Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

Методические указания для преподавателей

С первых же тем преподаватель должен акцентировать внимание студентов на базовые принципы учебно-познавательной деятельности в рамках изучения данного курса, связанных с его спецификой. Мировоззренческий выбор, например, в пользу атеизма одного из студентов, не должен становиться предметом обсуждения или острой дискуссии в аудиторных занятиях, а преподаватель должен поддерживать атмосферу «скрытой многополярности» взглядов. Нужно сознательно избегать использования сравнительного анализа, так как это может привести к попытке выявления истинности вероучительных положений одной из религий перед другими. Предпочтительным выглядит сопоставительный метод, который ориентирован на простое описание объективных фактов, а не нацелен на выявление качественных различий между ними.

На лекционных занятиях помимо изложения строго научного материала, предназначенного для записи студентам, следует активно привлекать и хрестоматийный материал, и первоисточники для поддержания живого интереса и воссоздания более ясной картины о предмете изучения.

Учебно-проверочная работа на семинарах должна способствовать пополнению, углублению, совершенствованию знаний студентов по предложенным темам, базовые моменты которых фиксируются на лекциях. Обязательно вынесение на рассмотрение ещё не затронутых аспектов темы. Не следует оценивать знания, уровень овладения материалом студента только по изложенному докладу. Он должен подтвердить высокий уровень владения материалом в ходе беседы в полилоговой форме «студент – аудитория – преподаватель». Поэтому в арсенале у преподавателя должны быть различные проблемные вопросы и задачи.

Преподаватель должен донести до сведения студентов, что курс «История религий» имеет своей целью научное и философское познание феномена религии, а не собственно религиозное познание, которое есть познание абсолютных, не подвергаемых сомнению, истин, и проистекает в рамках определённой конфессии, характеризируется обязательным соблюдением культово-обрядовой практики.

Методические указания для студентов

Изучение истории религий как центральной дисциплины научного религиоведения требует от студентов систематической подготовки к семинарским занятиям в силу определённой преемственности и взаимосвязанности тем, что, несомненно, будет способствовать успешной сдаче различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля. Главнейшим назначением семинара является самостоятельное изучение предложенных вопросов. Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется, как было указано чуть ранее, текущий, промежуточный контроль успеваемости студентов, проверяются конспекты лекций.

Для всестороннего наиболее полного освоения тем студент должен привлекать широкий спектр библиографических источников (монографии, учебные пособия, энциклопедии, хрестоматии, первоисточники). Коллективное обсуждение вопросов, касающихся изучения религии как особой формы мировоззренческого знания и социального института позволит уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на семинаре должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив, продемонстрировать весь свой творческий потенциал.

По прохождению курса студент должен аналитически представить содержание актуальных проблем современного религиоведения и религиософских концепций, знать историю развития отдельных религий и их вероучительные доктрины.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. История религий о сущности, происхождении и пер­вобытных формах религиозных представлений

История религий как центральная дисциплина научного религиоведения. Проблемы сущности, уровней, типов и функций религии как особой формы мировоззренческого знания и социального инсти­тута в исторической науке. История религий о происхождении рели­гиозных представлений. Проблема первобытных форм религиозных верований. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм как пер­вобытные формы религиозных верований и представлений. Эволюция религиозных институтов, представлений и верований в период пере­хода от первобытности к цивилизации.

Тема 2. Религии древних цивилизаций

Древние цивилизации мира как исторический феномен: общая характеристика. Религиозные верования и культы в Древнем Египте. Религии в Древней Месопотамии. Религия Древней Греции. Религия Древнего Рима. Религиозные представления и культы индейцев Цен­тральной и Южной Америки. Общие характерные черты мифов и ре­лигий древних цивилизаций. Главнейшие и второстепенные божества и их культы. Закономерности становления и основные этапы разви­тия. Храмы, праздники, обряды, жречество.

Тема 3. Крупнейшие национально-народностные религии

Национальные и народностные религии как феномен истории культуры. Индуизм: общая характеристика, основные отличия от ев­ропейской модели религии, основные этапы развития, вероучение, культы и обряды. Иудаизм: священные книги и вероучение; основные культы, обряды и праздники; организационная структура. Зороаст­ризм: возникновение и основные этапы развития; священная книга и вероучение; культ, обряды и праздники. Религии Китая и Японии: конфуцианство, даосизм, синтоизм: основные этапы развития, вероучительные доктрины и культы. Религиозные представления и культы древних германцев, славян и других народов Европы до принятия ими христианства. Традиционные религиозные верования, обряды и культы некоторых народов Африки и Океании, Азии и Америки.

Тема 4. Мировые религии

Мировые религии как всемирно-историческое явление. Соци­ально-культурные предпосылки возникновения буддизма. Жизнь Гаутамы Будды. Основные положения первоначального буддистского вероучения. Распространение и основные направления в буддизме. Отличительные черты вероучительных доктрин и культовых практик хинаяны, махаяны, ваджраяны. Буддизм в России. Религиозные и со­циальные истоки христианства. Личность и евангельская проповедь Иисуса Христа. Распространение и организационное оформление раннего христианства. Особенности вероучения, культа и церковной организации православия и католицизма в их историческом развитии. Возникновение и эволюция, догматика и культ протестантизма. Хри­стианство в России. Общекультурные предпосылки возникновения ислама. Жизнь и религиозная проповедь Мухаммеда. Коран и Сунна. Основные положения вероучения, культовая практика, обряды и праздники ислама. Шариат и мусульманское право, специфика рели­гиозной организации ислама. Историческое развитие и основные на­правления в исламе. Общая характеристика положения ислама в со­временном мире и России.

Тема 5. Нетрадиционные религии

Нетрадиционные религии: причины распространения, характер­ные черты, классификация. Неохристианские объединения протес­тантского толка: баптисты, пятидесятники, «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы», «Церковь Унификации», «Церковь Хри­стова». Неохристианство православного толка: старообрядцы, моло­кане, хлысты, пятикнижники, секты П. Иванова, Виссариона, «Богородничного Центра», «Белого Братства». Неоориентальные объеди­нения: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр», «Трансцендентальная медитация», «Аум Сенрикё». Сайентологическое направление: «Церковь сайентологии», «Общество Аэтариус» и др. Сатанизм как феномен антихристианского, антитра­диционного мировоззрения и продукт массовой культуры: идеология, культ, основные организации, социальный

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1. Религия как особая форма мировоззренческого знания и социального института.

1. Сущностные характеристики и составные части религии.

2. Основные теории происхождения религии:

а) Религиозный подход;

б) Светский подход.

3. Функции религии.

4. Религия в системе культуры:

а) Религия и наука;

б) Религия и искусство;

в) Религия и философия.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Взаимосвязь научной и религиозной картин мира.

2. Религия в современном обществе.

Литература:

Основная:

1. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X : Торсинг, 2003.

2. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Ябло-ков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е год., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998.

3. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

4. Религия в истории и культуре: Учебник для студ. вузов / Под ред. М.Г. Писманика. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2000.

6. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: Для вузов / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. В 2 ч. - М.: Наука, 1994.

Дополнительная:

1. Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее. - СПб., 2002.

2. Сильвестров В. В. Основные формы религиозного самосоз­нания // Сильвестров В. В. Культура. Деятельность. Общение. - М., 1998.-С. 269-296.

ТЕМА 2. Первобытные формы религии и религии древних цивилизаций.

1. Особенности первобытных форм религии.

2. Первобытные формы религиозных верований и представлений:

а) фетишизм, магия;

б) тотемизм, анимизм;

в) шаманизм.

3. Эволюция религиозных институтов, представлений и верований в период перехода от первобытности к цивилизации.

4.Религии древних цивилизаций:

а) Религиозные верования и культы в Древнем Египте;

б) Религия Древней Греции;

в) Религия Древнего Рима.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Религиозные верования и культы в Древней Месопотамии.

2. Религиозные представления и культы индейцев Центральной и Южной Америки.

Литература:

Основная:

1. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. 2-е изд. - М., 1998.

3. Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1998.

4. Религиоведение: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А. В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

Дополнительная:

1. Бадж У.Э.А. Египетская религия. Египетская магия: Пер. с англ. - 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 2000.

2. Гиро П. Быт и нравы древних греков: Пер. с фр. / Сост., обраб. текста и коммент. К. В. Купченко, Н. В. Абрамовой. - Смоленск: Русич, 2000.

3. Гиро П. Быт и нравы древних римлян: Пер. с фр. / Науч. ред., прим. и обраб. К.В. Купченко, Н.В. Абрамовой. - Смоленск: Русич, 2001.

4. Котрелл М. Белые божества инков: Разгаданные секреты пе­руанских пирамид. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.

5. Культура Латинской Америки: Энциклопедия. - М.: РОССПЭН,2000

6. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верова­ний: Пер. - М.: Рудомино; СПб.: Унив. кн., 1997.

ТЕМА 3. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ

Вопросы семинарского занятия:

1. Индуизм, сикхизм: священные книги и вероуче­ние, особенности организации и культа, основные этапы историче­ского развития и современность.

2. Иудаизм: священные книги и вероучение, организационная структура и культ, история и современность.

3. Зороастризм: священная книга и вероучение, организация и культ, основные этапы истории и современность.

4. Конфуцианство, даосизм: основные этапы разви­тия, вероучительные доктрины и культы.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Джайнизм: возникновение, вероучение, ритуалы, предписания.

2. Синтоизм - религия Японии.

Литература:

Основная:

1. Васильев Л. С. История религий Востока - М.: КДУ, 2004.

2. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X.: Торсинг, 2003.

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1998.

5. Религиоведение: Учебное пособие. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

Дополнительная:

1. Бачурин А.С. Ёсида синто как одно из направлений средневе­кового синтоизма // Вопр. философии. - 2004. -№11.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: история. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, 2000.

3. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. - СПб.: Алетейя, 2001.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Вост. лит., 2001.

5. Грубарг М.Д. Государство, власть и закон согласно традици­ям иудаизма // Этнографическое обозрение. - 2002. - № 1. - С. 126-138.

6. Гусева Н.Р. Джайнизм. - М.: Наука, 1968.

7. Ёсида Канэтомо. Сущность божественного пути (синто: тайи) // Вопр. философии. - 2004. - № 11. - С. 177-180.

8. Пахомов С.В. Представление о высшей реальности в филосо­фии индуистского тантризма // Вопр. философии. - 2006. - № 5. — С. 149-159.

9. Каниткар (Хемант) В.П. Индуизм: Пер. с англ. - М.,2001.

10. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. - М.: Восточ. лит. РАН, 2001.

11. Религия сикхов / Пер. с англ. И.Н. Полонской. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

12. Малявин В.В. Китайская цивилизация. — М.: Дизайн. Инфор­мация. Картография: Астрель: АСТ, 2001. - 627 с.

13. Немировский А.И. Собрание трудов. Мифы древности: Ин­дия. - М.: Лабиринт, 2001.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.

Другие похожие документы..