Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

3.1.2. Система расселения. Процессы урбанизации,

в том числе оценка возможностей формирования агломерации

"Город Волгоград и его пригородная часть"

В настоящее время на территории Волгоградской области насчитывается 6 городских округов, 33 муниципальных района, 31 городское поселение, 422 сельских поселения. 17 поселений области имеют статус исторических поселений - памятников федерального значения.

В Волгоградской области городское население насчитывает 75 процентов, что незначительно выше, чем в целом по стране. Скорее всего, в долгосрочной перспективе доля городского населения будет медленно увеличиваться и она будет выше, чем в среднем по Российской Федерации. Доля городского населения будет увеличиваться не за счет роста числа городских жителей, а за счет сокращения сельского населения.

Волгоградская агломерация определена как одна из зон опережающего развития (точка роста) на территории Волгоградской области.

Возможно, в Волгоградской агломерации в долгосрочной перспективе начнется процесс субурбанизации, отток населения из города в пригороды.

В Волгоградской области из 6 городских округов относятся к крупнейшим - Волгоград, к крупным - Волжский, к большим - Камышин, к средним - Михайловка, остальные - к малым. Незначительное количество больших и средних городов, низкий уровень обустройства городских территорий чреваты понижением инвестиционного потенциала области, оттоком наиболее квалифицированных и мобильных кадров в областной центр и за пределы области, проигрышем региона в соревновании за привлечение новых высокотехнологичных бизнесов.

Формирование эффективной городской агломерации вокруг Волгограда и модернизация города (приведение его инфраструктуры под стандарты европейских городов) является важнейшей предпосылкой успешного социально-экономического развития. В перспективе Волгоградская агломерация должна использовать выгоды своего географического положения на транспортных путях между северной и южной частями страны, а также между Украиной и Казахстаном. В состав Волгоградской агломерации входят следующие городские округа и городские поселения: Волгоград, Волжский, Краснослободск, Городище, Светлый Яр, Средняя Ахтуба. В перспективе в состав агломерации войдут Дубовка и Ленинск.

Развитие городской агломерации Волгограда требует создания совместной транспортной и инженерной инфраструктуры, разработки целевой политики, формирующей единую культурную, промышленную, рекреационную и образовательную среду. Таким образом, первоочередной задачей выступает создание проекта реконструкции городской среды Волгограда и его окрестностей, который должен базироваться на едином плане развития Волгоградской агломерации.

Город Волгоград и его пригородная часть имеют возможности выйти на следующий этап урбанизации ("новый урбанизм"), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.

3.1.3. Анализ трудовых ресурсов и состояния рынка труда

Трудовые ресурсы. Демографическая ситуация (естественная и миграционная убыль населения) в значительной степени оказывает влияние на изменение численности и состава трудовых ресурсов области. В последние годы наблюдалась тенденция к увеличению численности населения в трудоспособном возрасте (в основном за счет вхождения в этот возраст граждан, родившихся в середине и конце 1980-х годов), которая в 2005 году достигла своего максимума. И уже начиная с 2006 года обозначилась тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте, и, как следствие, трудовых ресурсов в целом. Так, в 2008 - 2010 годах, по прогнозу, численность трудовых ресурсов снизится на 2,1 процента. Будут развиваться процессы старения населения и сокращения доли молодежи в возрасте до 15 лет в половозрастной структуре населения. Так, в 2009 - 2010 годах доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения по сравнению с отчетным 2006 годом увеличится с 22,3 процента до 23,2 - 23,6 процента и до 2025 года эта тенденция сохранится. Доля населения в возрасте моложе трудоспособного в общей численности населения уменьшится с 15,7 процента (2006 год) до 15 процентов в 2009 году. Начиная с 2010 года тенденция сменится к росту, и эта доля достигнет в 2025 году 17,3 процента.

Рынок труда и безработица. Последние годы в Волгоградской области наблюдалось снижение уровня общей безработицы (с 9,5 процента в 2001 году до 6,4 процента в 2007 году). При этом уровень регистрируемой безработицы возрос с 0,72 процента экономически активного населения по состоянию на 1 января 2001 года до 1,42 процента по состоянию на 1 января 2008 года.

В 2007 году уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,24 процентных пункта. Однако в последующие годы ожидается как рост численности безработных, которые будут зарегистрированы в органах службы занятости (в 2010 году численность безработных, по предварительной оценке, составит 21,3 тыс. человек против 19,4 тыс. человек в 2007 году), так и рост уровня регистрируемой безработицы.

Рост уровня регистрируемой безработицы наблюдался в первую очередь среди сельских жителей. Численность безработных, проживающих в сельской местности, по состоянию на 1 января 2008 г. составила 43,1 процента от общего количества состоящих на учете в качестве безработных (на 1 января 2001 года - 16,1 процента). В качестве причин роста количества безработных граждан можно отметить стремление безработных формализовать свой статус посредством обращения в государственную службу занятости; низкий размер предлагаемой работодателями заработной платы; низкая трудовая мобильность безработных граждан; недостаточно высокая квалификация рабочей силы в сельской местности как следствие снижения спроса на низкоквалифицированный труд в условиях формирования вертикально-интегрированных агрохолдингов; основным источником доходов, особенно у сельского населения, иногда становится пособие по безработице.

На рост числа обращений и, следовательно, увеличение числа безработных окажет влияние то обстоятельство, что в условиях вхождения в ВТО возрастет потребность в сертификации работников в соответствии с внедряемыми стандартами. Наиболее остро данная проблема обозначится в перерабатывающих отраслях экономики.

Основными проблемами рынка труда являются: изменение возрастной структуры населения; снижение уровня квалификации населения в первую очередь по рабочим специальностям; непривлекательность ряда вакансий из-за низкого уровня заработной платы.

При положительной динамике экономического роста в регионе вероятнее всего проблема безработицы не будет носить ярко выраженного характера. Напротив, учитывая тенденцию постепенного сокращения трудовых ресурсов, в перспективе может возникнуть проблема их дефицита, в первую очередь квалифицированной рабочей силы.

Целью политики администрации Волгоградской области в сфере развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда, выявление положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу.

Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач:

повышение гибкости рынка труда и баланса между спросом и предложением рабочей силы;

развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов;

создание условий, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры;

формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения;

создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

3.1.4. Оценка уровня жизни населения, доходов, социального

обеспечения, здравоохранения, образования и культуры

Доходы населения. За 2001 - 2007 годы номинальные среднедушевые доходы населения выросли с 2,2 тыс. рублей до 9,5 тыс. рублей. В реальном выражении они увеличились в 2,1 раза. Среднемесячная заработная плата на одного работающего выросла за это время с 2,4 тыс. рублей до 9,8 тыс. рублей. Доля населения, живущего за чертой бедности, снижается, но все же остается достаточно высокой (32,5 процента - в 2001 году, 12,9 процента - в 2007 году). В целом нужно отметить, что, несмотря на положительную динамику роста доходов населения, для большей части они остаются низкими. Доля валового регионального продукта на душу населения в Волгоградской области составляет 50,3 процента (за 2006 год) уровня общероссийского показателя. Значительная часть населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, продолжает находиться в сложных жизненных условиях.

Обеспеченность жильем. Средняя обеспеченность населения области площадью жилых квартир выросла с 19,7 кв. метра в 2004 году до 20,9 кв. метра в 2007 году на человека. Этот показатель лишь не намного выше предельно допустимого по классификации ООН (18 кв. метров на душу населения). Однако темпы ввода в эксплуатацию жилья в Волгоградской области пока нельзя назвать высокими. При сохранении темпов жилищного строительства, а также росте доли ветхого и аварийного жилья ситуация будет усугубляться, дефицит жилья будет возрастать.

Здравоохранение. Неблагоприятная демографическая ситуация в Волгоградской области, высокая смертность населения в значительной степени обусловлены ростом заболевания населения. Действительно, за последние 5 лет в Волгоградской области общая соматическая заболеваемость увеличилась на 3,9 процента, на 25,5 процента возросло число врожденных аномалий. Наблюдается рост заболеваемости детей до 14 лет на 3,8 процента практически по всем нозологическим формам, что является следствием интенсивного загрязнения внешней среды, особенно атмосферного воздуха городов, в котором фиксируются концентрации вредных веществ, превышающие предельно допустимые нормы (иногда до 5 - 10 и более раз). Продолжает оставаться высоким уровень детской смертности по сравнению с общероссийским и аналогичным показателем в развитых странах.

Последние три года характеризовались ростом заболеваемости населения злокачественными новообразованиями. В 2003 году этот показатель составил 340 человек на 100 тыс. населения, а в 2006 году вырос до 374 человек. Это высокий показатель по России, где средний уровень составляет 328 человек на 100 тыс. населения.

Неблагоприятная тенденция последних лет связана с ростом так называемых социальных заболеваний. В частности, территориальная заболеваемость всеми формами туберкулеза возросла и составила за 2006 год 106,8 человека на 100 тыс. населения. Волгоградская область относится к регионам ЮФО с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Большинство (80 процентов) - это трудоспособное население в возрасте 20 - 39 лет. Если в 2001 году 95 процентов от всех выявленных с ВИЧ были потребителями инъекционных наркотиков, то в 2006 году каждый второй (49 процентов) получил ВИЧ половым путем. Значительный урон здоровью населения приносит употребление наркотиков и спиртных напитков, зачастую низкого качества. <4>

--------------------------------

<4> В 2006 году на территории Волгоградской области были зарегистрированы массовые отравления некачественным алкоголем со смертельным исходом.

Подобная ситуация обусловливается, с одной стороны, общим ухудшением условий жизни большинства населения, социальным неблагополучием, снижением уровня жизни и ухудшением санитарно-эпидемиологического контроля в регионе. Это касается в первую очередь роста социальных заболеваний. С другой стороны - недостаточным уровнем развития системы здравоохранения, дефицитом специализированного медицинского оборудования и др. <5>

--------------------------------

<5> Несмотря на то, что в последние годы в Волгоградской области построены такие специализированные медицинские центры, как кардиологический центр, центр искусственной почки в г. Волжском, наблюдается еще недостаток специализированного диагностического оборудования. На отдельные виды диагностического оборудования производится запись населения области на несколько месяцев вперед.

Образование. В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в 2000 - 2005 годах в Волгоградской области реализованы мероприятия и проекты в сфере модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, созданы условия для вхождения в общенациональную систему оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.

Вместе с этим в системе образования Волгоградской области, как и в целом по России, продолжают развиваться негативные тенденции. Социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем. Система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда. Более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности.

Сегодняшняя российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики. В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности, кроме того, отстающая от реальных потребностей экономики система переподготовки и повышения квалификации тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Культура. Качество жизни населения связано с сохранением культурного наследия области. Развитие культурной сферы опосредованно оказывает влияние на социальные и демографические процессы, формирование межнациональных отношений и др. Волгоградская область имеет богатое культурное наследие, связанное с жизнью и бытом коренного населения, казаков, поволжских немцев и др.

Область располагает развитой сетью культурных учреждений, библиотек, театров, домов культуры. Театрально-зрелищными организациями в 2007 году проведено 2172 мероприятия, обслужено 678,9 тыс. зрителей. Сборы составили 37,3 млн. рублей. На деятельность учреждений культуры из областного бюджета в 2007 году было выделено 434,0 млн. рублей. Кроме бюджетных ассигнований учреждениями культуры в 2007 году получено от реализации платных услуг и предпринимательской деятельности доходов в сумме 78,1 млн. рублей, которые также были направлены на развитие культурной сферы.

  1. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-од «о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года»

    Закон
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  2. Программа антикризисных мер Волгоградской области на период 2009-2012 годы (проект)

    Программа
    Распоряжение Главы Администрации Волгоградской области в порядке реализации решений Комиссии по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области от 09 апреля 2009 года;
  3. 1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области 7

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  4. Проект проон/гэф 00047701 «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги»

    Реферат
    Настоящая Стратегия в совокупности с Планом действий устанавливает долгосрочные приоритеты в реализации тех норм и правил, которые определены в федеральном и региональном законодательстве в отношении сохранения и устойчивого использования
  5. План основных организационных мероприятий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области на 2012 год

    Анализ
    План основных организационных мероприятий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области на 2012 год
  6. План основных организационных мероприятий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области на 2011 год

    Анализ
    Анализ показателей состояния здоровья населения, среды его обитания и выявление отдельных факторов, влияющих на здоровье населения. Кадровые и материально-технические ресурсы.
  7. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  8. Информация о деятельности Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области в 2008 году Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области

    Документ
    Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее - Комитет по здравоохранению) – это орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере
  9. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (1)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров.

Другие похожие документы..