А. М. Новиков

Российская академия
наук

Институт проблем
управления

Российская академия
образования

Институт управления
образованием

А.М. Новиков

Д.А. Новиков

МЕТОДОЛОГИЯ

 ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ

 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ

 МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендовано Редакционно-издательским советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебно-методического пособия

Москва – 2007

ББК  Ю 25

УДК 1:001

Н 73

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 663 с.

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии как учения об организации деятельности (научной, практической, художественной, учебной и игровой).

Работа предназначена для научных и практических работников, а также студентов, аспирантов и докторантов. В первую очередь – преподавателей ВУЗов и институтов повышения квалификации для использования при подготовке курсов лекций по теории систем, системному анализу, методологии научных исследований, инновационной деятельности, проектированию систем, управлению проектами и т.д.

Научный редактор: кандидат педагогических наук,

доцент Т.В. Новикова

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор Н.А. Абрамова

доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Важеевская

доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий

доктор философских наук, профессор Л.А. Волович

доктор физико-математических наук, профессор А.А. Воронин

доктор экономических наук, профессор Р.М. Нижегородцев

доктор медицинских наук, профессор В.В. Новочадов

ISBN 978-5-89638-100-6

© Новиков А.М., Новиков Д.А., 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 6

ВВЕДЕНИЕ 10

Глава 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ 27

1.1. Философско-психологические и системотехнические основания методологии 28

1.2. Науковедческие основания методологии 46

1.3. Этические и эстетические основания методологии 75

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 84

2.1. Характеристики научной деятельности 85

2.2. Средства и методы научного исследования 98

2.3. Организация процесса проведения исследования 140

2.3.1. Проектирование научного исследования 143

2.3.2. Технологическая фаза научного исследования 184

2.3.3. Рефлексивная фаза научного исследования 231

2.4. Специфика организации коллективного научного исследования 240

Глава 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 250

3.1. Характеристики практической деятельности 250

3.2. Средства и методы практической деятельности 260

3.3. Организация процесса практической деятельности 264

3.3.1. Проектирование систем 265

3.3.2. Технологическая фаза проекта 335

3.3.3. Рефлексивная фаза проекта 338

3.4. Управление проектами 348

3.4.1. Методология и теория управления 348

3.4.2. Управление проектами в организации 356

3.5. Проекты и научные исследования 382

Глава 4. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 389

4.1. Характеристики художественной деятельности 390

4.2. Средства, методы и формы художественной деятельности 405

4.3. Организация процесса художественной деятельности 420

Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 454

5.1. Смена парадигм учения 454

5.2. Характеристики учебной деятельности 468

5.2.1. Особенности учебной деятельности 468

5.2.2. Принципы учебной деятельности 479

5.3. Логическая структура учебной деятельности 500

5.3.1. Формы учебной деятельности 500

5.3.2. Методы учебной деятельности 522

5.3.3. Средства учебной деятельности 543

5.4. Организация процесса учебной деятельности 546

5.4.1. Учебные проекты 546

5.4.2. Учебная задача 551

5.4.3. Контроль, оценка, рефлексия 567

Глава 6. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 578

6.1. Характеристики игровой деятельности 584

6.1.1. Особенности игровой деятельности 584

6.1.2. Принципы игровой деятельности 588

6.2. Логическая структура игровой деятельности 598

6.2.1. Формы игровой деятельности 598

6.2.2. Методы игровой деятельности 604

6.2.3. Средства игровой деятельности 609

6.3. Организация процесса игровой деятельности 613


Глава 7. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 617

Глава 8. ОБУЧЕНИЕ
ОСНОВАМ МЕТОДОЛОГИИ 638

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 644

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 647

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 661

ЛИТЕРАТУРА 675

SUMMARY 692

CONTENT 694

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 696

ПРЕДИСЛОВИЕ

По прочтении названия книги – «Методология» – у многих читателей возникнет вполне естественный вопрос: «Методология чего?». Как-то исторически сложилось, что слово «методология» употребляется в сочетании с какими-то другими словами: «методология науки», или «методология физики» и т.д.

В предлагаемой книге речь пойдет об общей методологии и ее применении в различных областях человеческой деятельности. Авторы видели свою задачу в том, чтобы определить предмет методологии, ее основания, ее структуру и с этих единых позиций описать методологию основных видов человеческой деятельности: научного исследования, практической деятельности, художественной деятельности, учебной деятельности и игровой деятельности.

Книга имеет двоякий жанр. С одной стороны, по содержанию – это монография – как «научный труд, посвященный исследованию одной темы» [, С. 752]. С другой стороны, по целевому назначению – это учебно-методическое пособие для научных работников, а также для практических работников: учителей, врачей, инженеров, технологов и т.д., интересующихся или вовлеченных в инновационную деятельность. Авторы также надеются, что, в первую очередь, эта книга будет полезна преподавателям ВУЗов и институтов повышения квалификации при подготовке к чтению учебных курсов, циклов занятий по методологии и методам научных исследований, по вопросам организации научно-экспериментальной работы, по управлению социально-экономическими системами и вообще по вопросам любой инновационной деятельности.

Необходимо признать, что по тексту настоящей работы проявляются как бы два стиля изложения, с различной степенью детализации. С одной стороны, это – нормативный стиль, характерный для учебно-методических пособий. С другой стороны, строгий «научный» стиль, стиль монографии. Объясняется это тем обстоятельством, что различные проблемы и разделы методологии на сегодняшний день исследованы с разной степенью глубины.

Написанию данной книги предшествовало создание авторами серии методологических пособий1: «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении» []; «Как работать над диссертацией» []; «Докторская диссертация?» [], «Методология образования» [], «Методология учебной деятельности» [], «Образовательный проект/Методология практической образовательной деятельности» [], «Введение в методологию игровой деятельности» [], «Как управлять проектами» [], «Теория управления организационными системами» [], «Активный прогноз» [], «Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы» [], «Статистические методы в педагогических исследованиях» [], «Статистические методы в медико-биологическом эксперименте» [], «Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах» [], «Рефлексивные игры» [] и др. Немалую роль сыграли как опыт научного руководства аспирантами и докторантами по педагогическим, экономическим, техническим и физико-математическим наукам, так и опыт научно-организационной деятельности авторов.

На перечисленные выше книги поступили многочисленные отзывы. Большинство из них были положительными. Но имели место и отзывы критического характера.

Критические замечания различных авторов в основном обусловлены следующими причинами:

- бытующей до сих пор в научной литературе неопределенностью (точнее сказать – запутанностью) самого понятия «методология» и ее предмета;

- сложившемуся устойчивому представлению, что методология может относиться только к научно-исследовательской деятельности, но никак не к другим видам человеческой деятельности;

- недостаточным вниманием многих авторов к достижениям кибернетики, теории систем, системного анализа, теории управления и т.д., которые могут (и должны!) быть применены в построении методологии.

Но в целом, как положительные оценки, так и критика, убедили авторов в правильности выбранных подходов.

Подготовка данного издания была непростой задачей. Авторам пришлось подробно изучать литературу по науковедению, в том числе по гносеологии и методологии науки, анализировать сотни публикаций и диссертаций по психологии, педагогике, системному анализу, кибернетике, многим другим отраслям научного знания. Необходимо подчеркнуть, что позиции авторов данного издания зачастую расходятся с позициями других авторов работ, как по общей методологии, так и по методологии отдельных наук, по методологии практической деятельности. Это представляется вполне естественным, так как единой, общепринятой, устоявшейся и полной системы взглядов на такую находящуюся на этапе становления науку, как методология, на сегодняшний день не существует.

Книга имеет достаточно сложную архитектуру. Для того чтобы полностью понять замысел авторов, читателям, интересующимся методологией как таковой, желательно ознакомиться с книгой целиком. В то же время, для других категорий читателей могут быть предложены «облегченные маршруты»:

– для читателей, интересующихся только вопросами методологии научного исследования: введение, главы 1, 2 и 7;

– для читателей, интересующихся только вопросами методологии практической деятельности: введение, раздел 1.1, главы 3 и 7;

– для читателей, интересующихся только вопросами методологии художественной деятельности: введение, раздел 1.1 и глава 4;

– для читателей, интересующихся только вопросами методологии учебной деятельности: введение, раздел 1.1 и глава 5;

– для читателей, интересующихся только вопросами методологии игровой деятельности: введение, раздел 1.1 и глава 6.

Преподаватели ВУЗов и Институтов повышения квалификации (ИПК) для подготовки программ учебных курсов могут взять за основу Табл. 15-Табл. 17, где в сжатой форме раскрыта вся структура методологии, а также воспользоваться материалами главы 8.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам и научному редактору за внимательное прочтение рукописи и сделанные ценные замечания и предложения по ее содержанию. Что же касается недостатков книги, авторы целиком относят их на свой счет.

  1. Новиков А. М. Н73 Методология образования. Издание второе

    Реферат
    В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры рас-крываются основные понятия методологии образования.
  2. Новиков А. М. Н 73 Постиндустриальное образование

    Документ
    Человечество резко перешло в совершенно новую эпоху своего су-ществования – постиндустриальную эпоху. Что вызвало и вызывает коренные преобразования в политике, экономике, культуре, в труде, в личной жизни каждого человека.
  3. Новиков Б. В. Н72 Почему Россия? Сб статей

    Документ
    21 ноября 2003 года в Тбилиси осуществилось то, что в свое время /6 октября 2 г./ без сучка и задоринки прошло в Белграде, не прошло в Каракасе и не прошло в Киеве.
  4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) (1)

    Занятие
  5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) (2)

    Занятие
  6. Новиков А. А. "Частная и общественная жизнь римлян" П. Гиро

    Документ
  7. Новиков Игорь Дмитриевич. Чёрные дыры и Вселенная. М.: Молодая гвардия, 1985. 190 с., ил. Серия «Эврика»

    Документ
  8. Учебные пособия бурков В. Н., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А. Теория графов в

    Учебные пособия
    Ануфриев И.К., Багатурова О.С., Бурков В.Н., Иванова С.И., Маркотенко В.Л., Овчинников С.А. Оптимизация обменных производственных схем в условиях нестабильной экономики.

Другие похожие документы..