1. Язык как система

Синтаксические особенности колич числит.

Разные группы колич числ обладают разл синтаксическими признаками:

1. Числительное одинсогласуется с сущ в роде, числе и падеже. Ср.: один дом, одной комнаты,

2. Числительные два, три, четырев им и вин па­дежах управляют сущ, требуя их употребления в фор­ме род падежа един числа. В остальных падежах онисогласуются с сущ.

3. Числ, начиная с пяти, в им и вин па­дежах требуют употребления сущ в форме р падежа мн числа, а в остальных падежах согласуются с сущ. пять домов пяти домов пяти домам.

4. При числительных тысяча, миллион, миллиардсущ употребляются только в форме р падежа мн числа. Тысяча домов, тысячи домов

Склонение колич числит

В склонении чис­лительных выделяется несколько парадигм.

1) Склонение числительного один:

2) Склонение числительных два, три, четыре:

3) Склонение числительных 510, 1120, 30:

4) Склонение числительных 40, 90, 100:

5) Склонение числительных 50, 60, 70, 80:

6) Склонение числительных 200900:

7) Числ тысяча, миллион, миллиард склоняются, как су­щ туча, стадион, авангард.

ДРОБНЫЕ

1. обозначают ту или иную часть целого (одна третья)

2. основные признаки дробных числительных:

* дробные числи­тельные обозначают дробные величины:

* к дробным числительным относят также сочетания, состоящие из колич числит и сущ: две трети класса, три четверти огорода.

* при склонении дробных числительных по падежам изменяются все их компоненты. Сочетающиеся с ними существительные не склоняются: четыр-ех десят-ых малинника.

* по структуре дробные числительные образуют пеструю группу:

1) одно простое слово: полтора; одно сложное слово: полто­раста;

2) названия правильной дроби — составные числитель­ные, состоящие из количественного числительного и субстантивированного относительного прилагатель­ного: три четвертых, семь десятых, пятнадцать сотых;

3) названия неправильной дроби — сочетания количественного числительного, субстантивированного прилагательного целый и названия правильной дроби: одна целая три десятых, четыре целых одна десятая.

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ

1. Обознач кол-во пред­м как совокупность, как одно целое (двое ребят)

2.* к собира­тельным числительным относятся слова двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они обозначают сово­купность предметов, состоящую из такого количества, которое названо производящим количественным числительным. Ср.: два рыбака и двое^.рыбаков; четыре сына и четверо сыновей.

* собирательные числительные, употребленные без существитель­ных, обозначают совокупность лиц: Семеро одного не ждут (посло­вица). Самолет за один рейс может взять только шестерых (Б. Поле­вой).

2. Основные признаки собирательных числительных:

  • они легко сочетаются с названиями лиц мужского, а также общего рода; пятеро водителей автобуса

  • собирательные числительные сочетаются также с существитель­ными люди, дети (трое детей), с личными местоиме­ниями мы, вы, они (их осталось двое).

  • употребление собирательных числительных носит обязательный характер в сочетаниях с субстантивированными прилагательными со значением лица: двое дневальных.

  • собирательные числительные не сочетаются с названиями лиц жен­ского пола и с названиями животных (не говорят «двое девушек», «трое волков»). Однако вполне допустимо употребление их при назывании детенышей животных: трое козлят.

  • собирательные числительные двое, трое склоняются, как прила­гательные с мягкой основой во множественном числе, остальные — как прилагательные с твердой основой.

оба (обе) - это не числительное, а типичное местоимение. Оно не обозна­чает количества, а лишь указывает на ранее названные два предмета, имеет значение «и тот и другой»: Пред испанкой благородной Двое рыцарей стоят, Оба смело и свободно В очи прямо ей глядят.

НЕОПРЕДЕЛЕННО-КОЛИЧ СЛОВА И ЧИСЛИТ

  1. Под термином «неопределенно-количественные слова» принято понимать слова мало (немало), много (немного), сколько (несколько).

  2. Отнесение их к той или иной части речи вызывает споры:

В. В. Виноградов - «неопределенно-колич имена числительные»,

А. Н. Гвоздев — «неопределенные числительные».

В АГ 1953 г. они отнесены к числительным.

Другое мнение: слова мало (немало), много (немного) являются наречиями, а слова сколько (несколько), столько — местоимениями.

  1. Нет разряда числительных, которые имели бы такую неограниченную соче­таемость.

Слова мало (немало), много (немного) сочетаются со всеми разрядами существи­тельных. Ср.: мало (много) тетрадей.

  • Онине способны выражать точное количество предметов

  • не имеют счетно-числового значения

  • в них ярко выражены признаки наречий:

1) способность определять глагол (мало занимаешься);

2) наличие форм сравнительной степени (ср.: много читай больше читай)

3) наличие форм субъективной оценки (мало времени — маловато времени);

4) способность сочетаться с наречиями степени (очень мало);

5) отсутствие падежных форм.

  1. сколько (несколько), столько не относятся к числит.

Они обладают местоименными (обобщенно-указательными) значениями.

Порядковые слова первый, второй хотя имеют отношение к числу, но явл прил. Не относятся к числу и неопределенно-количественные слова.

44. Местоимение как часть речи.

Классификация местоимений

Это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их приз­наков и количества, а только указывают на них. Значение местоимения контекстуально, ситуативно обусловлено. Оно обобщенно, абстрактно.

По степени абстрактности значений местоимения близки к катего­риальным значениям именных частей речи. Не случайно они исполь­зуются как мерило этих частей речи.

Например, вопросительные место­имения кто? что? — это мерило предметности существительных (их субстантивности).

Личные мест склоняются

формы падежей у них, как и у сущ, являются независимыми.

Скл личных и лично-указательного местоимений характери­зуется наличием супплетивных падежных форм:

В формах косвенных падежей местоимений мы, вывыделяются непродуктивные и нерегуляр­ные окончания.

Местоимение онизменяется по числам, а в единственном числе по родам. Формы косвенных падежей имеют варианты с начальным н-, которые употребляются после предлогов.

Возвратное местоимение.

Мест себяуказывает на тождество объекта с субъектом.

Не имеет форм рода и числа.

Не об­ладая формой им падежа, в предложении оно всегда явля­ется дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно вы­ступает и как субъект действия.

В роли дополнения связано с подлежащим, и его реальное содержание определяется значением подлеж.

Указательные местоимения

Этот, тотимеют значение указания на предмет или признак, выделяя их среди других таких же предметов, признаков.

Этотуказывает на предмет, находящийся вблизи кого- или чего-либо, а тот - на предмет, более отдаленный, чем другой подобный предмет.

Мест такойт. е. указы­вает на тождество признаков двух предметов, а при прил и сущ обозначает высокую степень признака или оценки: Он никак не ожидал, что такая важная и красивая барыня, такая арис­тократка в состоянии заинтересоваться им

Мест таковойявляется книжным.

Слова сей, оныйотно­сятся к устаревшей лексике, этакий— к разг

Мест столько обозначает количество, названное ранее: купил килограмм яблок для себя и столько же для тебя.

Мест оба (обе)обозначает «и то, и другое»

Слова этот, тот, такой, таковойсклоняются по образцу прил с твердой основой.

Мест этакийсклоняется, как прил узкий.

Слово таковне склоняется.

Притяжательные местоимения

Две группы:

1. личные притяжательные мест мой, наш; твой, ваш;

2. возвратное притяжательное мест свой.

Личные притяжат мест обозначают принадлежность предмета 1-му лицу мой, наши 2-му лицу твой, ваш. Принадлежность 3-му лицу выражается при помощи формы р падежа лично-указательного мест он: их вещи.

Мест свой обозначает принад­лежность любому лицу.

Притяжат мест мой, твой, свойскл, как прилаг волчий, а наш, ваш— как прил хороший.

Определительные местоимения.

Мест весь опреде­ляет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объеме: Ты, папа, всю эту сказку рассказал?

Слова каждый обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов. Всякийобозначает «любой из многих» По воде плыли ветки, обломанные бурей, и всякиймусор.

Последним значением обладает также местоимение всяческий: На трех сдвинутых вместе столах были уже расставлены всяческиезакуски

Мест каждыйобозначает «один из всех в данном ряду пред­метов», в сравнении со словом всякий имеет оттенок усиления

Мест самуказывает на лицо или предмет, который непо­средственно участвует в действии как его источник или объект: Отец самвез Тему. Оно имеет также выделительное значение («даже»): В самомнесчастии видим мы одну поэти­ческую сторону

Определ мест изменяются, как прил.

Мест всяк не склоняется.

Вопросительные местоимения

В основном своем значении вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и упот­ребляются в вопросительных предложениях: Кто это сказал?

Мест какойв восклицательных предложениях выражает высокую эмоциональную оценку или степень качества.

Мест какой, которыйсклоняются, как прил с твердой основой (городской),чей— как лисий.

Слово каковне склоняется. Оно изменяется лишь по родам и числам.

Местоимение сколькоизменяется, как столько.

Кто,что склоняются. Онине имеют форм рода и числа.

Ктоотносится к одушевленным предметам (людям и животным), а что— к неодушевленным предметам. Мест чтовсегда сочетается со сказуемым в форме ср. р. ед. ч.: Что это такое?

Относительные местоимения

Отличаются от вопросительных по синтаксической функции: в качестве союзного слова присоединяют придаточные предложения к главному.

Отрицательные местоимения

Выражают отсутствие предмета или признака. Все они производные, образованы при помощи приста­вок не- и ни-: ктоникто, которыйникоторый и т. п.

Мест некого, нечегосоотносятся с формой р падежа мест кто, что. Эти местоимения не имеют формы им. падежа.

Все отриц мест склоняютсяпо образцу своих про­изводящих.

При склонении отриц мест предлоги вставляются между ни-, не- и падежной словоформой: никого ни от кого.

Неопределенные местоимения

  1. Указывают на неопределенные,неизвестные предметы, признаки, неточное количество предметов, неполноту чего-либо: Ему казалось, что он уже понял сущность искусства лучше, чем кто-либо.

  2. Все неопред мест являются производными. Они образованы от вопросит мест с помощью приставок не-, кое- (некто, кое-что и др.) и аффиксов -то, -либо, -нибудь (кто-то кто-либо, кто-нибудь и т. п.).

  3. Мест нектоупотребляется лишь в форме им паде­жа, а нечтоимеет только форму им. и вин. падежей: Ему мерещится, что его манит некто.

  4. Мест с приставкой кое- допускают вставку предлога после приставки. Ср.: кое-ктои кое у кого.

Некоторые особенности в склонении имеет устаревшее местоимение некий, которое изменяется по родам и числам.

45. Глагол как часть речи в русском языке.

Г- классиф слов обознач действие как процесс ( дейст, состояние (спать, знаобить) , перемещение в пространстве, речевые, звукавые явления, проявления и изменения признака( теплеть) мысль( думать), восприятие ( видеть)_ взаимоотош людей( любить)

Г.К. связаны с опред-ой формами гл ( спрягаемые, инфинитив, причастие, деепричастие: вид, залог(свойственна всем формам); наклонение( только спря формы); времени(спяг формам в изъяв накл) ; лица( спря формам в изъяв накл наст буд времени и в повел накл ) ; числа ( кроме инфинитива) ; рода(спряг формам в изъя накл прош вр и сослаг накл; причастия)

Парадигма – совокупность форм данной лексемы; спрг форм ( гл) и неспряг фр ( прич и дееприч) Исходной фр парадигмы явл-ся инфинитив.

Инфинитив- особ фр гл, хар-ся только в виде и залоге; м б любым членом предл (Курить-здоровью вредить); морфемная структура проблематична(-ть, -ти,- чь – по школе –ть, -ти -  или  ; по вузу –ть , -ти  или , -чь исторически обозн-т и часть  и ( берегт[ч]и) ; ГР-80 ( Виноградов) - -ть, -ти - .)

1)инф – исходн фр парадигмы  она изм-ся как и любая словоформа

2)если бы – ть, - ти был , то он не исчезал бы при дальнейших изменеиях глаг, или появлялся хотя бы еще в одной форме

Своеобразность инф в его промежуточном положении между именем и глаг:

*в диахронии, инф произошел от им сущ в Д п ( знать( сущ)- знать(гл)

*в синхронии инф связ-т с именем следующ:

- инф явл-ся названием состояния или действия

- называет действия внеотношения к другому действию кол времени, лицу, числу, и роду .

* с глаг объед его следующ:

-категор-ое значен( назыв дей-ие как процесс)

-имеет катег вида, залога

-м б переходным/непереходным, возвратн/ невозвр

Категория наклонения глаголов в современном русском языке

выражает отншешении действия и действительности, устанавливаемое говорящим:

1.действие реальное, которое осущ., м. осущ. или уже осущ.

2.действие ирреальное, т.е. желательное, возможное, неоходимое, предположительное.

Наклонения:

* изъявительное наклонение - реальное действие, имеет категории времени, числа, лица (только наст и буд вр), рода (глаг. прош вр.)

*повелительное наклонение – действие мыслится как желаемое, имеет категорию лица(кроме 1 л мн.ч.), числа (решите, посидят).

Образование: от основы настоящего времени образуется 2 лицо ед.ч. способами:

-при помощи  -и (сиди)

-при помощи нулевого  (читайнулевой)

2-е лицо мн.ч. образуются путем прибавления постфикса, т.е. который по школе – считаются 

3-е лицо ед. и мн. ч. образуются путем прибавления частиц ПУСТЬ, ПУСКАЙ.

Есть еще форма совместного действия (ДАВАЙ ПОЕДЕМ) – нет единой т.зр. по поводу форм 3 лица ед. и мн. ч. и форм совместного действия: их считают либо аналитическими формами повелит наклонен, либо обычными сочетаниями слов (ГР-80).

*сослагательное – действие как возможное предположительное, совершающееся при определенных условиях, образуется при помощи частицы БЫ.

46. Категория лица глагола

1.Виноградов – организующий центр сказуемости.

2.Выражает отношение действия и его субъекта к лицу говорящего и в зависимости от того выступает ли в качестве субъекта действия сам говорящий, собеседник или другое лицо или предмет не учавствующий в разговоре. Глагол соответственно принимает форму 1, 2, или 3 лица

3.К.Л. выр-ся: синтаксически( при пом личн ), аналитически (при помощи личных местоимений.

4.не у всех глаголов есть все формы лица (недостаточные глаголы (Дружинина) или глагол с неполной личной парадигмой (Тарланов)). Обычно отсутсвуют форма или 1 лицо ед.ч. или 1,2, лицо ед. мн .ч.

Факторы устанавливающие неполнту парадигмы:

-исключение употреб форм 1,2, лица (темнеть)

-омонимия (зеленеть (становиться зеленым), (покрываться травой) – 1,2, лица уже нет

-традиционно представлено неблагозвучие (дудеть, чудить) – не имеет форму 1 лица.

Безличные глаголы - обозначают процесс или состояние протекающее само по себе, к ним нельзя присоединить подлежащее, БЛ глагол употребляется в форме:

*3 лица ед.ч. наст и буд вр. (легко дышится, не хватает смелости)

*прош вр ср.р. ед.ч. (разнеможилось, вечерело)

*сослагательного наклонения ср.р. ед.ч. (захватило бы дух)

Семантические группы БЛ – явления природы, физические и душевные свойства человека, явления связанные с роком, судьбой

Образование БЛ:

-от личных глаголов в 3 лице при помощи постфикса –ся(дышится, дышит)

-личные формы потребляются в значении безличных (унесло меня, вещество унесло)

-собственно-БЛ глаголы (рссвело, вечереет)

  1. Язык как система”

    Реферат
    Принцип системности единиц языка был обоснован и введен в лингвистику Ф. де Соссюром. Правда, о системном характере языка говорили многие ученые: В. Гумбольдт, И.
  2. Представление о языке как системе основное теоретическое достижение языкознания ХХ в., базирующееся на трудах Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. Х

    Реферат
    Представление о языке как системе – основное теоретическое достижение языкознания ХХ в., базирующееся на трудах Ф.Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А.
  3. Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный: профессиональная сфера направление (специальность) ооп

    Рабочая программа
    (010700) физика, (080500) менеджмент, (130100), геология и разведка полезных ископаемых, (130500) нефтегазовое дело, (140200) электроэнергетика, (140600) электротехника,
  4. Рабочая программа модуля (дисциплины) Русский язык как иностранный

    Рабочая программа
    физика (011200), оптотехника (200200), приборостроение (200100), электроника и микроэлектроника (210100), теплотехника (140100), нефтегазовое дело (131 )
  5. Доклад по методической теме "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

    Доклад
    Доклад по методической теме "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"
  6. Исследование эффективности поиска в Интернете сведений по тематике «Язык как носитель социальной информации» Драчева Мария, Группа №176 («таможенное дело»)

    Исследование
    Для исследования эффективности поиска сведений в Интернете по тематике «язык как носитель социальной информации» я взяла две поисковые системы: Google и Yandex – как наиболее популярные в России поисковые системы.
  7. План язык. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки

    Лекция
    Язык – это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная – значит система общения. Познавательная – значит средство познания. Что значит знаковая?
  8. 1 Язык как общественное явление

    Документ
    Ещё в древние времена люди общались друг с другом при помощи звуков и жестов. Речь как способ общения появилась позже, и именно она является определяющей особенностью, отличающей человека от животного.
  9. Методика обучения иностранным языкам как наука

    Лекция
    Применительно к обучению неродному языку методика обучения ИЯ - это наука, исследующая цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения, а также способы учения и воспитания на материале изучаемого языка.

Другие похожие документы..