Реферат по информационным технологиям в истории на тему: 6 использование информационных технологий в исследовании проблемы дворянских собраний на территории беларуси в последней четверти XVIII начала XX вв. 6

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрантки кафедры истории России

исторического факультета БГУ

Шило Елены Владимировны

Руководители:

кандидат исторических наук, профессор

Яновский Олег Антонович,

ассистент Позняков Андрей Михайлович

Минск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 4

РЕФЕРАТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ИСТОРИИ НА ТЕМУ: 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 5

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 10

ГЛАВА 3. ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 12

3.1 Ресурсы сети Internet 12

3.2 Базы данных 15

3.2 Перспективы использование ИТ в контент-анализе исторических источников по теме дворянских собраний на территории Беларуси в последней четверти XVIII – начале XX вв. 19

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 29

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 32

Граф научных интересов магистрантки Шило Е.В. 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 34

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 37

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АИК – ассоциация «История и компьютер»

АИПС – Автоматизированная информационно-поисковая система

БГУ – Белорусский государственный университет

БД – базы данных

БелНИИДАДБелорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела

ВКЛ – Великое княжество Литовское

ИТ – информационные технологии

МГУ – Московский государственный университет

НББ – Национальная библиотека Беларуси

РАН – Российская академия наук

РБ – Республика Беларусь

ПК – персональный компьютер

СУБД – система управления базами данных

США – Соединенные штаты Америки

CTCognitive Technologies (компания)

HTML – Hypertext Markup Language (язык размётки документов в Интернете)

HTTP – Hypertext Transfer Protocol (протокол связи в Интернете)

SPSS - Statistical Package for the Social Science (статистические пакеты)

WWW –World Wide Web (всемирная паутина)

РЕФЕРАТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс информатизации, затронувший практически все области знания, вовлёк в 1980-х гг. и социально-гуманитарные науки. Развитие микропроцессорной техники привело к тому, что персональные компьютеры (ПК) стали не просто доступны для гуманитариев, постоянное совершенствование технических характеристик компьютеров и соответствующего им программного обеспечения становится привлекательным инструментом, удобным и эффективным для обучения и осуществления исследований в гуманитарных науках. Всеобщая доступность ПК сделала современную технику и отвечающую ей технологию необходимыми и для историков. Стало очевидным, что ПК – не только незаменимое средство для редактирования и печати собственных работ, но и удобный инструмент для реализации тонких исследовательских методик [2, с.18].

Изменились условия труда исследователей-историков в архивах и библиотеках, в практике социологических и археологических исследований: портативный ПК (notebook) позволяет делать все необходимые записи в архивных фондах или библиотечных книг, а также в полевых условиях – в виде «мягкой копии», хранящейся в памяти компьютера.

Большую роль в исследовательской деятельности историка в последние годы стал играть Internet. С точки зрения сегодняшнего дня все время знакомства историков с глобальными сетями можно разделить на три условных периода:

  • до 1996 г.;

  • 1996 – 1998 гг.;

  • с 1998 г. по настоящее время [6, с.279 – 289].

Первый этап характеризуется самым началом доступа к наиболее простым протоколам Интернета для историков, при этом небольшая часть довольно активно пользуется электронной почтой, а некоторый спародически выходят в web-пространство.

На втором этапе происходило своеобразное осмысление новой парадигмы – появления и внедрения в исторические исследования и образование материалов сети Internet – и переход на стадию поточного производства электронных исторических документов и материалов.

На третьем этапе в Интернете начинается массовое размещение исторических материалов самого разного рода: от научно корректных и строго выверенных электронных публикаций исторических источников до исторических анекдотов и откровенно лженаучных измышлений. На этом же этапе появляется представление о необходимости создания специализированных научно-образовательных ресурсов по истории.

Следует также отметить, что историческая наука обогатилась молодой научной дисциплиной – исторической информатикой, главной целью которой является разработка, апробация соответствующих методик применения информационных технологий в историческом исследовании. В 1986 г. образовалась международная ассоциация «История и компьютер». С 1997 г. материалы о развитии исторической информатики, клиометрии, научной библиографии ежегодно публикуются в журнале «Новой и новейшей истории».

Примером широкого использования специалистами-историками ИТ может служить использование СУБД Access в процессе обработки актовых книг Метрики ВКЛ, многочисленных инвентарей, описей имений, переписи населения, огромного массива статистических данных, нуждающихся в систематизации, что позволяет качественно ново взглянуть на экономические, демографические, социальные процессы, происходившие в истории. Особенно эффективны ИТ в работе с источниками массового характера.

На данный момент накоплена значительная объёмная методологическая база типов, приёмов применения ИТ. Необходимо отметить работу кафедры источниковедения и методологии истории исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) во главе с заведующим кафедрой доктором исторических наук, профессором В.Н. Сидорцовым. На историческом факультете широко применяются компьютерные тесты для контроля и проверки знаний студентов, издаются электронные учебники. На данный момент примером может служить разработка кафедрой истории России под руководством профессора О.А. Яновского электронного учебного пособия по дисциплине «Университетоведение». Помимо того, на историческом факультете БГУ практикуется такая форма интерактивного общения в среде дистанционного обучения, как форум. Данная форма обучения активно внедряется профессором В.Н. Сидорцовым. Для её проведения была выбрана электронная среда компании Cognitive Technologies Ltd. – CT «Курс» [17, с.109].

Разработкой методик использования ИТ в историческом исследовании в РБ также занимаются специалисты Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Полоцкого государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

В данном реферате была поставлена цель провести анализ достигнутых результатов и возможных перспективных направлений использования ИТ в исторической науке на примере исследования проблемы формирования и деятельности дворянских собраний на территории западных губерний Российской империи в последней трети XVIII – начале XX вв. В наши дни данная проблема является весьма актуальной, поскольку затрагивает вопросы о зарождении элементов гражданского общества в России.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Для написания данного реферата была использована литература, в которой большое внимание уделяется теоретическим основам использования новых технологий в истории. Это, прежде всего, исследования Бородкина Л.И., Владимирова В.Н., Сидорцова В.Н.[5;6;17.] Авторы констатируют, что в связи с недолгой практикой использования глобальной сети при написании научных работ, остаются многие проблемы, связанные с отсутствием чётко выработанных правил оформления ссылок на электронные документы. Остаётся и некоторое недоверие со стороны достаточного большого количества исследователей к использованию сети Интернет в исторических исследованиях. Эти проблемы рассматривает В.Н. Владимиров в своих работах, посвящённых осмыслению места сети Интернет в работе современного учёного. В.Н. Владимиров подчеркивает, что сегодня существует сильный разрыв между хорошо ориентирующимися в Интернете историками и остальной массой, среди которой преобладают специалисты старшего и среднего поколения [6, С.288].

Помимо того были задействованы учебники по исторической информатике, затрагивающие аспекты использования историками сети Интернет, а также баз данных [2;9;10;12].

Было также уделено внимание исследованиям, которые касаются общетеоретических проблем изучения массовых источников [15;16].

    Для обзора возможностей основных баз данных по изучаемой проблематике использовались интернет-ресурсы, а также монография Березкиной Н.Ю.[3;4]

    Обзоры возможностей применения статистических пакетов в исторических исследованиях были сделаны также на основе Internet-источников [11].

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе работы были положены следующие методологические принципы:

  • историзма;

  • объективности;

  • системности;

  • ценностный подход.

Принцип историзма ориентирован на познание вещей и явлений в их становлении, развитии и органической взаимосвязи с порождающими их условиями. Исходя из этого принципа, возможности использования ИТ в изучении темы дворянских собраний на территории западных губерний рассматриваются в хронологической последовательности. Кроме того, в реферате определяются условия, при которых стало возможным использовать ИТ в изучении данной темы.

Согласно принципу системности, основные явления, факты и процессы выбранной темы изучаются одновременно и в системе общероссийской корпоративной организации дворянства Российской империи.

Принцип объективности и ценностный подход позволили отобрать наиболее достоверные и научно значимые источники и литературу по выбранной теме среди многочисленных ресурсов сети Internet, оценить их без личных предпочтений, определить место ценностей гражданского общества в изучаемый период и в наши дни.

При решении поставленных в работе задач были использованы следующие группы методов:

  • традиционные специально-исторические;

  • общелогические;

  • общенаучные.

Из числа традиционных специально-исторических методов в работе применялись методы: историко-генетический, историко-типологический, историко-системный. Историко-генетический метод позволил обратить внимание на изменения в характере применения ИТ в последние десятилетия. Историко-типологический и историко-системный методы помогли структурировать многочисленные формы и методы применения ИТ по теме исследования дворянских собраний на территории западных губерний Российской империи с целью создания логической и взаимосвязанной картины изучаемого предмета.

Из общелогических методов в работе применялись: анализ и синтез, аналогия и сравнение, обобщение; из общенаучных – восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В частности, данные методы использовались в анализе Internet-ресурсов, посвящённых предмету работы, в выявлении положительных и отрицательных сторон использования сети Internet историком.

ГЛАВА 3. ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

3.1 Ресурсы сети Internet

В сети Internet, являющейся современным и удобным средством получения необходимой информации, представлен широкий спектр мнений по проблемам, связанным с историей российского дворянства, однако здесь находится немного сведений о дворянстве западных губерний Российской империи. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что эта тема является мало изученной, а во-вторых, слабо обеспеченной источниками. Тем не менее, в сети Internet содержится немаловажная информация об основных этапах работы историка над данной проблемой.

По теме дворянских собраний на территории западных губерний Российской империи в последней четверти XVIII – начале XX вв. сеть Internet содержит информацию:

  • о монографиях и статьях, вышедших на данную тему;

  • о монографиях и статьях, размещенных в сети Internet;

  • о нахождении источников по теме дворянских собраний в различных архивах РБ;

  • об источниках по данной теме в сети Internet.

Согласно предложенной классификации, информацию по первой категории можно найти на сайте /spiski.htm. Здесь размещён широкий перечень литературы о представителях и родословии дворянских родов Российской империи, в том числе и о дворянстве западных губерний империи. Среди перечня наибольший интерес представляют следующие издания: Бобринский А.А. «Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Российской Империи». Ч. 1 – 2. СПб, 1890; Любимов С.В. Предводители дворянства всех наместничеств, губерний и областей Российской империи. 1777 – 1910. СПб., 1911; Милорадович Г.А. Списки губернских предводителей дворянства Российской империи, 1785 – 1895. Чернигов, 1895 и др. [14].

Информация по второй категории предложенной классификации (имеются в виду монографии и статьи по данной проблематике, непосредственно размещенные в сети Internet) находится на федеральном правовом портале «Юридическая Россия». Электронный адрес портала – /article/article.asp?articleID=187030. Здесь можно найти статью Сорокиной В.В. «Политика русского самодержавия в отношении западных земств». В данной статье анализируется политика царского правительства в отношении западных губерний во второй половине XIX в. [18]. На сайте /diss/cont/188684.html представлены диссертационные работы российских и украинских историков по смежным темам. Так, диссертация Шестакова М.В. посвящена российскому провинциальному дворянству в последней четверти XVIII – первой половине XIX вв. Работа Литвиновой Т.Н. – «Организация и деятельность дворянских сословных учреждений Воронежской губернии последней четверти XVIII – первой половины XIX вв.» – рассматривает организацию и дворянской сословной корпорации Воронежской губернии в 1775 – 1801 гг.; деятельность дворянской корпорации Воронежской губернии в сословных учреждения в первой половине XIX в.; институт предводителей дворянства в системе местного управления Воронежской губернии в первой половине XIX в. Появление данных исследований свидетельствует о наличии интереса у историков к данной теме по причине её актуальности в наши дни и малой изученности [13,19].

Сведения по третьей категории – о нахождении источников по теме дворянских собраний в различных архивах РБ – размещены на сайте «Архивы Беларуси». Электронный адрес сайта: http://archives.gov.by/index.php?id=875306. Здесь содержится информация о фондах дворянских депутатских собраний на территории РБ, а также сведения о протоколах выводных комиссий, родословных книгах, делах о дворянстве рода или лица.

Непосредственно источники, касающиеся рассматриваемой темы и относящиеся к четвертой категории вышеуказанной классификации, находятся на сайте Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь. Его электронный адрес: http://www.pravo.by/lawhistory/catalogue4.htm. Здесь представлены такие законодательные источники по теме дворянских собраний на территории западных губерний Российской империи, как:

  1. Теория и история источниковедения

    Учебное пособие
    На исходе ХХ столетия все более определяется стремление к формированию единой науки о человеке. Эта тенденция сталкивается с огромным количеством подходов к предмету изучения, наличием множества понятий, по-разному определяющих аналогичные
  2. Учебно-методический комплекс «вспомогательные исторические дисциплины» для специальности 03040165/»История» с дополнительной специальностью 05040265 «Юриспруденция»/03040152 «История» «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.08 Предмет и метод вспомогательных исторических дисциплин. Содержание, история развития и современное состояние вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, генеалогии,
  3. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (1)

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
  4. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
  5. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (3)

    Документ
    способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских,
  6. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  8. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного

Другие похожие документы..