Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по курсу

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

для студентов дневного отделения филологического факультета СГПА

(Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

Составитель: к.ф.н.,

ст. преп. Тарасов О.В.,

ассистент Булатов А.С.

Утверждено на заседании кафедры философии,

социологии, политологии и права

протокол № 8 от 30.05.08.

Зав.кафедрой ____________ Р.Б.Сабекия

Стерлитамак 2008

Оглавление

Выписка из ГОС ВПО по дисциплине «Истории религии»

Учебная программа

Введение

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

- перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

- примерный перечень вопросов к экзамену

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

- основная и дополнительная литература

Рабочая программа

Пояснительная записка

Требования к уровню освоения дисциплины

Содержание дисциплины (тематический план):

- тематика лекций

- тематика семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов

- учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература)

Методические рекомендации для преподавателей

Методические указания для студентов

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

Конспекты лекций

Требования ГОС к обязательному минимуму

содержания основной образовательной

программы подготовки по дисциплине

«История религий»

Религия и её социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религий. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной культуры в мировых традициях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье. В силу тотальной экспансии возведённых в ранг общечеловеческих западных ценностей, и в вестернизированных обществах незападного мира светскость стала восприниматься как показатель общего прогресса, а религиозность пережитком прошлого, признаком отсталости. Однако современный постиндустриальный мир становится свидетелем десекуляризации мировой цивилизации в масштабах всей планеты. Именно этим обусловливается быстро растущий интерес к феномену религии. Религиоведческие знания уже значатся в системе отечественного гуманитарного образования как социально значимые. Введение на филологическом факультете в рамках специализации «Культурология» такого учебного курса, как «История религий» связана с всё более актуализирующейся необходимостью исследования религии.

Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение методологических основ философии и принцип историзма.

Цель курса – совершенствование философско-мировоззренческой и конкретно-исторической подготовки студентов посредством овладения предложенной религиоведческой дисциплины.

В круг основных задач курса входит: 1) изучение религии как особой формы мировоззренческого знания и социального института; 2) изучение сущностных характеристик, вероучительных положений отдельных религий, их возникновение и развитие в историко-культурном контексте; 3) рассмотрение актуальных проблем современного религиоведения.

Воспитательные задачи для данного курса являются не только необходимыми, а приоритетными. Студентам следует внушить, что пропагандируемая современными средствами массовой информации концепция «столкновения цивилизаций» (выработанная и идейно поддерживаемая в качестве инструмента политических «спекуляций») абсолютно не приемлемый путь развития мира. Ни одна религиозная система не конфликтогенна и не может быть таковой в своей основе, а наоборот, добродетельна, созидательна. Религиозные ценности (заповеди) самые простые, но в то же время самые истинные, великие и вечные.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объём дисциплины «История религий»

и виды учебной работы для студентов ДО ФФ

Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»

Общая трудоёмкость

104

Аудиторные занятия

54

Лекции

30

Семинарские занятия

24

Самостоятельная работа

50

Вид итогового контроля (семестр)

Семинар (7 семестр)

Элементы содержания дисциплины (дидактические единицы)

Перечень контролируемых учебных элементов

Студент должен

Религия как особая форма мировоззренческого знания и социального института.

Знать: проблемы сущности, уровней, типов и функций религии как особой формы мировоззренческого знания и социального инсти­тута в исторической науке; история религий о происхождении рели­гиозных представлений; проблема первобытных форм религиозных верований.

Первобытные формы религии и религии древних цивилизаций.

Знать: религия в Древнем Египте; религии Древней Греции и Древнего Рима; общие характерные черты мифов и ре­лигий древних цивилизаций.

Крупные национальные религии

Знать: общая характеристика, основные этапы развития индуизма; священные книги и вероучение иудаизма; священная книга и вероучение, культ, обряды и праздники зороастризма; основные этапы развития, вероучительные доктрины конфуцианства, даосизма, синтоизма;

Мировые религии: Буддизм

Знать: основные положения первоначального буддистского вероучения; распространение и основные направления в буддизме; отличительные черты вероучительных доктрин и культовых практик хинаяны, махаяны, ваджраяны;

Христианство

Знать: распространение и организационное оформление раннего христианства; особенности вероучения, культа и церковной организации православия и католицизма в их историческом развитии; возникновение и эволюция, догматика и культ протестантизма;

Ислам

Знать: основные положения вероучения, культовая практика, обряды и праздники ислама;

Нетрадиционные религии

Знать: нетрадиционные религии: причины распространения, характер­ные черты, классификация.

Требования к уровню освоения дидактических единиц

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. История религий о сущности, происхождении и пер­вобытных формах религиозных представлений

История религий как центральная дисциплина научного религиоведения. Проблемы сущности, уровней, типов и функций религии как особой формы мировоззренческого знания и социального инсти­тута в исторической науке. История религий о происхождении рели­гиозных представлений. Проблема первобытных форм религиозных верований. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм как пер­вобытные формы религиозных верований и представлений. Эволюция религиозных институтов, представлений и верований в период пере­хода от первобытности к цивилизации.

Тема 2. Религии древних цивилизаций

Древние цивилизации мира как исторический феномен: общая характеристика. Религиозные верования и культы в Древнем Египте. Религии в Древней Месопотамии. Религия Древней Греции. Религия Древнего Рима. Религиозные представления и культы индейцев Цен­тральной и Южной Америки. Общие характерные черты мифов и ре­лигий древних цивилизаций. Главнейшие и второстепенные божества и их культы. Закономерности становления и основные этапы разви­тия. Храмы, праздники, обряды, жречество.

Тема 3. Крупнейшие национально-народностные религии

Национальные и народностные религии как феномен истории культуры. Индуизм: общая характеристика, основные отличия от ев­ропейской модели религии, основные этапы развития, вероучение, культы и обряды. Иудаизм: священные книги и вероучение; основные культы, обряды и праздники; организационная структура. Зороаст­ризм: возникновение и основные этапы развития; священная книга и вероучение; культ, обряды и праздники. Религии Китая и Японии: конфуцианство, даосизм, синтоизм: основные этапы развития, вероучительные доктрины и культы. Религиозные представления и культы древних германцев, славян и других народов Европы до принятия ими христианства. Традиционные религиозные верования, обряды и культы некоторых народов Африки и Океании, Азии и Америки.

Тема 4. Мировые религии

Мировые религии как всемирно-историческое явление. Соци­ально-культурные предпосылки возникновения буддизма. Жизнь Гаутамы Будды. Основные положения первоначального буддистского вероучения. Распространение и основные направления в буддизме. Отличительные черты вероучительных доктрин и культовых практик хинаяны, махаяны, ваджраяны. Буддизм в России. Религиозные и со­циальные истоки христианства. Личность и евангельская проповедь Иисуса Христа. Распространение и организационное оформление раннего христианства. Особенности вероучения, культа и церковной организации православия и католицизма в их историческом развитии. Возникновение и эволюция, догматика и культ протестантизма. Хри­стианство в России. Общекультурные предпосылки возникновения ислама. Жизнь и религиозная проповедь Мухаммеда. Коран и Сунна. Основные положения вероучения, культовая практика, обряды и праздники ислама. Шариат и мусульманское право, специфика рели­гиозной организации ислама. Историческое развитие и основные на­правления в исламе. Общая характеристика положения ислама в со­временном мире и России.

Тема 5. Нетрадиционные религии

Нетрадиционные религии: причины распространения, характер­ные черты, классификация. Неохристианские объединения протес­тантского толка: баптисты, пятидесятники, «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы», «Церковь Унификации», «Церковь Хри­стова». Неохристианство православного толка: старообрядцы, моло­кане, хлысты, пятикнижники, секты П. Иванова, Виссариона, «Богородничного Центра», «Белого Братства». Неоориентальные объеди­нения: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр», «Трансцендентальная медитация», «Аум Сенрикё». Сайентологическое направление: «Церковь сайентологии», «Общество Аэтариус» и др. Сатанизм как феномен антихристианского, антитра­диционного мировоззрения и продукт массовой культуры: идеология, культ, основные организации, социальный

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.

Другие похожие документы..