Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

ТЕМА 1. Религия как особая форма мировоззренческого знания и социального института.

План.

1. Сущностные характеристики и составные части религии.

2. Основные теории происхождения религии:

а) Религиозный подход;

б) Светский подход.

СУЩНОСТЬ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РЕЛИГИИ

В современном мире существует большое количество разнообразных вер и идеологий, которые условно можно объединить вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.

Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80 % населения земного шара. И все-таки она является сферой, мало понятной и для обычных людей, и для специалистов. Причин тому много. Дать одно определение того, что же такое религия, вряд ли представляется возможным уже потому, что известно огромное количество религий прошлого и настоящего. Далее, религию чаще всего оценивают по ее внешним признакам, так как она практикуется ее последователями в культе, тогда как для верующего человека она заключается в глубоко личном внутреннем диалоге с чем-то сверхъестественным. Наконец, каждый исследователь определяет религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями и личным отношением к предмету своего изучения (верующий или неверующий).

Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-кулътовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.

Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию.

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Веру очень часто противопоставляют знанию, получаемому наукой и философией. Считается, что, в отличие от веры, знание является теоретически и практически обоснованным (наука), логически непротиворечивым и аргументированным (философия). Однако значительная часть великих ученых XX в. не видела непреодолимой пропасти между религией и наукой.

Особая настроенность всех этих обычных для человека психологических проявлений на религиозный лад становится возможной лишь под влиянием продолжительной неудовлетворенности многих его потребностей: мировоззренческих, познавательных, эстетических, материальных и т. д. Какова бы ни была причина этого — то ли низкая активность самого человека, то ли неблагоприятные социальные условия его жизни, но там, где не подходят естественные пути достижения целей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно целиком считать естественным свойством человеческого сознания.

Вероучение систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, которые не подлежат критике.

В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Священных книгах — Священном Писании, как Библии для христиан и Коране для мусульман. Священное Писание по своей сути считается Откровением, с которым Бог обратился к людям.

Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого ума.

В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов — Священное Предание, написанное людьми (но, как считают, например, католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Примером такого Предания может служить еврейский Талмуд, само название которого уже приобрело переносный смысл.

Проявить свое отношение к тому, во что или в кого верит религиозный человек, он может через внешние действия, которые называют культом.

Культ система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом.

Наиболее известна среди обрядов религиозного культа (крестное знамение, поклон, окропление святой водой, жертвоприношение, зажигание свечей и др.) молитва — индивидуальное или кол­лективное словесное обращение верующего к предмету своей веры.

Культ в религии имеет двоякое значение. Во-первых, посредством культа словно устанавливается и поддерживается обратная связь между миром естественным (земным, человеческим) и миром сверхъестественным (небесным, божественным). От такой связи человек ожидает, прежде всего, необходимого участия «горнего мира» в своей судьбе и судьбах других людей. В зависимости от религии, представление о характере такого воздействия может быть различным: и ма­гическим, и зависящим от ценности принесенных жертв или количества прочитанных молитв, и соответствующим «добрым делам» и т. п.

Во-вторых, система культовых действий во всей ее сложности и разветвленности постоянно поддерживает религиозные чувства верующих и их веру, также является внешним выражением этой веры. Вообразите на минуту какое-нибудь религиозное течение, которое полностью отвергло бы всякий культ. Естественно, что оно перестало бы быть религией, а превратилось в богословскую школу по изучению и толкованию каких-то религиозных идей.

Религиозная организация — оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. В своем развитии религиозная организация прошла несколько этапов.

Религиозная группа сравнительно небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» указывает, что «религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» (ст. 7.3). Для осуществления богослужебной деятельности используется имущество и помещения самих участников (ст. 7.1). Религиозная община — религиозная организация, признаками которой являются:

• добровольное контролируемое членство;

• высокая степень регулярности культа;

• отсутствие централизованного руководства при наличии среди верующих лиц, наделенных функциями священнослужителей. Для организации религиозной общины федеральный закон предусматривает наличие не менее десяти участников, «достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местно­сти либо в одном городском или сельском поселении» (ст. 8.3). Община — самая распространенная в древних и современных религиях форма религиозной организации.

Деноминации религиозное объединение, находящееся в стадии организационного оформления. Этот термин используется также как синоним слов вероисповедание, конфессия, означающие принадлежность к определенной религии.

Церковь централизованное, иерархическое объединение священнослужителей (клира) и простых, верующих, (мирян), которое постоянно воссоздает и координирует обрядово-кулътовую сторону религии. Она является высшей формой религиозной организации.

Секта религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое откололось от более крупной организации и характеризуется замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность исповедуемых ее приверженцами взглядов.

Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той исходной религия, из которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что некие второстепенные элементы веры, уже существовавшие в исходной религии, здесь возводятся до положения центральных. Например, это могут быть исцеление, пробуждение или учение о конце света.

Культовая практика сектантов на деле направлена не на поддержание внутренней духовной связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко отрицательного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдения которых требует от своих приверженцев секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая жесткость вырабатывает чувство принадлежности к элитарному меньшинству, обладающему недоступной всем остальным полной и окончательной истиной.

Власть в секте, как правило, дается благодаря личным «духовным дарам» и признанию «духовной силы». Ее лидеры выявляются в результате особого псевдопророческого вдохновения, будто бы нисходящего на людей со Святым Духом.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОВДЕНИЯ РЕЛИГИИ

Относительно проблемы сущности и происхождения религии существуют два основных подхода: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий).

Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), природу, человека. Господь воздействует особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это воздействие, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога.

1) Онтологическое доказательство было сформулировано блаж. Августином (V в.) и теологом Ансельмом Кентерберийским (XI в.). Оно состоит в том, что, поскольку мы можем представить себе совершенное существо, оно должно быть, так как в противном случае мы не могли бы его представить . Логическая невозможность данного доказательства состоит в том, что существование Бога подменивается существованием понятия о Боге: от того, что я представлю в своем кошельке сто талеров, мое имущество не станет на них больше, — так опроверг это доказательство знаменитый немецкий философ И. Кант (1724—1804)2. Тем не менее онтологическое доказательство позволило перейти к менее уязвимым доказательствам — историческому и психологическому.

2) Космологическое доказательство, намеченное великими античными мудрецами Платоном и Аристотелем и окончательно сформулированное величайшим богословом западноевропейского Средневековья Фомой Аквинским (1225/1226— 1274), требует для такого сложного мира, как наш, первопричины,.первоначального импульса всякого начала или движения, который сам должен быть беспричинным, безусловным. Это доказательство развивали знаменитые философы-рационалисты Нового времени Г. Лейбниц и X. Вольф. Его оспаривают, утверждая, что мир не требует перводвигателя, поскольку материя сама обладает движением как своим свойством.

3) Телеологическое доказательство утверждает наличие в мире

целесообразности, порожденной Богом: «Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности... Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом»1. Это доказательство сейчас широко используется, поскольку мысль о наличии в мире гармонии, целесообразности широко распространена. Это доказательство можно подвергнуть критике, утверждая, что гармония нашего мира, построенная на пожирании сильными слабых, на столкновениях и борьбе, не согласуется с добротой Творца. Сторонники телеологического доказательства в ответ на это возражение указывают на факт грехопадения, внесшего порчу в творение. Дескать, гармоничность мира другого, низшего порядка, не так красива, как это было задумано Творцом, но она все-таки есть.

4) Моральное доказательство утверждает наличие абсолютного и вечного морального закона, как проявления божественного начала в мире. Выдвинуто оно знаменитым немецким философом И. Кантом. Почему «категорический императив», совесть, так властно руководит человеком? Потому что есть Бог, ибо «высшего блага, которое моральный закон обязывает нас полагать предметом наших стремлений, мы можем ожидать только от морально совершенной (святой и благой) и вместе с тем всемогущей воли»2. Это-доказательство понятно только совестливым людям, поэтому его ценность относительна.

5) Историческое доказательство — древнее, поскольку на факт всеобщности веры в Бога (богов) указывали еще античные авторы (например, Цицерон), но часто используется и поныне: «История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему неверующими. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, — это, по существу, перелицованная религия»3. Это доказательство не носит строго логического характера, просто трудно себе представить, чтобы заблуждение было настолько массовым и давним.

6) Психологическое доказательство — современное. Наличие у человека религиозного чувства должно вызываться внешней причиной, которая и есть Бог. Это доказательство понятно только верующим, поэтому его ценность также относительна.

Последователи религиозного подхода также уверены в том, что религия была вложена Богом в человеческую душу и затем открыта ему в истинах священных текстов. При этом указывается, что религиозное чувство и сопровождающий его религиозный культ необходимы не для, скажем так, удовлетворения божественного тщеславия, а для самопознания человеком своей высшей духовной сущности, способной отрываться от обыденного и мирского.

Примером религиозного подхода к проблеме происхождения религии может служить теория *прамонотеизма*, обоснованная католическим священником В. Шмидтом (1868—1954) в фундаментальной 12-томной работе «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории вера во многих богов, легенды и мифы о героях и царях являются лишь позднейшими искажениями веры в единого бога, Творца всего сущего.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.

Другие похожие документы..