Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

Материалы итоговой аттестации

Экзаменационные вопросы.

1. История религий как центральная дисциплина научного рели­гиоведения.

2. Религия как мировоззрение и социальный институт с точки зрения исторической науки и научного религиоведения.

3. Проблема происхождения религиозных представлений.

4. Первобытные формы религиозных представлений и верований: фетишизм, тотемизм, анимизм.

5. Первобытные формы религиозных представлений и верований: магия, шаманизм

6. Религиозные представления и культы Древнего Египта и Древней Месопотамии.

7. Религиозные представления и культы Древней Греции и Древнего Рима.

8. Религиозные представления и культы индейцев Центральной и Южной Америки.

9. Индуизм, джайнизм, сикхизм: священные книги и вероуче­ние, особенности организации и культа, основные этапы историче­ского развития и современность.

10. Иудаизм: священные книги и вероучение, организационная структура и культ, история и современность.

11. Зороастризм: священная книга и вероучение, организация и культ, основные этапы истории и современность.

12. Конфуцианство, даосизм, синтоизм: основные этапы разви­тия, вероучительные доктрины и культы.

13. Религиозные представления и культы древних германцев, славян и других народов Европы до принятия ими христианства.

14. Традиционные религиозные верования некоторых народов Африки и Океании, Азии и Америки.

15. Буддизм: возникновение, распространение, основные идеи первоначального вероучения.

16. Историческая специфика доктрин, организации и культово-обрядовых практик в основных направлениях буддизма. Буддизм в России.

17. Христианство: возникновение, распространение, основные идеи первоначального вероучения.

18. Историческая специфика доктрин, организации и культово-обрядовых практик в основных направлениях христианства. Христи­анство в России.

19. Ислам: возникновение, распространение, основные идеи первоначального вероучения.

20. Историческая специфика доктрин, организации и культово-обрядовых практик в основных направлениях ислама. Ислам в России.

21. Протестантское неохристианство: баптисты, пятидесятники, «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы» и др.

22. Неохристианство православного толка: старообрядцы, моло­кане, хлысты, пятикнижники и др.

23. Неоориентальные объединения: «Общество Сознания Криш­ны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр» и др.

24. Сайентологическое направление: «Церковь сайентологии», «Общество Аэтариус» и др.

25. Сатанизм в истории и современности: идеология и культ, ор­ганизация и социальный состав.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Изд-во МПСИ, 2005.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издат. Дом «Nota Bene», 1998.

4. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X.: Торсинг, 2003.

5. Классики мирового религиоведения: Антология / Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М., 1996.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. -3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Ябло-ков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е год., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998.

8. Пивоваров Д.В. Философия религии: Уч. пособие. - Екатеринбург, 2006.

9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2000.

10. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. Красникова А. Н. - М.: Университет: Юрайт, 2000.

11. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

12. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2002.

Дополнительная литература

1. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Со­временное истолкование древних текстов. - М.: Вост. Лит., 2001.

2. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. - М.: Наука, 1990.

3. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: Главные имена, основные термины и доктринальные понятия: Учеб. пособие для студентов. - М.: Вестком, 2000.

4. Библия (любое издание).

5. Большаков О.Г, История Халифата: В 4 т. - М.: Вост. лит. Т.. 1-2.-2002.

6. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: история. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, 2000.

7. БуайеЖ.Ф. Империя Муна / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990.

8. Буддизм: Словарь / Л.Л. Абаева, В.П. Андросов, Э.П. Бакаева и др.; Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. - М.: Республика, 1992.

9. Буддийский мир / Редкол.: Б. Дондоков (гл. ред.), В. Бараев, Ч. Будаев. - М.: Раритет, 1994.

10. Бюркле X. Человек в поисках бога: проблема неохристианских религий. - М., 2001.

11. И. Донини А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана) / Пер. с итал. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989.

12. Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. -М.: Акад. проект, 2001.

13. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Мысль, 1994.

14. В. О. Ключевский Православие в России. - М.: Мысль, 2000.

15. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

16. Кучер О.Н. Христианство: история и современность. - Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2004.

17. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. - М.: Восточ. лит. РАН, 2001.

18. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (ла­тинская патристика). - М.: Мысль, 1979.

19. Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - М., 1994.

20. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: РХГИ, 1997.

21. Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения Аббасидов: [пер. с нем.]. - М.: АСТ: Астрель, 2004.

22. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. / Авт.-сост. И. Куликов. - М., 1999.

23. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996.

24. Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Из­бранные тексты. - М.: Восточ. лит., 2001.

25. Тайные общества и секты: Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики: [Подгот. текста Н.И. Марковой]. -Мн., 1996.

26. Ткачева А.А. Новые религии Востока. - М.: Наука, 1991.

27. Хартвиг Р. В клещах саентологии // Народное образование. 2003.-№4.-С. 237-245.

28. Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. О религиозной, социально-политической и идеологической доктрине иеговизма. - СПб., 1997.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АВРААМИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ – три монотеистические традиции, связанные с путём, открытым праотцем еврейского народа Авраамом: иудаизм, христианство, ислам.

АВЕСТА - собрание священных книг, авторство ко­торых традиционно приписывается пророку Заратуштре (Зороастру) - основателю зороастризма. Авеста отража­ет религиозно-мифологические миропредставления древнеиранских племен, время ее возникновения относят к пе­риоду между началом 1-го тыс. до н.э. и 6 в. до н.э. Долгое время Авеста передавалась изустно. Впоследствии (в эпоху правления в Иране династии Сасанидов, 3-7 вв.) была осу­ществлена ее систематизация и кодификация. Начальная рукопись Авесты ("комментированная А."), изложенная специ­ально изобретенным для этих целей "авестийским алфа­витом" (на базе среднеперсидского языка), датируется 13-14 вв.

Кодифицированная при Сасанидах А. состояла, со­гласно ряду свидетельств, из 21 части. В настоящее время известны такие сохранившиеся фрагменты Авесты, как Ясну, Яшты, Видевдат, Висперед (кроме того молитвенные выдержки составили т.н. Малую Авесту). Ясна включает 72 главы: 17 из них - Гаты, или стихотворные гимны проро­ка Заратуштры; 7 глав образуют близкую к Гатам "Ясну семи глав". Яшты (созданные позднее, чем Гаты) образу­ются 21 религиозным гимном, посвященным разнообраз­ным божествам пантеона зороастризма. Видевдат - един­ственная часть Авеста, сохранившаяся до наших дней целиком; посвящена изложению зороастрийских догматов о разре­шенном и запрещенном, о процедурах религиозного очи­щения, о ритуальном сохранении чистоты.

АТАР - и зороастризме (см.) - огонь, символ бога Ахуры Мавды (см. Ахура Мазда).

АТЕИЗМ (греч. "Бог" и отрицательная частица - а-) - традиционном понимании - мировоззренческая програм­ма, альтернативная теизму, т.е. основанная на отри­цании наличия начала бытия, трансцендентного миру. В конкретных формах может конституироваться в оппозиции не столько теизму как таковому, сколько конкретному вероучению (определенной конфессии).

АТОН (егип. "диск солнца") - в древнеегипетской ми­фологии - олицетворение солнечного диска и первона­чально - одна из ипостасей богов солнца (так, А. понимал­ся как "тело" Ра или Атума). В конце 15 в. до н.э. А. стано­вится самостоятельным богом солнца, а в 1419 - ок. 1400 до н.э., в годы правления Аменхотепа IV, или Эхнатона (см.), культ А. становится особенно значимым. Культ еди­ного бога А., введенный на шестом году царствования Эхнатона, является одним из первых, хотя и не удавшихся, прецедентов введения монотеизма, еще отягощенно­го чертами языческого солнцепоклонничества и пантеиз­ма.

БОДХИСАТТВА (санскр. "тот, кто просветлен") - в буддизме - 1) Будда до постижения истинного знания; 2) идеальное существо - наставник людей, отказа­вшийся от немедленного вступления в Нирвану и спо­собствующий их нравственному совершенствованию в це­лях обретения Нирваны; 3) существо, осознанно остающе­еся в циклах сансары и подчиняющееся всем законо­мерностям кармы вплоть до достижения спасения каждым человеком. Концепция Б. несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (раз­ные школы называют разное число таких будд - от 5 до 24, но не более), а также будда нынешнего мирового периода Шакьямуни и будущего - Майтрея. В махаяне путь Б. доступен для всех, Б. обитают не только на земле, но и в иных мирах, число которых бесконечно. Наиболее популярные Б. буддистского пантеона - Авалокитешвара. Манджушри, Ваджрапаны и др. Каждый Б. входит п мифо­логическую семью какого-либо будды. Высший духовный иерарх Тибета далай-лама считается воплощением ("жи­вым богом") Авалокитешвары.

ГАЛАХА (арам, "принятый путь", в значении - "за­кон") - нормативная часть иудаизма, совокупность всех законов иудейской традиции, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической ли­тературе. Еще одно, узкое, значение термина "Г." - кон­кретное правовое постановление, решение по конкретному вопросу (мн.ч. - Галахот). Поначалу Г. понималась именно в таком значении, постепенно стала обозначать всю рели­гиозно-правовую систему иудаизма.

ГОЛГОФА (от иврит. «череп»)- в Новом Завете – Лысая гора, место распятия Иисуса Христа.

ДУАЛИЗМ - характерная черта ряда религий (см) сводящаяся к вере в существование двух противополож­ных сверхъестественных сил или божеств, совместно-! неизбывном борении между собой - контролирующих мир.

Элементы Д. присутствуют в любом религиозном ми­ровоззрении, полагающем кардинальное отличие мирско­го от священного.

Важнейшим прецедентом дуалистической космого­нии является признание Зла важнейшим основанием мир (напр., в зороастризме).

Новый Завет, употребляя ряд формулировок Д., трактует эти моменты в качестве противоречивых фазисов истории спасения.

В теологии католичества Бог (см.) и Его творения, Дух и материя являют собой лишь различные модальности в абсолютном единстве бытия.

ИХРАМ (араб.) - в исламе совершаемый в начала хаджжа и заключающийся в приведении себя мусульманином в состояние ритуальной чистоты и особого душевного состояния для паломничества в Мекку. Паломник облачается в особую одежду, символизирующую чистоту: из двух кусков белой ткани один обматывается вокруг бедер, другой набрасывается на плечи. Вхождение в И. как особое душевное состояние знаменуется формулой, обращенной к Аллаху: "Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварща!» Эту формулу обязательно произносить при вступлении Мекку и посещении в ходе хаджжа всех святых мест. Выход из И. символизирует бритье головы или срезание пряди волос..

ИХСАН (араб.) - состояние предельной истовости в исламе, как правило, недостижимое в других религиях и поэтому трактуемое последними как фанатизм.

ИШВАРА - в индуизме - божество, обладающее свободной волей. Это верховное существо, одаряющее тем, чем оно обладает и чем является, - свободой: таким образом, это та божественная жизнь, частицы которой заключены в каждом живом существе, т.е венный бессмертный владыка". Представление о том Бог извне управляет и устанавливает свои законы над человеком, противоречит принципам и цели йоги, ибо подобное управление (которое может быть желательным лишь в некоторых незначительных вопросах) подразумевает ограничение выбора и силы индивидуальности. Любви всегда присуще нарушение гармонии, поскольку она принимает на себя ограничение свободы; но это нарушение поглощается в окончательной Гармонии, когда йог достигает и пребывает во власти Единства, превозмогая человеческое бытие и перерождения.

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creatio — со­творение) и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (лат. evolutio — развертывание). К. — ре­лигиозное учение о сотворении мира Богом, из ничего, присущее иудаизму, христианству, исламу. Согласно Биб­лии, Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды, весь растительный и животный мир «по роду их», и челове­ка — по Своему образу и подобию. Теология до середины XIX в. отстаивала божественную сотворенность неорга­нической и органической природы, отрицала наличие генетической связи между видами. Развитие естественно­научных знаний об истории земли, эволюции растительного и животного мира поколебало позиции К. В настоя­щее время в теологии нет единого понимания К. Теологи, объединяющие­ся вокруг Института креационных ис­следований США, продолжают отри­цать эволюцию и, используя своеобраз­но интерпретированные данные науки, претендуют на создание т. наз. научного К. • В то" же время в теологии сформировалось направление теисти­ческого Э. (К. Ранер, А. Морено, Э. Фер, В. Маркоцци). Учитывая, что идеи Э. прочно утвердились в современной био­логии, где положения классического дарвинизма были синтезированы с со­временной молекулярной генетикой, что эволюционные принципы утверди­лись и в др. областях науки, напр, в астрономии, сторонники теистическо­го Э. стремятся интерпретировать саму идею эволюции как продолжающееся божественное творение мира. В рамках теистического Э. качественные перехо­ды от неорганической формы к органической, от растительной к животной и к появлению человека рассматриваются как акты непосредственного божест­венного творения.

ОТКРОВЕНИЕ — самораскрытие Бога, составляющее основу Священного Писания и Священного Предания у иудеев, христиан и мусульман. Носите­лями Откровения в иудаизме выступали патри­архи, мессии, пророки, мудрецы. Они получали его или непосредственно в богообщении (как Моисей), открывали волю Бога в исторических перипетиях, символах, снах и т.д. (пророки Ветхого Завета). Христианство провозглашает новый тип Откровения. Это Откровение о Богочеловеке Иисусе Христе. Главная тема новозаветного Откровения — это сам Христос, его распятие и воскресение. Другой важный источник христианского Откровения составляет церковь. В ней, согласно православному и католическому вероучениям, Бог в таинствах являет себя людям, в ней Откровения в Священном Писании и в Священном Предании обретают единство, дополняют друг друга. Откровения последних дней мира, Страшного суда, судеб будущего мир человечества составляют особый тип Откровения. Наиболее ярким примером Откровение Св. Иоанна Богослова. (Апокалипсис), входящее в канон Нового Завета. Кораническая традиция, настаивает на том, что Откровение транслировалось архангелом Джебраилом (Гавриилом) Пророку Мухаммеду. Ему, - «печати пророков», было дано наиболее полное самораскрытие Аллаха.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — религиозная концепция истории как божественного промысла, понимание которого лежит за пределами возможностей человеческого разума. В соответствии с Провиденциализмом и история в целом, и каждое историческое событие в отдельности являются осуществлением божественного замысла как конечной цели развития и обусловлены его волей. Провиденциализм характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама. В рамках христианской теологии концепция Провиденциализма вырабатывалась апологетами, отцами церкви, теологами. Первым наиболее полным изложением идей Провиденциализма стало учение Августина об историческом процессе как пути к Царству Божьему, являющему собой осуществление божественного плана (в работе «О граде Божьем). Подобная точка зрения была господствующей во взглядах на общество и перспективы его развития в течение многих веков. Лишь в период Возрождения и позднее, в эпоху Просвещения, начинают развиваться альтернативные Провиденциализму рационалис­тические воззрения на историю как имманентное осуществление естест­венного закона, разума и т.д. Однако «просвещенному разуму» не удается окончательно преодолеть Провиденциализм. Он полу­чает дальнейшее развитие в концепции Боссюэ (XVII в.), в учениях Ж.М. де Местра, Ф. Шлегеля, Л. Ранке (XIX в.); в XX в. — в философии неотомизма (Ж. Маритен и др.), протестантской теоло­гии (Р. Нибур и др.). Провиденциализм характерен и для ислама, обосновывающего крае­угольное положение своего учения — предопределение — провиденциальными идеями.

ОРТОДОКСИЯ – (лат. «правильный», «мнение») – в теологии: эквивалент православия (не в конфессиональном, а в аксиологическом смысле).

ТЕОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо. Почитание Бога, служение Ему выступает, согласно теоцентризму, фундаментом морали.

ТОТЕМИЗМ - (на языке индейцев североамериканского племени оджибве - «его род») — вера в сверхъестественную связь человека и отдельных социальных коллективов с животными и растениями.

ШАМАНИЗМ(на языке сибирских народов «саман» — буйный) особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов — шаманов.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. «последний» и «учение») – религиозное учение о «последних вещах», о конце истории и конечной судьбе мира и человека.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.

Другие похожие документы..