Методические материалы для поступающих в аспирантуру для сдачи экзамена по философии Пермь 2009

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра философии и права

Методические материалы

для поступающих в аспирантуру для сдачи экзамена

по философии

Пермь 2009

Методические материалы для поступающих в аспирантуру по философии / Сост. проф., д-р филос. наук Оконская Н.К.. – Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2009.

Утверждены на заседании кафедры ФиП ПГТУ

21 апреля 2009

©Пермский государственный

технический университет, 2009

I.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по философии необходимо углубленным образом повторить и на экзамене воспроизвести философскую базу своего мировоззрения. Для теоретика, готовящегося к серьезному творческому исследованию в своей области науки, философия активизируется в своей методологической функции, в отличие от ведущей роли мировоззренческой функции философии для любого выпускника вуза. Переход от мировоззрения к методологии науки необходимо сопровождается актуализацией теоретической (рациональной, общезначимой) картины мира.

Для успешной сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру по философии на кафедре философии и права ПГТУ с сентября 2009 года организуются ускоренные курсы подготовки к экзамену. Курсы предполагают 5 сдвоенных занятий (по 4 академических часа каждое), в течение трех недель. Расписание занятий будет вывешено на доске объявлений кафедры философии и права (ауд. 402, корп. А, Комсомольский пр.) и у отдела аспирантуры. Информацию можно будет также отыскать и в интернете, на сайте для поступающих в аспирантуру ПГТУ.

Все вопросы к экзамену объединены в 9 модулей.

Модуль 1: введение в философию; этапы развития философии.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

Структура философского знания.

Модуль 2: онтология как философское учение о бытии.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, покой.

Модуль 3: диалектика как классическая философская методология.

диалектика.

Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

Модуль 4: человек в культуре, природе и обществе.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Модуль 5: антропология как философская концепция человека.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.

Модуль 6: аксиология как философская концепция ценностей.

Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Модуль 7: гносеология как философская концепция познания.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание.

Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины.

Модуль 8: эпистемология как философская концепция научного познания.

Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Модуль 9: постижение современности — способ выявления возможностей, долженствования, надежд человечества.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

II. РЕКОМЕНДУМАЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

Барулин В.С. Социальная философия. Ч. I и II. – М., 1993.

В.Н. Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины XYIII– начала XIX века.– м.,1989.

В.Н. Кузнецов. Французский материализм XYIII века.– М.,1981.

Васильева Т.С. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия. – Пермь. 1997.

Введение в философию / Под ред. В.С. Степина. М., 2004.

Гобозов И.А. Введение в философию истории.– М., 1999.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Губин В.Д. Основы философии. – М., 1999.

Западная философия. Итоги тысячелетия.– Екатеринбург, 1997.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX– начала XX века.

Канке В.А. Философия. – М., 1997.

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов-Дон., 2003.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1995.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М., 2001.М. 1996.

Мир философии. Ч. 1 и 2. – М., 1991.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

Никоненко С.В. Современная западная философия: Учебное пособие. – СПб,: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 443 с.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.

Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия.– Пермь, 1997.

Основы современной философии. СПб., 1997.

Основы философии / Под ред. Е.В. Попова. М., 1997.

Рекомендуемая учебная литература:

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997

Словарь философских терминов. М., 2004.

Современный философский словарь. М., 1998.

Соколов В.В. Европейская философия XY – XYII веков. – М., 1996.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2004.

Степин В.С. и др. Философия науки и техники. М., 1995.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/В.С.Степин.– М.:Гардарики, 2006. – 384 с.

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.

Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-Дон., 2003.

Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко . – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

Философия и методология науки. / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Философия истории. Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999.

Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С. Кагана. – М., 1998.

Философия. Под ред. Л.А. Никитич. – М., 2000.

Философия. Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко.

Философия. Ч.1 и 2. Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. – М., 1996.

Философия: Справочник студента/Г.Г. Кириленко, Е.В.Шевцов.– М.: ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «Слово», 2000.

Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.

Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М., 2001.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Фролов И.Т. Введение в философию. В 2-х тт. – М., 1989.

Шемякинский В.М. Философия естествознания. Пермь, 1999.

III. ВОПРОСЫ для поступления ПО ФИЛОСОФИИ

В экзаменационный билет включены два вопроса: по общей философии, по социальной философии.

1. Предмет и функции философии. Ее место в системе культуры.

2. Мировоззрение, его исторические типы: мифология, религиозное миро-воззрение, философское мировоззрение. Структура мировоззрения.

3. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм.

4. Проблема метода в философии.

5. Структура философского знания. Философия и специальные науки.

6. Категория бытия, ее смысл и специфика.

7. Философская картина мира. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании мироздания.

8. Реальность объективная и субъективная. Мир вещей и мир идей.

9. Понятие материи. Ее структура и уровни организации.

10. Движение: становление, изменение, развитие. Основные формы движе-ния. Эволюция и революция

11.Проблема пространства и времени (И. Ньютон, Г. Лейбниц, И.Кант, современные представления).

12. Понятие психики, ее природные и социальные предпосылки. Психофизиологическая проблема.

13. Проблема сознания в философии. Происхождение сознания. Сознательное и бессознательное.

14. Сознание и самосознание. Рассудок и разум. Перцептивные и мыслительные процессы. Интуиция, воображение, творчество.

15. Язык и мышление. Естественные и искусственные языки.

16. Проблема моделирования сознания.

17. Диалектика, ее принципы и законы.

18. Категории причины и следствия. Причина и цель. Детерминизм и индетерминизм.

19. Сущность и явление. Диалектика их взаимосвязи. Сущность и существование.

20. Необходимость и случайность. Понятие закона. Законы динамические и статистические.

21. Содержание и форма.

22. Понятие системы и системного подхода.

23. Возможность и действительность.

24. Познание, его природа, многообразие его форм. Мнение, вера, знание. Мистицизм в познании.

25. Чувственное и рациональное познание.

26. Проблема истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

27. Научное познание, его специфические признаки.

28. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение, измерение, эксперимент.

29. Научная проблема. Гипотеза как форма развития науки.

30. Научная теория, ее виды и способы построения. Теория и прогноз.

31. Анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании.

32. Формализация. Математизация. Моделирование.

33. Предмет социальной философии. Социальная философия и философия истории.

34. Общество как целостная и системная социальная реальность. Функционирование и развитие общества. Проблема направленности истории.

35. Материалистическая (марксистская) модель социальной реальности. Закономерный характер общественного развития

36. Идеалистическая модель социальной реальности. Царство необходимости и царство свободы. Примат сознания над бытием. Решающая роль личности в истории.

37. Происхождение человека. Его биосоциальная природа. Биологизация человека и общества.

38. Социальное пространство и его структура. Техносфера и ноосфера. Географический детерминизм и геополитика. Экологическая проблема.

39. Историческое время, его мерность, темпы и необратимость. Понятие “осевого времени”. Проблема начала и “конца истории”.

40. Понятие цивилизации и процесс ее становления. Формационный и цивилизационный подходы к истории.

41. Социальная дезорганизация. Эволюция и революция. Социальные кризисы и катастрофы. Война как социальный феномен.

42. Понятие историзма. Теории прогресса и его закономерностей.

43. Производственно-экономические отношения. Их структура и роль в общественной жизни.

44. Техника как овеществленное знание, как вещный элемент производительных сил. Закономерности развития техники. Техника в системе культуры.

45. Наука. Ее взаимодействие с материальным производством. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

46. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

47. Человек в информационно-техническом мире. Информационная революция и становление единого информационного общества.

48. Племя, народность, нация. Нации и расы. Этнос. Национальные проблемы современного российского общества.

49. Социальная структура общества. Понятие социальной стратификации. Касты, сословия, классы. Классовая борьба и классовое сотрудничество.

50. Семья в социальной структуре общества. Демографические проблемы современного мира.

51. Политика и политическая организация общества. Государство, его сущность и происхождение. Правовое государство

52. Общественное сознание и его структура.

53. Общественное и индивидуальное сознание.

54. Понятие культуры. Культура и цивилизация

55. Политическое и правовое сознание.

56. Мораль и ее исторические типы. Основные категории этики.

57. Ценности и их роль в жизни общества и человека

58. Эстетическое сознание и искусство.

59. Религия и религиозное сознание. Социальный прогресс и религия.

60. Религия в системе культуры. Библия как памятник культуры.

61. Понятия “человек”, “индивид” и “личность”. “Уровни” личности. Личность и общество.

62. Роль народных масс и выдающихся личностей в общественном развитии. “Культ личности”.

63. Гуманизм как историко-культурная традиция. Гуманизация социальных отношений, науки и техники.

64. Смысл бытия, смысл жизни и смерти. Смысл истории

  1. С. О. Макеева кандидат педагогических наук, доцент Уральской государтвенной юридической академии

    Документ
    Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (№ 87 от 25.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители (2)

    Учебно-методический комплекс
  4. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».
  5. Указатель сокращений.

    Указатель
    Кудашкин Александр Васильевич - доктор юридических наук, профессор, профессор Военного университета, академик Академии военных наук (комментарий к преамбуле, статьям 1 - 7, 32, 36, 42, 49).
  6. Я. И. Кузьминов Присутствовали (2)

    Документ
    Проректору С.Ю. Рощину дополнить Отчет об итогах учебно-методической деятельности НИУ ВШЭ перечнем ключевых проблем учебно-методической работы в 2010/11 учебном году и сформулировать основные вызовы и риски на 2011/12 и 2012/13 учебные годы.
  7. Отчет о работе российской академии образования (1)

    Содержательный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  8. Отчет о работе российской академии образования (3)

    Содержательный отчет
    Современная система образования проходит сложные этапы модернизации, ориентированные на сохранение ее стабильности, фундаментальности, обеспечение опережающего развития с учетом возросших потребностей общества и государства в компетентных
  9. Дерации. Она носитель и хранитель особой театральной культуры, где цель и задача бережное, последовательное сохранение богатого творческого наследия основат

    Задача
    История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.

Другие похожие документы..