Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

С первых же тем преподаватель должен акцентировать внимание студентов на базовые принципы учебно-познавательной деятельности в рамках изучения данного курса, связанных с его спецификой. Мировоззренческий выбор, например, в пользу атеизма одного из студентов, не должен становиться предметом обсуждения или острой дискуссии в аудиторных занятиях, а преподаватель должен поддерживать атмосферу «скрытой многополярности» взглядов. Нужно сознательно избегать использования сравнительного анализа, так как это может привести к попытке выявления истинности вероучительных положений одной из религий перед другими. Предпочтительным выглядит сопоставительный метод, который ориентирован на простое описание объективных фактов, а не нацелен на выявление качественных различий между ними.

На лекционных занятиях помимо изложения строго научного материала, предназначенного для записи студентам, следует активно привлекать и хрестоматийный материал, и первоисточники для поддержания живого интереса и воссоздания более ясной картины о предмете изучения.

Учебно-проверочная работа на семинарах должна способствовать пополнению, углублению, совершенствованию знаний студентов по предложенным темам, базовые моменты которых фиксируются на лекциях. Обязательно вынесение на рассмотрение ещё не затронутых аспектов темы. Не следует оценивать знания, уровень овладения материалом студента только по изложенному докладу. Он должен подтвердить высокий уровень владения материалом в ходе беседы в полилоговой форме «студент – аудитория – преподаватель». Поэтому в арсенале у преподавателя должны быть различные проблемные вопросы и задачи.

Преподаватель должен донести до сведения студентов, что курс «История религий» имеет своей целью научное и философское познание феномена религии, а не собственно религиозное познание, которое есть познание абсолютных, не подвергаемых сомнению, истин, и проистекает в рамках определённой конфессии, характеризируется обязательным соблюдением культово-обрядовой практики.

Изучение истории религий как центральной дисциплины научного религиоведения требует от студентов систематической подготовки к семинарским занятиям в силу определённой преемственности и взаимосвязанности тем, что, несомненно, будет способствовать успешной сдаче различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля. Главнейшим назначением семинара является самостоятельное изучение предложенных вопросов. Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется, как было указано чуть ранее, текущий, промежуточный контроль успеваемости студентов, проверяются конспекты лекций.

Для всестороннего наиболее полного освоения тем студент должен привлекать широкий спектр библиографических источников (монографии, учебные пособия, энциклопедии, хрестоматии, первоисточники). Коллективное обсуждение вопросов, касающихся изучения религии как особой формы мировоззренческого знания и социального института позволит уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на семинаре должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив, продемонстрировать весь свой творческий потенциал.

По прохождению курса студент должен аналитически представить содержание актуальных проблем современного религиоведения и религиософских концепций, знать историю развития отдельных религий и их вероучительные доктрины.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Изд-во МПСИ, 2005.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издат. Дом «Nota Bene», 1998.

4. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X.: Торсинг, 2003.

5. Классики мирового религиоведения: Антология / Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М., 1996.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. -3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Ябло-ков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е год., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998.

8. Пивоваров Д.В. Философия религии: Уч. пособие. - Екатеринбург, 2006.

9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2000.

10. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. Красникова А. Н. - М.: Университет: Юрайт, 2000.

11. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

12. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2002.

Дополнительная литература

1. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Со­временное истолкование древних текстов. - М.: Вост. Лит., 2001.

2. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. - М.: Наука, 1990.

3. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: Главные имена, основные термины и доктринальные понятия: Учеб. пособие для студентов. - М.: Вестком, 2000.

4. Библия (любое издание).

5. Большаков О.Г, История Халифата: В 4 т. - М.: Вост. лит. Т.. 1-2.-2002.

6. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: история. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, 2000.

7. БуайеЖ.Ф. Империя Муна / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990.

8. Буддизм: Словарь / Л.Л. Абаева, В.П. Андросов, Э.П. Бакаева и др.; Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. - М.: Республика, 1992.

9. Буддийский мир / Редкол.: Б. Дондоков (гл. ред.), В. Бараев, Ч. Будаев. - М.: Раритет, 1994.

10. Бюркле X. Человек в поисках бога: проблема неохристианских религий. - М., 2001.

11. И. Донини А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана) / Пер. с итал. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989.

12. Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. -М.: Акад. проект, 2001.

13. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Мысль, 1994.

14. В. О. Ключевский Православие в России. - М.: Мысль, 2000.

15. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

16. Кучер О.Н. Христианство: история и современность. - Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2004.

17. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. - М.: Восточ. лит. РАН, 2001.

18. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (ла­тинская патристика). - М.: Мысль, 1979.

19. Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - М., 1994.

20. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: РХГИ, 1997.

21. Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения Аббасидов: [пер. с нем.]. - М.: АСТ: Астрель, 2004.

22. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. / Авт.-сост. И. Куликов. - М., 1999.

23. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996.

24. Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Из­бранные тексты. - М.: Восточ. лит., 2001.

25. Тайные общества и секты: Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики: [Подгот. текста Н.И. Марковой]. -Мн., 1996.

26. Ткачева А.А. Новые религии Востока. - М.: Наука, 1991.

27. Хартвиг Р. В клещах саентологии // Народное образование. 2003.-№4.-С. 237-245.

28. Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. О религиозной, социально-политической и идеологической доктрине иеговизма. - СПб., 1997.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка.

Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье. В силу тотальной экспансии возведённых в ранг общечеловеческих западных ценностей, и в вестернизированных обществах незападного мира светскость стала восприниматься как показатель общего прогресса, а религиозность пережитком прошлого, признаком отсталости. Однако современный постиндустриальный мир становится свидетелем десекуляризации мировой цивилизации в масштабах всей планеты. Именно этим обусловливается быстро растущий интерес к феномену религии. Религиоведческие знания уже значатся в системе отечественного гуманитарного образования как социально значимые. Введение на филологическом факультете в рамках специализации «Культурология» такого учебного курса, как «История религий» связана с всё более актуализирующейся необходимостью исследования религии.

Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение методологических основ философии и принцип историзма.

Цель курса – совершенствование философско-мировоззренческой и конкретно-исторической подготовки студентов посредством овладения предложенной религиоведческой дисциплины.

В круг основных задач курса входит: 1) изучение религии как особой формы мировоззренческого знания и социального института; 2) изучение сущностных характеристик, вероучительных положений отдельных религий, их возникновение и развитие в историко-культурном контексте; 3) рассмотрение актуальных проблем современного религиоведения.

Воспитательные задачи для данного курса являются не только необходимыми, а приоритетными. Студентам следует внушить, что пропагандируемая современными средствами массовой информации концепция «столкновения цивилизаций» (выработанная и идейно поддерживаемая в качестве инструмента политических «спекуляций») абсолютно не приемлемый путь развития мира. Ни одна религиозная система не конфликтогенна и не может быть таковой в своей основе, а наоборот, добродетельна, созидательна. Религиозные ценности (заповеди) самые простые, но в то же время самые истинные, великие и вечные.

Тематический план изучения курса

Наименование темы

Лекции

(час.)

Семинар

Самостоятельная

работа

Форма контроля и отчётности

1.

Религия как особая форма мировоззренческого знания и социального института.

4

2

6

Тестирование, опрос на зачёте.

2.

Первобытные формы религии и религии древних цивилизаций.

4

4

8

Тестирование, опрос на зачёте.

3.

Крупнейшие национальные религии

8

6

12

Коллоквиум, опрос на зачёте.

4.

Мировые религии: Буддизм.

4

2

6

Коллоквиум, опрос на зачёте.

5.

Христианство

4

4

6

Коллоквиум, опрос на зачёте

6.

Ислам

4

4

6

Коллоквиум, опрос на зачёте

7.

Нетрадиционные религии

2

2

6

Тестирование, опрос на зачёте.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.

Другие похожие документы..