аэропорта «Казань», реконструкция аэропортов «Бегишево», «Бугульма» (обновление объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры аэропортов, оснащение оборудованием авиационной безопасности).

Основным мероприятием в развитии водного транспорта, который на территории Республики Татарстан входит в систему широтных и меридиональных транспортных коридоров, является обеспечение регулярных скоростных судоходных трасс по двум направлениям Тетюши – Камское Устье – Зеленодольск и Мензелинск – Камское Устье, которые имеют продолжение на юг в сторону Волгограда, Ростова-на-Дону, Астрахани, Каспийского, Азовского и Черного морей. В западном направлении осуществляется регулярная связь с Нижним Новгородом, Ярославлем, Москвой и северными регионами России. В восточном направлении - с Уфой и Пермью.

Реализация Большого водного кольца Европы (р.Волга – р.Дон – Азовское море – Черное море – р.Дунай – р.Майн – р.Рейн – Балтийское море – р.Волга) будет иметь уникальное значение не только и не столько для грузовых международных перевозок, хотя и они могут быть значительными для внутренних стран Европы, сколько для развития международного туризма. Вне всякого сомнения, этот коридор будет иметь хорошее экономическое развитие.

3.1.2. Социально-экономическое развитие территории Республики Татарстан до 2030 года

Перспективы развития Республики Татарстан до 2030 г. были сформированы на основании:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы;

Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года;

Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004 – 2008 годы;

Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 – 2010 годы.

Прогноз развития Республики Татарстан разработан в Программе развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года в соответствии с предполагаемыми сценариями развития в двух вариантах: инерционном и инновационном. В СТП РТ за базовый принят инновационный сценарий.

Инновационный сценарий развития Республики Татарстан на перспективу до 2030 года разрабатывался в рамках сценариев развития российской экономики, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Территориальные приоритеты развития Российской Федерации в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года определены на основе прогнозов развития национальной экономики, учитывающих специализацию регионов в национальном и международном разделении труда, а также развития региона в системе межрегиональных взаимодействий. Базовыми направлениями специализации Поволжского макрорегиона, составной частью которого является Республика Татарстан, будут оставаться сферы обрабатывающей промышленности, добычи и первичной переработки сырья, нефтехимии и нефтепереработки, административного управления и рекреационных услуг (культурно-исторический туризм).

Гипотезы относительно конкретных параметров развития экономики в долгосрочной перспективе определялись на основе общих ограничений и приоритетов развития Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Прогнозные параметры Российской Федерации выступали отчасти в качестве целевых параметров, отчасти – в качестве ограничений для развития республики.

Сценарий инновационного развития отражает использование инновационных источников роста за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний на основе научно-технологической интеграции с транснациональными компаниями.

В рамках инновационного развития России перспективы развития Республики Татарстан могут базироваться на оптимистических оценках развития ключевых отраслей и секторов экономики с учетом реализации на ее территории крупных инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающем, нефтехимическом, машиностроительном комплексах, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, региональной инфраструктуре.

Сценарий инновационного развития предусматривает:

создание в республике эффективной инновационной системы и развертывание проектов, обеспечивающих лидирующие позиции республики на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, что позволит реализовать конкурентные преимущества Татарстана в условиях вступления России в ВТО;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий при повышении эффективности энергосбережения.

Характерными чертами инновационного сценария станет последовательная реализация существующих конкурентных преимуществ республики на базе рационального использования ее природно-ресурсного потенциала, а также проявление нового качества экономического роста, основанного на влиянии новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии информационно-коммуникационного комплекса.

Ключевым направлением структурной перестройки республиканской экономики в прогнозный период станет ускоренный рост отраслей нефтехимии и машиностроения, ориентированных на внешний и российский рынки. Предполагается организация и выход на проектные мощности высокотехнологичных производств (машиностроения, электроники, деревопереработки), создание в республике мощного транспортно-логистического центра, развитие высокоэффективного агрокомплекса, повышение степени диверсификации топливно-энергетического комплекса на основе применения современных технологий.

  1. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (1)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  2. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (3)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  3. Республики татарстан (2)

    Информационный бюллетень
    Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан в 2006-2007 годы и первом квартале 2008 года.
  4. На 28. 06. 2011г. Таблица мониторинга исполнения Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009

    Документ
    исполнения Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 – 2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.
  5. Приказ № 1616 от 27 ноября 2009 г. Опроведении Республиканского семинара-совещания с руководителями служб медицинской статистики 12 приказ

    Документ
    О проведении научно-практической конференции “Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам с сочетанными травмами, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях” 44
  6. Программа социально экономического развития республики татарстан (1)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  7. Программа социально экономического развития республики татарстан (2)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  8. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные тенденции социально-экономического развития

    Документ
    Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную динамику демонстрировали все сектора экономики.
  9. Приказ № 554 от 6 мая 2009 г. Опроведении в X международногоКонгресса “Современные проблемы аллергологии, иммунологии и иммунофармакологии” приказ

    Документ
    Об организации групп восстановительного лечения для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГУЗ “Республиканский дом ребенка специализированный”

Другие похожие документы..