Актуальность исследования в целом обусловлена тенденцией возрастания интереса к роли культуры в развитии человечества. Новый взгляд на процессы общественной тра

Введение

Введение.

Актуальность исследования в целом обусловлена тенденцией возрастания интереса к роли культуры в развитии человечества. Новый взгляд на процессы общественной трансформации в 90-е годы прошлого века, - с учетом широкой холистической перспективы развития, обусловил внимание к ранее малоисследованному культурному фактору.

Устойчивость общественного развития сегодня непосредственно связывается с культурой. В документах и решениях ЮНЕСКО подчеркивается, что между сообществами и культурой в целом должны существовать отношения, которые бы характеризовались «прививкой» понятий «развитие» и «устойчивость», раскрывается содержание видов деятельности в области культуры, поддержка которых может реформировать стратегии развития в XXI столетии1.

Современное понимание устойчивого развития расширило его рамки от первоначальной экологической в целом парадигмы, до сложной и диалектичной системы, включающей экологические, социо-экономические и социо-гуманитарные компоненты. Поскольку человеческая цивилизация находится в состоянии перехода к новой эпохе на основе радикального изменения целей, направлений и содержания различных сфер человеческой деятельности, сохранение культурных кодов, преемственность в развитии культуры приобретает актуальное значение.

Изменение подходов к историко-культурному наследию в России в последнее десятилетие обусловило переход от понятия «памятник истории» к понятию «физический исторический ресурс» и «объект наследия». Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженер-

' См.: Our Creative Diversity: report of the World Commission on Culture and Development. Paris, 1995; The Intergovernmental Conference on Cultural Policies for Development (Stockholm, 30 March - 2 April 1998); World Culture Report 2000 "Cultural diversity, conflict and pluralism"; Всемирный доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок. М., 2001.

ные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты.

В подходах к материальному культурному наследию имеет место недооценка теоретического осмысления его современной роли. Должны быть признаны и подробно проанализированы следующие аспекты его значения как ресурса развития: роль в формировании идентичности, поддержании мира и стабильности, а также сохранении культурного многообразия, ибо культурное наследие является для локальных сообществ своеобразным фильтром, через который воспринимаются глобальные изменения. Помимо этого важна его роль в формировании социального капитала, поддержании занятости. Взаимодействие различных акторов в проектах по защите культурного наследия усиливает общественное согласие. На базе использования культурного наследия местное сообщество может выстроить эффективные социальные стратегии, направленные на преодоление бедности, создать новые «кластеры» экономики для местного населения, расширить рынок культурных услуг и продуктов, развивать туризм и в целом материальную базу сферы культуры.

Значимость культурного наследия обусловливает необходимость анализа тех угроз и вызовов, который современный мир несет культурному наследию, если оно не включено в процесс устойчивого развития. Требуют изучения принципиально новые феномены в сфере культурного наследия, прежде всего связанные с процессом «виртуализации» в информационных сетях, и их влияние на ценность культурного наследия и его роль в устойчивом развитии. Нуждается в уточнении круг понятий и дефиниций, связанных с культурным наследием.

Поскольку успех использования культурного наследия как средства социального и экономического развития, прежде всего, может быть проде-

монстрирован через менеджмент соответствующих проектов, особое значение приобретает выработка соответствующих стратегий и разнообразных подходов, которые бы позволили сохранить его богатство и передать будущим поколениям во всем многообразии его форм.

Одной из насущных задач отечественной теории и практики политики в сфере культурного наследия является преодоление отставания Российской Федерации в сфере использования наследия от многих стран мира, его широкое включение в концепции устойчивого развития как отдельно взятых регионов, так и страны в целом, совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов сохранения и использования объектов культурного наследия.

Основная цель предпринятого исследования: с учетом отечественного и зарубежного опыта предложить новые теоретические и практические основания сохранения и использования культурного наследия как всемирно значимого ресурса устойчивого развития общества.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании автором были сформулированы следующие задачи:

— исследовать место, роль и функции культурного наследия в процессах устойчивого развития;

— осуществить классификацию современных систем понятий и дефиниций культурного наследия, представить феномен культурного наследия как объект формирующейся в условиях глобализации новой междисциплинарной области знаний и технологий;

- провести анализ современных зарубежных теорий, связанных с интерпретацией наследия, его роли в формировании идентичности сообществ различного уровня, влияния на формирование идеологических систем, осуществить их синхронизацию с имеющимся российским опытом;

- конкретизировать приоритеты, методы и содержание менеджмента в сфере наследия с учетом рассмотрения его в качестве механизма включения культурных ресурсов в стратегии устойчивого развития.

Объект диссертационного исследования — материальное культурное наследие как сложная социокультурная система-Предмет исследования: материальное культурное наследие как фактор устойчивого развития в условиях общественной трансформации и переосмысления его роли в жизни общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования Цели и задачи исследования, базирующегося на систематической разработке концепции наследия как междисциплинарного феномена, требуют комплексного подхода. Значительная теоретико-методологическая база создана в трудах зарубежных специалистов, рассматривающих перспективы и движущие силы развития современной цивилизации (Д. Белл, Э. Гидденс, Дж. Гэлбрайт, М. Кастельс, М.Кернеа, Дж. Несбит, Э. Тоф-флер, А. Турен, Л. Туроу, С. Хантингтон, Г.Эшворт и др.).

В диссертационном исследовании автор опирался на обширную литературу, посвященную проблемам социальных процессов, динамики культуры и устойчивого развития и дискуссиям вокруг понимания его сущности, а также истокам концепций устойчивого развития, попыткам их обобщения, значению для человеческой цивилизации, месту и роли различных сфер человеческой деятельности в контексте устойчивого развития. Данные аспекты рассматриваются в работах исследователей: Г.А.Аванесовой, Э.В. Гирусова, Н.П.Ващекина, В.И.Данилова-Данильяна, К.Х.Делокарова, В.А.Лося, К.С.Лосева, Н.М. Мамедова, В.Н.Шевченко, Н.Л.Мальцевой, Н.Н.Моисеева, Л.Н.Москвичева, А.Д.Урсула и др.

Как уже отмечалось, теория и практика в сфере наследия — новая междисциплинарная область знаний, поэтому закономерно, что в её формирование внесли вклад представители многих направлений культурологии и смежных дисциплин: истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной и социальной антропологии; прикладной культурологии (работы П.Бурдье, Г.Гребнера, Н.Я.Данилевского, Ф.Кребера,

Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Б.Малиновского, Н.К.Рериха, Р.Рецфильда, Э.Стернза, Э.Тейлора, А.Тойнби, О.Шпенглера, КЛсперса и др.).

Современные концепции наследия ведут свое начало с конца 60-х -начала 70-х годов прошлого века. Среди зарубежных школ можно выделить следующие направления: неомарксистское, критикующее продвижение «западной буржуазной мифологии» и превращение прошлого в товар (Р.Бартес, М.Леоне, К.Тилли, М.Шанкс); постмодернистское, ставшее родоначальником концепции «прошлого в настоящем», а также новые плодотворные разработки различных сторон и аспектов интерпретации наследия в условиях постиндустриального общества (П.Ларкхэм, К.Линч, Д.Ловенталь, Р.Лэйтон, Р.Сэмуэл, К.Уолш, П.Фоулер, К.Холторф, Г.Эшворт). К постмодернистской школе примыкает «инструменталист-ское» направление. Данные исследования, главным образом, сосредоточены на выводах о необходимости более широкого применения маркетинга прошлого в современном обществе и на способах осуществления менеджмента и политики в сфере наследия (менеджмента культурных ресурсов) (М.Драгилевич-Шешич, Дж.Карман, Г.Клир, В.Липе), интерпретации наследия в контексте туризма (Д.Елчич, Д.Лайт и Р.Прентис, П.Ньюби, Д.Маккеннелл, К.Петерсон, Дж.Урри, Д.Хорн).

При освещении современных подходов к культурным аспектам трансформации российского общества, общим вопросам роли и места культуры и культурного наследия в современном мире, особенностям культурной политики и менеджмента в условиях глобализации автор опирался на труды таких исследователей как О.Н.Астафьева, Т.Г.Богатырева, Л.Е.Востряков, В.Ю.Дукельский, В.К.Егоров, Б.К.Ерасов, Л.С.Зорилова, С.Э.Зуев, В.А.Квартальнов, А.В.Лебедев, И.Н.Лисаковский, В.М.Межуев, Г.Л.Тульчинский, А.А.Оганов, А.Я.Флиер, Ю.В.Яковец и др.

Среди представителей отечественной научной мысли автором выделяются разработки специалистов Российского НИИ культурного и природного наследия (П.В.Боярский, Ю.А.Веденин, Ю.С.Захаров,

Н.В.Максаковский, Ю.Л.Мазуров, П.М.Шульгин и др.). Их несомненной заслугой является разработка географической (пространственной) концепции наследия, подходов на основе единства культурного и природного наследия, применение инструментов экологического мониторинга к культурному наследию, концепции уникальной территории, внедрение изучения природного и культурного наследия как целостного наследия в высшей школе страны.

В разработку проблем культурного наследия внесли свою лепту и представители других школ и направлений. В последнее время активно разрабатываются также подходы к роли историко-культурного наследия в современном архитектурном формотворчестве, его включению в современное функционирование территорий. В целом они базируются на постмодернистской традиции (А.Э.Гутнов, В.Л.Глазычев, А.В.Иконников, С.Г.Малышева и др.).

Вместе с тем, в литературе остаются недостаточно изученными проблемы наследия в качестве вновь формирующейся сложной междисциплинарной области, его место и роль как фактора устойчивого развития сообществ различного уровня.

Методы исследования. В ходе проведения научного исследования автором были использованы следующие методы: научной классификации, синтеза, системного и кейс-анализа, моделирования, мысленного экспериментирования, проблемный метод. Автор опирался также на теоретические и эмпирические исследования проблем политики и менеджмента в сфере материального культурного наследия в России и за рубежом.

Информационной базой для данной работы явились междисциплинарные разработки в области исследования динамических процессов, связанных с системой культурного наследия, их влияния на устойчивое развитие сообществ различного уровня. Автор опирается на зарубежные и российские концепции наследия, разработанные в рамках длительной эволюции представлений о нем в XX веке и продолжающейся в настоящее время.

8

В основание исследования положен системный подход, базирующийся на синергетических и постмодернистских исследовательских парадигмах в сфере культурного наследия.

Междисциплинарный подход, на котором основывалось исследование, сделал необходимым применение комплексного изучения источников, относящихся к различным областям знания. При его осуществлении и составлении практических рекомендаций использовались:

— международные документы и материалы в области культуры и развития, в частности решения, отражающие деятельность ЮНЕСКО как главной организации глобального уровня, имеющей конкретные полномочия по сохранению и использованию всемирного наследия, а также деятельность Всемирного банка и других международных организаций;

— международные и межгосударственные правовые акты по культурному наследию;

— материалы международных, европейских и российских специализированных сетевых организаций и партнерств в сфере сохранения и использования наследия, размещенные в сети Интернет;

— международная электронная библиотечная система «Proquest», электронная библиотека российского веб-ресурса «Менеджмент в сфере культуры», информационная база международной «Сети сетей» в сфере культуры «Culturelink Network» (Хорватия), другие электронные библиотеки и информационные материалы, размещенные в сети Интернет;

— Конституция Российской Федерации и действующее российское законодательство, указы и послания Президента Российской Федерации;

— государственная статистика последних лет, официальная информация, касающаяся вопросов состояния и использования культурного наследия;

— решения органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам культурного развития, региональные программы и модельные разработки развития культуры и сохранения культурного наследия;

— материалы научных конференций, семинаров, «круглых столов», посвященных обсуждению проблем наследия. Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Сопряжены в научном плане ранее рассматривавшиеся в отдельности процессы изменений в теоретических и практических подходах к изучению, сохранению и использованию наследия внутри Российской Федерации и за ее пределами (вторая половина XX в.). Классифицированы основные системы дефиниций и понятий, связанных с культурным наследием, принятые как в России, так и за рубежом. Выделены следующие четыре типа: «утилитарно-практическая», «внутренняя»; «информационная» или «синергетическая»; «экономическая»; «социально-экономическая и гуманитарная».

2. Впервые освещены ранее не рассматривавшиеся в отечественной литературе в качестве источника ценного опыта основные зарубежные концепции и теории в сфере наследия с адаптацией их к российским реалиям:

—концепция прошлого в настоящем, которая в традиции постмодернизма представляется результатом синтеза множества исследовательских подходов и методологий;

-теория превалирования политико-идеологических факторов над иными при создании продукта наследия или «идеологическая гипотеза»;

-теория коммодификации (товаризации) наследия, объясняющая сущность процесса превращения физического культурного или исторического ресурса в товар или продукт с помощью теории маркетинга и являющаяся одной из наиболее эффективных и значимых фундаментальных основ современного менеджмента наследия (менеджмента культурных ресурсов).

3. Классифицированы функции материального культурного наследия в современном мире, подробно проанализированы следующие функции:

10

психолого-социальные или образовательные, идеолого-политические и экономические.

4. В результате детализации роли наследия в формировании идентичности коллективная идентичность представлена как сложная система, состоящая из совокупности идентичностей более мелкого порядка, которые взаимодействуют между собой, обращаясь к разным пластам исторической памяти и задействуют разные объекты наследия.

5. Исследован механизм создания продукта наследия из физических культурных ресурсов путем интерпретации, оценен его основополагающий вклад в формирование идеологий различных политических систем, способы его последующего использования в политической среде.

6. На основе изучения нового в современном мире феномена сетиза-ции в сфере наследия введено понятие «виртуализации» наследия как «раздвоения» объектов наследия на реально существующий материальный прототип - «хард» и «софт», его информационный «двойник»; расширена и углублена классификация новых сетевых сообществ в сфере культуры, как в России, так и за рубежом.

7.Осуществлен анализ территориальных стратегий сохранения и использования наследия и кейс-анализ различных успешных моделей развития территорий за счет потенциала наследия.

Практическое значение работы. Анализ, выводы и рекомендации ставшие результатом данного диссертационного исследования могут быть использованы в качестве методологической и практической базы при:

- внесении корректив в теорию и практику политики в сфере культурного наследия на общероссийском, региональном и местном уровнях, его использование как основы для создания современных стратегий и моделей развития территорий и сообществ различного уровня;

- разработке учебных курсов по современному менеджменту в сфере культурного наследия, подготовке и реализации учебных программ для менеджеров культуры;

11

- выработке оптимальных моделей включения наследия в мировые информационные и туристические потоки, позволяющие учитывать тенденции и последствия глобализации и придающие гибкость отечественной системе сохранения и использования наследия;

- подготовке целевых программ сохранения и использования культурного и природного наследия.

Апробация результатов исследования.

Теоретические выводы и практические рекомендации были применены, или находят свое применение в настоящее время в Комитете по культуре Администрации Волгоградской области в ходе:

-разработки областных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства;

—разработки и реализации концепции сохранения и развития культуры и искусства в Нижне-Хоперском регионе культурного и природного наследия, модельных разработок по ряду других территорий.

Положения и результаты выполненного научного исследования прошли апробацию на Международной научной конференции, посвященной 100-летию Государственного Исторического Музея (Москва, февраль 1998 г.) II Международном научном конгрессе «Культура, искусство и наука в начале третьего тысячелетия» (Волгоград, апрель 2000 года), Международной конференции «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия (Волгоград, апрель 2002 г.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована кафедрой к защите.

Выводы, предложения и методические рекомендации, представленные в диссертации, нашли отражение в опубликованных ее автором научных работах общим объемом 1,75 печатных листа.

12

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования и последовательно раскрываются во введении, двух главах и заключении.

13

«Наследие как дисциплина — это не только

экспертиза и технические навыки, но также его

вклад в широкое сообщество людей и нашу культуру.

Поэтому изучение наследия - это изучение

культурного контекста каждой дисциплины».

Магнус Фладмарк, «Богатство нации»

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ,

СВЯЗАННЫХ С КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ

И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.

1.1. Круг терминологии и концепции, связанные с понятием «наследие».

Дать определение феномену «наследие» и связанному с ним терминологическому кругу, пусть даже и выделив во главу угла его материальный («построенный») компонент, и связав его с устойчивым развитием почти так же сложно, как и дать определение самой культуре как суперсистеме высшего ранга. Чтобы попытаться превратить понятийный аппарат в инструментарий данного исследования, рассмотрим терминологический круг, связанный с наследием. Разнообразие связанных с ним определений и характеристик обычно детерминируется теми целями и задачами, которые стоят перед исследователями-теоретиками или специалистами-практиками.

Существует множество определений материального (физического) культурного наследия. Как точкой отсчета воспользуемся общепринятым определением Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия 1972 г. Статья 1 этой Конвенции классифицировала понятие культурного наследия по трем категориям:

14

— памятники: архитектурные сооружения, работы монументальной скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического происхождения, наскальная живопись, пещерные жилища, а также объекты, имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

— группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связанных между собой зданий, которые вследствие своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

— объекты: объекты, созданные человеком или комбинированные творения природы и человека, а также территории, включающие археологические объекты, которые имеют исключительную ценность с исторической, архитектурной, этнологической или антропологической точки зрения.2

Данное определение очень хорошо «работает» для определения внутреннего состава наследия и для утилитарных целей, связанных с правовыми и имущественными отношениями, но не отражает его роль и место в современном мире.

На взгляд автора, материальное культурное наследие (как впрочем и духовное) представляет из себя прежде всего сложную социокультурную систему, подчиненную синергетическим законам, активно взаимодействующую со средой и временем и несущую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию.

Наследие органично входит в суперсистему самой культуры, являясь, с одной стороны, одной из характеристик и способов рассмотрения самой культуры, с другой стороны - её своеобразной «памятью». Именно наследие лежит в основе информационных кодов, которые обеспечивают

2 Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972 [on-line], Метод доступа:

15

«производство», накопление и передачу информации в человеческой цивилизации. Таким образом, образуется система взаимосвязей между культурой, наследием и информацией, функционирование которой и позволяет воспроизводить и совершенствовать достижения культуры для все новых поколений человечества.

На информационной составляющей наследия останавливается и МЕ.Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»3. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д.СЛихачев в своем проекте Декларации прав культуры. Он понимает под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки)4.

Поскольку культура все чаще рассматривается как одна из основ устойчивого развития общества, совершенно логичным стал подобный подход и к культурному наследию. Исходя из этого, все более и более возрастает его роль как одного из векторов в региональной, федеральной и международной культурной политике, и очень часто оно связывается с устойчивым развитием того или иного региона, государства или даже уголка мира.

3 Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Сборник

научных трудов. М.: Из-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994. С. 41. 4 Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 2000. СП.

16

В нашей стране очень часто материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия.

Вместе с тем, как абсолютно справедливо отметила Т.М.Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения»5. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия.

Точку зрения на двуединую сущность наследия, имеющую два разнонаправленных временных вектора, разделяют и специалисты Российского НИИ культурного и природного наследия, для которых «культурное и природное наследие — память о жизни российских народов в прошлом, база современного культурного процесса в обществе, без которой невозможно его развитие»6.

Кроме этого, все большее распространение в профессиональных кругах теоретиков и практиков менеджмента наследия и менеджмента культурных ресурсов, как на глобальном, так и национальном и региональном уровнях (например, в Российской Федерации), получает применение дефиниций и определений, выработанных в практике работы специалистов ЮНЕСКО и связанных с ним других организаций глобального уровня. В наиболее общем и сжатом виде они содержатся в исследовании «Культура

3 Миронова Т.Г. Сохранение природного и культурного наследия как императив культурной политики постиндустриального общества: Диссертация кандидата культурологии. М., 2000. С.77. 6Веденин Ю.А., Лютый А.А, Ельчанинов АИ., Свешников В.В.Культурное и природное наследие России (Концепция и программа комплексного атласа) -М, 1995. С.З.

17

Список литературы

  1. Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

    Документ
    В обыденном понимании «культура» чаще всего выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, культу­ру речи, культуру поведения, физическую культуру, образо­вание, религию, науку и т.
  2. Монография посвящена выяснению места и роли кате­гории “культура” в историческом материализме, показана ее связь с категориями “общественно-экономическая форма­ция”, “общественные отношения”, “социальная деятель­ность”.

    Монография
    Монография посвящена выяснению места и роли кате­гории “культура” в историческом материализме, показана ее связь с категориями “общественно-экономическая форма­ция”, “общественные отношения”, “социальная деятель­ность”.
  3. Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д., 1997. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Марковой. М., 1998

    Учебный курс
    Культура как феномен. Своеобразие культурологии как комплексной науки. Философские концепции существования и развития культуры. Принципы периодизации культурно-исторического процесса.
  4. Исследование форм мышления, логических категорий, очень благодарная и необходимая задача, и за систематическое разрешение этой задачи взялся после Аристотеля только Гегель

    Исследование
    Ин­тел­ли­гент­ность, тео­ре­тич­ность, ин­тел­лек­ту­аль­ность человека пред­по­ла­га­ют его спо­соб­ность мыс­лить. Ее при­зва­ны обес­пе­чить ло­ги­ка и диа­лек­ти­ка.
  5. Развитие высших психических процессов 6

    Документ
    Книга предназначена для преподавателей вузов, руководи­телей предприятий, инженеров, всех, кто по роду своей деятель­ности должен уметь правильно общаться с людьми.
  6. «Новые религиозные движения» не сходит сегодня со страниц российских газет, дискутируется в Думе и различных общественных организациях, беспокоит христианские Церкви. Данная проблема актуальна не только для России, но также для Ев­ропы, Америки и Азии. Православный институт миссиологии, экуме­низма

    Документ
  7. Исследование конфликтов относится к наиболее динамично раз­вивающейся в последнее время области психологии. Свидетельством этого является введение курсов по конфликтологии,

    Исследование
    Исследование конфликтов относится к наиболее динамично раз­вивающейся в последнее время области психологии. Свидетельством этого является введение курсов по конфликтологии, социологии и пси­хологии конфликта в образовательные программы
  8. Прогнозирование социокультурного развития: теоретико-методологические подходы 24. 00. 01 Теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре культурологии и антропологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
  9. Учебник нового века психология Учебник для гуманитарных вузов

    Список учебников
    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.

Другие похожие документы..