Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»)

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Религиозная организация ислама заметно менее централизованна, чем церковная организация у христиан. Довольно часто исследователи называют ее «неинституциализированной», т. е. такой, где отсутствуют единая организация, выделение духовенства в отдельную прослойку, единые для всех верующих религиозные постановления наподобие решений Вселенских соборов или папских энциклик в христианстве.

На деле различие между христианской и мусульманской религиозной организацией представляется более принципиальным. Христианская вера строится на принципе личной связи между человеком и Богом, церковь же выступает лишь своеобразным посредником между ними. Для мусульман их религиозная община является единым коллективом, духовные связи между членами которой не менее прочны, чем, например, кровнородственные отношения.

Как и в буддизме, основу религиозной организации мусульман составляет община верующих — умма, не только духовным, но и политическим руководителем которой является имам.

В исламе возникли два основных течения в исламе — суннизм и шиизм, «яблоком раздора» для которых является спор о принципах сосуществования религиозной и светской власти. Пророк, которого избрал непосредственно Аллах, умер. Его преемники — халифы — должны были заботиться о том, чтобы люди жили в соответствии с Кораном и Сунной. С самого начала среди мусульман разгорались жестокие споры о том, кто же способен возглавить мусульманскую общину. Понятно, что на той стадии культурного развития арабов, на которой воз­ник ислам, в нем просто не могло быть «неземных» поводов для внутриконфессиональных распрей. Это христианство, за плечами которого стоял синтез тысячелетней античной и ближневосточной культурных традиций, могло позволить себе догматические споры, например, о «подобосущности» (греч. гомоусия) или «единосушности» (греч. гомоюсия) Бога-Отца и Бога-Сына.

Шииты (араб, аш-шиа — сторонники) считали, что главой мусульман — имамом — может стать только кровный родственник Мухаммада, так как именно на него может сойти божественная благодать, которая осеняла основателя ислама. По мнению шиитов, таким был Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат пророка, состоявший в браке с его дочерью Фатимой, четвертый «праведный» халиф (656— 661). Имам Али до сих пор пользуется в среде шиитов исключительной славой и почитанием. Шииты прибавляют к Корану особую суру — «Два светила» (пророк Мухаммад и имам Али), а к основному положению символа веры «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Аллаха» — слова «И его товарищ Али». Существует и специфическое толкование Корана, где истолковывается божественность Али. Одно из течений шиитов доходит до непосредственного обожествления своего имама.

После гибели Али от руки убийцы шииты считали, что власть должна перейти к внукам пророка — Хасану и Хусейну. Но судьба новых имамов оказалась такой же трагической — их также убили в борьбе за власть.

Эти три первых имама положили начало династии шиитских имамов, которые хотя и не имели реальной политической власти, тем не менее считались духовными лидерами шиитской общины. Имамат (верховная религиозная власть) переходил из поколения в поколение среди потомков первых трех имамов. Последним, двенадцатым, имамом стал в ХП в. потомок пророка также по имени Мухаммад.

Неожиданно этот имам бесследно исчез при таинственных обстоятельствах. Тогда и возникло учение о «скрытом имаме», которого Аллах спрятал до времени в недосягаемом месте. Он может возвратиться на землю в предназначенное время и восстановить справедливость. Никто не знает, когда это произойдет. Шииты чтят скрытого имама как своего единственного главу, и все шиитские руководители, высшие духовные наставники (например, аятоллы в Иране) считаются представителями «скрытого имама».

В шиитских имамах живет полученная от Мухаммеда «пророческая душа». мам Али получил пророческую душу от самого Аллаха, и потому шииты не признают Сунну, а имеют собственные предания (хабар, или ахбар), включающие в себя мудрые высказывания имама Али, свидетельства о его жизни, и считают это собрание авторитетным источником шиитского вероучения.

В исламском мире шииты и другие близкие к ним течения составляют меньшинство (менее 1/4 от общего количества мусульман), но они очень активны и оказывают значительное влияние на мусульманское движение не только на Востоке. Шиизм распространен преимущественно в Иране и Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне.

Суннизм — это ортодоксальное направление в исламе. Сунниты отличаются от шиитов тем, что по их представлениям Сунна — это один из источников мусульманского вероучения и права наряду с Кораном. Суннизм также отличается и отношением верующих к наследственности верховной и духовной власти — халифа-имама. Светского и духовного главу мусульман должны избирать члены общины. Точнее говоря, никаких всенародных выборов в арабском мире никогда не существовало, избрание всегда происходило в узком кругу лиц, приближенных к пророку или его преемникам, а мусульманской общине надлежало подтвердить свершившийся факт. Но даже таким «недемократическим» (с нашей точки зрения, разумеется) способом человек мог стать халифом не благодаря происхождению, а благодаря собственным способностям (история арабского халифата знает множество случаев, когда абсолютную власть захватывали сыновья рабынь).

Сунниты настаивают на том, что именно они точно следуют Корану, указаниям Мухаммеда и его сподвижников. Объявив себя последователями «истинной веры», сунниты рассматривают всех иноверцев как «заблудших». Суннизм делится на четыре религиозно-правовых школы (мазхабы) — ханифиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. Все суннитские мазхабы считаются правоверными, равноправными и поэтому мусульмане могут придерживаться любой из них.

ТЕМА 7. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

План.

1. Общая характеристика нетрадиционных религий.

2. «Свидетели Иеговы».

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

В последние десятилетия появилось очень много новых религиозных организаций, которые в религиоведении обозначают как нетрадиционные религии. По последним статистическим данным, к приверженцам нетрадиционных религий причисляют себя 160 млн человек!

Последователями нетрадиционных религий становятся преимущественно люди с разрушенными социальными связями, люди, выбитые из привычной жизненной колеи, утратившие или не имевшие твердых духовных ориентиров. В новых религиях их привлекает жесткая организация, твердые устои жизни, авторитет лидера, претендующего на роль духовного пастыря.

Все эти новые религиозные образования имеют некоторые общие элементы.

Во-первых, нетрадиционные религии объединяет представление об основателе как о человеке, которому открылась абсолютная истина. Осмысление его личности может быть разным. Он может считаться великим пророком, гениальным мыслителем, посланником или даже живым воплощением Бога. Основатель учения преподносит своим последователям определенную истину, гарантирует спасение всем, кто поверил в нее, при условии выполнения ими определенных предписаний, запретов и т. п. Владение спасительным знанием делает их «святыми», непризнанной, но «истинной элитой» мира.

Во-вторых, для нетрадиционных религий характерно представление о предшествующей основанию учения эпохе как о времени заблуждений, ошибок и страданий. Подобная оценка прошлого оправдывает сам факт появления учения, потому что если новое учение — это великая истина, то, значит, прошлое было эпохой великих ошибок. Современная эпоха обязательно расценивается как «переходная», когда истина уже открылась, но еще не победила, как время жестокой космической борьбы зла и добра, имеющая земной эквивалент в борьбе последователей данной религии с их противниками в окружающем мире.

В-третьих, новая религия верит в неизбежность победы открывшейся ей «истины». Поэтому в ней обязательно присутствует представление о том, что мир скоро радикально изменится в результате окончательной, космической победы сил добра. Неверующие или не владеющие спасительным знанием будут уничтожены (или не воскреснут) либо подчинены верующими, которые останутся единственными жителями или элитой преображенного мира.

В-четвертых, культ в новых организациях носит преимущественно коллективный характер, может использоваться техника психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новичкам, их адаптации в группе. Такие организации способны действовать как мощные международные корпорации, заниматься большим бизнесом, иметь филиалы во многих странах мира.

В-пятых, новые религии и их руководители всегда отличались и отличаются в наши дни склонностью к фанатизму и ненавистью к иноверцам. Все они находятся в оппозиции к официальным церквям.

Все разнообразие таких культов можно условно разделить на шесть групп.

1. Неохристианские объединения — «Дети Бога», «Церковь Тела Христова», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», Мормоны, «Свидетели Иеговы». Эти культы признают Библию главным источником своего учения, Иисуса Христа — центральной фигурой доктрины, но при этом их понимание Христа коренным образом отличается от традиционно христианского. Делается акцент на эсхатологическом учении о приближающемся конце света и мессианизме, руководитель наделяется статусом посланника Божьего, сообщающего новое откровение, высшие моральные предписания.

2. Неоориентальные культы — «Общество сознания Кришны», йога, трансцендентальная медитация, дзэн-буддийские центры и пр. В основе таких культов лежат модернизованные варианты буддизма или индуизма, предлагается мистический путь освобождения — пробуждение в человеке божественного начала. Для них характерным является представление о мире как сансаре — бесконечной цепи перевоплощения душ, законе Кармы, согласно которому происходят перерождения, нирване, как состоянии абсолютного покоя после выхода из «колеса перерождений». Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний выступает следование «истинным путем», собственный опыт, конкретный авторитет наставника.

Неоориентализму в России присуща одна особенность. Ему активно пытаются придать национальную окраску. Подобного рода взглядов придерживаются, например, лидеры московских тантристов, отождествляя в своих лекциях-проповедях Шиву с Родом как Верховным Божеством древнеславянского пантеона. Псевдонационалистичность многих неориентальных объединений выражается также в стремлении обязательно включить в свое название слово «русский» (группы «русской йоги»), несмотря на то что по федеральному закону централизованная религиозная организация может использовать подобное наименование не раннее чем после 50 лет существования на территории Российской Федерации на законных основаниях (ст. 8.5).

3. Саентологические направления образуют «Церковь саентологии», «Учение разума», «Христианскую науку», разные космические религии, которые могут проповедовать связь Земли и землян с высшими космическими силами, космическим разумом. В этих культах различные физические приборы могут иметь мистическое значение, утверждается возможность регистрации или измерения влияния на физическую, биологическую природу каких-то неизвестных и тайных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы. Ориентация на научные и технические достижения соединяется с практикой психоанализа.

4. Синтетические религии — «Церковь Унификации», «Всемирная вера Бахай», «Великое Белое Братство Юсмалос» и т. п. Они объединяют в себе несколько религиозных систем (например, христианство и буддизм), объявляют себя единой универсальной религией для всех людей, создают собственное учение, обрядовую систему, религиозную организацию. Им присущ культ лидера организации, авторитет собственных вероисповедных источников.

5. Неоязыческие организации характеризуются прежде всего националистической направленностью, считая, что человек становится личностью именно и только через нацию. В поисках своей уникальной идентичности человек, если он старается быть последовательным, неизбежно должен порвать с мировыми религиями в пользу религии национальной. А это ведет или к попыткам «национализировать» мировую религию, или к поискам языческих корней и фор­мированию общенациональной религии на основе язычества. В Украине неоязыческие организации представлены «РУНВерой» (Родная Украинская Национальная Вера), «Родной Верой», ладоверством, орантийцами и др. Некоторые, из таких религий остаются политеистическими, другие, модернизируя язычество, исповедуют монотеизм. Неоязычество охватывает своим влиянием отдельных представителей национально ориентированной интеллигенции, которые видят в мировых религиях чужую религию, а процесс возрождения язычества рассматривают как основу для возрождения нации.

В современной России существует группа неоязыческих культов (свыше 20 объединений), представленных, например, московской неоязыческой Славянской общиной, группой Доброслава, орденом-миссией «Джива-храм Инглии», Родная вера и т. д. Для всех этих объединений характерно обращение к духовным дохристианским традициям, исповедание многобожия — поклонение Перуну, Моко-! ши, Стрибогу, Дажьбогу и т. д., отмечание языческих праздников и проведение языческих ритуалов в том виде, в котором они себе их представляют. Первые же язычники появились значительно раньше — в 70-е гг. в кругу авторов и читателей самиздатовского национал-патриотического журнала «Вече», издававшегося Владимиром Осиновым и Анатолием Ивановым (Скуратовым). Первое же легальное языческое богослужение было проведено в декабре 1989 г. в окрестностях станции Салтыковская Горьковской ж.-д. Объектом богослужения был славянский языческий бог солнца Хоре. Участники акции жгли огромные костры из уложенных восьмиугольников бревен, водили хороводы и наблюдали ритуальные рукопашные бои ратоборцев из Клуба славяно-горицкой борьбы. В мероприятии участвовало более 100 человек. Около 25 новообращенных прошли церемонию «антикрещения» — отказались от своих христианских имен и получили новые «имена во Хоросе».

В 90-е гг. выделились два центра неоязычества. Первый — это г. Москва, где с 1993 г. активно действует Славянская языческая община. В ней состоят несколько сот человек, проживающих в Москве, есть общины в Калуге, Калининграде, Владимире, Ижевске, Рязани. Верховным жрецом московской общины является Сергей Иванов (Млад). Не менее известен в кругах московских неоязычников «волхв Селидор» — А. Белов, руководитель Клуба славяно-горицкой борьбы. С 1990 г. вторым центром русского неоязычества становится Петербург, где развернул свою деятельность «волхв Остромысл» (В. Безверхий). Он руководит «Обществом венедов», под которыми понимаются «народы Евразии, занимающиеся хлеборобством». Параллельно и независимо действует «Аутентизм» (подлинность) во главе с С. Семеновым, который также является создателем и идеологом целого ряда других объединений культурно-просветительского, мистико-философского и отчасти политического характера.

На волне неоязьиеского движения в России за последнее десятилетие появилось несколько десятков политических организаций, чьи программные установки близки к языческому мировоззрению. Самая известная из них — Русское национальное единство во главе с А. Баркашовым.

6. Сатанистские группы. Сатанистские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла — демонами, сатаной и др. Мораль сатанистких групп проникнута крайним индивидуализмом, прагматизмом, культом силы.

НЕОХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ («СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»)

Неохристианская религиозная организация «Свидетели Иеговы» возникла в 1870 г. в Питсбурге (штат Пенсильвания) из группы по изучению Библии, возглавляемой Чарльзом Тейзом Расселом. Основоположником новой религии руководило стремление возродить учение первых христиан. Начиная с конца XIX в. немногочисленная секта начала распространяться с молниеносной быстротой. К 1908 г. ее центром стал Бруклин, штат Нью-Йорк. Этот «центр» получил название «Бруклинской скинии». Местные группы (их более 20 тыс.) называют свои центры «Дворцами Царства». Название организации происходит из книги пророка Исайи, где сказано: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб мой, которого Я из­брал...» (Ис. 43:10).

И Библия в качестве Священной книги, и исповедание Иисуса Христа как сына Иеговы дают основание «Свидетелям Иеговы» считать себя христианами. Основные христианские конфессии в связи с заметными расхождениями вероучений, как правило, рассматривают их как отдельную нетрадиционную религиозную организацию.

«Свидетели Иеговы» отрицают Троицу, отрицают и Божественную природу Иисуса Христа, считая Его сотворенным, наподобие ангелов. Иеговисты утверждают, что, воплотившись в человеческий образ, Иисус сложил с себя Свое духовное бытие и .стал обычным человеком. Когда Иисус крестился в Иордане, Бог-Иегова сделал Его Христом — пророком, первосвященником и помазанником. Исполнив порученную задачу, Иисус погиб, пригвожденный к столбу (традиционную форму креста они исключают как омерзительный язы­ческий символ). За этот подвиг Бог наградил Иисуса бессмертием. Он воскрешает Иисуса, распылив Его тело на составные элементы и воссоздав Его в виде «славного духа», чтобы тот мог возглавить всемирную организацию Иеговы.

Тема Второго Пришествия Христа и тысячелетнего царства на земле является главной в учении свидетелей Иеговы. Рассел начал с попытки вычислить дату пришествия Христова. Он пришел к заключению, что оно совершится в 1874 г. Когда этого не произошло, Рассел стал учить, что Христос все-таки пришел, но невидимым образом и находится сейчас в воздушной области, где Его встретило малое стадо верных свидетелей. Согласно его подсчетам, в 1914 г. подошел к концу период язычников, и в воздушной области сатана начал свою свирепую войну против Христа и Его святых. Рассел назвал это годом Армагеддона, предсказанной Апокалипсисом страшной и последней битвы на тотальное уничтожение (Откр. 16:16). После победы Христос должен был спуститься на землю. Когда и это предсказание не сбылось, «Свидетели...» стали сдвигать дату видимого пришествия на 1916, 1918, 1924, 1928 г. и т. д. Наконец «Свидетели Иеговы» провозгласили, что армагеддонское сражение отложено до тех пор, пока они не закончат свою всемирную проповедь и предупредят все народы земли о надвигающейся опасности. Вместе с дьяволом против Иеговы будут сражаться все мировые религиозные организации, христианские и другие, символизируемые Вавилонской блудницей (Откр. 17). Поэтому надо срочно «просветить» как можно большее число людей: ведь все, кто пойдет за дьяволом против «Свидетелей Иеговы», будут истреблены.

Согласно их учению, после Суда люди будут разделены на три класса. Первый класс, состоящий из 144 тыс. избранных иеговистов, будет взят на небо и там в бестелесном состоянии будет царствовать с Христом и управлять жизнью людей, оставленных на земле. Второй класс «воскрешенных» будет состоять из остальных спасенных иеговистов. Они в своем теле останутся на земле и не смогут наследовать Небесное Царство. На земле они будут наслаждаться полным спокойствием, благополучием, не будут страдать от войн или болезней, не будут знать смерти. Они смогут жениться и размножаться и заселят всю землю (см. текст 10.1). Остальные же, третий класс, недостойные жизни на земле будут уничтожены вместе с сатаной и его демонами. Свидетели отрицают и ад, и вечные мучения в загробном мире. Согласно их учению, умершие просто перестают существовать.

Слова Иисуса о том, что ученики Его должны быть «не от мира сего», иеговисты воспринимают буквально и потому не принимают участия в политической жизни и войнах, где бы и ради чего бы они ни велись. Такая позиция не раз приводила их к столкновениям с интересами стран, на территории которых они жили. Во время Второй мировой войны тысячи немецких «Свидетелей Иеговы» были брошены в нацистские концентрационные лагеря. Не лучшее отношение со стороны власти встречали они в Советском Союзе. Только в 1991 г. было решено, что их деятельность не представляет угрозы закону и порядку и «Свидетели Иеговы» получили право на официальную регистрацию.

Основная деятельность свидетелей направлена на изучение и пропаганду Библии в небольших группах и собраниях исследователей Библии. Издается программный журнал «Сторожевая башня» (тиражом 18 млн экз.), выходит множество брошюр и буклетов, посвященных популяризации Библии. Широкое распространение получили домашние семинары, на которых свидетели знакомят тех, кто интересуется, с библейскими текстами и методикой изучения Библии.

«Свидетели Иеговы» строго следуют призыву апостолов «...очистим себя от всякой скверны плоти и духа...» (2 Кор. 7:1), они не курят, не принимают наркотики и очень сдержанны в употреблении алкоголя. В семейной жизни свидетелей развод — довольно редкое явление.

У «Свидетелей Иеговы» нет церкви и официальной церковной иерархии. Служба осуществляется на добровольных началах, а в качестве руководителей и религиозных авторитетов выступает так называемое «малое стадо верных и благоразумных рабов Иеговы», руководящее другими членами общины. Понятие священства у них также отсутствует, каждый активный участник культа именуется «служителем». Те же, кто полностью отдает себя работе на организацию, зовутся «ведущими издателями».

Свидетели верят, что «малое стадо» избирается самим Иеговой с начала времен, и те, кто входит в него, «помазаны Духом Божьим». Если представитель «малого стада» умирает, он сразу же попадает в небесное Царство Божье и входит в состав «правительства Христа».

Еженедельные сборы «Свидетелей Иеговы» проходят в особых помещениях, которые называются Залами Царства, и посвящаются изучению Библии. Официальный религиозный праздник только один: ежегодное празднование Вечери воспоминания смерти Христа, которое происходит ранней весной. Верующие собираются после захода солнца за столами, на которых расставлены пресный хлеб и красное сухое вино, — они символизируют Тело и Кровь Христа и предназначены только тем, кто считает себя помазанным Духом Божьим.

Первое упоминание о «Свидетелях Иеговы» в России относится к 1887 г., когда «Сторожевая башня» в одной из публикаций упомянула, что экземпляры этого журнала посылаются в Россию. В 1891 г. Ч.-Т. Рассел предпринял поездку в Россию. Примерно в это же время проповедь нового учения начал вернувшийся из США в Россию Симеон Козлицкий. В 1911 г. уже сообщалось, что буклеты «Свидетелей Иеговы» распространяются в России тысячами экземпляров. После революции рост числа их последователей в СССР продолжился. Особенно заметное увеличение численности «Свидетелей Иеговы» в Советском Союзе произошло после включения в его состав Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии (совр. Молдова).

В 1949 и 1951 гг. «Свидетели Иеговы» подвергались массовым репрессиям — арестам и высылкам в восточные районы страны, что, однако, привело к появлению их общин в Казахстане, Сибири и Дальнем Востоке. Вынужденные несколько десятилетий действовать нелегально в условиях постоянных преследований со стороны властей, «Свидетели Иеговы» создали четко организованную и дисциплинированную систему общин, подчиненных единому центру и ведущих активную миссионерскую работу. В конце 80-х гг. они легализовали свою деятельность, начав регистрировать свои общины. В 1991 г. был зарегистрирован и Управленческий Центр религиозной организации «Свидетели Иеговы» в СССР.

Как религиозное объединение «Свидетели Иеговы» в независимой России начали свою деятельность с 1992 г. Российские «Свидетели Иеговы» объединены в филиал. Филиал включает в себя области, в свою очередь разделяемые на районы. В каждом районе — до 20 собраний, численностью до 200 человек. Собрания проходят в Залах Царства (чаще всего просто арендуемых помещениях) три раза в неделю. Еженедельно проводятся занятия в школе проповеднического служения.

Буклет «Свидетели Иеговы в России» (1995) утверждал, что на территории бывшего СССР существует 1100 их «собраний», в которых участвуют примерно 450 тыс. человек. По данным же Минюста РФ, в стране на 1 января 2002 г. зарегистрировано 398 религиозных объединений «Свидетелей Иеговы». Общая их численность на территории России оценивается в 100 тыс. чел.

Поскольку главная задача свидетелей — проповедь, а каждый свидетель — проповедник-возвещатель, на территории России распространяется соответствующая литература: 650 тыс. экз. «Сторожевой башни» и 600 тыс. экз. журнала «Пробудись» на русском языке.

Предпринимаются попытки издавать подобную литературу на языках народов России.

При этом, напомним, членам организации «Свидетели Иеговы» категорически запрещено служить в армии, участвовать в спортивных играх, голосовать на выборах, чтить государственный флаг и гимн, отмечать дни рождения. По справке Департамента здравоохранения г. Москвы (май 1996), зарегистрированы неоднократные случаи отказа от переливания крови членов этой нетрадиционной религиозной организации. Комитет по спасению молодежи сообщал о смерти 17-летней девушки, погибшей из-за отказа от переливания крови.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.

Другие похожие документы..